Муниципальное бюджетное образовательноеучреждение
средняя общеобразовательная школа №57города Ульяновска
Утверждаю Директор МБОУ СОШ №57 _________________ О. Е. Филиппов Приказ № от ____ сентября 2014 года
|
Согласовано Протокол НМС №_____ от ____ сентября 2014 года Заместитель директора по УВР _______________ О. В. Терехина |
Рассмотрено на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Протокол № ___ от ___ августа 2014 года Руководитель ШМО ___________ А. Е. Леонтьева
|
Рабочаяпрограмма
внеурочнойдеятельности «Школьная пресса»
для6 класса
на2014-2015 учебный год
Составитель программы
учительрусского языка и литературы
АкашинаВ. А.
2014год
Муниципальное бюджетное образовательноеучреждение
средняя общеобразовательная школа №57города Ульяновска
Утверждаю Директор МБОУ СОШ №57 _________________ О. Е. Филиппов Приказ № от ____ сентября 2014 года
|
Согласовано Протокол НМС №_____ от ____ сентября 2014 года Заместитель директора по УВР _______________ Л. К. Кузнецова |
Рассмотрено на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Протокол № ___ от ___ августа 2014 года Руководитель ШМО ___________ А. Е. Леонтьева
|
Рабочаяпрограмма
внеурочнойдеятельности «Школьная пресса»
для6 класса
на2014-2015 учебный год
Составитель программы
учительрусского языка и литературы
АкашинаВ. А.
2014год
Пояснительная записка
Газета — это история мираза сутки.
А. Шопенгауэр
Рабочая программа по внеурочнойдеятельности для учащихся 6 класса составлена в соответствии с нормативнымидокументами:
— Федеральным законом «Обобразовании в Российской Федерации», принятым Государственной Думой РФ21.12.2012 г.;
— Федеральным государственнымстандартом общего образования второго поколения (приказ Министерстваобразования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897,зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер19644)
— Программой по русскому(родному)языку. 5-9 кл./ Авт. М.М.Разумовская, С.И. Львова,В.И. Капинос, В.В Львов, Г.А.Богданова/ Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы: учебно-методическоепособие / сост. Е.И. Харитонова, 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.
— Приказом Минобрнауки России от19.12.2012 г. N 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников,рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе вобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общегообразования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»;
— Учебным планом МБОУ СОШ № 57 на2014-2015 учебный год.
Рабочая программа по внеурочнойдеятельности представляет собой целостный документ, включающий: пояснительнуюзаписку; общую характеристику курса; описание места учебного курса в учебномплане; результаты освоения учебного курса; содержание учебного курса; тематическоепланирование; календарно-тематическое планирование; формы и средства контроля;перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Общая характеристика курса
В связи со стремительным изменениеми развитием информационной структуры общества ощутима необходимость в новомподходе к формам работы с детьми. Активно начали развиваться средстваинформации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильныетелефонные сети, факсимильная связь. Современные информационные технологии должныстать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не простосредством для получения удовольствия, развлекательная функция не должна статьосновной.
Необходимо одновременно помогатьдетям в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому,чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своёмсоциальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны идополняют друг друга в программе «Школьная пресса». Даная программа нацелена насовершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве ивзаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Настоящая программа рассчитанана 1 учебный год: 35 часов (1 час в неделю).
Программа предусматриваетинтенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитиюустной и письменной речи ребёнка.
Новизна данной программы состоит втом, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обученияосновам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовойкоммуникации общества. Занятия помогут обучающимся познакомиться также сжурналистикой как профессией и областью литературного творчества.
Формы занятия, предусмотренныепрограммой:
— беседа, аналитическая беседа, свободнаятворческая дискуссия;
— ролевые игры;
— выполнение творческих заданий;
— активные методы формированиясистемы общения;
— практическая работа (воркшопы,практикумы, подготовка материалов для публикаций в прессе).
Система занятий построена такимобразом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свойсловарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка,приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистическогостиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. Результатыпрактической работы найдут свое место в школьной газете, которую учащиеся будуттакже выпускать. Программа направлена на удовлетворение специфических познавательныхинтересов, способствующих их разностороннему личностному развитию. Занятия помогут обучающимся оценить свой творческий потенциал.
