Государственноеавтономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирскойобласти
«Черепановскийпедагогический колледж»
Школа: МКОУСОШ №1
Класс: 2
Учитель: БурлаковаОльга Геннадьевна
Методист: ИльинаОльга Витальевна
Студент: ЗайцеваАнжелика Владимировна
Дата: 14.07.2022
Тема урока: «Композитор-исполнитель-слушатель»
Тип учебного занятия: изучениенового материала
Педагогическая цель: созданиеусловий для ознакомления учащихся с такими понятиями как «композитор», «исполнитель»,«слушатель».
Задачи урока
Дидактические: ввестипонятия: композитор, исполнитель, слушатель, установить логические связи междуих деятельностью;
Развивающие: развиватьвнимательность, память, воображение;
Воспитательные: пробуждатьинтерес к музыке и изучаемому предмету.
Планируемые результаты:
Предметные: знакомствоучащихся с понятиями: композитор, исполнитель, слушатель;
— представление детей о народной музыке иавторском произведении;
— умение воспринимать музыку и выражатьсвое отношение к ней;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
— отличать новое от уже изученногостарого;
— находить ответы на вопросы;
— адекватное восприятие музыкальныхпроизведений;
Регулятивные УУД:
—эмоциональный настрой к уроку, мотивация к учебной деятельности;
— умение определять и формулировать цельурока с помощью учителя;
— умение контролировать и оценивать своюдеятельность;
Коммуникативные УУД:
— умение строить речевые высказывания вустной форме;
— слышать и слушать однокурсников иучителя;
— развивать умение слушать и понимать речьдругих;
Личностные:
— формирование осознанной адекватнойоценки;
— формирование мотивации к обучению идеятельности;
— формирование целеустремленности инастойчивости в достижении цели.
Основные понятия: Композитор,исполнитель, слушатель, авторская музыка, народные песни.
Межпредметные связи: Окружающиймир, Литературное чтение.
Ресурсы: Карточкис изображением музыкальных инструментов, коробка с изображением предметов, ИКТ,нота, нотный стан.
г.Черепаново, 2022
Ходучебного занятия
№ пп |
Этап учебного занятия |
Образовательная задача этапа урока |
Методы, приемы и формы организации учебной деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Планируемые результаты |
1 |
Организация класса |
Создать условие для организации класса |
М: словесный П: беседа Ф: фронтальная |
— Здравствуйте, ребята, меня зовут Анжелика Владимировна и сегодня я проведу у вас учебное занятие по музыке. -Проверим нашу готовность к уроку, на столах у вас лежит пенал, ноты |
Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку |
Речь |
Л…, К… |
2 |
Целеполагание и мотивация |
Создать условия для постановки цели и мотивации |
М: словесный П: беседа Ф: фронтальная |
— Ребята, сегодня у нас необычный урок, сегодня мы посетим концертный зал. Все готовы к путешествию? Начинаем! (Под звуки детской песенки «Неприятность эту мы переживём» демонстрируется слайдшоу:) Слайд 1: человек у рояля, сочиняющий произведение. Слайд 2: человек, стоящий на сцене, исполняющий произведение. Слайд 3: люди, сидящие в зале. — Как вы думаете, кто эти люди и чем они занимаются? Вы правы! А что бы вы хотели узнать об этих людях? Тема нашего урока: «Композитор, исполнитель, слушатель». (Слайд 4) И мы отправляемся в концертный зал! |
-Человек сочиняет музыку;
-Человек поёт;
— Зрители слушают и смотрят на выступающих. -Узнать как можно больше о занятиях этих людей;
— Как их называют?
