Разработка Тютюниковой Виктории Игоревны
Учителя начальных классов МКОУ СОШ 3 с.Кугульты Грачевскогомуниципального округа
Тема: Применение различных технологий, оказывающих
положительное воздействие на речевое развитие детей.
Задача: познакомить педагоговс разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительноевоздействие на речевое развитие детей.
-Здравствуйте,уважаемые коллеги!
Итак,с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс
Ходмастера класс:
Нидля кого не секрет, что в каждом классном коллективе, есть дети с нарушениямиречи. Психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию это ребёнок с низкой работоспособностью, повышеннойутомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов,вдобавок ещё и часто болеющий.
Преодолениеэтих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды иправильного выбора форм, методов и приёмов работы.
В своейработе я активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы:артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику ,гимнастику для глаз,кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику.
Благодаряиспользованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
-улучшение памяти, внимания, мышления;
-повышение способности к произвольному контролю;
-улучшение общего эмоционального состояния;
-повышается работоспособность, уверенность в себе;
-стимулируются двигательные функции;
-снижает утомляемость;
-улучшаются пространственные представления;
-развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
-стимулируется речевая функция;
-улучшается соматическое состояние.
Имне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас свышеназванными технологиями. Буду рада, если они помогут в вашей работе сдетьми.
Неотъемлемойи очень важной частью работы является артикуляционная гимнастика.
Целью артикуляционной гимнастики является выработкаполноценных движений и определенных положений органов артикуляционногоаппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые дляправильного произнесения звуков.
Регулярноевыполнение помогает:
— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию(нервную проводимость)
-улучшить подвижность артикуляционных органов;
— -уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
— аглавное поработать с учащимися над преодолением дисграфии ( нарушения письма)и дислексии нарушение чтения. Что очень важно на начальном этапе обучения.
Задание.Артикуляционная гимнастика « Упражнение УлыбкаОбезьянки Качели Часики, Индюк.
Однойиз форм работы является – пальчиковая гимнастика, её цель!
Главная цель пальчиковой гимнастики, её функция –стимулирование мозговой деятельности ребёнка посредством развития мелкоймоторики рук, и подготовка руки к письму.
Великийпедагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – накончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детскойруке, тем умнее ребенок».
Действительно,развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка,так как все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы.
(пальчикмамочка, прокатываем руки шестигранными карандашами)
Большиевозможности в работес школьникамипредоставляет
дыхательнаягимнастика.
Дыхательная гимнастика , она увеличивает объём выдыхаемого ивдыхаемого воздуха, с последующей локализацией выхода, тренирует его глубину,ритмичность, всемерно способствуя постановке диафрагмально-речевого дыхания,нужного для коррекции различных речевых аномалий.
Цель гимнастики дыхательной оздоровление организма в целом.
Хочувас познакомить и обучить некоторым игровым приёмамдыхательной гимнастики. Япредлагаю вам следующие упражнения , которые можно проводить с детьми младшегошкольного возраста:
«ЧАСИКИ»
Часикивперёд идут,
Засобою нас ведут.
И.п.-стоя, ноги слегка расставить.
1-взмах руками вперёд «тик» (вдох)
2-взмах руками назад «так» (выдох)
«Фокус»Цель!Скорость чтения
Упражнение« шарик» (Вдох выдох)
Гдеже мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да, в различных режимныхмоментах: как часть физкультурного занятия, на уроках музыки и на уроках письмаи математики как физминутки. Упражнения дыхательной гимнастики проводятсяежедневно в хорошо проветриваемом помещении. Я использую их как физкультминуткив процессе урока.
Дыхательнуюгимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга,травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном ивнутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых другихзаболеваниях!
Еслимы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятияхуделять достаточно много времени гимнастике для глаз
Гимнастика выполняетсяна уроках с целью снятия зрительной нагрузки. Дети выполняют движения глазами всоответствии с текстом
Этодолжно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу я выбрала упражнениядля профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз.
Таккак детям сложно фокусировать взгляд на движущихся предметах использую в работеснежинки из бумаги.
Упражненияс детьми произвожу сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова водном положении, работают только мышцы глаз.
Берутснежинку в руку, вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на нейвзгляд.
Снежинкивправо полетели,
Детивправо посмотрели.
Отвестиснежинку вправо, проследить движение взглядом.
Вот снежинкиполетели,
Глазкивлево посмотрели.
Отвестиеё влево.
Ветерснег вверх поднимал
И наземлю опускал……
Подниматьснежинки вверх и опускать вниз.
Детисмотрят вверх и вниз.
Глазкизакрываем,
Закрытьладошками глаза.
Асейчас я хочу познакомить вас с ещё одним методом — кинезиология.
Цель кинезиологических упражнений: • Развитиемежполушарного взаимодействия; • Развитие мелкой и крупной моторики; • Развитиеинтеллектуальных и творческих способностей; • Улучшение работы долговременной икратковременной памяти; • Развитие способностей к обучению и усвоениюинформации, речи; • Восстановление работоспособности и продуктивности; • Снятиестресса, нервного напряжения, усталости; • Формирование абстрактного мышления идр. В школе не всегда есть возможность выделить в учебном плане специально урокдля подобных занятий, поэтому я выбрала оптимальный в условиях школы вариантработы. Кинезиологические упражнения проводятся в начале учебного дня, какутренняя гимнастика и на всех уроках без исключения в качестве физкультминутоки динамических пауз.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга черезопределённые двигательные упражнения. Секрет красоты и молодости Клеопатрызаключался в том, что она на протяжении всей жизни использовалакинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активномсостоянии.
Всвоей работе я применяю упражнения такие как: Колечко,Кулак-ребро-ладонь , Ухо-нос и т.д.Цель координация!
Упражнение с педагогами:
«Кулак-ребро-ладонь»
«Кулак-ребро-ладонь» -четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга.Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя рукамиодновременно.
Итогмастер- класса
— Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативностьиспользования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речидетей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать,что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, удетей повышается работоспособность, улучшается качествообразовательного процесса.
И взавершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать. Давайте найдём своёсердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук,тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласковогосолнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько,что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немногосвета и тепла своего сердца.
Асейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня намастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку — то, чтополучили на мастер-классе нового.
Асейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
Амне остаётся только поблагодарить вас за внимание, а участников за работу.
-Выпрекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!
