X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

 

Разработка системы упражнений

по формированию УУД младших школьников

(в рамках одного урока)

 

  1. Тема: Значение воздуха для жизни. Состав воздуха

(3-й класс, УМК «Планета знаний»)

Цели:

 

а)образовательные: познакомить учащихся со способамиобнаружения воздуха и его составом; формировать представление о том, что такоевоздушная среда, и каково ее значение для жизни.

б) развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы,обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающемумиру через работу с разными информационными источниками.

в)воспитывающие: воспитывать коммуникативные умения(сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),  воспитывать бережноеотношение к природе.

 

Форма работы – групповая.

 

  1. План-схема урока, включающая описание использованных в уроке учебных задач.

 

Этап урока

Цель этапа (формирование или развитие конкретных УУД)

Материал (текст, интернет-ресурс, упражнения, презентация, плакат и т.д.). Описание учебной задачи.

Форма контроля/самоконтроля (вопросы для самопроверки, тесты, викторины, карты памяти, карточки, работа с интернет-ресурсом и т.д.)

1. Оргмомент (дети сидят в группах по 4 человека).

 

Формирование и развитие  коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества; лидерство и согласование действий с партнёром.

Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу. Какое у вас настроение? Выберите в своих группах капитана и секретаря.

 

Вопрос: «Какое у вас настроение?»

2.Актуализация знаний,  целеполагание.  Стадия «Вызов»

 

Формирование и развитие  регулятивных УУД: целеполагание.

 

Формирование и развитие  познавательных УУД:

  • общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование учебной цели)

Материал: текст.

Учитель: Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте  её.  

 

Через нас проходит в грудь

И обратный держит путь,

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

                                                          

Учитель: – Кто сможет назвать тему урока?

 

Материал: презентация: слайд 1 и 2.

Дети: Мы будем изучать воздух.

Какие цели поставите перед собой?

Дети: Быть внимательным, быть активным, хорошо работать, слушать товарищей, узнать новое про воздух, …

Учитель: Я ставлю перед вами цель быть внимательными и активными учениками, слушать и слышать.

 

 

2. 1 Работа с таблицей «Знаю. Хочу узнать. Узнал (ЗХУ)»

 

Формирование и развитие  познавательных УУД:

  • общеучебные (информационный поиск, структурирование знаний);
  • логические (анализ объекта, синтез, сравнение).

Учитель: − Что  вы знаете про воздух?  Мы сегодня будем работать с таблицей «ЗХУ». 

Материал: презентация: слайд 3:

 

З — что мы знаем   про воздух?

Х – что хотим узнать?

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать

(заполняется 1 столбик)

 

Дети: Воздух — газообразное вещество, не имеет формы, прозрачный, без запаха, бесцветный, нужен для дыхания)

 

Материал: текст (карточка).

Учитель: Какой еще бывает воздух? Возьмите карточку №1.

 

Работа со стихотворением  «Воздух», составление ассоциативного ряда.   

     

Учитель:  Какой воздух?  Что пишет поэт о нём?

 

Работа с таблицей «Знаю. Хочу узнать. Узнал (ЗХУ)».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №1

 

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

 

2.2. Заполнение второй графы таблицы

 

Формирование и развитие  познавательных УУД:

  • общеучебные (информационный поиск, структурирование знаний);
  • логические (анализ объекта, синтез, сравнение).

Учитель:  Что  вы хотите узнать про воздух?  (Заполняется графа таблицы «Хочу узнать»)                            

 

Дети: Сколько человеку надо воздуха для жизни?

 − Где можно встретить воздух?

 −  Можно ли воздух увидеть, услышать, почувствовать?

 −  Из чего состоит воздух?

 − Почему небо голубое?

 − Какими свойствами обладает воздух?

 

Работа с таблицей «Знаю. Хочу узнать. Узнал (ЗХУ)»

3. Стадия «Осмысление».

Практическая работа

 

Формирование и развитие  познавательных УУД:

  • общеучебные (информационный поиск, структурирование знаний);
  • логические (анализ объекта, синтез, сравнение, классификация).

Материал: опыты, презентация (таблица).

Учитель: – Рассмотрим ряд опытов.

 

Опыт №1 (делает учитель)

 

Пустой стакан переворачивается вверх дном  и опускается в сосуд с водой. При наклоне появляются пузырьки.

 

Учитель: Что наблюдаем? (дети в группах обсуждают и обобщают увиденное: видим пузырьки, это воздух)

Результат фиксируется в таблицу, графа «Узнал» можно увидеть (по щелчку).

 

Опыт №2 (проводят ученики)

 

При помощи соломинки дуют в сосуд с водой.

 

Учитель: Что наблюдаем?

Дети: При помощи зрения в некоторых случаях можно обнаружить воздух.

 

Опыт №3 (проводят ученики)

 

Воздушные шары наполняются воздухом, а затем воздух выпускается из шарика.

 

Учитель: Что наблюдаем?

Дети: При помощи слуха в некоторых случаях можно обнаружить воздух.

