РУБЕЖНАЯДИАГНОСТИКА. РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА. 8 КЛАСС. 1 ВАРИАНТ.
1.В отрывке сказки «Две сестры» из сборника Александры Анисимовой «Бабушкиныянтари» найдите все возможные изобразительно-выразительные средства, запишитекаждый вид с примером из текста.
«…ДолгоСветозар с дочерью Светланой смотрели с крыльца, как по дороге, все в гору, вгору, идет красавица Смугляна и добрый молодец с золоченым луком в руке. Каквышли они на высоту и вокруг стало темным-темно, раскинула красавица Смуглянапо синему пологу свои алмазные бусы, и засияли они ясными звездами над полями,над лугами, над лесами темными, над долинами широкими.»
2.Выполните анализ стихотворения.
НиколайЯзыков «Ручей»
Подсклоном сетчатых ветвей
Чрезгруды камней и корней
Играют,скачут, силы полны,
Твоисеребряные волны;
Светлои пышно луч дневной,
Скользяна грани водяные,
Набыстрине твоей живой
Дробитсяв искры огневые.
Лежу— дерев нагорных тень
Моюзадумчивую лень
Своейпрохладой осеняет;
Ввершинах леса, там и там,
Пошепотливым их листам
Мгновенныйшорох пробегает —
Исмолкнет вдруг, и вдруг сильней
Зашевелитсямрак ветвей,
Илес пробудится дремучий,
Ив чаще ходит шум глухой —
Здесьи тогда, ручей гремучий,
Твойговор слышен волновой!
Люблюего; ему внимая,
Янаслаждаюсь — и во мне
Мечтаяснеет золотая
Онезабвенной стороне…
Бегите,дни, как эти воды,
Бегите,дни, быстрей, быстрей,
Давновь священный луч свободы
Вдуше заискрится моей!
Лето1827
3.Дайте определение понятия «народная сказка».
РУБЕЖНАЯДИАГНОСТИКА. РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА. 8 КЛАСС. 2 ВАРИАНТ.
1. В отрывке сказки «Две сестры» изсборника Александры Анисимовой «Бабушкины янтари» найдите все возможныеизобразительно-выразительные средства, запишите каждый вид с примером изтекста.
«За горами, за долами, за синими морямижил-был могучий старик Светозар. И было у Светозара две дочери, красотоюравные, а обликом разные. Старшая дочь веселая, на речах приветливая, белая —румяная, очи голубые, косы золотые. Как она появится, так словно рассветает. Зато и имя ей дали — Светлана. А младшая дочь лицом темная, косы у нее черным —черны, а глаза и того чернее. И характером она тихая да молчаливая, всегдазадумчивая. За то и имя ей было — Смугляна.»
2.Выполните анализ стихотворения.
НиколайЯзыков «Ручей»
Подсклоном сетчатых ветвей
Чрезгруды камней и корней
Играют,скачут, силы полны,
Твоисеребряные волны;
Светлои пышно луч дневной,
Скользяна грани водяные,
Набыстрине твоей живой
Дробитсяв искры огневые.
Лежу— дерев нагорных тень
Моюзадумчивую лень
Своейпрохладой осеняет;
Ввершинах леса, там и там,
Пошепотливым их листам
Мгновенныйшорох пробегает —
Исмолкнет вдруг, и вдруг сильней
Зашевелитсямрак ветвей,
Илес пробудится дремучий,
Ив чаще ходит шум глухой —
Здесьи тогда, ручей гремучий,
Твойговор слышен волновой!
Люблюего; ему внимая,
Янаслаждаюсь — и во мне
Мечтаяснеет золотая
Онезабвенной стороне…
Бегите,дни, как эти воды,
Бегите,дни, быстрей, быстрей,
Давновь священный луч свободы
Вдуше заискрится моей!
Лето1827
3.Дайте определение понятия «литературная сказка».
Задание№ 4.* Задание повышенного уровня.
Напишитеписьмо Н. М. Карамзину. Упомяните его произведения, напишите о том, почему ониВам нравятся или не нравятся.
ОТВЕТЫ:
ВАРИАНТ1.
1.в гору, в гору — повтор;
добрыймолодец — постоянный эпитет;
засиялиони ясными звездами — сравнение;
наддолинами широкими — эпитет.
2.Необходимо указать тему, идею, изобразительно-выразительные средства, способрифмовки, виды рифм, размер стиха.
3.Народная сказка — повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение овымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастическихсил.
ВАРИАНТ2.
1.косы золотые — эпитет;
какона появится, так словно рассветает — сравнение;
старшая,младшая — антонимы.
2.Необходимо указать тему, идею, изобразительно-выразительные средства, способрифмовки, виды рифм, размер стиха.
3.Литературная сказка — это литературное произведение со сказочным сюжетом,имеющее конкретного автора.
Задание№ 4.
Оцениваютсязнание творчества автора (учитывается не только количество названныхпроизведений, но и знание их содержания), доказательностьсобственного мнения, убедительность суждений, соблюдениеграниц речевого жанра, единство стиля, речевая грамотность(наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических и речевыхошибок.
НОРМЫОЦЕНИВАНИЯ:
Менее50% — «2»;
50-74%— «3»;
75-89%— «4»;
90-100%— «5».
Задание№ 4 (повышенного уровня) оценивается отдельной отметкой «отлично» в случаеверного выполнения.