Разработка системы упражнений
по формированию УУД младших школьников
(в рамках одного урока)
- Тема: Значение воздуха для жизни. Состав воздуха
(3-й класс, УМК «Планета знаний»)
Цели:
а)образовательные: познакомить учащихся со способамиобнаружения воздуха и его составом; формировать представление о том, что такоевоздушная среда, и каково ее значение для жизни.
б) развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы,обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающемумиру через работу с разными информационными источниками.
в)воспитывающие: воспитывать коммуникативные умения(сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), воспитывать бережноеотношение к природе.
Форма работы – групповая.
- План-схема урока, включающая описание использованных в уроке учебных задач.
Этап урока |
Цель этапа (формирование или развитие конкретных УУД) |
Материал (текст, интернет-ресурс, упражнения, презентация, плакат и т.д.). Описание учебной задачи. |
Форма контроля/самоконтроля (вопросы для самопроверки, тесты, викторины, карты памяти, карточки, работа с интернет-ресурсом и т.д.) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Оргмомент (дети сидят в группах по 4 человека).
|
Формирование и развитие коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества; лидерство и согласование действий с партнёром. |
Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу. Какое у вас настроение? Выберите в своих группах капитана и секретаря.
|
Вопрос: «Какое у вас настроение?» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний, целеполагание. Стадия «Вызов»
|
Формирование и развитие регулятивных УУД: целеполагание.
Формирование и развитие познавательных УУД:
|
Материал: текст. Учитель: Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте её.
Через нас проходит в грудь И обратный держит путь, Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем.
Учитель: – Кто сможет назвать тему урока?
Материал: презентация: слайд 1 и 2. Дети: Мы будем изучать воздух. Какие цели поставите перед собой? Дети: Быть внимательным, быть активным, хорошо работать, слушать товарищей, узнать новое про воздух, … Учитель: Я ставлю перед вами цель быть внимательными и активными учениками, слушать и слышать.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. 1 Работа с таблицей «Знаю. Хочу узнать. Узнал (ЗХУ)»
|
Формирование и развитие познавательных УУД:
|
Учитель: − Что вы знаете про воздух? Мы сегодня будем работать с таблицей «ЗХУ». Материал: презентация: слайд 3:
(заполняется 1 столбик)
Дети: Воздух — газообразное вещество, не имеет формы, прозрачный, без запаха, бесцветный, нужен для дыхания)
Материал: текст (карточка). Учитель: Какой еще бывает воздух? Возьмите карточку №1.
Работа со стихотворением «Воздух», составление ассоциативного ряда.
Учитель: Какой воздух? Что пишет поэт о нём?
|
Работа с таблицей «Знаю. Хочу узнать. Узнал (ЗХУ)».
Карточка №1
Он – прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. Он в лесу – густой, душистый, Пахнет свежестью смолистой, Пахнет дубом и сосной. Летом он бывает тёплым, Веет холодом зимой, Когда иней красит стекла И лежит на них каймой, Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем – Он ведь нам необходим!
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2. Заполнение второй графы таблицы
|
Формирование и развитие познавательных УУД:
|
Учитель: − Что вы хотите узнать про воздух? (Заполняется графа таблицы «Хочу узнать»)
Дети: Сколько человеку надо воздуха для жизни? − Где можно встретить воздух? − Можно ли воздух увидеть, услышать, почувствовать? − Из чего состоит воздух? − Почему небо голубое? − Какими свойствами обладает воздух?
|
Работа с таблицей «Знаю. Хочу узнать. Узнал (ЗХУ)» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Стадия «Осмысление». Практическая работа
|
Формирование и развитие познавательных УУД:
|
Материал: опыты, презентация (таблица). Учитель: – Рассмотрим ряд опытов.
Опыт №1 (делает учитель)
Пустой стакан переворачивается вверх дном и опускается в сосуд с водой. При наклоне появляются пузырьки.
Учитель: Что наблюдаем? (дети в группах обсуждают и обобщают увиденное: видим пузырьки, это воздух) Результат фиксируется в таблицу, графа «Узнал» можно увидеть (по щелчку).
Опыт №2 (проводят ученики)
При помощи соломинки дуют в сосуд с водой.
Учитель: Что наблюдаем? Дети: При помощи зрения в некоторых случаях можно обнаружить воздух.