Технологии, используемые в системезанятий по программе «Школьная пресса», ориентированы на получение обучающимисяпрактики, которая поможет им овладеть общеучебными и специальными навыками,позволяющими успешно осваивать программу средней и старшей школы.
Цель программы — создание условий дляформирования и развития у обучающихся:
— интеллектуальных и практическихумений в области стилистики и журналистики;
— интереса к изучению гуманитарныхдисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право);
— умения самостоятельно приобретатьи применять знания;
— творческого мышления,познавательной активности;
— способности к словотворчеству,индивидуальных особенностей языкового стиля;
— коммуникативных навыков.
Задачи программы:
Обучающие:
— знакомство с публицистическимстилем речи;
— формирование умения работать вразличных жанрах публицистического стиля;
— овладение основными навыкамижурналистского мастерства;
Развивающие:
— развитие образного и логическогомышления;
— развитие творческих способностейподростков;
— развитие умения устного иписьменного выступления;
Воспитательные:
— формирование эстетического вкусакак ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
— формирование нравственных основличности будущего журналиста.
Основными требованиями кобучающимся при изучении предложенного курса являются желание овладетьнавыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий;выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах,пресс-конференциях, семинарах, творческих конкурсах.
Виды деятельностиобучающихся:
— теоретические занятия;
— творческий практикум, воркшоп(сочинения разных жанров);
— работа с прессой (обзор, анализ,рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
— работа со справочной литературой(словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями ит.п.);
— анкетирование;
— социологический опрос;
— участие в школьных и городскихмероприятиях, конкурсах прессы;
— выпуск школьной газеты;
— посещение обучающих семинаров.
Настоящая программа построена всоответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистскогомастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используютсясовременные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетомвозрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Описание места учебногокурса в учебном плане
Представленный курс непосредственносвязан с основным курсом русского языка 6 класса, расширяет и углубляет его.
Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностныерезультаты освоения курса:
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);
- формирование чувства прекрасного – умения чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
- потребность в самовыражении через слово.
Метапредметные результаты проявляются в:
· умениипонимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбиратьаргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственныесвязи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
· умениисамостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,определять сферу своих интересов;
· уменииработать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
· представлениеоб основных функциях языка, о роли русского языка как национального языкарусского народа, как государственного языка РФ и языка межнациональногообщения, о роли языка в жизни человека и общества, о связи языка и культурынарода;
· пониманиеместа родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании вцелом;
· усвоениеоснов научных знаний на родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
· освоениебазовых понятий лингвистики
· овладениеосновными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии, основными нормамилитературного русского языка, нормами речевого этикета и использование их всвоей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
· опознаваниеи анализ единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употреблениеязыковых средств адекватно речевой ситуации;
· пониманиекоммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимиии использование их в собственной речевой практике;
· осознаниеэстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторонуречевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание программы
(35 часов)
ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ЧАС).
Знакомство с программой кружка,решение организационных вопросов, техника безопасности.
ТЕМА 2. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ.ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ. ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ (1 ЧАС).
Формирование представлений опрофессии журналиста.
Функции:
— информационная;
— коммуникативная;
— выражение мнений определенныхгрупп;
— формирование общественногомнения.
Журналист как представительопределенного слоя общества.
Факт как объект интереса журналистаи основной материал в его работе.
Требования к журналисту:
— компетентность;
— объективность;
— соблюдение профессиональных иэтических норм;
— глубокие знания в областилитературы, философии и др.;
— владение литературным языком.
ТЕМА 3-4. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ(2 ЧАСА).
Журналистика XVIII века.
Новиков иего журналы «Трутень», «Пустомеля»,
«Живописец».
Журналистика XIX века.
Формирование жанров в журналистике. А. С. Пушкин —
публицист:«Путешествие из Москвы в Петербург». Журналы
«Современник», «Отечественные записки».
Журналистика XX века.
В. И. Гиляровский– репортер и публицист. Истоки
нравственных основ журналистской этики. Развитие жанра
фельетона– И. Ильф, Е. Петров.
Задание. Написать репортаж «Мойпоселок»; подготовить сообщения об особенностях стиля журналистов и писателейпрошлого. Дискуссия о профессиональной этике журналиста
ТЕМА 5. О ЖАНРАХ ЖУРНАЛИСТИКИ И ИХОСОБЕННОСТЯХ (1 ЧАС).
Жанры журналистики и ихособенности.
Заметка — один из распространенныхгазетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра — заметкаинформационного характера, заметка — благодарность, заметка — просьба,обращение.
Отличие заметки от корреспонденции.
Интервью — особенности этого жанра,его виды: интервью — монолог, интервью — диалог, интервью — зарисовка,коллективное интервью, анкета.
Статья — роль статьи в газетах ижурналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты:целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точностьсловоупотребления, яркость литературного изложения.
Обзор печати — особый жанр. Обзор:тематический, общий информационный, рецензирующий прессу.
Репортаж — наглядное представлениео том или ином событии, через непосредственное восприятие журналиста – очевидцаили действующего лица.
Жанровое своеобразие — использование элементоввсех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода,характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический,постановочный.
Очерк — близость к малым формамхудожественной литературы — рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытиежизни того или иного значимого репортажа.
Документальность воспроизведенияматериала. Очерки событийные и путевые.
Фельетон – острая, злободневнаякритика, особые приемы изложения.
ТЕМА 6-7. ЯЗЫК ЖУРНАЛИСТИКИ (2ЧАСА).
Сущность слова. Слово и понятие.Многозначность слова. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы,историзмы, архаизмы, неологизмы.
Профессиональная лексика, диалектизмы,современные сленг.
Фразеологизмы, крылатые слова,пословицы.
Задание. Подготовить рассказ «Обэтом слове хочется рассказать». Доклад «Пословицы и поговорки. Их использованиев журналистике».
ТЕМА 8-9. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫРЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В ТЕКСТЕ (4 ЧАСА).
Тропы: эпитет,сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора,антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение,риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Задание. Найти в газетных ижурнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определить ихроль в тексте. Написать зарисовку, используя определенные стилистическиефигуры.
ТЕМА 10-13. КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА (4ЧАСА).
Основные типы построения текстов:повествование, описание, рассуждение.
Основные структурные связи вповествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология сотступлениями.
Основные структурные связи вописании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения.Убывание или возрастание признака.
Основные структурные связи врассуждении.
Умозаключение в доказательстве илиопровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
Задание. Найдите в газетных ижурнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишитемаленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типыпостроения.
ТЕМА 14. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬРУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА (1 ЧАС).
Анализ выразительных средств языкапублицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли).
Заглавие – важный компонент текста.Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видамизаголовков.
Задание. Лингвистическийэксперимент (работа с заглавиями текстов, замена, обоснование).
ТЕМА 15-16. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ:ОТЧЕТ, РЕПОРТАЖ, ИНТЕРВЬЮ, ЗАМЕТКА (2 ЧАСА).
Основные требования к информативнойпублицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современнойжизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки,свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).
Информационные жанры: отчет,хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша)
Задание. Создание и презентациятекста определенного жанра.
ТЕМА 17. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ:СТАТЬЯ, ОБОЗРЕНИЕ, ОТЗЫВ, РЕЦЕНЗИЯ (1 ЧАС).
Назначение произведенийаналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни,показать его сущность.
Специфика аналитическойжурналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).
Задание. Взаиморецензированиечерновых вариантов статьи, рецензии. Конкурс на лучший отзыв.
ТЕМА 18. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖАНРЫ:СЛОВО, ОЧЕРК, ЭССЕ, ФЕЛЬЕТОН (1 ЧАС).
Основные функции произведенийхудожественно-публицистических жанров:
— информационная;
— эстетическая;
— экспрессивная;
— просветительская.
Основные жанры: слово, очерк, эссе,фельетон, памфлет и др.
Задание. Знакомство с письмамивыдающихся людей. Выразительное чтение писем. Самостоятельная работа сосправочной литературой, наблюдения над особенностями очерка, анализтекстов-образцов; презентация портретного очерка, создание чернового вариантаэссе или фельетона.
ТЕМА 19. КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРАХ (1 ЧАС).
Конкурс сочинений на свободнуютему. Необходимый критерий – выбор одного из публицистических жанров исоблюдение его стилистических норм и особенностей. Презентация собственного.Выставка работ. Награждение лучших в отдельных номинациях.
ТЕМА 20. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВАЖУРНАЛИСТА (1 ЧАС).
Знакомство с техническимисредствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер).
Фотографирование. Роль фотографий вгазете. «Портрет», «пейзаж», «композиция»
Фотомонтаж, видеомонтаж. Созданиегазеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER).
Фотоконкурс.
Задание. Фотографирование живыхобъектов. Просмотр и обсуждение работ. Оформление фотовыставок, фоторепортажей.
ТЕМА 21. ЭТИКА И МОРАЛЬ. ПОСТУПОК ИМОТИВ. ПЛАГИАТ (1 ЧАС).
Знакомство с философскими понятиями,их место в журналистике. Плагиат. Составление понятийного словаря.
ТЕМА 22. ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА. МИССИЯ ИНАЗВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ (1 ЧАС).
Медиаобразование. Организацияработы редколлегии. Планирование. Техническое обеспечение.
Кому и зачем нужна газета в школе?Для кого выходит? Каких целей может достичь? Выбор названия.
ТЕМА 23. ЧИТАТЕЛЬ И ЕГО ИНТЕРЕСЫ (1ЧАС).
Кто будет читателем школьной газетыи что он ждет от нее? Методы выявления читательских запросов и предпочтений.Анкета.
Задание. Провести анкетирование.
ТЕМА 24. КАК И О ЧЕМ ПИСАТЬ ДЛЯ ШКОЛЬНОЙГАЗЕТЫ? ТЕМЫ, РУБРИКИ, ПОЛОСЫ (1 ЧАС).
Жанровые формы. Заметка. Структуразаметки. «Новость одной строкой». Правило перевернутой пирамиды. Юмореска.
«Гвоздевой» материал. Правиларасположение новостей, обзоров, интервью и пр. Рубрики. Полосы. Первая полоса.
Задание. Составить эскиз первойстраницы газеты.
ТЕМА 25. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ. ИСТОЧНИКИИНФОРМАЦИИ (1 ЧАС).
Достоверность. Краткость, ясность.Правильное построение текста, отсутствие орфографических, лексических,пунктуационных и стилистических ошибок. Проверка источника и ссылка на него.Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий.
Очевидцы событий. Литературныеисточники. Интернет-источники (обязательное правило – указание интернет-ссылкина источник). Собственное мнение журналиста. Правила оформления.
ТЕМА 26. КАК ПРИДУМЫВАТЬ ЗАГОЛОВКИИ ПИСАТЬ ЛИДЫ? (1 ЧАС).
Объем заголовков, их стилистика.Констатирующие заголовки. Образные заголовки. Лид. Функции лида:
— информировать читателя сминимальной потерей времени;
— акцентировать внимание на самомглавном в информации с точки зрения журналиста.
Задание. Написать лид и придумать5 заголовков.
ТЕМА 27. КАК ВЕСТИ ИНТЕРВЬЮ (1 ЧАС).
16 основных правил веденияинтервью.
Задание. Взять интервью.
ТЕМА 28. ПЛАНИРОВАНИЕ ШАГ ЗА ШАГОМ(1 ЧАС).
Этапы выпуска номерагазеты:
- планирование номера газеты (планерка);
- сбор информации;
- подготовка материалов, рубрик, полос;
- подбор иллюстраций;
- макетирование и верстка номера;
- редактирование и вычитка, подписание номера;
- обсуждение номера на летучке.
Время каждого этапа определяетсяв зависимости от периодичности выхода газеты.
ТЕМА 29. СТРУКТУРА ШКОЛЬНОЙРЕДАКЦИИ (1 ЧАС).
Редактор, его функции иобязанности. Редактор темы/рубрики. Обозреватель. Репортер. Корректор.Верстальщик (дизайнер).
ТЕМА 30. ПОДБОР И ИСПОЛЬЗОВАНИЕЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ГАЗЕТЕ (1 ЧАС).
Занимательный материал,используемый в газетах: загадки, кроссворды, сканворды, чайнворды, ребусыголоволомки, картинки на наблюдательность и внимание, викторины, логическиезадачи. Анаграммы и др.
Алгоритм подборазанимательного материала в газету:
- определить объем юмористической страницы (количество статей);
- определить тему рубрики, используемые жанры, подобрать занимательный материал, статьи;
- сделать макет страницы (художественное оформление, заголовки, расположение материалов, обязательно указать сроки и адреса, куда посылать ответы на сканворды, викторины и т.д.);
- сдать готовую страницу редактору;
- в следующем номере опубликовать имена победителей, ответы на сканворды, викторины и др.
ТЕМА 31. ДИЗАЙН ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ (1ЧАС).
Анализ материалов периодическойпечати. Иллюстративное оформление газеты. Изучение шрифта. Роль фотографий вгазете. План создания газеты
Классический дизайн газеты.Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей, основных черт.Современный дизайн газет. Просмотр газет с современным дизайном, модернистскимдизайном. Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов.
Выбор шрифта для определённого посодержанию текста.
ТЕМА 32-33. ВЫПУСК ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ(2 ЧАСА).
Самостоятельный выбор шрифта иоформление плаката.
Дизайн школьной газеты. Оформлениягазеты. Верстка.
ТЕМА 34. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА (1ЧАС).
Компьютер как средство работы синформацией. Использование ПК в журналистике. Знакомство с ПК.
ТЕМА 35. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. ДЕЛОВАЯИГРА «ЖУРНАЛИСТ – ОКО НАРОДНОЕ» (1 ЧАС).
Деловая игра «Журналист – оконародное».
Приглашение на занятие всехжелающих.
Выставка наиболее интересныхматериалов и проектов.
Выпуск газеты с отчётом работыкружка «Юный журналист».
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Содержание |
Количество часов по рабочей программе |
1 |
Вводное занятие. |
Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности. |
1 |
2 |
Журналистика как профессия. Функции журналистики. Требования к журналисту. |
Формирование представлений о профессии журналиста, о функциях, которые выполняет журналистика в обществе. Знакомство с теми требованиями, которые предъявляются журналисту как профессионалу своего дела. |
1 |
3 |
Из истории российской журналистики. |
Знакомство с некоторыми фактами из истории отечественной журналистики 18-20 вв.. Представленная информация была полезной? ДА 60.89% НЕТ 39.11% Проголосовало: 1345 |
2 |
4 |
О жанрах журналистики и их особенностях. |
Формирование представления о целостной системе жанров журналистики. Знакомство с некоторыми жанрами и их особенностями. |
1 |
5 |
Язык журналистики. |
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современные сленг. Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы. |
2 |
6 |
Стилистические фигуры речи. Стилистические фигуры в тексте. |
Знакомство с тропами и стилистическими фигурами речи. Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие. |
2 |
7 |
Композиция материала. |
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями. Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака. Основные структурные связи в рассуждении. Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
|
.4 |
8 |
Публицистический стиль. |
Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли). Заглавие – важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видами заголовков. |
1 |
9 |
Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка. |
Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств). Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша) |
2 |
10 |
Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия. |
Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность. Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия). |
1 |
11 |
Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон. |
Основные функции произведений художественно-публицистических жанров: — информационная; — эстетическая; — экспрессивная; — просветительская. Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.
