Серкова Л.Б. МБОУ «Кармановская средняяшкола»
Особенности подготовкик ВПР на уроках русского языка
ВПР —это не экзамен, а мониторинг, то есть работа для оценки уровнязнаний школьников и качества среднего образования в России.По сути, это итоговая контрольная работа, которая проверяет, как усвоенизученный за год материал. По формату она действительно немногопохожа на ЕГЭ и ОГЭ — это набор заданий с кратким илиразвёрнутым вариантом ответа. Чтобы её написать, нужно уметь работатьс текстом и хорошо знать основной курс школьной программыза конкретный класс. Проверяют работу по критериям, на основаниикоторых выставляют баллы, а уже эти баллы переводят в оценки. Форматработы практически одинаков для всех классов, но содержание отличается.
Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР в результатепозволит
психологическиподготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в
частностик ОГЭ и ЕГЭ.
Контрольнаяохватывает основной объём школьной программы, поэтому эти знания пригодятся приподготовке к ЕГЭ в старшей школе. У учеников к тому моментууже будет сформирована необходимая база языковых и речевых уменийи навыков, что позволит тратить меньше усилий и времени в 11классе для подготовки к главному экзамену. Конечно, это не значит, чток ЕГЭ тогда вообще можно будет не готовиться, но ВПР закладываютдостаточно хорошую базу на будущее.
Одним из самых сложных предметов ВПР является — русский язык.
Есливы не уверены в знаниях детей, лучше открыть демоверсию ВПР на сайте ФИПИ и познакомитьсяс заданиями. Русский язык – это тот предмет, которым никогда не мешаетзаняться.
Еслипредмет ВПР признан обязательным, его тоже оценивают школьные учителя. Но вэтом случае они должны выставлять баллы строго по критериям, разработаннымРособрнадзором.
Типы заданий для учащихся 5- 7классов:
Задание1 проверяет традиционное правописное умение обучающихся правильносписывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая приписьме изученные орфографические и пунктуационные правила. Обратить внимание учеников, что за описки снимаютсябаллы — поэтому, кроме языковых умений, нужно тренировать внимательность.
Дляподготовки используем:
1. Орфографическиеминутки.
2. Зрительныедиктанты
3.Объяснительные,предупредительные и проверочные диктанты.
4.Списываниетекстов с «пропущенными буквами», с исправлением ошибок, с «пропуском»пунктуационных знаков.
5. Классификацияслов по наличию морфем в корне слова.
Задание2 предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацеленона выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно — языковымианалитическими умениями: фонетический разбор; морфемный разбор,словообразовательный разбор, морфологический разбор, синтаксический разбор.
Дляподготовки к ВПР выполняем различные виды разборов на уроке, разбираем ошибки,допущенные учениками и оцениваем в соответствии с критериями. Обращаем вниманиена наиболее частые ошибки: в фонетическом разборе забывают разделить слово наслоги, посчитать количество букв и звуков, выполнить транскрипцию; вморфологическом разборе путают постоянные и непостоянные признаки, забываютподчеркнуть слово как член предложения; при выполнении разбора слова по составузабывают выделить основу слова и выполнить словообразовательный разбор; привыполнении синтаксического разбора не указывают или указывают частичнохарактеристику предложения.
Задание3 нацелено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическуюнорму современного русского литературного языка.
Правильноепроизношение и ударения помогут запомнить двустишия со словами изорфоэпического минимума: «Не влезаешь в шорты? Виноваты тОрты».Акцентологические диктанты или задание на составление подборки слов для такогодиктанта помогают ребятам меньше делать ошибок в этом задании.
Задание4
проверяетсяпредметное учебно-языковое умение опознавать самостоятельные части речи и ихформы, служебные части речи в указанном предложении, определять отсутствующие вуказанном предложении изученные части речи.
Повторениечастей речи каждый урок!
Задания5, 6 и 7 проверяют ряд предметных умений: учебно-языковое опознавательноеумение обучающихся (опознавать прямую речь и слова автора, обращение, сложноепредложение); умение применять синтаксическое знание в практике правописания;пунктуационное умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма;объяснять выбор написания (6, 7 задания), в том числе − с помощью графическойсхемы (задание 5); а также универсальные учебные действия: регулятивные(осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания),познавательные (преобразовывать предложение в графическую схему).
Ребятаневнимательно читают задания, поэтому часто выполняют задание не полностью,теряя при этом баллы. Например, не объясняют причину постановки запятой или нерисуют схему.
