Тревожность – это индивидуальная психологическаяособенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство всамых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые этому непредрасполагают.
Тревожность — устойчивое свойство, и можно сделать вывод,что оно характерно для ребенка, если он проявляет тревогу часто и в самыхразных ситуациях: при знакомстве с новыми людьми, отвечая у доски, выполняядомашнюю работу и др. При этом тревожные дети часто не могут объяснить, чегоименно они опасаются. Если же они знают, чего боятся, то тогда мы говорим острахе (у страха всегда есть объект — человек, животное, предмет или ситуация).Естественно, что и у тревожных детей могут быть страхи — отдельные или оченьмного.
Ребенок, которого мы называем тревожным, как правило,обладает большинством из следующих характеристик:
— любое задание или новое событие вызывает у негобеспокойство;
— во время выполнения заданий или при попытках овладетьсвоим волнением часто напряжен, скован (ощущается мышечное напряжение даже вобласти лица и шеи);
— беспокойно спит, жалуется на страшные сны;
— у него не нарушено внимание, но ему трудносконцентрироваться на чем-либо, когда он волнуется;
— плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания;
— не уверен в себе, своих силах, ожидает неудач вдеятельности;
-старается скрывать свои проблемы и тревогу.
Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящеевремя остается открытым. Ответить на этот вопрос однозначно вряд ли получится.Но мы можем рассмотреть основные факторы,которые способствуют появлению у ребенка тревожности.
Прежде всего, может играть роль наследственность:у тревожных родителей чаще вырастают тревожные дети. Причем это происходит нетолько за счет передачи генов, но и через подражание взрослым в семье, черезпринятие их образа мысли и поведения. Такие наблюдения, конечно, не новость(как известно, яблочко от яблоньки недалеко падает), но иногда родителям трудноувидеть этот механизм действия в своей семье.
Второй главной причиной тревожности у детей является обстановкав семье, чаще всего нарушение отношений сродителями. Так, в случае если родитель придерживается стиля воспитания,который можно образно назвать диктатура, или предъявляет к ребенкузавышенные требования (Ты должен учиться только на пятерки),то велика вероятность, что, пытаясь соответствовать папиным и маминым ожиданиями предвосхищая их недовольство, малыш станет очень тревожным. Аналогично могутвоздействовать и конфликтная атмосфера в семье (если супруги ссорятся междусобой), и неудовлетворенность взрослых в семье своим уровнем дохода, работой,образом жизни.
Почти у всех детей вызывает резкое повышение тревожности разводродителей. Особенно травматично протекает этот период для тревожногоребенка, если взрослые не могут договориться между собой и непоследовательны всвоем поведении. Например, если папа обещает завтра пойти с дочерью в парк, нопотом пропадает на неделю, решая свои проблемы, или если мама, когда подходитвремя встречи с папой, начинает убеждать девочку, что ей нужно сегодняподготовиться к занятиям или сделать еще что-нибудь полезное (вместополноценного досуга с отцом).
Неминуемо тревожность (и другие проблемные черты) возникнету детей в семьях, где нет согласия между взрослыми по вопросам воспитания илиих действия спонтанны и непоследовательны. Наверняка многие знают семьи, гдебывают такие случаи. Отец считает, что за совершенный ребенком проступок егонадо наказать домашним арестом на неделю, мама в принципе согласна, но считаетмеру слишком суровой и втайне от папы ее смягчает (если ребенок ведет себяхорошо, то она позволяет ему ходить в гости к другу), а бабушка с причитаниямичего придумали, изверги игнорирует полученные ребенком запретывовсе и отпускает его куда угодно, когда родители отсутствуют. Причем вследующий раз позиции взрослых могут меняться на противоположные. Если ребенокпопадает в такие ситуации систематически, то он, либо становится тревожным (непонимает, какую реакцию семьи на свой поступок встретит на этот раз), либо начинаетманипулировать взрослыми, учитывая их слабости и отношения между собой.
Как помочьтревожному ребенку.
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определеннымитрудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьмив трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка способам снятия мышечного иэмоционального напряжения
3.Снятие мышечного напряжения.
Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений.
Повышение самооценки.
Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое времяневозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтеськ ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их вприсутствии других детей Однако ваша похвала должна быть искренней, потому чтодети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за чтоего похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалитьребенка.
Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в такихиграх в кругу, как “Комплименты”, “Я дарю тебе…”, которые помогут им узнатьмного приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя “глазами других детей”.А чтобы о достижениях каждого ученика или воспитанника узнали окружающие, вгруппе можно оформить стенд “Звезда недели”, на котором раз в неделю всяинформация будет посвящена успехам конкретного ребенка.
Каждый ребенок, таким образом, получит возможность быть вцентре внимания окружающих. Количество рубрик для стенда, их содержание и расположениеобсуждаются совместно взрослыми и детьми
Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоциональногонапряжений.
Эмоциональноенапряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в областилица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детямснизить напряжение — и мышечное, и эмоциональное — можно научить их выполнятьрелаксационные упражнения.
Кроме релаксационных игр в работе с тревожными детьминеобходимо также использовать и игры, в основе которых лежит телесный контактс ребенком. Очень полезными являются и игры с песком, глиной, с водой,различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.)
Использование элементов массажа и даже простое растираниетела также способствуют снятию мышечного напряжения. В этом случае совсем необязательно прибегать к помощи медицинских специалистов
Рекомендуется при работе с тревожными детьми устраивать импровизированныемаскарады, шоу, просто раскрашивать лица красками. Участие в таких представлениях,по ее мнению, помогает детям расслабиться.
Драка
Цель: расслабить мышцы нижней части лица икистей рук.
