Формированиелидерских и организаторских качеств у младших школьников средствами внеурочнойдеятельности
Аннотация.В статье рассматриваются формирование лидерских и организаторских качеств умладших школьников средствами внеурочной деятельности. Формирование лидерских иорганизаторских качеств у младших школьников очень актуальна так как растетспрос на одаренную личность, уверенную в себе, творчески мыслящую, владеющуюсильной волей и высокой работоспособностью, умеющую брать обязанность на себя иплодотворно воздействовать в коллективе. В школах формирование лидерских иорганизаторских качеств у младших школьников ведется классным руководителем,которые используют разные методы.
Ключевыеслова: лидерские и организаторские качества,лидер, внеурочная деятельность, младшие школьники.
Актуальностьвыбора темы исследованная вызвана тем, что наше общество предъявляет новыетребования к современному человеку, предполагает развитие его духовного илидерского потенциала. Проблема развития лидерских и организаторских качеств умладших учеников традиционно является одной из актуальных проблем. Вместе стем, в настоящее время общественная и научная заинтересованность даннойпроблемой существенно увеличилась, что, в свою очередь, связано с резкимувеличением числа младших школьников, занимающих пассивную социальную позицию.
Проблемараннего выявления будущих лидеров и развития лидерских и организаторскихкачеств личности находит своё отражение в работах Р.Бейлса, Б.Д. Парыгина, Л.И. Уманского, Г.М. Андреева и других исследователей. Вместе с тем, насегодняшний день интерес к данной проблематике постоянно растёт, И.П. Волковымбыло предложено такое понятие лидерства: «Лидерство — процесс внутреннейсоциально-психологической организации и управления общением и деятельностьючленов малой группы и коллектива, осуществляемый лидером, как субъектомспонтанно формирующихся в межличностных отношениях групповых норм и ожиданий [2].
Цельнашего исследования – выявление особенностей формирования лидерских иорганизаторских качеств младших школьников средствами внеурочной деятельности.
Л.И. Уманский выделил несколько видов воздействия ребенка — лидера на коллектив:
1.Лидеры – организаторы (способные сорганизовать группу сверстников дляпроведения заданий).
2.Лидеры – генераторы эмоционального настроя (владеющие способностью формированияконкретного настроения в коллективе).
3.Лидеры – инициаторы (владеющие изобретательностью, способные на придумыватьидеи разных проектов и инициатив).
4.Лидеры – эрудиты (рассматривающийся авторитетом в учебной деятельности).
5.Лидеры – умельцы (обладающие умением рукоделия, рисования и имеющие авторитет вэтой области) [3].
Лидеры,которые имеют успех во всех сферах классной жизни, становятся абсолютнымилидерами. Они на ровне с лидерами организаторами имеют наибольшее влияние насвоих сверстников. Л. И. Уманский выделял два способа влияния педагога наребенка, обладающего позитивным лидерскими качествами. Первый – это созданиеусловий для выявления лидерских качеств у детей, стимуляция разными способами.Второй – это постепенная подготовка для постановления организаторских задач.
Используяперсональные сайты, мы выявили несколько учителей, которые, по нашему мнению,наиболее эффективно решают проблему формирования лидерских и организаторскихкачеств младших школьников средствами внеурочной деятельности в своейдеятельности. Это учителя начальных классов:
СклинскаяЛ.В. из Калужской области, Дзержинского района с. Льва Толстого,Давыдова О.Н. из Амурской области, Белогорского района, с. Лохвицы, СюбаеваЕ.А. из Нижегородской области, Володарский р-н, п.Новосмолинский.
Опытэтих учителей показывает, что проблема формирование лидерских и организаторскихкачеств в общеобразовательных учреждениях имеет значительный масштаб. Вне урокапедагог легче идет на предоставление ученику свободы действий, права выбора, неограничивает полет мысли, создает условия для свободного общения идеятельности.
Цельюэкспериментальной работы было определение уровня лидерских и организаторскихкачеств младших школьников. Для решения задач исследования использовалисьследующие диагностические методики тест «Лидер ли я?», «Экспресс-диагностикаорганизаторских способностей».
Первойбыла проведена диагностика по тесту «Лидер ли я?». Методика помогает выявитьуровень развития лидерских качеств. Результаты, полученные по первой методикепредставлены в таблице 1.
Таблица1 – Уровень развития лидерских качеств (по тесту «Лидер ли я?»).
Уровень развития лидерских качеств |
Количество учащихся |
% |
Высокий |
4 чел. |
16,5 % |
Средний |
15 чел. |
62,5% |
Низкий |
5 чел. |
21% |
Результаты,приведенные в таблице 1, показали: высокий уровень у 4 школьников (16,5 %),средний уровень у 15 детей (62,5%), низкий уровень у 5 человек (21 %).
Результатысвидетельствуют о том, что высокий уровень развития лидерских качеств выявлен унаименьшего количества учащихся, а у большинства учащихся преобладает средний инизкий уровень развития лидерских качеств.
Длядиагностики организаторских качеств младших школьников использоваласьэкспресс-диагностика. Результаты по данной диагностике приведены в таблице 2.
Таблица2 – Уровень развития организаторских качеств.
Уровень развития организаторских качеств |
Количество учащихся |
% |
Высокий |
1 чел. |
4 % |
Средний |
18 чел. |
75% |
Низкий |
5 чел. |
21% |
Результаты,приведенные в таблице 2, показали: высокий уровень у 1 ученика (4 %), среднийуровень у 18 детей (75%), низкий уровень у 5 человек (21 %).
Проведённоеисследование показало, что у большинства младших школьников лидерские качества недостаточноразвиты. Устранить выявленные негативные тенденции развития лидерских качестввозможно посредством целенаправленной коррекционно-развивающей работы поформированию коммуникативных и организаторских способностей младших школьников,укреплению их уверенности в себе, развитию общительности, стремлений кдостижениям.
Таким образом, формированиелидерских и организаторских качеств у младших школьников средствами внеурочнойдеятельности, крайне необходимо. Именно в начальной школе закладываются основы личности ребенка. В этотпериод у детей младшего школьного возраста формируется заинтересованности вклассных делах, интерес к делам других детей. Он принимает на себя новыесоциальные роли и новые виды деятельности [1].
Список литературы:
1. СклинскаяЛ.В. Развитие лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности.– URL:https://multiurok.ru/files/doklad-na-temu-razvitie-liderskikh-kachestv-u-mlad.html,свободный (дата обращения 20.11.2019).
2. Социально–психологическиеособенности личности руководителей высшего звена. — URL:https://studbooks.net/694953/psihologiya/rukovodstvo_psihologicheskiy_fenomen,свободный ( дата обращения 20.11.2019).
3. УманскийЛ.И. Педагогическое сопровождение детского лидерства. — М., 1968. — 39 с.
