X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

МОУ «ГИМНАЗИЯ №1»

 

 

 

 

 

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУЯЗЫКУ

(система развивающего обученияЭльконина – Давыдова)

  НА ТЕМУ:

«Типысклонений имен существительных. Составление таблицы склонений».

(4 класс)

 

 

 

Составила: Шпыхова ОльгаВладимировна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Воскресенск

 

2023 год

 

Тема: «Типы склонений имен существительных.Составление таблицы склонений».

Цель: дать понятие о трёх типахсклонения имён существительных по окончанию и по роду.

Задачи:

  • формировать представление о типах склонения имен существительных;
  • учить распознавать склонение по роду и окончанию;
  • формировать умение заниматься групповой работой;
  • развивать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников;
  • формировать обще-учебные навыки: умение сопоставлять, выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;
  • воспитывать интерес к русскому языку.

Типурока: урок изучения нового материала.

Формирование метапредметных образовательных результатов:

Личностные:

формированиеучебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

осознаниесмысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открытовыражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка.

Регулятивные:

умениесоставлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельностиспособом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс ирезультат деятельности.

Познавательные:

умениестроить устные высказывания;  формулирование проблемы и её решение;

поиски выделение необходимой информации; структурирование знаний и построениемодели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов;установление причинно-следственных связей.

 Коммуникативные:

умениеслушать и слышать учителя, ученика;  вступать в диалог;  сотрудничать с другимилюдьми в решении учебных задач;  адекватно оценивать себя, работу в группе, формулироватьсобственное мнение.

Ход урока

1.    Организационный момент

Я рада приветствовать сегодня на нашем уроке не только васребята, но и наших гостей.

Икак гостеприимные хозяева вначале окажем гостям внимание:

Пустьв нашем классе вам будет светло

Пустьбудет уютно, очень легко

Мырады Вас дружно сегодня встречать

Начнемже урок, не будем зря время терять…

 

2.    Актуализация знаний

Запишем дату. Классная работа.

-Давайте повторим то, что мы уже знаем об именах существительных.

-Для этого мы поиграем в игру «Да-нет». Повторим правила игры: если вы согласныс моим утверждением, поднимаете зеленый круг,  если не согласны – красный круг.

Начинаем:

№ вопроса п/п

Вопросы учителя

Ответы детей

1.

Имена существительные  обозначают предмет и отвечают на вопросы Что делать? Что сделать?

 Где я ошиблась? Исправьте моё утверждение.

Нет

2.

Имена существительные, изменяются по числам и падежам.

Да

3.

Имена существительные изменяются по родам. 

Нет

4.

Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос что?                 Исправьте моё утверждение

Нет

5.

Начальная форма имени существительного всегда стоит в И.п. единственного числа.

Да

6.

Имена существительные  изменяются по временам.

Исправьте моё утверждение

Нет

7.

Имена существительные можно спрягать по падежам.                                     Исправьте моё утверждение

Нет

8.

Изменение имен существительных по падежам и числам называется склонением

Да

 

Подведемитог нашей игры: что же вы знаете об  именах существительных: 

üИмя существительное  —  это часть речи, которая обозначаетпредмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

üИмена существительные изменяются по падежам и числам, но неизменяются по  родам.

üНачальная форма имени существительного всегда стоит в И.п.единственного числа

üИзменение имен существительных по падежам и числам называетсясклонением.

 

3.    Самоопределение к деятельности

Прочитайте слова на доске и составьте с ними предложение

Автобус, и, по улице, Менделеева,  едет, по площади, Ленина

                   — Запишите предложение в тетради. (Чистописание)

        Автобус едет по улице Менделеева и по площади Ленина.

        — Какие слова из данного предложения   вам  знакомы? (улица Менделеева,площадь Ленина – это название улицы и площади нашего города)

  — Назовите все имена существительные в данном предложении.

(Автобус, по улице, Менделеева, по площади, Ленина)

— Определите у имен существительных по улице и по площади род и падеж.(Ж.р., Д.п.)

— Что общего у этих слов?   (Род и падеж)

— Как вы думаете, почему у этих существительных одного рода водном падеже  разные окончания? (Наверное, у имен существительных есть ещёкакой-то признак, по которому эти два слова различаются и от которого зависитокончание).

— Прочитайте тему урока: «Типы склонений именсуществительных.Составление таблицы склонений».

 

4.    Работа по теме урока

Мысвами уже знакомы с понятием склонения имен существительных. Сегодня мы откроемеще одну тайну этого слова. А так как это тайна, раскрывать мы с вами будем еёпостепенно, согласно плану.

1.Что такое склонение?

2.Отчего зависит склонение.

3.Как определять тип склонения.

            

Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

— Работаем по первому пункту плана.

 Что  такое склонение имен существительных? (Изменениеимен существительных по падежам и числам называется склонением)

— Наблюдая за окончаниями имен существительных,  при изменениипо падежам ученые заметили, что есть три разных набора окончаний. Вот они ивыделили три склонения имен существительных: 1, 2, 3.

— Чтение второго пункта плана.

Узнать, отчего зависит склонение, предстоит вам.

Вы сейчас будете работать в группах.   Вспомните правила  работыв группе:

— Умей слушать собеседника, не перебивай.

— Не согласен – объясни, почему.

— Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

— Будь внимательным.

— Говори только по делу.

— Работайте дружно, помогайте друг другу.

Работа в группах.  

-Прочитайте алгоритм, написанный на карточке.  На отдельных листах рядом задание. Работая по алгоритму, выполняете задание.

 Договоритесь,кто будет выступать от группы.

 Готовностьпоказываете поднятыми вверх руками.

 

Алгоритм:

1.Укажирод.

2.Выделиокончания

3.Выберик какой из колонок в таблице на доске подходят  слова.

4.Поработайс алгоритмом и сделай вывод.

1группа – деревня, сестра, ошибка, тоска, вода. (Слова ж.р. с окончанием –а, — я).

2группа – дядя, юноша, Витя, мужчина, дедушка. (Слова м.р. с окончанием –а, — я).

    3 группа – стол, конь, забор, парень, осадок. ( Слова м.р. с нулевымокончанием).

    4 группа – море, окно, веселье, озеро, лето. (Слова с.р. с окончанием –о, — е).

    5 группа – постель, новость, печаль, степь, мышь.  (Слова ж.р. с нулевымокончанием).

Поокончании работы, один представитель от группы прикрепляет слова в таблицу иобъясняет выбор группы.

 

Сущ. ж.р.  — а; — я.

Сущ. м.р.  — а; — я.

Сущ. м.р. — ∟

Сущ. с.р. — о; — е.

Сущ. ж.р. — ∟

деревня

дядя

стол

море

постель

сестра

юноша

конь

окно

новость

ошибка

Витя

забор

веселье

печаль

тоска

мужчина

парень

озеро

степь

вода

дедушка

осадок

лето

мышь

/ 1 с к л о н е н и е /

 

/ 2 с к л о н е н и е /

 

/ 3 с к л о н е н и е /

 

 

По каким признакам мы сгруппировали имена существительные? (Породу и окончанию)

— От чего же зависит склонение имен существительных?

(Склонение имен существительных зависит от рода и окончания).

Сделайте вывод по таблице. Какие имена сущ. относятся к 1, 2,3.скл.

Вывод: Кпервому склонению относятся имена существительныеженского и мужского рода с окончаниями — а, — я.

Ко второму склонению относятся имена существительныемужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями — о, -е.

К третьему склонению относятся имена существительныеженского рода с нулевым окончание и  мягким знаком на конце.

 Работа с правилом.

— Проверим, правильно ли вы рассуждаете. Откройте учебник настранице 137. Прочитайте правило.

(Первичное чтение про себя, вторично читает ученик)

Делая вывод по таблице, о чем вы несказали, но узнали,  прочитав правило?  (Все существительные при определениисклонения должны быть в И.п. и ед.ч., по-другому в начальной форме).

— Как же определить тип склонения? Кто может ответить на вопрос3 пункта  нашего плана?

Чтобы определить тип склонения, нужно поставить имясуществительное в начальную форму, определить род  и выделить окончание. Еслиимя существительное ж.р. с окончанием –а, -я, то слово 1 склонения: если имясуществительное м.р. с нулевым окончание или с.р. с окончанием –о, -е, то слово2 склонения; если имя существительное ж.р. с нулевым окончанием, то слово  3склонения.

5.    Физкультминутка.

Какие спортивные объекты нашего города находятся на улицеМенделеева? (Ледовый дворец спорта «Подмосковье»).

Многиедети нашего города занимаются в спортивных секциях ледового дворца. И у нас вклассе есть девочка, которая занимается женским хоккеем. Она проведет сейчасдля вас физкультминутку. (Музыка  «Трус не играет в хоккей»).

 

6.    Закрепление изученного материала

— Работа в тетради. (слайд)

Запишитеслова по типу склонения: 1группа – слова 1 скл, ж.р;  2 группа – слова 2скл.,м.р.;  3 группа – слова 2 скл., с.р.; 4 группа – слова 1 скл., м.р.;  5 группа– слова 3скл., ж.р..  (Самопроверка – смайлик).

Слова:жизнь,  метель, лошадь,  пейзаж,  туман,  корабль,  платье,  болото, богатство,  секунда, тётя,  потеха,  слуга,  Дима, коллега.       

7.    Рефлексия

-Работапо карточкам (слайд)

Соединитестрелками типы склонения  и их признаки

1-е склонение

Имена существительные среднего рода с окончанием –о, -е.

Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием.

2-е склонение

Имена существительные женского рода с нулевым окончанием.

 

3-е склонение

Имена существительные женского и мужского рода с окончаниями

 –а, -я.

-Взаимопроверка.

 

8.    Подведение итогов урока

Воти раскрыта тайна типов склонений.

-Вернемся к предложению, которое мы с вами записали в начале урока, к словам поулице и по площади. Кто- то догадался и скажет, от чего зависит написаниеокончаний в именах существительных?  ( Написание окончаний в именахсуществительных зависит от склонения!)

-Мы говорили  о нашем родном городе.

-Прочитайте предложения о Воскресенске(слайд). Найдите имена существительные иопределите склонение.

Нашгород Воскресенск. В нём много улиц и площадей. Он стоит на берегу реки Москвы.Много здесь озёр и полей.

 

-Мы любим наш город. Вас, мы приглашаем к нам в гости.

Ас вами ребята, на следующем уроке будем учиться применять склонение длянаписания окончаний в именах существительных.

9.    Домашнее задание.

Уч.стр.138 упр.78

 

Все молодцы!  Урок окончен.Спасибо за урок!


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет