Вданное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, -происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей,акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем неменее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебнаядеятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качествоподготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока,его организационной и практической направленностью, его атмосферой. Именноналичие познавательного интереса у учащихся во многом определяет качествоусвоения знаний и способов деятельности. Вместе с тем, в практике современноговоспитательно-образовательного процесса педагоги нередко сталкиваются сотсутствием интереса учащихся, что во многом определяет низкое качествоусвоения знаний и способов деятельности.
Одним из выходов данного«образовательного тупика» является применение новых педагогических технологий вобразовательном процессе, поэтому современный урок невозможен без использованияЭОР и особенно это касается предметов естественно — научного цикла, т.к. именноони формируют единую картину мира.
Биология – один из наиболееблагодатных предметов для эффективного применения ЭОР. Изучение в школепредмета Биология на вербальном уровне не создает правильногопредставления об изучаемых объектах и явлениях. Но нельзя и полностью заменятьна уроках биологии натуральные объекты объектами виртуальной среды. Всесредства обучения необходимо применять комплексно, исходя из цели, задач урока,особенностей обучающихся.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) — это представленные вцифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объектывиртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографическиематериалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовыедокументы и иные учебные материалы(электронные приложения), необходимые дляорганизации учебного процесса.
Содержание предмета биологииувлекает обучающихся, но для лучшего восприятия изучаемого материала необходимокачественное наглядное сопровождение. Так как наглядность обучения — это одиниз основных принципов дидактики, необходимый для развития наблюдательности,внимания, развития речи, мышления учащихся.
ЭОР для преподавателя этодемонстрация цифровых объектов; использование виртуальных лабораторий иинтерактивных моделей учебного комплекта; компьютерное тестирование;возможность оперативного получения дополнительной информации; развитиетворческого потенциала обучающихся.
ЭОР для обучающихся этоорганизация и проведение индивидуальной, исследовательской, творческой работына уроке; Помощь при подготовке домашних заданий; Повышение учебных интересов;Автоматизированный самоконтроль; Помощь в организации обучения в удобном темпеи на выбранном им уровне усвоения материала; Большая база объектов дляподготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций. Обучающиеся могутиспользовать ЭОР: 1) во время урока по заданию преподавателя 2) вне занятий :проекты и подготовка к зачету; 3) дома : подготовка к урокам, олимпиадам попредмету (самостоятельно).
На этапе объяснения нового материала использую следующие видыучебной деятельности: Цветные рисунки и фото. Слайд-шоу. Видеофрагменты.Анимации Интерактивные модели и рисунки, схемы. Мультимедийные презентации.
На этапе закрепления материалая использую следующие виды учебной деятельности: Работа с заданиями с выборомответа. Работа с тренажерами. Выполнение виртуальных лабораторных работ.Выполнение виртуальных лабораторных работ позволяют кроме закрепления знаний иотработки умений, значительно сократить время на проведение лабораторной работыи решить проблему недостаточной материальной базы.
Электронные образовательныересурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практическиезанятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тутже провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее заданиестановится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, какфотография невысокого качества от объёмного голографического изображения.
Я давно использую электронныеобразовательные ресурсы, расположенные на сайтах в работе при подготовке куроку биологии, внеклассного мероприятия, для распространения собственногопедагогического опыта:
1. Федеральный портал«Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/
2. Федеральный портал «Российскоеобразование» www.edu.ru
3. Портал«Информационно-коммуникационные технологии в образовании» www.ict.edu.ru
4. Единая Интернет-колллекцияцифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
5. www.school—collection.edu.ru
6. Федеральный центринформационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
7. Фестиваль педагогических идей«Открытый урок» http://festival.1september.ru
8. Учительский портал http://www.uchportal.ru
9. Федеральный институтпедагогических измерений /демоверсии тестов ЕГЭ и ГИА/ www.fipi.ru
10. Рособрнадзор /нормативныедокументы по итоговой аттестации ЕГЭ, ГИА www.obrnadzor.gov.ru
11. Всероссийский учительскийпортал ЗАВУЧ.ИНФО http://www.zavuch.info/
12. Учительский портал. Банкэлектронных портфолио учителей. http://journal-bipt.info/
13. Учительский портал http://www.uchportal.ru/
14. Интернет портал ProШколу.ru http://www.proshkolu.ru/
15. Фестиваль исследовательских итворческих работ учащихся http://portfolio.1september.ru/
16. Социальная сеть работниковобразования http://nsportal.ru
17. Сетевое образовательноесообщество «Открытый класс» http://www.openclass.
Учитель должен научитьсяразумно использовать ЭОР с пользой для учебного процесса и для каждого ученика
Преимущества использованияЭОР:
1. Делают обучение более эффективным;
2. Способствуют индивидуализации обучения;
3. Повышается мотивация обучения;
4. Активизируется познавательная деятельностьучащихся;
5. Обеспечивается оперативность иобъективность контроля;
6. Дают педагогу возможность для построенияиндивидуальных образовательных траекторий учащихся;
7. Облегчает деятельность педагога и создаютэффективную обратную связь;
8. Способствуют развитию у учащихсяпродуктивных функций и психических процессов;
9. Повышается интерес к изучаемому предмету.
Недостатки: Нерациональное,необоснованное использование ЭОР может привести к тому, что: ограничиваетсявозможность развития культуры речи обучающихся, недостаточно активноразвиваются навыки работы с терминами, навыки письменной речи. происходитизлишняя алгоритмизация мыслительной деятельности обучающихся. ухудшаетсясостояние здоровья студентов в случае превышения допустимого времени работы закомпьютером.
Результатомуспешной деятельности с применением электронных образовательных ресурсовявляется желание учащихся глубоко изучать явления природы, участвовать вэкспериментах, создавать исследовательские проекты и внедрять их в жизнь.
Одним словом, полагаю, что учитель должен сочетать всвоей педагогической практике инновационные технологии с традиционными. Этопозволит педагогу устранить все те риски, которые возникают при использованииинформационных технологий.
Закончу своевыступление следующей пословицей
«Знания,которые не пополняются ежедневно,
убываютс каждым днем»