|
1 |
12 |
Конкурс сочинений в различных публицистических жанрах. |
Конкурс сочинений на свободную тему. Необходимый критерий – выбор одного из публицистических жанров и соблюдение его стилистических норм и особенностей. |
1 |
13 |
Технические средства журналиста. |
Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер). Фотографирование. Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж», «композиция». |
1 |
14 |
Этика и мораль. Поступок и мотив. Плагиат. |
Знакомство с философскими понятиями, их место в журналистике. Плагиат. |
1 |
15 |
Школьная газета. Миссия и название школьной газеты. |
Медиаобразование. Организация работы редколлегии. Планирование. Техническое обеспечение. Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь? Выбор названия. |
1 |
16 |
Читатель и его интересы. |
Кто будет читателем школьной газеты и что он ждет от нее? Методы выявления читательских запросов и предпочтений. |
1 |
17 |
Как и о чем писать для школьной газеты? Темы, рубрики и полосы. |
Жанровые формы. Заметка. Структура заметки. «Новость одной строкой». Правило перевернутой пирамиды. Юмореска. «Гвоздевой» материал. Правила расположение новостей, обзоров, интервью и пр. Рубрики. Полосы. Первая полоса. |
1 |
18 |
Требования к информации. Источники информации. |
Достоверность. Краткость, ясность. Правильное построение текста, отсутствие орфографических, лексических, пунктуационных и стилистических ошибок. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий. Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники (обязательное правило – указание интернет-ссылки на источник). Собственное мнение журналиста. Правила оформления. |
1 |
19 |
Как придумывать заголовки и писать лиды? |
Объем заголовков, их стилистика. Констатирующие заголовки. Образные заголовки. Лид. Функции лида: — информировать читателя с минимальной потерей времени; — акцентировать внимание на самом главном в информации с точки зрения журналиста. |
1 |
20 |
Как вести интервью? |
16 основных правил ведения интервью. |
1 |
21 |
Планирование шаг за шагом. |
Этапы выпуска номера газеты. |
1 |
22 |
Структура школьной редакции. |
Редактор, его функции и обязанности. Редактор темы/рубрики. Обозреватель. Репортер. Корректор. Верстальщик (дизайнер). |
1 |
23 |
Подбор и использование занимательного материала в газете. |
Занимательный материал, используемый в газетах: загадки, кроссворды, сканворды, чайнворды, ребусы головоломки, картинки на наблюдательность и внимание, викторины, логические задачи. Анаграммы и др.. Алгоритм подбора занимательного материала в газету. |
1 |
24 |
Дизайн школьной газеты. |
Анализ материалов периодической печати. Иллюстративное оформление газеты. Изучение шрифта. Роль фотографий в газете. План создания газеты Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей, основных черт. Современный дизайн газет. Просмотр газет с современным дизайном, модернистским дизайном. Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов. Выбор шрифта для определённого по содержанию текста. |
1 |
25 |
Выпуск школьной газеты. |
Самостоятельный выбор шрифта и оформления плаката. Дизайн школьной газеты. Верстка. |
2 |
26 |
Интернет-журналистика. |
Компьютер как средство работы с информацией. Использование ПК в журналистике. |
1 |
27 |
Итоговое занятие. Деловая игра «Журналист – око народное». |
Деловая игра «Журналист – око народное». Приглашение на занятие всех желающих. Выставка наиболее интересных материалов и проектов. Презентация газеты с отчётом работы группы. |
1 |
Календарно-тематическоепланирование
№ п/п |
Тема |
Содержание |
Форма проведения |
Дата по плану |
Фактическая дата |
1 |
Вводное занятие. |
Знакомство с программой курса, решение организационных вопросов, техника безопасности. |
Беседа. |
|
|
2 |
Журналистика как профессия. Функции журналистики. Требования к журналисту. |
Формирование представлений о профессии журналиста, о функциях, которые выполняет журналистика в обществе. Знакомство с теми требованиями, которые предъявляются журналисту как профессионалу своего дела. |
Написание репортажа «Мой поселок»; подготовка сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого. Дискуссия о профессиональной этике журналиста. |
|
|
3-4 |
Из истории российской журналистики. |
Знакомство с некоторыми фактами из истории отечественной журналистики 18-20 вв.. |
Занятие-семинар. Сообщения учащихся. |
|
|
5 |
О жанрах журналистики и их особенностях. |
Формирование представления о целостной системе жанров журналистики. Знакомство с некоторыми жанрами и их особенностями. |
Лекция. |
|
|
6-7 |
Язык журналистики. |
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современные сленг. Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы. |
Занятие-семинар. Сообщения учащихся. |
|
|
8-9 |
Стилистические фигуры речи. Стилистические фигуры в тексте. |
Знакомство с тропами и стилистическими фигурами речи. Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие. |
Поиск в газетных и журнальных публикациях примеров тропов и стилистических фигур, определение их роль в тексте. Создание зарисовки с использованием определенных стилистических фигур. |
|
|
10-13 |
Композиция материала. |
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями. Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака. Основные структурные связи в рассуждении. Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
|
Поиск в газетных и журнальных публикациях примеров повествования, описания, рассуждения. Создание собственного письменного высказывания на тему «Маленькое происшествие» с использованием разных типов построения. |
|
|
14 |
Публицистический стиль. |
Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли). Заглавие – важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видами заголовков. |
Лингвистический эксперимент (работа с заглавиями текстов, замена, обоснование). |
|
|
15-16 |
Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка. |
Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств). Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша) |
Создание и презентация текста определенного жанра. |
|
|
17 |
Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия. |
Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность. Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия). |
Взаиморецензирование черновых вариантов статьи, рецензии. Конкурс на лучший отзыв.
|
|
|
18 |
Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон. |
Основные функции произведений художественно-публицистических жанров: — информационная; — эстетическая; — экспрессивная; — просветительская. Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.
|
Знакомство с письмами выдающихся людей. Выразительное чтение писем. Самостоятельная работа со справочной литературой, наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов; презентация портретного очерка, создание чернового варианта эссе или фельетона.
|
|
|
19 |
Конкурс сочинений в различных публицистических жанрах. |
Конкурс сочинений на свободную тему. Необходимый критерий – выбор одного из публицистических жанров и соблюдение его стилистических норм и особенностей. |
Работа над сочинением. Презентация сочинений. Выставка работ. Награждение лучших в отдельных номинациях. |
|
|
20 |
Технические средства журналиста. |
Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер). Фотографирование. Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж», «композиция». |
Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER). Фотоконкурс. Фотографирование живых объектов. Просмотр и обсуждение работ. Оформление фотовыставок, фоторепортажей. |
|
|
21 |
Этика и мораль. Поступок и мотив. Плагиат. |
Знакомство с философскими понятиями, их место в журналистике. Плагиат. |
Составление понятийного словаря. |
|
|
22 |
Школьная газета. Миссия и название школьной газеты. |
Медиаобразование. Организация работы редколлегии. Планирование. Техническое обеспечение. Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь? Выбор названия. |
Воркшоп. |
|
|
23 |
Читатель и его интересы. |
Кто будет читателем школьной газеты и что он ждет от нее? Методы выявления читательских запросов и предпочтений. |
Воркшоп. Работа с анкетами. |
|
|
24 |
Как и о чем писать для школьной газеты? Темы, рубрики и полосы. |
Жанровые формы. Заметка. Структура заметки. «Новость одной строкой». Правило перевернутой пирамиды. Юмореска. «Гвоздевой» материал. Правила расположение новостей, обзоров, интервью и пр. Рубрики. Полосы. Первая полоса. |
Воркшоп. |
|
|
25 |
Требования к информации. Источники информации. |
Достоверность. Краткость, ясность. Правильное построение текста, отсутствие орфографических, лексических, пунктуационных и стилистических ошибок. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий. Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники (обязательное правило – указание интернет-ссылки на источник). Собственное мнение журналиста. Правила оформления. |
Практикум. Аналитическая беседа, индивидуальная работа. |
|
|
26 |
Как придумывать заголовки и писать лиды? |
Объем заголовков, их стилистика. Констатирующие заголовки. Образные заголовки. Лид. Функции лида: — информировать читателя с минимальной потерей времени; — акцентировать внимание на самом главном в информации с точки зрения журналиста. |
Воркшоп. |
|
|
27 |
Как вести интервью? |
16 основных правил ведения интервью. |
Практикум. Проведение интервью. |
|
|
28 |
Планирование шаг за шагом. |
Этапы выпуска номера газеты. |
Дискуссия. Воркшоп. |
|
|
29 |
Структура школьной редакции. |
Редактор, его функции и обязанности. Редактор темы/рубрики. Обозреватель. Репортер. Корректор. Верстальщик (дизайнер). |
Аналитическая беседа. |
|
|
30 |
Подбор и использование занимательного материала в газете. |
Занимательный материал, используемый в газетах: загадки, кроссворды, сканворды, чайнворды, ребусы головоломки, картинки на наблюдательность и внимание, викторины, логические задачи. Анаграммы и др.. Алгоритм подбора занимательного материала в газету. |
Аналитическая беседа, групповая работа, воркшоп. |
|
|
31 |
Дизайн школьной газеты. |
Анализ материалов периодической печати. Иллюстративное оформление газеты. Изучение шрифта. Роль фотографий в газете. План создания газеты Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей, основных черт. Современный дизайн газет. Просмотр газет с современным дизайном, модернистским дизайном. Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов. Выбор шрифта для определённого по содержанию текста. |
Аналитическая беседа, индивидуальная деятельность, групповая работа. |
|
|
32-33 |
Выпуск школьной газеты. |
Самостоятельный выбор шрифта и оформления плаката. Дизайн школьной газеты. Верстка. |
Проектная деятельность. Воркшоп. |
|
|
34 |
Интернет-журналистика. |
Компьютер как средство работы с информацией. Использование ПК в журналистике. |
Работа творческими группами. |
|
|
35 |
Итоговое занятие. Деловая игра «Журналист – око народное». |
Деловая игра «Журналист – око народное». Приглашение на занятие всех желающих. Выставка наиболее интересных материалов и проектов. Презентация газеты с отчётом работы группы. |
Деловая игра, презентация. |
|
|
Всего часов |
35 |
|
|
|
Формы контроля:
— самостоятельные работы вразличных жанрах журналистики;
— семинары-практикумы по изученнойтеме;
— творческие конкурсы;
— публикации;
— выпуск школьной газеты.
Основные требования куровню подготовки обучающихся
В процессе занятий обучающиесяприобретают конкретные
знания:
— из истории журналистики;
— о жанрах журналистики и жанровыхособенностях текста;
— о деятельности журналиста идругих профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах;
— о правовых основах работы в сфереСМИ;
и умения:
— создавать сочинения разныхжанров;
— соблюдать языковые нормы(орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические,пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;
— работать с дополнительнойлитературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ;
— участвовать в дискуссии,пресс-конференции
— выпускать учебную газету.
Конечные результаты:
— умение построить устное иписьменное сообщение;
— умение работать в различныхжанрах публицистического стиля;
— умение общаться с отдельнымчеловеком и аудиторией;
— самостоятельная подготовка ипубликация материалов для школьной газеты.
Переченьучебно-методического и материально-технического обеспечения
Литература для учителя иучащихся
- Афанасьев М. Г. Вопросы журналистики. — М.: Высшая школа,1987.
- Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. — М.: Просвещение, 2002.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1998.
4. ГореловаЕ. В. Юный журналист. [Электронный ресурс]. Портал // «Сopy.yandex.net». Режимдоступа: www.copy.yandex.net/?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2FEduContest.net%2FSTORAGE_1%2FFILES%2Farticle%2F826%2F%25D0%25A0%25D0%2590%25D0%2591%25D0%259E%25D0%25A7%25D0%2590%25D0%25AF%2520%25D0%259F%25D0%25A0%25D0%259E%25D0%2593%25D0%25A0%25D0%2590%25D0%259C%25D0%259C%25D0%2590%2520%25D0%259A%25D0%25A0%25D0%25A3%25D0%2596%25D0%259A%25D0%2590%2520%25D0%25AE%25D0%259D%25D0%25AB%25D0%2599%2520%25D0%2596%25D0%25A3%25D0%25A0%25D0%259D%25D0%2590%25D0%259B%25D0%2598%25D0%25A1%25D0%25A2.doc&lr=195&tld=ru&lang=ru&text=%D1%8E%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0&l10n=ru&mime=doc&sign=6bf8732ede861e258684d50ee130194a&keyno=0— Загл. с экрана (дата обращения — 09. 09. 2014.).
- Кеворков В. В. Рекламный текст. — М., 1996.
- Ливанова М. В. Газета в школе. Учебно-методические материалы по организации и выпуску школьного печатного издания. — Смоленск, 2011.
- Правовое поле журналиста. Справочник. — М., 1971.
- Работа современного репортера. Источники информации. — М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
- Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 1974.
- Шкопоров Н. Б. Как психологически правильно брать интервью. — М .,1990.