Содержание: Выс другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепкосожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы владони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь : а может, не стоитдраться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!
Это упражнение полезнопроводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.
Воздушныйшарик
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Содержание: Всеиграющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: Представьтесебе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднеситевоображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губынадувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше ибольше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представилаваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажитеих друг другу. Упражнение можно повторить 3 раза.
Корабль иветер
Цель: настроить группу на рабочий лад,особенно, если дети устали.
Содержание: Представьтесебе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайтепоможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втянитещеки… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волюветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумитветер! Упражнение можно повторить 3 раза.
Подарок поделкой
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокругглаз.
Содержание: Представьтесебе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательномподарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаетеглубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните иоткройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады?Улыбнитесь.
После выполненияупражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.
Дудочка
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруггуб.
Содержание: Давайтепоиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам.Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы. в трубочку.Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!
Винт
Цель: снять мышечные зажимы в областиплечевого пояса.
Содержание: Ребята,давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носкивместе. По моей команде Начали будем поворачивать корпус то влево,то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в томже направлении. Начали! …Стоп! Этюд может сопровождаться музыкой Н.Римского-Корсакова Пляска скоморохов из оперыСнегурочка.
«Щепки на реке» (К. Фопель, часть 3, 1998)
Цель: Эта игра способствует созданию спокойной, доверительнойатмосферы в группе.
Содержание: Участники встают в двадлинных ряда, один напротив другого. Это — берега реки. Расстояние между рядамидолжно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один изжелающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстроили медленно. Участники игры — «берега» — помогают руками, ласковымиприкосновениями движению щепки, которая сама выбирает путь: она может плытьпрямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепкапроплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. Вэто время следующая Щепка начинает свой путь. Упражнение можно проводить как соткрытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию самих Щепок).
Обсуждение. Участники делятся своимиощущениями, возникшими у них во время «плавания», описывают, что они чувствовали,когда к ним прикасались ласковые руки, что помогало им обрести спокойствие вовремя выполнения задания.
«За что меня любит мама»
Цель: Повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих егодетей.
Содержание: Все дети сидят в кругу.Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любят родители и друзья.Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за чтолюбят родители и друзья каждого присутствующего в группе ребенка. Призатруднении другие дети могут ему помочь. После этого целесообразно обсудить сдетьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие детизапомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относитьсяк окружающим и слушать их.
Примечание. На первых порах дети,чтобы показаться значимыми для других, рассказывают, что родители любят их зато, что они моют посуду, за то, что любят маленькую сестренку… Только послемногократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят простоза то, что они есть.
«Скульптура»
Цель: Развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног и т. д.,снижение мышечного напряжения.
Содержание: Дети разбиваются на пары.Один из них — скульптор, другой — скульптура. По заданию взрослого (иливедущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру: ребенка, которыйничего не боится; ребенка, который всем доволен; ребенка, который выполнилсложное задание, и т. д. Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могутвыбирать сами дети. Затем дети могут поменяться ролями. Возможен вариант групповойскульптуры. После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что оничувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно былоизображать, какую — нет.
«Ласковый мелок»
Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильныхощущений.
Содержание: Существует хорошееразвлечение — рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки илибуквы, а затем отгадывать, что было изображено. Данная игра нравится многимдетям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т. к.они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать,вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому мы предлагаеммодификацию данной игры. Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будемрисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал?Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца.«Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебесолнце ласковым мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела.«Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуютсолнце своим ласковым хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну,или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки«стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другойучасток тела.
«Добрый-злой, веселый-грустный»
Цель: Игра помогает расслабить мышцы лица.
Содержание: Взрослый предлагает ребенкувспомнить различных героев любимых сказок. Затем просит ребенка ответить наследующие вопросы: «Кто из этих героев самый добрый? А кто самый злой? Ктосамый веселый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь героев (удивленных,испуганных и т. д.)?» Затем все названные персонажи ребенок рисует на листебумаги. После этого взрослый говорит: «Я сейчас попробую загадать какого-либоиз этих героев и показать тебе, как он выглядит. А ты отгадай, кто это».Взрослый делает веселое выражение лица. Ребенок отгадывает, какой изнарисованных персонажей бывает таким. Затем ребенок изображает выражение лицалюбого героя, а взрослый отгадывает, кто это. Данную игру можно порекомендоватьтревожным детям и их тревожным родителям.
«Настроение ипоходка»
Цель: снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности,снятие мышечных зажимов.
Содержание: Взрослый показывает движенияи просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий дождик, а теперь – кактяжелые, большие капли. Полетаем как воробей, а теперь – как орел.Походим как старая бабушка, попрыгаем как веселый клоун. Пройдемся какмаленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся как кошка кптичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся как рассеянный человек.Побежим навстречу маме, прыгнем к ней на шею и обнимем ее».
Упражнение выполняется босиком наковре.
«Водопад»
Цель: эта игра на воображениепоможет детям расслабиться.
«Сядьте поудобнее и закройтеглаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоитевозле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает внизмягкий белый свет. Теперь представьте себе вы под этим водопадом, ипочувствуйте, этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вычувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцыили…Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими ирасслабленными.
Белый свет стекает с вашей спины, ивы замечаете, так в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой ирасслабленной. А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как онирасслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать ивыдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.
Пусть свет течет также по вашим рукампо ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче ирасслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вычувствуете, что они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительныйводопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенноспокойно и безмятежно, и с каждым вздохом и выдохом вы все глубжерасслабляетесь и наполняетесь свежими силами…(30 секунд). Теперьпоблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил…Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.»
После этой игрыстоит заняться чем-нибудь спокойным.