 

(в таблицу записывается «можно услышать»)

 

Опыт №4 (проводят ученики)

 

Засечь, сколько времени можно обойтись без воздуха.

 

 Дети: Воздух  необходим для жизни.

(в таблицу записывают «необходим для жизни»)

(вывод записывается в тетрадь, с. 18. №38)

 

Опыт №5 (проводят ученики)

 

Дети машут друг на друга тетрадями.

 

Учитель: Что наблюдаем?

 Дети: Воздух можно осязать, когда он движется.

(в таблицу записываем «можно осязать»)

 

Материал: презентация: слайд 4.

(чтение вывода в учебнике на с.47)

Мир вокруг нас заполнен воздухом. Воздух прозрачен, поэтому мы его не видим. Кажется, что нас окружает пустота. Но с помощью опытов воздух легко обнаружить: увидеть, услышать, почувствовать.

 

 

4. Введение понятия «Атмосфера»

4.1. Просмотр видео (интервью учителя физики)

 

Формирование и развитие  познавательных УУД:

  • общеучебные (информационный поиск, структурирование знаний);
  • логические (анализ объекта, синтез, сравнение).

Материал: видеозапись.

Текст интервью учителя физики:

Атмосфера Земли состоит из воздуха. Воздух обладает большей плотностью вблизи Земли, потому что Земля сильнее притягивает нижние слои атмосферы, а верхние слои атмосферы – воздушные массы — давят на нижние. Из-за перемещения воздушных масс в атмосфере образуется ветер.

 

Учитель: Какое новое слово услышали?

 

Материал: презентация: слайд 5.

Учитель: Воздушный океан разлился над Землей. Мы с вами живем на дне этой воздушной оболочки. Ее называют атмосфера. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Она вместе с Землей вращается вокруг своей воображаемой оси.

 

 

4.2. Значение атмосферы для жизни на Земле.

 

Формирование и развитие  познавательных УУД:

  • общеучебные (информационный поиск, структурирование знаний, постоение речевого высказывания);
  • логические (анализ объекта, синтез, сравнение, классификация).

Материал: карточка.

Учитель: Прочитайте текст и поставьте на полях знак «v», если эта информация вам знакома и «+», если это для вас новое.

Учитель: Что нового узнали об атмосфере?

 

Материал: презентация: слайд 5.

Дети: Атмосфера словно голубая рубашка, она не дает Земле перегреваться.  Ещё она, будто бронежилет, защищает нас от метеоритов. Атмосфера защищает Землю от губительных космических лучей и космического холода, словно толстое одеяло.

 

Материал: презентация: слайд 6.

Учитель: Как называется воздушная оболочка Земли?

(ответы в графу «Узнал»)

Дети: Атмосфера:

 

Учитель: Какое значение для Земли имеет атмосфера?

(запись в графу «Узнал»)

 

Дети:

1. Защищает от метеоритов.

2. Предохраняет от перегрева и от морозов.

3. Защищает от губительных солнечных лучей.

4. Следит за климатом на планете.

 

(работа с карточкой № 2 – прием «Инсерт», использование 2 знаков: v – уже знал; +- новое)

Карточка №2

 

Оказывается, воздушная оболочка – это удивительная голубая рубашка. В такой рубашке наша планета не перегревается от солнечного жара днем и не стынет от космического холода ночью. Кроме того, атмосфера, словно бронежилет, защищает Землю от космических снарядов- метеоритов. Воздушный океан защищает все живое от космических лучей — невидимок – ультрафиолета. И еще одну работу выполняет атмосфера – следит за климатом на планете: облачностью, дождем, ветром. Если бы не атмосфера – Земля была бы голой пустыней.

 

5. Состав воздуха.

       5.2. Видео (интервью учителя химии или географии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование и развитие  познавательных УУД:

  • общеучебные (информационный поиск, структурирование знаний);
  • логические (анализ объекта, синтез, сравнение, установление причинно-следственых связей, выдвижение гипотез, построение логической цепи рассуждений);
  • действия постановки и решения проблем (формулирование проблемы).

Материал: опыт со свечами, когда одна горит на открытом воздухе, а другую закрыли стаканом.

Учитель: Что наблюдаем? Возникновение проблемы: почему одна свеча горит, а другая – нет? Какие будут предположения? Поможет учитель химии или географии.

 

Материал: видеозапись.

Текст интервью учителя географии:

Воздух – это то, чем дышит всё живое на Земле. Воздух- это смесь газов, который состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% углекислого газа и различных примесей.

 

Материал: презентация: слайд 7.

Учитель: Что нового узнали про воздух? Из чего состоит воздух?

Представленная информация была полезной?
ДА
60.68%
НЕТ
39.32%
Проголосовало: 1325

Дети: Воздух- это смесь газов. Он состоит из азота, кислорода и углекислого газа.

 

Материал: презентация: слайд 8.

записать в графу «Узнал» состоит из азота, кислорода и углекислого газа.

