Формированиеорфографической зоркости младших школьников .
Проблема грамотного письма всегда волновала учителей. Трудности, преследующие
ребенка в овладении правописанием, для некоторых учеников так и остаются
непреодолимыми. Часто знание правил неспасает от ошибок. Вероятно, причиной неумелого
применения правил является неумениеувидеть нужную орфограмму. Как пишет М.Р. Львов:
«Отсутствие орфографической зоркости илислабая ее сформированность является одной из
главных причин допускаемых ошибок. Этапричина сводит на нет хорошее знание правил и
умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма» [2]. Анализируя
проверочные работы, отмечаю, что при знакомстве с новой орфограммой ученик особенно
внимательно проверяет слова на данное правило и допускает ошибки на ранее изученные
орфограммы; при проведении проверочныхработ большой процент ошибок дают «описки»;
проверку написанного ребенок выполняетформально, механически, не замечая допущенных
ошибок.
Работу над орфографической грамотностьюучащихся следует начинать с развития их
орфографической зоркости. Зависимость результатов обучения орфографии от того,
насколько развита способность ставитьперед собой орфографические задачи (т.е. находить
орфограммы), постоянно подчеркивают и лингвисты, и психологи, и методисты (В.Ф.
Иванова, П.С. Жедек, М.Р. Львов, М.М. Разумовская и др.). Вот почему умение быстро
обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим
базовым орфографическим умением.
В данной статье представлены для ознакомления некоторые методы и приемы,
которые способствуют формированиюорфографической грамотности учащихся:
1. Технология обучения списыванию спредварительной подготовкой
В словаре – справочнике по методикерусского языка указано: «Списывание – один из
наиболее употребляемых видов письменных упражнений, используется при обучении
орфографии и грамматике, как правило, сдополнительными заданиями» [2]. Различают два
вида списывания — простое и осложненное. Впервом случае перед учеником одна задача –
воспроизвести без ошибок готовый текст. Во втором – списывание либо предшествует
выполнению того или иного языкового задания (грамматического или орфографического),
которое проводится на материале списанноготекста, либо включает в себя дополнительные
задания (вставку букв или слов, измененияформ слов и т. п.).
В обучении орфографии наиболее эффективным считается именно осложненное
списывание, т.к. в противном случае, оно рассматривается как действие механическое,неосознанное и поэтомуприводящее к ошибкам. На начальном этапе обучения списывание
проводится коллективно с доски. В нужный момент запись учителем закрывается, а потом
вновь предъявляется. В дальнейшем дети должны списывать не только с доски, но и из
учебника или прописи. Для достижениярезультатов необходимо систематически упражнять
учащихся в списывании, обязательнособлюдая при этом следующую технологию:
1. Прочитай предложение, чтобы понять изапомнить его.
2. Повторим предложение, не глядя в текст,чтобы проверить, запомнили ли его.
3. Выдели «опасные» места (орфограммы) втексте.
4. Прочитай предложение так, как оно написано (проговори так, как будешь себе
диктовать во время записи).
5. Повтори предложение так, как будешь егописать (проговори орфографически).
6. Пиши, диктуя себе, так как написано.
7. Проверь написанное: читай то, что написал, подчеркни опасные места
(орфограммы) и сверяй каждое опасное место(орфограмму) с печатным текстом [3].
Конечно, такой прием списывания длительныйи трудоемкий, но можно отметить, что
при чтении на начальном этапе коллективном, позднее индивидуальном активизируется
внимание, достигается лучшее пониманиеслова или предложения; найденные орфограммы
для ребенка условный сигнал «опасности», они привлекают внимание; дети привыкают
проговаривать слова орфографически – четко; при записи не стараются подглядывать
(«срисовывать»); выполняют проверку при чтении написанного, еще раз при выделении
слогов и опасных мест, а также при сверке орфограмм с моделью. При систематическом
использовании такой технологии количество ошибок заметно уменьшается, практически
исчезают «описки», развивается память, успешно запоминаются часто употребляемые при
письме слова.
2. Прием какографии
Одним из приемов повышения грамотности учащихся является приём какографии:
умышленно ошибочного письма. Термин «какография» является антонимом к слову
«орфография» («какос» в переводе с греческого плохой, дурной); отсюда идет и название
какографические (неправильные) написания исвязанные с ними упражнения, используемые
на уроках русского языка в целяхформирования орфографической зоркости учащихся.
На уроках обучения грамоте (закреплениебукв гласных) учащимся можно предложить
выполнить такое упражнение: правильно написать в тетради представленный ряд букв,
например: А, N, O. Прежде чем дети приступят к выполнению задания в тетради,
проводится коллективный зрительный анализ пространственного расположения элементов
букв и вносятся необходимые исправления (мелом другого цвета неверная буквазачеркивается и сверху пишется правильно). В дальнейшем такие задания можно
использовать для работы в парах (группах),когда участие каждого ученика становиться более
весомым.
Функциональную значимость этого упражнения обычно видят в том, чтобы с его
помощью совершенствовать умения учащихся в зрительном анализе буквенных знаков, а
также диагностировать психологические причины (устойчивость внимания, его
концентрацию, уровень зрительной изрительно-двигательной памяти) возникающих у детей
трудностей и помогать преодолевать их.Однако роль его значительно шире.
После выполнения ряда таких упражнений детям можно задать вопрос на
размышление: «Если подобные ошибки будут встречаться в словах, к чему это приведет?»
(Чтобы разобраться в написанном, читающему придется затратить больше времени). На
материале слов или предложений, когдаискажение затрудняет легкость и быстроту чтения,
школьники, постепенно осваивая способдействия, переводятся на самостоятельное решение
задач по нахождению и исправлениюнеправильных образов букв. Чтобы при самостоятельно
проводимой корректуре не оставалось ниодной неисправленной ошибки, учащиеся должны
сравнивать выполненную ими работу с правильной записью. Прием какографии дает
возможность раскрыть перед младшими школьниками отличительные особенности двух
групп ошибок, определить приемы работы по их обнаружению и устранению, а также
обобщить способ действия по проверкенаписанного.
Итак, прием какографии, используемый ссоблюдением перечисленных выше условий,
служит оптимальным средством формирования у учащихся умения контролировать
написанное. Систематическое и осознанное выполнение детьми серии заданий по
исправлению «чужих» работ с опорой на установленную последовательность операций
обеспечит прочное усвоение учащимися общего способа действия при проверке, что
позволит качественно корректироватьсобственные записи.
3. Прием сознательного пропуска буквы наместе орфограммы
Прием письма с пропуском орфограмм – это и есть основной способ «ухода» от
орфографических ошибок при незнании решения возникшей орфографической задачи.
Учащиеся должны действовать так: прослушавслово, записывают столько черточек, сколько
звуков в слове; затем обводят кружочкомте, которые обозначали звуки в слабых позициях,
после чего записывают слово буквами, оставляя в отмеченных местах пропуски.
Окончательная запись приобретает такойвид: 3-м-чат-льн- ж-вё- в з—парк- б-г-мо-.
В период обучения грамоте при печатаниислов вместо «окошек» помещаем сигнал
опасности (например, красный кружок):п . лá, р . кá. Постепенно дети «открывают», что
«опасные места» могут встречаться и наконце слова: у Ол?, к Ол?.Такой способ письма, как убедительно доказали ученые, это важнейшее средство
дальнейшего развития орфографической зоркости учащихся. Однако для того, чтобы оно
было действенным, во-первых, ему должнапредшествовать необходимая подготовительная
работа, а во-вторых, оно должно напротяжении какого-то времени применяться регулярно.
Затем на смену пропуску всех потенциально«опасных» мест (по объективным критериям)
придет пропуск только тех букв, в написании которых ученик испытывает сомнение (по
субъективному критерию). Именно этотспособ может обеспечить ребенку «уход» от ошибки
там, где он осознает наличие «опасности», но не может решить орфографическую задачу.
Умение действовать по принципу «знаюбукву — пишу, не знаю — оставляю пропуск», будет
помогать ученику на разных этапах обученияорфографии, поскольку правила, по которым
следует выбирать буквы, он будет осваивать постепенно, на протяжении длительного
времени.
4. Письмо с проговариванием (в основе –проговаривание по слогам) или фонемное
письмо.
Анализируя процесс письменной речи, Л.С. Выготский писал: «Мы очень часто
скажем сначала слово про себя, а потом пишем; здесь налицо мысленный черновик» [1].
Затруднения, испытываемые школьником, восновном связаны как раз с процессом перевода
внутренней речи в письменную.Следовательно, один из путей выхода из этих затруднений –
озвучить речь. Приучаю детей писать спроговариванием, особенно на начальных ступенях
обучения. Роль такого озвучивания внутренней речи при письме нельзя недооценивать и в
плане обучения орфографии. Произнесение записываемых слов так, как они пишутся.
Способ проговаривания зарекомендовал себя как надежное средство формирования
орфографического навыка.
5. Комментирование (объяснение написания).
Эффективным считаю письмо с комментированием отгадок на орфограммы в
загадках, так как детям это интересно. При письме также иногда использую следующий
прием: отгадку сопровождаю картинкой, наобратной стороне которой написано слово. После
письма с комментированием идетсамопроверка.
6. Орфографические минутки (в начале или вконце урока). Алгоритм проведения:
1. Прочитать текст.
2. Найти в каждом слове «опасные места».
3. Объяснить их написание.
4. Прочитать еще раз орфографически, азатем – орфоэпически.
5. Списать.
Часто проработанный текст записываем попамяти.7. Скоростное письмо.
Считаю, что самым эффективным приемом для выработки скоростного письма
является списывание на время. Методика егопроведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем(орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений втексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста навремя (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов,записать на полях.
9. Проверка написанного.
8. Звуковой анализ слов.
Данной работе я уделяю особое внимание,почти на каждом уроке проводится анализ
слов, чтение транскрипции. Детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные
транскрипцией и самим записывать слова припомощи транскрипции.
9. Письмо с простукиванием.
Диктуя текст, ударяю карандашом, гдеприсутствует «опасное место», что позволяет
ребенку задуматься.
10. Использование словарей.
Уже на первых уроках знакомлю учащихся сорфографическим словарем, который в
дальнейшей работе становится «настольной»книгой, часто используемой на уроках. Далее
происходит знакомство со словарями разноговида – дети умеют пользоваться ими и делают
это с интересом.
11. «Запоминалки»(для выделения орфограммы и запоминания её правописания).
Элла, Нонна, ванна, класс,
ссора, теннис и рассказ,
миллион, шоссе, программа,
грипп, аллея, телеграмма.
Мы слова такие слышим
и с двойной согласной пишем.
Многократное чтение «запоминалок», а иногда и заучивание их создаёт
благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче
усваиваются орфографические правила.Считаю, что «запоминалки» не подменяют правилаучебника и читаются задолго дознакомства с ним. Они являются своеобразным средством
опережающей подготовки к серьёзномуизучению языковых явлений.
12. Поиск орфограмм в «чистом» тексте.
Это работа со специальными карточками,которые позволяют:
— развивать орфографическую зоркость в процессепоиска слов с орфограммами;
— самостоятельно проверить результатработы;
— видеть пробелы своих знаний здесь исейчас и корректировать свои действия.
Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной
орфограммой и ключа. Карточка-ключ — этокарточка без текста. Но с вырезанными окошками
на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при
наложении ключа на текст. Конечно же,положительное в этом упражнении то, что ребенок
сразу же после выполнения задания видитрезультат своей работы.
Рабочие листы второго вида представляют собой занимательные тексты. За основу
берутся интересные статьи, заметки из веселых детских журналов, популярных
энциклопедий, небольшие художественные произведения известных авторов; найденные
тексты перерабатываю, насыщая необходимымиорфограммами или оформляю на карточку.
Важно, что в тексте буквы не пропускаются. Ученику необходимо подчеркнуть (и/или
выписать) все слова на пройденное орфографическое правило, графически объяснить их
написание.
13. Работа над ошибками.
Начинаю ее с проверки работ в тетрадях.При проверке работы ошибки в словах на
пройденные правила не исправляю, вместоэтого на полях ставлю палочку, а у более слабых
учащихся неверно написанную буквузачеркиваю или подчеркиваю все слово с ошибочным
написанием.
Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить ее. Самое
важное в работе над ошибками – добитьсятого, чтобы учащиеся стремились избавиться от
них. Чтобы заставить ребенка серьезно относиться к своим ошибкам и возбудить желание
избавиться от них, при проверке тетрадей,в которых допущено много ошибок, ставлю точку
вместо отрицательной оценки. Дети знают, что надо в работе найти и исправить ошибки,
сделать работу над ошибками, повторитьправила правописания.
Для того, чтобы облегчить выполнениеучащимися работы над ошибками, необходимо
всех школьников обеспечить памятками и провести с ними соответствующую
ознакомительную работу. Пример памяткиработы над ошибками:
1.Запиши и подбери проверочное слово/проверяемое написание/
(Зима –зимы. Сказка – сказочка. Грустный –грустит).2.Подбери 3 слова на это правило.
( Москва, Зарайск, Луховицы, Смоленск. Объезд, съёмка, въехал, съели.
Молодёжь, дочь, речь, рожь. Лыжи,жила, пружина, жизнь.)
3. Напиши целую строку /непроверяемоенаписание/
(Собака, собака, собака, собака, собака,собака, собака).
14. «Орфографические» физкультминутки.
Мы все страдаем от нехватки времени на уроке, поэтому стараюсь использовать
каждую минуту, даже физкультминутки могут способствовать развитию орфографической
зоркости. Например, я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС и САД. Если
прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь,если слово с корнем САД, встаете (сад, лес,
лесной, садовый, садовник, лесник,лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик).
Кроме перечисленных выше методов и приемов работы над формированием
орфографической грамотности младших школьников, часто применяю на уроках
занимательные упражнения и игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические
задачи. Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической
грамотности. Это процесс творческий, трудоемкий, занимающий много времени, но такой
труд окупается более высокой грамотностьюучащихся.
В итоге, опыт работы показывает, чтоцеленаправленная, систематическая работа по
формированию орфографической грамотности младших школьников с использованием
обозначенных методов и приемов дает хорошие результаты. Дети усваивают основные
орфограммы, учатся определять место вслове, где возникают орфографические трудности,
учатся видеть орфограммы, еще неизученные. Вся эта работа помогает умственному
развитию детей, развивает память,наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и
синтезировать, помогает глубже и прочнее овладеть программными знаниями, что создает
условия для успешного продолженияобразования.