Взадании 8 на основании адекватного понимания обучающимися письменнопредъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста,владения изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные универсальныеучебные действия), проверяются предметные коммуникативные умения распознавать иадекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописныеумения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Этозадание можно отнести к одному из самых сложных заданий. Процент правильноговыполнения этого задания низок. «Определите и запишите основную мысль текста» -так звучит задание. К сожалению, ребята невнимательно читают текст и не всегдамогут правильно определить основную мысль.
Задание9 предполагает ориентирование в содержании текста, понимание егоцелостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждениявыдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основекоторых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание в письменнойформе (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения исловоупотребления.
Правильностьвыполнения этого задания тоже зависит от внимательности ребёнка. К сожалению,не все понимают, что ответ вообще надо искать в данном тексте. Если в текстенесколько героев, то не всегда могут проследить деятельность каждого из них,это приводит к ошибкам.
Задание10 предполагает, что обучающийся может определить тип речи впредложенных предложениях. Задание тоже вызывает трудности. Ребята путаютпонятия «стиль речи» и «тип речи», что приводит к ошибкам. Использованиепринципа игры «Лото» можно тренировать выполнение этого задания. Подбираютсянебольшие тексты из-3-4 предложений, необходимо определить, у кого из ребяттексты относятся к художественному стилю или публицистическому, у кого текстявляется описанием, а у кого рассуждением.
Задание11 и 12 (5 класс) проверяются: учебно-языковыеумения распознавать стилистическую принадлежность заданного слова, подбирать кслову близкие по значению слова (синонимы) или слова с противоположнымзначением (антонимы).
Последниезадания считаются заданиями повышенной трудности, но ребята достаточно хорошо сними справляются. На уроках повторение синонимов и антонимов возможно опять жечерез игру, через работу в парах : ребята по очереди называют слова, к которымодноклассники должны подобрать синонимы или антонимы. Можно на доске написатьдва столбика слов, которые являются синонимами или антонимами, надо найти пару.
Длярасширения словарного запаса школьников на уроке объясняем значение слов ифразеологизмов. Это можно сделать в виде игры «Ассоциация» (дети подбирают кзагаданному слову синонимы или антонимы, определения, действия) или обратного«Угадай слово по описанию». Обязательно с фразеологизмами и отдельными словамисоставляем предложения. Эти простые упражнения вызывают живой интерес уучеников.
Задание12 (7 класс) выявляет уровень предметныхучебно-языковых опознавательных умений обучающихся распознавать лексическоезначение многозначного слова с опорой на указанный в задании контекст;определять другое значение многозначного слова, а также умение использоватьмногозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном иоформленном на письме речевом высказывании (предметное коммуникативное иправописное умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Взадании 13 предметное коммуникативное умение,заключающееся в понимании обучающимися уместности употребления близких позначению слов в собственной речи; коммуникативное универсальное учебноедействие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов в целях эффективногоречевого общения.
Задание14 предполагает распознавание значения фразеологической единицы(учебно-языковое умение); умение на основе значения фразеологизма исобственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненнуюситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма, на выявление уровнявладения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения(коммуникативные универсальные учебные действия), а также на осознаниеобучающимися эстетической функции русского языка.
Последниезадания у многих семиклассников вызывают затруднения, потому что не все могутдать развёрнутый ответ в письменной форме, затрудняются ребята и приопределении лексического значения слова, предложенного для анализа. Многие непонимают, что значит «стилистически окрашенное слово», поэтому и найти его втексте не могут.
«Натаскивать» учащихся на выполнение типовыхзаданий демо-версии ВПР не нужно. Иначе пропадает весь смысл этих работ. Нообщая подготовка необходима.
Совет: не акцентироватьвнимание на том, какое задание сколько баллов принесёт. Иначе детисконцентрируются на тех упражнениях, которые дают максимальную «цифру», темсамым теряя баллы за другие задания, либо выполнят минимум заданий, необходимыйдля получения удовлетворительной отметки.
Подводныекамни ВПР
Ксожалению, есть небольшая нестыковка. В наших школах используются разныеучебники, их авторы располагают разделы языкознания далеко не одинаково. В результате ко времени проведения ВПР невсе нужные разделы русского языка бывают изучены. В прошломгоду учителя русского языка, готовившие детей к федеральной контрольной,обнаружили в заданиях для 5 класса вопросы более высокого уровня — по темам 6 и7 класса, которые школьники еще не проходили. Многим ребятам не хватаетвремени, чтобы выполнить задания.