-Чем они занимаются? |
Речь, слайд |
Р…, К…, П… |
3 |
Изучение нового материала |
Создать условия для изучения нового материала |
М: словесный, практический П: беседа, игра Ф: фронтальная, индивидуальная |
-Подумайте и скажите, кто нужен для того чтобы родилась музыка? -Для того чтобы родилась и жила музыка нужны: композитор (сочиняет), исполнитель (исполняет) и слушатель (слушает). -Ребята, как вы думаете, кто такой композитор? — А каких композиторов вы знаете? Посмотрите на слайд, здесь изображены известные композиторы, с их произведениями вы познакомитесь позднее. (Слайд 5) -Молодцы! Композитор – это создатель музыкальных произведений. — А кто помогает композитору сочинить музыку? — Правильно, это муза. — Муза – это богини искусства. (Слайд 6) — А кто такой исполнитель? — Исполнитель – это артист, исполняющий произведение перед публикой. (Слайд 7) — А кто же тогда слушатель? — Слушатель – человек, который слушает кого-нибудь, что-нибудь. (Слайд 8) -Написанная, но не исполненная музыка — еще не музыка. Написанная и исполненная, но ни кем не услышанная – то же не музыка. Настоящей музыкой музыка становится, когда она написана, исполнена и услышана. — А кто бы в будущем хотел стать композитором? А исполнителем? Чтобы стать композитором нужно учиться, чтобы стать исполнителем – то же надо учиться. Чтобы стать хорошим слушателем, тоже нужно учиться. — Сегодня на уроке мы на время попробуем стать композитором, исполнителем и слушателем. -Сейчас мы поиграем в игру «Сам себе композитор». У меня есть музыкальная коробочка, а в ней лежат изображения предметов. Ваша задача достать карточку и попробовать придумать музыку или звук, которые подходили бы этому предмету. Можно постукивать по столу, петь. — Молодцы, ребята, вы настоящие композиторы. — А кто еще сочиняет песни? -Значит народ тоже – композитор? — Отлично! Ребята, народ может сочинять музыку и, причем разную. В старинные времена это были былины, сказки о героях, о богатырях, о бытие народа, о природе. (Слайд 9) — Сейчас я хочу посмотреть какими внимательными вы можете быть, и предлагаю вам прослушать замечательную русскую народную песню – «Во поле березка стояла» (Слайд 10) — Какой характер звучания этой прекрасной мелодии? — В каком темпе написана эта песня? — Правильно, это песня хороводная, поэтому написана так, чтобы можно было идти и петь. — А как вы думаете эта песня народная или написана композитором? (Портрет Глинки) (Слайд 11) — Это портрет выдающегося русского композитора М.И.Глинки. В его творчестве есть много прекрасных, гениальных произведений. Он творил в оперном жанре, инструментально-симфоническом, камерно-вокальном. Его романсы стали жемчужиной русской классической музыки. Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1194 (Прослушивание песни М. И. Глинки «Жаворонок» — Ребята, а это произведение было народным или композиторским? — Какие картины возникли у вас во время прослушивания этого произведения? -Молодцы! Вы все были внимательны и пришло время отдохнуть. Физминутка «Делай так» — А сейчас вы побудете в роли исполнителей. И Мы поиграем в игру который называется «Свой оркестр». Я сейчас включу музыку и буду показывать открытки с изображением музыкальных инструментов. Какой инструмент изображен на рисунке, на таком вы играете. Всем понятно? Тогда начнем. (Играют в оркестр) |
— Композитор
-Композитор-это человек, который сочинил музыку.
-Муза. -Исполнитель — это тот, кто исполняет музыку.
-Слушатель – тот, кто слушает.
Мнения детей
Играют в игру «Сам себе композитор»
— Народ
— Да
— Напевный, спокойный, неторопливый. — В умеренном, в темпе шага.
— Народная
Физминутка «Делай так»
Играют на «музыкальных инструментах»
— Написана композитором. |
Речь, карточки, слайд, коробка |
П…, К…, Р… |
4 |
Закрепление изученного материала |
Создать условие для закрепления изученного материала |
М: словесный П: беседа Ф: фронтальная
|
— Кого называют композитором? Исполнителем? Слушателем? — Кто помогает сочинять песню композитору? — Чем отличаются народные песни, от песен, написанные композитором?
|
Композитор – это создатель музыкальных произведений. — Исполнитель – это артист, исполняющий произведение перед публикой. — Слушатель – человек, который слушает кого-нибудь, что-нибудь. — Муза. — Народные песни сочиняет народ, а композиторские – композитор. |
Речь |
П…, Р… |
5 |
Итог урока и рефлексия |
Создать условия для подведения итогов и рефлексии |
М: словесный П: беседа Ф: фронтальная, индивидуальная |
Рефлексия «Веселые нотки» — Ребята, посмотрите внимательно, на доске изображен нотный стан, промежутки линий разукрашены 3 цветами: зеленый – на уроке было комфортно, все понятно, желтый – были трудности, не все понял (а), красный – было трудно, ничего не понял (а), а у вас на партах лежат ноты. — Встаньте, пожалуйста, все из-за парт. — Спасибо за занятие, урок окончен! |
|
Речь, нотный стан, ноты |
Л…, К… |