Опыт №3 (проводят ученики)
Воздушные шары наполняются воздухом, а затем воздух выпускается из шарика.
Учитель: Что наблюдаем? Дети: При помощи слуха в некоторых случаях можно обнаружить воздух.
(в таблицу записывается «можно услышать»)
Опыт №4 (проводят ученики)
Засечь, сколько времени можно обойтись без воздуха.
Дети: Воздух необходим для жизни. (в таблицу записывают «необходим для жизни») (вывод записывается в тетрадь, с. 18. №38)
Опыт №5 (проводят ученики)
Дети машут друг на друга тетрадями.
Учитель: Что наблюдаем? Дети: Воздух можно осязать, когда он движется. (в таблицу записываем «можно осязать»)
Материал: презентация: слайд 4. (чтение вывода в учебнике на с.47) Мир вокруг нас заполнен воздухом. Воздух прозрачен, поэтому мы его не видим. Кажется, что нас окружает пустота. Но с помощью опытов воздух легко обнаружить: увидеть, услышать, почувствовать.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Введение понятия «Атмосфера» 4.1. Просмотр видео (интервью учителя физики)
|
Формирование и развитие познавательных УУД:
|
Материал: видеозапись. Текст интервью учителя физики: Атмосфера Земли состоит из воздуха. Воздух обладает большей плотностью вблизи Земли, потому что Земля сильнее притягивает нижние слои атмосферы, а верхние слои атмосферы – воздушные массы — давят на нижние. Из-за перемещения воздушных масс в атмосфере образуется ветер.
Учитель: Какое новое слово услышали?
Материал: презентация: слайд 5. Учитель: Воздушный океан разлился над Землей. Мы с вами живем на дне этой воздушной оболочки. Ее называют атмосфера. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Она вместе с Землей вращается вокруг своей воображаемой оси.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.2. Значение атмосферы для жизни на Земле.
|
Формирование и развитие познавательных УУД:
|
Материал: карточка. Учитель: Прочитайте текст и поставьте на полях знак «v», если эта информация вам знакома и «+», если это для вас новое. Учитель: Что нового узнали об атмосфере?
Материал: презентация: слайд 5. Дети: Атмосфера словно голубая рубашка, она не дает Земле перегреваться. Ещё она, будто бронежилет, защищает нас от метеоритов. Атмосфера защищает Землю от губительных космических лучей и космического холода, словно толстое одеяло.
Материал: презентация: слайд 6. Учитель: Как называется воздушная оболочка Земли? (ответы в графу «Узнал») Дети: Атмосфера:
Учитель: Какое значение для Земли имеет атмосфера? (запись в графу «Узнал»)
Дети: 1. Защищает от метеоритов. 2. Предохраняет от перегрева и от морозов. 3. Защищает от губительных солнечных лучей. 4. Следит за климатом на планете.
|
(работа с карточкой № 2 – прием «Инсерт», использование 2 знаков: v – уже знал; +- новое) Карточка №2
Оказывается, воздушная оболочка – это удивительная голубая рубашка. В такой рубашке наша планета не перегревается от солнечного жара днем и не стынет от космического холода ночью. Кроме того, атмосфера, словно бронежилет, защищает Землю от космических снарядов- метеоритов. Воздушный океан защищает все живое от космических лучей — невидимок – ультрафиолета. И еще одну работу выполняет атмосфера – следит за климатом на планете: облачностью, дождем, ветром. Если бы не атмосфера – Земля была бы голой пустыней.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Состав воздуха. 5.2. Видео (интервью учителя химии или географии)
|
Формирование и развитие познавательных УУД:
|
Материал: опыт со свечами, когда одна горит на открытом воздухе, а другую закрыли стаканом. Учитель: Что наблюдаем? Возникновение проблемы: почему одна свеча горит, а другая – нет? Какие будут предположения? Поможет учитель химии или географии.
Материал: видеозапись. Текст интервью учителя географии: Воздух – это то, чем дышит всё живое на Земле. Воздух- это смесь газов, который состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% углекислого газа и различных примесей.
Материал: презентация: слайд 7. Учитель: Что нового узнали про воздух? Из чего состоит воздух? Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325 Дети: Воздух- это смесь газов. Он состоит из азота, кислорода и углекислого газа.
