Рольэффективного руководителя в образовательной деятельности
Сегодня одной из приоритетных задачроссийской школы является образование успешного человека 21-го века,обладающего, наряду с «жесткими» навыками (hard skills)«мягкими» навыками (soft skills)и функциональной грамотностью. Актуальным становится высококачественноеобразование, которое будет конкурентоспособным на мировом рынке. Так, Указ от21.07.2020 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на периоддо 2030 года» ставит цель войти в число десяти ведущих стран мира по качествуобщего образования. Кроме того, в качестве одного из вызовов современности пообеспечению глобальной конкурентоспособности является сохранение лидирующихпозиций РФ в международном исследованиях PIRLS, TIMSS и PISA.
Главная цель национального проекта«Образование» — обеспечение благополучия и нового качества жизни гражданРоссии, предоставление широких возможностей для самореализации каждого человекачерез реализацию Федеральных проектов, что невозможно без формированияэффективной образовательной среды. Важнейшими элементом эффективнойобразовательной среды наряду с материально-техническим обеспечением, социальнаясредой, образовательной деятельностью, условиями безопасности, является управленческая деятельность и кадровыйпотенциал. Именно инновационная управленческая деятельность по развитиюэффективного кадрового потенциала образовательной организации станет опорой дляповышения качества образования, качества образовательных результатов.Эффективно осуществлять изменения под силу управленцу, который обладаетнеобходимым результативным опытом и сам готов к непрерывному повышению своейпрофессиональной компетентности и внедрению изменений. Именно этими чертамидолжен обладать управленец, претендующий на включение в кадровый резервруководителей системы образования города.
Завремя свой работы руководитель накапливает успешный управленческий опытвнедрения изменений, который становится полезным не только для отдельной школы,но и для сферы образования в целом. Так, развитие научно-методическогопотенциала школы через актуализацию методической системы, позволяетобразовательному учреждению повысить качество образования. Дальнейшая работаадминистративной команды может быть направлена на стабилизацию достигнутогорезультата и увеличение уровня качества образования через совершенствованиеусловий организации образовательного процесса, что наиболее актуально припереходе на новые ФГОС НОО и ООО, и нивелирование острых проблем, которыеприсущи любой «среднестатистической» школе.
Среди острых проблем можно назватьнедостаточную предметную и методическую компетентность педагогическихработников, пониженный уровень школьного благополучия, низкий уровеньвовлеченности родителей. Первопричиной перечисленных проблем часто являетсянедостаточная результативность и слаженность работы административной команды посозданию эффективной образовательной среды. Решением данной проблемы являетсяосознание и принятие необходимости изменений каждым участником команды,готовность решать поставленные задачи для достижения общей цели. Проблему недостаточнойпредметной и методической компетентности педагогических работников можнонивелировать с помощью разработки и реализации программы «Повышение предметнойи методической компетентности педагогических работников», в которую включают рядмероприятий по диагностике профессиональных дефицитов, созданию индивидуальныхобразовательных траекторий для педагогов и проведению обучающих семинаров имастер-классов, открытых педагогических форм. Данные мероприятия обладаютвысокой результативностью: повышается успешность участия педагогов впрофессиональных конкурсах, учителя чаще принимают участие в обменепедагогическим опытом в форме публичных выступлений и публикаций на мероприятияхгородского и областного уровня. Важнейшим показателем эффективности проведенныхмероприятий становится рост качества образовательных результатов учащихся.
Реализация школьных целевых проектов порешению перечисленных проблем позволяет школе функционировать соответственноосновным глобальным тенденциям в сфере образования, основной из которых являетсясоздание современной инновационной школы, способной создать эффективныеобразовательные условия, позволяющие воспитать успешного конкурентоспособногочеловека с развитыми метапредметными навыками и soft skills.
Стремление соответствовать основнымглобальным тенденциям в сфере образования является основным вектором развитиялюбой успешной образовательной организации на долгосрочную перспективу. Каждыйруководитель видит свою школу в будущем как успешную образовательную организациюс инновационной слаженной административной командой, способной организоватьвесь педагогический коллектив на реализацию необходимых изменений. В такойшколе высокая доля молодых и инновационных учителей, а бренд школы известен вгороде. Для учащихся и их родителей (законных представителей) школа становится комфортной,открытой, высокопрофессиональной и безопасной средой, обучающей, воспитывающей,развивающей, интегрирующей ребенка в общество с учетом его особенностей,возможностей и требований ФГОС. Для педагогического состава школа – среда,позволяющая самореализоваться через коммуникацию, колоборацию, критику икреативность. Для учредителя школа – это среда, обеспечивающая высокое качествообразования на уровне образовательного учреждения и муниципалитета. Дляобщества школа – это среда, позволяющая сформировать успешного иконкурентоспособного гражданина.
Успешность школы в первую очередь зависитот руководителя. Идеальный руководитель должен обладать готовностью кизменениям, опытом осуществления изменений, широким кругозором (hard skills– знания из области педагогики, психологии, менеджмента, экономики), soft skills (коммуникативностью, навыками работы в команде, настойчивостью, лидерством,обязательностью), готовностью к непрерывному повышение профессиональныхкомпетенций, человечностью. Перечисленные качества способствуют выполнениютрудовых функций, содержащихся в Профессиональном стандарте «Руководитель образовательнойорганизации (управление дошкольной образовательной организацией иобщеобразовательной организацией)». Кроме того, требования к качествуобразовательных результатов постоянно повышаются, что требует непрерывноеповышение своих профессиональных компетенций.
Подводя итог вышесказанному в качествепрофессиональных ориентиров для эффективного руководителя образовательнойорганизации выступает деятельность по улучшению функционированияобразовательной организации, позволяющая обеспечить рост качестваобразовательных результатов, рост удовлетворенности качеством образованияучастников образовательных отношений, стабильное положение школы в рейтингеобразовательных организаций города через совершенствование научно-методическогопотенциала как педагогического коллектива, так и своего собственногонаучно-методического и управленческого потенциала.