Министерствопросвещения Российской Федерации
Управлениеобразования, спорта и физической культуры
администрациигорода Орла
Муниципальноебюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 93города Орла
Конспектнепосредственно образовательной деятельности по развитию речи по теме:
«Зима. Зимующиептицы.»
(старшая группа)
Разработала:
Воспитатель 1 КК
Андреева ОльгаЮрьевна.
Конспект НОД вподготовительной группе по развитию речи по теме: «Зимующие птицы»
Цель:Формировать представления о зиме и зимующих птицах, их особенностях.
Задачи:
Образовательные: закрепитьзнания детей о зимующих птицах, обобщающем слове птицы; Уточнять и расширятьзнания детей о зимующих птицах, их строении, повадках. Упражнять в уменииразличать и называть зимующих птиц (по внешнему виду, голосам). Расширятьсловарный запас по теме. Расширять представление о том, чем питаются зимующиептицы. Совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать полнымипредложениями, учить образовывать множественное число существительных вименительном и родительном падежах; согласовывать существительные счислительным от 1 до 5.
Развивающие: развитиеобщей моторики, координации речи с движением, диалогической речи, зрительноговнимания, мышления. Развитие чувство ритма, слухового внимания, музыкальнойпамяти.
Воспитательные: формированиенавыков сотрудничества, доброжелательности, воспитание любви и бережногоотношения к природе.
Демонстрационныйматериал:
-дерево с зимующими птицами, лес, конверт с загадками, картинки зимующихптиц, видео фильм «Зимующие птицы», магнитофон.
Ход занятия.
1.Организационный момент
Детизаходят и становятся в круг.
Воспитатель:
Ребята, я вижу- увас радостное настроение,
А у радости естьподруга,
В виде полукруга,
На лице она живет,
То куда-то вдругуйдет,
То внезапновозвратится.
Грусть — тоска еѐбоится.
Что это? (улыбка)
-Подарим друг другу улыбку и хорошее настроение.
-Улыбка –это не только хорошее настроение, но и наше любимое артикуляционноеупражнение.
2. Артикуляционная гимнастика под счет и по показукартинок.
Динамическое«Улыбка-хоботок», для сонорных звуков
Воспитатель: Хочу проверить, кто из вас самыйвнимательный:
Язагадаю загадку, а глядя в окно, вы сможете увидеть отгадку.
Раскрыла снежныеобъятья,
Деревья все оделав платья.
Стоит холоднаяпогода.
Какое это времягода? (зима)
Игровое упражнениес игрушкой Назови признаки зимы.
— 3има какая,
*если снег -снежная
*если мороз -морозная
*если ветер -ветреная
*если вьюга-вьюжная
*если лёд- ледяная
*если как сказка –сказочная
*если холод- холодная.
Воспитатель:Посмотрите к нам в гости заглянул снеговик, а что у него – КОНВЕРТ. Давайтепрочитаем, что в нем написано.
Вот опять пришлазима,
Снег укутал вседома.
Есть у наснадежный друг,
Он протянет сотнирук.
Там шумят дубы иклены,
Бывает летом онзеленый,
Всегда полон ончудес,
Как зовется другнаш?(лес)
Воспитатель:Правильно. Сегодня мы отправимся с вами в зимний лес. Но так как в лесу холоднозимой, и чтобы мы не замерзнуть в нем нам надо согреться.
Физкультминутка.(про зайку)
-Ой, ребята,посмотрите, в лесу столько разных жителей! Садитесь на свои места. Давайтепосмотрим внимательно и скажем, кто это в нашем лесу живёт? А поможет нам вэтом видеофильм который нам прислал снеговик.
Просмотр видеофильма.
Воспитатель:
— Скажите о комбыл видео фильм? (Птицы).
— Назовите этихптиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей…).
— Все эти птицыкакие? (Зимующие).
— Почему мы ихтак называем?
Воспитатель:
Игра «Скажи правильно одним словом»
У дятла длинныйклюв, поэтому он какой… длинноклювый
У снегиря краснаягрудка, поэтому он … красногрудый
У сороки длинныйхвост, поэтому она … длиннохвостая
У вороны черныекрылья, поэтому она… чернокрылая
У синицы желтаягрудка, поэтому она… желтогрудая
У сороки белыебока, поэтому она… белобокая
звонкий голос,поэтому она… звонкоголосая.
У птицы быстрыекрылья, поэтому она… быстрокрылая
У птицы громкийголос, поэтому она… громкоголосая.
Воспитатель А теперьмы с вами поиграем. Нам снеговик оставил задание. Собрать картинки и отгадатьзагадку.
Игра «Узнай птицупо словесному описанию». (дети сами описывают птиц)
1. Этокрасивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрнаяполоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко –жёлтое. (Синицы.)
2. У этойптицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белыепятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клювпрочный и острый. (Дятел.)
3. У этойптицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко –красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.)
4. Этанебольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразнымклювом. (Клест.)
5. Голова,крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвостдлинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.).
Воспитатель:
Д/ и «Весёлый счёт»
—Ребята, с нами остались зимовать много птиц. Давайте, вместе их посчитаем.(Дети считают птиц)
1,2,…5( синица, воробей, сорока, ворона, дятел )
Воспитаель:
—Ребята, давайте посмотрим, не улетели наши птички? Нет, здесь. Тогда мы с вамипоиграем в игру:
Д/и «Один – много». (Игра проводитсяс «волшебным снежком»)
Ворона– много ворон,
Сорока– много сорок,
Синица– много синиц,
Дятел– много дятлов,
Воробей– много воробьёв.
Воспитатель.
— Ребята, а чем можно покормить птиц зимой?Что можно положить в кормушку?
—Ребята, птички наши наелись и мы с вами отдохнём, физкультминутку проведём.
Физкультминутка.
Ух,ты, зимушка – зима, закружила, замела (поднимают руки вверх и кружатими над головой)
Вседорожки, все пути – ни проехать, ни пройти. (опускают руки вниз передсобой и покачивают ими)
Мына лыжи дружно встали, друг за другом побежали.
Жых,жых, жых, жых…. (дети имитируют бег на лыжах).
Воспитатель: Давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами.
Речевоеупражнение «Назови ласково»
Этоупражнение направлено на развитие языкового чутья, которое позволяет ребенкуэкспериментировать со словом и придумывать его новые варианты.
· Птица– птичка
· Перо-… (перышко)
· Крыло— … (крылышко)
· Хвост— …(хвостик)
· Клюв— …(клювик)
· Синица— …(синичка)
· Птенец— …(птенчик)
· Воробей— …(воробышек)
· Ворона— … (воронушка)
· Голубь— … (голубок)
Воспитатель:
Ребятамы побывали в зимнем лесу, а теперь возвращаемся обратно.
3. Итог занятия.
— О каких птицахмы говорили?
— Почему их такназываем?
— Какую птицу называютлесным доктором?
— Кто из этих птицтрещит?
— Как мы можемпомочь птицам пережить суровую зиму?
— Как называется«птичья столовая»?
— Какой корм нужнокласть в кормушку?
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)