Материал: презентация: слайд 8. – записать в графу «Узнал» состоит из азота, кислорода и углекислого газа.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.3. Чтение статьи учебника с. 49 + тетрадь, с. 19 № 40 − заполнение диаграммы состава воздуха.
|
Формирование и развитие познавательных УУД:
Формирование и развитие регулятивных УУД: коррекция, оценка.
|
Материал: презентация: слайд 9. Учитель: Какой газ необходим для дыхания? Дети: Для дыхания нам нужен кислород. Учитель: Для чего еще нужен кислород? Дети: Кислород поддерживает горение.
Материал: презентация: слайд 10. —запись в графу «Узнал» нужен для дыхания и горения |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.4. Первичное закрепление темы урока, решение кроссворда
|
Формирование и развитие познавательных УУД: · общеучебные (информационный поиск, структурирование знаний, знаково-символические действия);
|
Материал: карточка. Учитель: А чтобы вы сказали о человеке, который бы решил измерить массу воздуха?
Материал: презентация: слайд 11. Учитель: Это был Галилео Галилей 300 лет назад он к всеобщему удивлению взял и измерил массу воздуха. Конечно, положить воздух на чашку весов ученый не мог, но он придумал одну хитрость. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. А затем откачал из воздуха шар, заткнул отверстие и снова измерил массу шара. Он увидел, что масса шара стала значительно меньше. Масса 1м3 воздуха, т. е. 1000 литров —1кг 293 грамма, тогда масса 1 литр — 1 г 293 мг. Учитель: Тогда вы должны подумать о том, что над нами, над земными лесами, горами и морями, над всей землей лежит огромный воздушный океан – невидимая, многокилометровая масса и она давит на землю. Да еще как! С силой больше, чем 15 тонн! Это масса трех грузовиков.
Учитель: Почему же тогда мы не чувствуем этой тяжести? Да потому, что в организме человека тоже есть воздух.
|
Карточка №3
1. Физическое тело, вещество способное распространятся по всему доступному ему пространству, равномерно заполняя его (газ). 2. Воздушная оболочка земли (атмосфера). 3. Губительные солнечные лучи — невидимки (ультрафиолет). 4. Болезнетворные организмы, находящиеся в воздухе (микробы). 5. Газ, необходимый для дыхания (кислород) 6. Опахало (веер) 7. Восточная дыхательная гимнастика (йога).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.5. Прием «Тонкие» и «Толстые» вопросы
|
Формирование и развитие регулятивных УУД: контроль, коррекция, оценка.
Формирование и развитие коммуникативных УУД: постановка вопросов, построение речевых высказываний, лидерство и согласование действий с партнёром. |
Материал: карточка-подсказка. Учитель: Я предлагаю группам поработать с «Тонкими» и «Толстыми» вопросами, составить для других групп по 2 вопроса. (группы по очереди зачитывают свои вопросы)
|
Карточка-подсказка
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
|
Формирование и развитие регулятивных УУД: контроль, коррекция, оценка.
Формирование и развитие коммуникативных УУД: постановка вопросов, построение речевых высказываний. |
Материал: презентация: слайды 12, 13. Учитель: Что узнали о воздухе? Что осталось узнать? Чьи ответы вам понравились больше?
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.2. Составление синквейна
|
Формирование и развитие регулятивных УУД: контроль, коррекция, оценка.
Формирование и развитие личностных УУД: смыслообразование.
|
Материал: карточки со словами. Учитель: Назовите тему урока одним словом (воздух); Учитель: Назовите 2-3 признака воздуха (прозрачный, бесцветный, без запаха); Учитель: Назовите 2-3 действия, которые производит атмосфера (защищает, следит и предохраняет); Учитель: Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока (Воздух должен быть чистым!); Учитель: Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? (Жизнь!)
|
Примерный синквейн
Воздух Лёгкий, бесцветный, невесомый, Защищает и предохраняет, Воздух должен быть чистым! Воздух – это жизнь!
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.3. Домашнее задание
|
|
Учитель: Домашнее задание: с.47- 50, читать, с. 50, ответить на вопросы (табличка.) |
|
- Список использованной литературы.
1. А. Дорохов «Легкий, тяжелый, жидкий…». Издательство«Детская литература», 1987, с.5.
2. Энциклопедия «Я познаю мир», том «География», с74-75. М.: АСТ, 1995.
3. Конспект урока: http://metodisty.ru/m/groups/files/nachalnaya_shkola?cat=137