 

 

5.3. Чтение статьи учебника с. 49  + тетрадь,

с. 19 № 40 −  заполнение диаграммы состава воздуха.

 

Формирование и развитие  познавательных УУД:

  • общеучебные (информационный поиск, структурирование знаний);
  • логические (анализ объекта, синтез, сравнение, установление причинно-следственых связей, выдвижение гипотез, построение логической цепи рассуждений);

 

Формирование и развитие  регулятивных УУД: коррекция, оценка.

 

Материал: презентация: слайд 9.

Учитель: Какой газ необходим для дыхания?

Дети: Для дыхания нам нужен кислород. 

Учитель: Для чего еще нужен кислород?

Дети: Кислород поддерживает горение.

 

Материал: презентация: слайд 10.

запись в графу «Узнал» нужен для дыхания и горения

 

5.4. Первичное закрепление темы урока, решение кроссворда 

 

Формирование и развитие  познавательных УУД:

·                     общеучебные (информационный поиск, структурирование знаний, знаково-символические действия);

  • логические (анализ объекта, синтез, сравнение, выдвижение гипотез).

Материал: карточка.

Учитель: А чтобы вы сказали о человеке, который бы решил измерить массу воздуха?

 

Материал: презентация: слайд 11.

Учитель: Это был Галилео Галилей

300 лет назад он к всеобщему удивлению взял и измерил массу воздуха. Конечно, положить воздух на чашку весов ученый не мог, но он придумал одну хитрость. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. А затем откачал из воздуха шар, заткнул отверстие и снова измерил массу шара.  Он увидел, что масса шара стала значительно меньше.

 Масса 1м3 воздуха, т. е. 1000 литров 1кг 293 грамма, тогда масса 1 литр 1 г 293 мг.

Учитель: Тогда вы должны подумать о том, что над нами, над земными лесами, горами и морями, над всей землей лежит огромный воздушный океан – невидимая, многокилометровая масса и она давит на землю. Да еще как! С силой больше, чем 15 тонн! Это  масса трех грузовиков.

 

Учитель: Почему же тогда мы не чувствуем этой тяжести? Да потому, что в организме человека тоже есть воздух.

 

Карточка №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Физическое тело, вещество способное распространятся по всему доступному ему пространству, равномерно заполняя его (газ).

2. Воздушная оболочка земли (атмосфера).

3. Губительные солнечные лучи — невидимки (ультрафиолет).

4. Болезнетворные организмы, находящиеся в воздухе (микробы).

5. Газ, необходимый для дыхания (кислород)

6. Опахало (веер)

7. Восточная дыхательная гимнастика (йога).

 

5.5. Прием «Тонкие» и «Толстые» вопросы

 

Формирование и развитие  регулятивных УУД: контроль, коррекция, оценка.

 

Формирование и развитие  коммуникативных УУД: постановка вопросов, построение речевых высказываний, лидерство и согласование действий с партнёром.

Материал: карточка-подсказка.

Учитель: Я предлагаю группам поработать с «Тонкими» и «Толстыми» вопросами, составить для других групп по 2 вопроса.

(группы по очереди зачитывают свои вопросы)

 

 

Карточка-подсказка

 

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните, почему……..?

Почему вы считаете, ….?

Предположим, что будет, если…..?

Кто….?

Что….?

Когда…?

Может…..?

Как звать…?

Верно ли…?

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

 

Формирование и развитие  регулятивных УУД: контроль, коррекция, оценка.

 

Формирование и развитие  коммуникативных УУД: постановка вопросов, построение речевых высказываний.

Материал: презентация: слайды 12, 13.

Учитель: Что узнали о воздухе? Что осталось узнать? Чьи ответы вам  понравились больше?

 

 

6.2. Составление синквейна

 

Формирование и развитие  регулятивных УУД: контроль, коррекция, оценка.

 

Формирование и развитие  личностных УУД:

смыслообразование.

 

Материал: карточки со словами.

Учитель: Назовите тему урока одним словом (воздух);

Учитель: Назовите 2-3 признака воздуха (прозрачный, бесцветный, без запаха);

Учитель: Назовите 2-3 действия, которые производит атмосфера (защищает, следит и предохраняет);

Учитель: Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока (Воздух должен быть чистым!);

Учитель: Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? (Жизнь!)

 

Примерный синквейн

 

Воздух

Лёгкий, бесцветный, невесомый,

Защищает и предохраняет,

Воздух должен быть чистым!

Воздух – это жизнь!

 

6.3. Домашнее задание

 

 

Учитель:  Домашнее задание: с.47- 50, читать, с. 50, ответить на вопросы (табличка.)

 

 

 

  1. Список использованной литературы.

1.                А. Дорохов «Легкий, тяжелый, жидкий…». Издательство«Детская литература», 1987, с.5.

2.                Энциклопедия «Я познаю мир», том «География», с74-75. М.: АСТ, 1995.

3.                Конспект урока: http://metodisty.ru/m/groups/files/nachalnaya_shkola?cat=137


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.68%
НЕТ
39.32%
Проголосовало: 1325

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет