X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Картотека методик,чтобы определить уровень познавательного развития ребенка раннего возраста

Используйте методики,чтобы провести диагностику познавательного развития дошкольника. В справочнике– практические задания, перечни с оцениванием и результатами. Проводитедиагностику с учетом требований к организации образовательного процесса. Общеевремя не должно превышать 10 минут.

Методика «Пирамидка»

Время диагностики

3 минуты 

Цель

– Проверить навыки практического ориентирования, взаимно соотносящихся действий;
– проверить способность ребенка к целенаправленной двигательной активности;
– первично выявить полушарную латерализацию ребенка (определить, правша он или левша)

Содержание

Поставьте перед ребенком раннего возраста пирамидку из трех–четырех колец и попросите разобрать ее. Если ребенок не разбирает пирамидку, начните делать это сами – покажите ему, как надеть первое кольцо на стержень. Снова попросите ребенка собрать пирамидку. Если он собирает неверно, не учитывает размер колец, то покажите, как правильно, и попросите попробовать еще раз. При желании замените пирамидку на матрешку из трех–четырех частей

Оценка

1 балл – ребенок не пытается выполнить задание, разбрасывает колечки, забирает их себе, пытается, но не может надеть ни одного колечка;
2 балла – ребенок надевает колечки на пирамидку без учета их размера, безразличен к результату, у него меняется ведущая рука: то правая, то левая;
3 балла – ребенок сначала нанизывает колечки без учета размера, после обучения выполняет задание верно, его ведущая рука определена;
4 балла – ребенок самостоятельно и верно выполняет задание, его ведущая рука определена

Результат

1 балл – результат ниже нормы;
2 балла – граница низкой нормы и отставания;
3 балла – норма для ребенка 1–2 лет;
4 балла – норма для ребенка 2–3 лет

Методика «Сложи из палочек»

Время диагностики

3 минуты

Цель

– Определить уровень развития моторики;
– выявить умение ребенка действовать по образцу

Содержание

Возьмите две палочки, сложите их в форме буквы «Т» и скажите ребенку: «Смотри, я сделал(а) молоточек. Сделай тоже». Дайте ребенку палочки. Если ребенок не сможет повторить фигуру, скажите ему: «Смотри и делай как я» – и собирайте молоточек. Дайте ребенку второе задание. Сложите из трех палочек треугольник, скажите: «Смотри, я сложил(а) домик» – и повторите шаги. Используйте счетные палочки, спички или палочки для мороженого

Оценка

1 балл – ребенок не может сложить фигуру, бросает палочки, играет с ними, безразличен к результату;
2 балла – ребенок пытается строить, но у него не получается, после обучения «Делай как я» фигура получается непохожая;
3 балла – правильно строит молоточек и домик после того, как посмотрит, как делает это педагог-психолог;
4 балла – ребенок самостоятельно правильно складывает фигурки до того, как психолог говорит: «Делай как я»

Результат

1 балл – ниже нормы;
2 балла – граница низкой нормы и отставания;
3 балла – норма для ребенка 1–2 лет;
4 балла – норма для ребенка 2–3 лет

Методика «Найди парные картинки»

Время диагностики

3 минуты

Цель

– Выявить, насколько у ребенка сформировано зрительное восприятие

Содержание

Возьмите четыре пары картинок. Используйте простые изображения, например, цветы, кошки, машинки, листочки. Положите перед ребенком две картинки с разными изображениями, например, машинку и цветок. Две такие же картинки возьмите себе. Покажите пальцем на одинаковые картинки у себя и у ребенка: машинка – машинка, цветок – цветок. Закройте свои картинки, затем вытащите одну из них, покажите ребенку и попросите указать на такую же. Если ребенок не смог выполнить задание, укажите на картинки и произнесите: «Такая у меня, такая же и у тебя». Затем попробуйте еще раз. Проделайте то же с оставшимися парами картинок

Оценка

1 балл – ребенок не справился: вертел картинку, пытался взять картинку педагога-психолога, не стал ничего делать;
2 балла – ребенок выполнил задание только после дополнительного показа и разъяснений;
3 балла – допустил одну ошибку, в остальном справился;
4 балла – сделал все безошибочно, задание понял быстро, справился самостоятельно

Результат

1 балл – ниже нормы;
2 балла – граница низкой нормы и отставания;
3 балла – норма для ребенка 1–2 лет;
4 балла – норма для ребенка 2–3 лет

Методика «Выбери кубик»

Время диагностики

3 минуты

Цель

– Определить, насколько ребенок умеет различать цвета

Содержание

Возьмите по два красных, синих, желтых и зеленых кубика. По одному кубику каждого цвета поставьте перед ребенком, остальные четыре положите перед собой. Возьмите один из своих кубиков и попросите ребенка: «Возьми такой же кубик, как у меня». Затем попросите его: «Покажи, где красный кубик. А где синий?» Повторите задание со всеми цветами. Спросите про кубик каждого цвета: «Какого цвета этот кубик?»

Оценка

1 балл – ребенок не различает цвета;
2 балла – ребенок дважды выбрал кубик того же цвета, что у психолога, но не смог соотнести цвет и слово. Он не нашел по названию цвет кубика и не смог назвать цвет сам;
3 балла – ребенок правильно выполнил задание, он знает все четыре цвета;
4 балла – ребенок знает красный, синий, желтый и зеленый цвета, выполнил задание правильно и самостоятельно, также знает другие цвета и их тона

Результат

1 балл – ниже нормы;
2 балла – граница низкой нормы и отставания;
3 балла – норма для ребенка 1–2 лет;
4 балла – норма для ребенка 2–3 лет

Методика «Четыре картинки»

Время диагностики

5 минут

Цель

– Определить объем памяти ребенка

Содержание

Приготовьте пять картинок с изображениями простых объектов, которые известны ребенку, например, картинки с животными, игрушками, предметами домашнего обихода. Положите перед ребенком четыре из них, попросите ребенка рассмотреть и запомнить картинки. Затем попросите его назвать, что на них изображено. Скажите ребенку, чтобы он отвернулся, и замените одну из картинок на пятую, которую он еще не видел. Попросите его повернуться и показать вам, что изменилось

Представленная информация была полезной?
ДА
58.99%
НЕТ
41.01%
Проголосовало: 1107

Оценка

0 баллов – ребенок не увидел изменений или назвал их неверно;
1 балл – ребенок верно назвал изменение

Результат

0 баллов – память ребенка ниже возрастной нормы;
1 балл – память ребенка соответствует норме развития

Методика «Найди и покажи»

Время диагностики

5 минут

Цель

– Проверить внимание ребенка

Содержание

Дайте ребенку рисунок с изображением разных объектов и несколькими из этих объектов на полях. Достаточно, если на поля вынесено четыре–пять объектов. Попросите ребенка найти и показать на картинке эти объекты. Для методики можно использовать готовые задания из детских книг

Оценка

1 балл – ребенок не смог ничего найти: не искал, не заинтересовался или искал и не сумел;
2 балла – ребенок нашел один–два объекта;
3 балла – нашел три–четыре объекта;
4 балла – нашел больше четырех объектов

Результат

1 балл – ниже нормы;
2 балла – граница низкой нормы и отставания;
3 балла – норма для ребенка 1–2 лет;
4 балла – норма для ребенка 2–3 лет

Методика «Разрезанные картинки»

Время диагностики

5–7 минут

Цель

– Выявить уровень невербального мышления. Если у ребенка развита речь, используйте методику в комплекте с «Тестом речевой диагностики»

Содержание

Найдите картинки с изображением простых объектов, например, кота, мяча, чайника. Распечатайте каждую из картинок в двух экземплярах. Разрежьте один из экземпляров поперек на три части. Дайте ребенку разрезанную картинку и попросите его: «Собери картинку». Если у ребенка не получилось, покажите ему неразрезанный экземпляр. Если ребенку снова не удалось собрать картинку, возьмите одну из частей разрезанной картинки, наложите ее на нужное место на неразрезанной картинке и попросите собрать ее до конца

Оценка

1 балл – ребенок не смог выполнить задание даже после всех показов;

2 балла – ребенок не справился самостоятельно, но с помощью взрослого у него получилось;
3 балла – ребенок сразу понял задание, но допустил ошибку. Сделал все верно после того, как педагог-психолог показал целую картинку или наложил фрагмент изображения на неразрезанную картинку;
4 балла – ребенок сразу понял задание, самостоятельно и правильно сложил картинку без подсказок

Результат

1 балл – ниже нормы;
2 балла – граница низкой нормы и отставания;
3 балла – норма для ребенка 1–2 лет;
4 балла – норма для ребенка 2–3 лет

 Методика «Тест речевой диагностики»(задание из трех частей)

Время диагностики: 5–7 минут

Цель: выявить уровень вербальногомышления и речи ребенка. Для оценки мышления в целом используйте методику вкомплексе с «Разрезными картинками».

Часть 1.

Содержание 

Проведите наблюдение за ребенком. Оцените речевое развитие по параметрам: использует ли ребенок слова в речи, фразы, речевое подражание, местоимение «Я», сопровождает ли он речью действия, способен ли повторить фразу из шести–семи слов

Оценка 

Суммируйте баллы за параметры:
– ребенок использует слова в речи: «да» – 1 балл, «нет» – 0 баллов;
– в речи ребенка есть хотя бы короткие фразы, например: «Мама, дай», «Оля бух»: «да» – 1 балл, «нет» – 0 баллов;
– у ребенка есть речевое подражание, он пытается повторить слова взрослых, других детей, песен: «да» – 1 балл, «нет» – 0 баллов;
– ребенок сопровождает речью свои действия, например, игру, одевание: «да» – 1 балл, «нет» – 0 баллов;
– ребенок повторяет фразу из шести–семи слов, например: «Этим летом в лесу было очень много ягод и грибов»: «да» – 1 балл, «нет» – 0 баллов;
– ребенок использует в речи «Я», например: «Я не хочу!»: «да» – 2 балла, «нет» – 0 баллов

Результаты первой части

От 6 до 8 баллов – высокая норма, возможно опережающее развитие интеллекта и речи;
от 3 до 5 баллов – норма;
менее 3 баллов – ниже нормы

Часть 2.

Содержание

Задайте ребенку вопросы: «Что делает собака?», «Что делает мама?», «Что делает птичка?», «Что делает папа?», «Что делает малыш?»

Оценка

Засчитайте как верный любой подходящий по смыслу ответ, который ребенок дал в вербальной форме. При нормальном уровне речевого развития ребенок 1,5 лет и старше должен дать такие ответы на все пять вопросов

Результат

При нормальном уровне речевого развития ребенок 1,5 лет и старше отвечает на все пять вопросов

 

Часть 3.

Содержание

Положите на стол перед ребенком куклу, яблоко, чашку. По очереди попросите его показать стол, куклу, яблоко, чашку. Далее спросите у ребенка, где ножка стола, ручка чашки, глазки куклы. Попросите показать, как кукла ест, как она бегает. Покажите, как кукла берет яблоко, и спросите ребенка, что она делает

Оценка

0 баллов – ребенок не справился;
1 балл – показал предметы верно, но действие куклы не назвал;
2 балла – показал предметы верно, действия куклы описал одним словом, не фразой. Произносил отдельные слова во время задания;
3 балла – показал все верно, действия куклы описал фразой, развернуто комментировал свои действия во время задания

Результат

1 балл – ниже нормы;
2 балла – граница низкой нормы и отставания;
3 балла – норма для ребенка 1–2 лет;
4 балла – норма для ребенка 2–3 лет

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.99%
НЕТ
41.01%
Проголосовало: 1107

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет