X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Муниципальное бюджетное образовательноеучреждение

средняя общеобразовательная школа №57города Ульяновска

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №57

_________________ О. Е. Филиппов

Приказ №

от ____ сентября 2014 года

 

Согласовано

Протокол НМС №_____

от ____ сентября 2014 года

Заместитель директора по УВР

_______________ О. В. Терехина

Рассмотрено

на заседании ШМО учителей

гуманитарного цикла

Протокол № ___

от ___ августа 2014 года

Руководитель ШМО

___________ А. Е. Леонтьева

 

 

 

Рабочаяпрограмма

внеурочнойдеятельности «Школьная пресса»

для6 класса

на2014-2015 учебный год

 

 

 

 

  Составитель программы

 учительрусского языка и литературы

АкашинаВ. А.

 

 

2014год

 

 

Муниципальное бюджетное образовательноеучреждение

средняя общеобразовательная школа №57города Ульяновска

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №57

_________________ О. Е. Филиппов

Приказ №

от ____ сентября 2014 года

 

Согласовано

Протокол НМС №_____

от ____ сентября 2014 года

Заместитель директора по УВР

_______________ Л. К. Кузнецова

Рассмотрено

на заседании ШМО учителей

гуманитарного цикла

Протокол № ___

от ___ августа 2014 года

Руководитель ШМО

___________ А. Е. Леонтьева

 

 

 

Рабочаяпрограмма

внеурочнойдеятельности «Школьная пресса»

для6 класса

на2014-2015 учебный год

 

 

 

 

  Составитель программы

 учительрусского языка и литературы

АкашинаВ. А.

 

 

2014год

 

 

Пояснительная записка

 

Газета — это история мираза сутки.

А. Шопенгауэр

 

Рабочая программа по внеурочнойдеятельности для учащихся 6 класса составлена в соответствии с нормативнымидокументами:

— Федеральным законом «Обобразовании в Российской Федерации», принятым Государственной Думой РФ21.12.2012 г.;

— Федеральным государственнымстандартом общего образования второго поколения (приказ Министерстваобразования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897,зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер19644)

— Программой по русскому(родному)языку. 5-9 кл./ Авт. М.М.Разумовская, С.И. Львова,В.И. Капинос, В.В Львов, Г.А.Богданова/ Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы: учебно-методическоепособие / сост. Е.И. Харитонова, 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.

— Приказом Минобрнауки России от19.12.2012 г. N 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников,рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе вобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общегообразования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»;

— Учебным планом МБОУ СОШ № 57 на2014-2015 учебный год.

Рабочая программа по внеурочнойдеятельности представляет собой целостный документ, включающий: пояснительнуюзаписку; общую характеристику курса; описание места учебного курса в учебномплане; результаты освоения учебного курса; содержание учебного курса; тематическоепланирование; календарно-тематическое планирование; формы и средства контроля;перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.

 

Общая характеристика курса

 

В связи со стремительным изменениеми развитием информационной структуры общества ощутима необходимость в новомподходе к формам работы с детьми. Активно начали развиваться средстваинформации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильныетелефонные сети, факсимильная связь. Современные информационные технологии должныстать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не простосредством для получения удовольствия, развлекательная функция не должна статьосновной.

Необходимо одновременно помогатьдетям в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому,чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своёмсоциальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны идополняют друг друга в программе «Школьная пресса». Даная программа нацелена насовершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве ивзаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

Настоящая программа рассчитанана 1 учебный год: 35 часов (1 час в неделю).

Программа предусматриваетинтенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитиюустной и письменной речи ребёнка.

Новизна данной программы состоит втом, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обученияосновам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовойкоммуникации общества. Занятия  помогут  обучающимся познакомиться также сжурналистикой как профессией и областью литературного творчества.

Формы занятия, предусмотренныепрограммой:

— беседа, аналитическая беседа, свободнаятворческая дискуссия;

— ролевые игры;

— выполнение творческих заданий;

— активные методы формированиясистемы общения;

— практическая работа (воркшопы,практикумы, подготовка материалов для публикаций в прессе).

Система занятий построена такимобразом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свойсловарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка,приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистическогостиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. Результатыпрактической работы найдут свое место в школьной газете, которую учащиеся будуттакже выпускать. Программа направлена на удовлетворение специфических познавательныхинтересов, способствующих их разностороннему личностному развитию. Занятия помогут  обучающимся оценить свой творческий потенциал.

Технологии, используемые в системезанятий по программе «Школьная пресса», ориентированы на получение обучающимисяпрактики, которая поможет им овладеть общеучебными и специальными навыками,позволяющими успешно осваивать программу средней и старшей школы.

Цель программы — создание условий дляформирования и развития у  обучающихся:

— интеллектуальных и практическихумений в области стилистики и журналистики;

— интереса к изучению гуманитарныхдисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право);

— умения самостоятельно приобретатьи применять знания;

— творческого мышления,познавательной активности;

— способности к словотворчеству,индивидуальных особенностей языкового стиля;

— коммуникативных навыков.

Задачи программы:

Обучающие:

— знакомство с публицистическимстилем речи;

— формирование умения работать вразличных жанрах публицистического стиля;

— овладение основными навыкамижурналистского мастерства;

Развивающие:

— развитие образного и логическогомышления;

— развитие творческих способностейподростков;

— развитие умения устного иписьменного выступления;

Воспитательные:

— формирование эстетического вкусакак ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

— формирование нравственных основличности будущего журналиста.

Основными требованиями кобучающимся при изучении предложенного курса являются желание овладетьнавыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий;выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах,пресс-конференциях, семинарах, творческих конкурсах.

 

Виды деятельностиобучающихся:

— теоретические занятия;

— творческий практикум, воркшоп(сочинения разных жанров);

— работа с прессой (обзор, анализ,рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);

— работа со справочной литературой(словарями, библиографическими указателями  и каталогами, энциклопедиями ит.п.);

— анкетирование;

— социологический опрос;

— участие в школьных и городскихмероприятиях, конкурсах прессы;

— выпуск школьной газеты;

— посещение обучающих семинаров.

 

Настоящая программа построена всоответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистскогомастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используютсясовременные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетомвозрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

           

 

Описание места учебногокурса в учебном плане

 

 

Представленный курс непосредственносвязан с основным курсом русского языка 6 класса, расширяет и углубляет его.

 

Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

 

Личностныерезультаты освоения курса:

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);
  • формирование чувства прекрасного – умения чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  •  устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
  • потребность в самовыражении через слово.

 

Метапредметные результаты проявляются в:

·        умениипонимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбиратьаргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственныесвязи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

·        умениисамостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,определять сферу своих интересов;

·        уменииработать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,использовать в самостоятельной деятельности.

 

Предметные результаты:

·        представлениеоб основных функциях языка, о роли русского языка как национального языкарусского народа, как государственного языка  РФ и языка межнациональногообщения, о роли языка в жизни человека и общества, о связи языка и культурынарода;

·        пониманиеместа родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании вцелом;

·        усвоениеоснов научных знаний на родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

·        освоениебазовых понятий лингвистики

·        овладениеосновными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии, основными нормамилитературного русского языка, нормами речевого этикета и использование их всвоей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

·        опознаваниеи анализ единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употреблениеязыковых средств адекватно речевой ситуации;

·        пониманиекоммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимиии использование их в собственной речевой практике;

·        осознаниеэстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторонуречевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 

 

Содержание программы

(35 часов)

 

ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ЧАС).

Знакомство с программой кружка,решение организационных вопросов, техника безопасности.

 

ТЕМА 2. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ.ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ. ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ (1 ЧАС).

Формирование представлений опрофессии журналиста.

Функции:

— информационная;

— коммуникативная;

— выражение мнений определенныхгрупп;

— формирование общественногомнения.

Журналист как представительопределенного слоя общества.

Факт как объект интереса журналистаи основной материал в его работе.

Требования к журналисту:

— компетентность;

— объективность;

— соблюдение профессиональных иэтических норм;

— глубокие знания в областилитературы, философии и др.;

— владение литературным языком.

 

ТЕМА 3-4. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ(2 ЧАСА).

Журналистика XVIII века.

                         Новиков иего журналы «Трутень», «Пустомеля»,

                        «Живописец».    

Журналистика  XIX века.

                        Формирование жанров в журналистике. А. С. Пушкин —

                         публицист:«Путешествие из Москвы в Петербург». Журналы

                        «Современник», «Отечественные записки».

Журналистика   XX века.

                         В. И. Гиляровский– репортер и публицист. Истоки

                        нравственных основ журналистской этики. Развитие жанра

                         фельетона– И. Ильф, Е. Петров.       

Задание. Написать репортаж «Мойпоселок»; подготовить сообщения об особенностях стиля журналистов и писателейпрошлого. Дискуссия о профессиональной этике журналиста

 

ТЕМА 5. О ЖАНРАХ ЖУРНАЛИСТИКИ И ИХОСОБЕННОСТЯХ (1 ЧАС).

Жанры журналистики и ихособенности.

Заметка — один из распространенныхгазетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра — заметкаинформационного характера, заметка — благодарность, заметка — просьба,обращение.

Отличие заметки от корреспонденции.

Интервью — особенности этого жанра,его виды: интервью — монолог, интервью — диалог, интервью — зарисовка,коллективное интервью, анкета.

Статья — роль статьи в газетах ижурналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты:целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точностьсловоупотребления, яркость литературного изложения.

Обзор печати — особый жанр. Обзор:тематический, общий информационный, рецензирующий прессу.

Репортаж — наглядное представлениео том или ином событии, через непосредственное восприятие журналиста – очевидцаили действующего лица.

Жанровое своеобразие — использование элементоввсех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода,характеристика персонажей, прямая речь.

Виды репортажа: событийный, тематический,постановочный.

Очерк — близость к малым формамхудожественной литературы — рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытиежизни того или иного значимого репортажа.

Документальность воспроизведенияматериала. Очерки событийные и путевые.

Фельетон – острая, злободневнаякритика, особые приемы изложения.

 

ТЕМА 6-7. ЯЗЫК ЖУРНАЛИСТИКИ (2ЧАСА).

Сущность слова. Слово и понятие.Многозначность слова. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы,историзмы, архаизмы, неологизмы.

Профессиональная лексика, диалектизмы,современные сленг.

Фразеологизмы, крылатые слова,пословицы.

Задание. Подготовить рассказ «Обэтом слове хочется рассказать». Доклад «Пословицы и поговорки. Их использованиев журналистике».

 

ТЕМА 8-9. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫРЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В ТЕКСТЕ (4 ЧАСА).

Тропы:  эпитет,сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора,антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение,риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Задание. Найти в газетных ижурнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определить ихроль в тексте. Написать зарисовку, используя определенные стилистическиефигуры.

 

ТЕМА 10-13. КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА (4ЧАСА).

Основные типы построения текстов:повествование, описание, рассуждение.

Основные структурные связи вповествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология сотступлениями.

Основные структурные связи вописании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения.Убывание или возрастание признака.

Основные структурные связи врассуждении.

Умозаключение в доказательстве илиопровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.

Задание. Найдите в газетных ижурнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишитемаленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типыпостроения.

 

ТЕМА 14. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬРУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА (1 ЧАС).

Анализ выразительных средств языкапублицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли).

Заглавие – важный компонент текста.Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видамизаголовков.

Задание. Лингвистическийэксперимент (работа с заглавиями текстов, замена, обоснование).

 

ТЕМА 15-16. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ:ОТЧЕТ, РЕПОРТАЖ, ИНТЕРВЬЮ, ЗАМЕТКА (2 ЧАСА).

Основные требования к информативнойпублицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современнойжизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки,свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).

Информационные жанры: отчет,хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша)

Задание. Создание и презентациятекста определенного жанра.

 

ТЕМА 17. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ:СТАТЬЯ, ОБОЗРЕНИЕ, ОТЗЫВ, РЕЦЕНЗИЯ (1 ЧАС).

Назначение произведенийаналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни,показать его сущность.

Специфика аналитическойжурналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).

Задание. Взаиморецензированиечерновых вариантов статьи, рецензии. Конкурс на лучший отзыв.

 

ТЕМА 18. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖАНРЫ:СЛОВО, ОЧЕРК, ЭССЕ, ФЕЛЬЕТОН (1 ЧАС).

Основные функции произведенийхудожественно-публицистических жанров:

— информационная;

— эстетическая;

— экспрессивная;

— просветительская.

Основные жанры: слово, очерк, эссе,фельетон, памфлет и др.

Задание. Знакомство с письмамивыдающихся людей. Выразительное чтение писем. Самостоятельная работа сосправочной литературой, наблюдения над особенностями очерка, анализтекстов-образцов; презентация портретного очерка, создание чернового вариантаэссе или фельетона.

 

ТЕМА 19. КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРАХ (1 ЧАС).

Конкурс сочинений на свободнуютему. Необходимый критерий – выбор одного из публицистических жанров исоблюдение его стилистических норм и особенностей. Презентация собственного.Выставка работ. Награждение лучших в отдельных номинациях.

           

ТЕМА 20. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВАЖУРНАЛИСТА (1 ЧАС).

Знакомство с техническимисредствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер).

Фотографирование. Роль фотографий вгазете.  «Портрет», «пейзаж», «композиция»

Фотомонтаж, видеомонтаж. Созданиегазеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER).

Фотоконкурс.

Задание. Фотографирование живыхобъектов. Просмотр и обсуждение работ. Оформление фотовыставок, фоторепортажей.

 

ТЕМА 21. ЭТИКА И МОРАЛЬ. ПОСТУПОК ИМОТИВ. ПЛАГИАТ (1 ЧАС).

Знакомство с философскими понятиями,их место в журналистике. Плагиат. Составление понятийного словаря.

 

ТЕМА 22. ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА. МИССИЯ ИНАЗВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ (1 ЧАС).

Медиаобразование. Организацияработы редколлегии. Планирование. Техническое обеспечение.

Кому и зачем нужна газета в школе?Для кого выходит? Каких целей может достичь? Выбор названия.

 

ТЕМА 23. ЧИТАТЕЛЬ И ЕГО ИНТЕРЕСЫ (1ЧАС).

Кто будет читателем школьной газетыи что он ждет от нее? Методы выявления читательских запросов и предпочтений.Анкета.

Задание. Провести анкетирование.

 

ТЕМА 24. КАК И О ЧЕМ ПИСАТЬ ДЛЯ ШКОЛЬНОЙГАЗЕТЫ? ТЕМЫ, РУБРИКИ, ПОЛОСЫ (1 ЧАС).

Жанровые формы. Заметка. Структуразаметки. «Новость одной строкой». Правило перевернутой пирамиды. Юмореска.

 «Гвоздевой» материал. Правиларасположение новостей, обзоров, интервью и пр. Рубрики. Полосы. Первая полоса.

Задание. Составить эскиз первойстраницы газеты.

 

ТЕМА 25. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ. ИСТОЧНИКИИНФОРМАЦИИ (1 ЧАС).

Достоверность. Краткость, ясность.Правильное построение текста, отсутствие орфографических, лексических,пунктуационных и стилистических ошибок. Проверка источника и ссылка на него.Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий.

Очевидцы событий. Литературныеисточники. Интернет-источники (обязательное правило – указание интернет-ссылкина источник). Собственное мнение журналиста. Правила оформления.

 

ТЕМА 26. КАК ПРИДУМЫВАТЬ ЗАГОЛОВКИИ ПИСАТЬ ЛИДЫ? (1 ЧАС).

Объем заголовков, их стилистика.Констатирующие заголовки. Образные заголовки. Лид. Функции лида:

— информировать читателя сминимальной потерей времени;

— акцентировать внимание на самомглавном в информации с точки зрения журналиста.

Задание. Написать лид и придумать5 заголовков.

 

ТЕМА 27. КАК ВЕСТИ ИНТЕРВЬЮ (1 ЧАС).

16 основных правил веденияинтервью.

Задание. Взять интервью.

 

ТЕМА 28. ПЛАНИРОВАНИЕ ШАГ ЗА ШАГОМ(1 ЧАС).

   Этапы выпуска номерагазеты:

  1. планирование номера газеты (планерка);
  2. сбор информации;
  3. подготовка материалов, рубрик, полос;
  4. подбор иллюстраций;
  5. макетирование и верстка номера;
  6. редактирование и вычитка, подписание номера;
  7. обсуждение номера на летучке.

   Время каждого этапа определяетсяв зависимости от периодичности выхода газеты.

 

ТЕМА 29. СТРУКТУРА ШКОЛЬНОЙРЕДАКЦИИ  (1 ЧАС).

Редактор, его функции иобязанности. Редактор темы/рубрики. Обозреватель. Репортер. Корректор.Верстальщик (дизайнер).

 

ТЕМА 30. ПОДБОР И ИСПОЛЬЗОВАНИЕЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ГАЗЕТЕ (1 ЧАС).

Занимательный материал,используемый в газетах: загадки, кроссворды, сканворды, чайнворды, ребусыголоволомки, картинки на наблюдательность и внимание, викторины, логическиезадачи. Анаграммы и др.

Алгоритм подборазанимательного материала в газету:

  1. определить объем юмористической страницы (количество статей);
  2. определить тему рубрики, используемые жанры, подобрать занимательный материал, статьи;
  3. сделать макет страницы (художественное оформление, заголовки, расположение материалов, обязательно указать сроки и адреса, куда посылать ответы на сканворды, викторины и т.д.);
  4. сдать готовую страницу редактору;
  5. в следующем номере опубликовать имена победителей, ответы на сканворды, викторины и др.

 

ТЕМА 31. ДИЗАЙН ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ (1ЧАС).

Анализ материалов периодическойпечати. Иллюстративное оформление газеты. Изучение шрифта. Роль фотографий вгазете. План создания газеты

Классический дизайн газеты.Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей, основных черт.Современный дизайн газет. Просмотр газет с современным дизайном, модернистскимдизайном. Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов.

Выбор шрифта для определённого посодержанию текста.

 

ТЕМА 32-33. ВЫПУСК ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ(2 ЧАСА).

Самостоятельный выбор шрифта иоформление плаката.

Дизайн школьной газеты. Оформлениягазеты. Верстка.

 

ТЕМА 34. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА (1ЧАС).

Компьютер как средство работы синформацией. Использование ПК в журналистике. Знакомство с ПК.

 

ТЕМА 35. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. ДЕЛОВАЯИГРА «ЖУРНАЛИСТ – ОКО НАРОДНОЕ» (1 ЧАС).

 

Деловая игра «Журналист – оконародное».

Приглашение на занятие всехжелающих.

Выставка наиболее интересныхматериалов и проектов.

Выпуск газеты с отчётом работыкружка «Юный журналист».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

Тема

Содержание

Количество часов по рабочей программе

1

Вводное занятие.

Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.

1

2

Журналистика как профессия. Функции журналистики. Требования к журналисту.

Формирование представлений о профессии журналиста, о функциях, которые выполняет журналистика в обществе. Знакомство с теми требованиями, которые предъявляются журналисту как профессионалу своего дела.

1

3

Из истории российской журналистики.

Знакомство с некоторыми фактами из истории отечественной журналистики 18-20 вв..

Представленная информация была полезной?
ДА
60.89%
НЕТ
39.11%
Проголосовало: 1345

2

4

О жанрах журналистики и их особенностях.

Формирование представления о целостной системе жанров журналистики. Знакомство с некоторыми жанрами и их особенностями.

1

5

Язык журналистики.

Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современные сленг. Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы.

2

6

Стилистические фигуры речи. Стилистические фигуры в тексте.

Знакомство с тропами и стилистическими фигурами речи. Тропы:  эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

2

7

Композиция материала.

Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.

Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.

Основные структурные связи в рассуждении.

Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.

 

.4

8

Публицистический стиль.

Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли). Заглавие – важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видами заголовков.

1

9

Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка.

Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).

Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша)

2

10

Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия.

Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность. Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).

1

11

Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон.

Основные функции произведений художественно-публицистических жанров:

— информационная;

— эстетическая;

— экспрессивная;

— просветительская.

Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.

 

1

12

Конкурс сочинений в различных публицистических жанрах.

Конкурс сочинений на свободную тему. Необходимый критерий – выбор одного из публицистических жанров и соблюдение его стилистических норм и особенностей.

1

13

Технические средства журналиста.

Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер).

Фотографирование. Роль фотографий в газете.  «Портрет», «пейзаж», «композиция».

1

14

Этика и мораль. Поступок и мотив. Плагиат.

Знакомство с философскими понятиями, их место в журналистике. Плагиат.

1

15

Школьная газета. Миссия и название школьной газеты.

Медиаобразование. Организация работы редколлегии. Планирование. Техническое обеспечение. Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь? Выбор названия.

1

16

Читатель и его интересы.

Кто будет читателем школьной газеты и что он ждет от нее? Методы выявления читательских запросов и предпочтений.

1

17

Как и о чем писать для школьной газеты? Темы, рубрики и полосы.

Жанровые формы. Заметка. Структура заметки. «Новость одной строкой». Правило перевернутой пирамиды. Юмореска. «Гвоздевой» материал. Правила расположение новостей, обзоров, интервью и пр. Рубрики. Полосы. Первая полоса.

1

18

Требования к информации. Источники информации.

Достоверность. Краткость, ясность. Правильное построение текста, отсутствие орфографических, лексических, пунктуационных и стилистических ошибок. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий.

Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники (обязательное правило – указание интернет-ссылки на источник). Собственное мнение журналиста. Правила оформления.

1

19

Как придумывать заголовки и писать лиды?

Объем заголовков, их стилистика. Констатирующие заголовки. Образные заголовки. Лид. Функции лида:

— информировать читателя с минимальной потерей времени;

— акцентировать внимание на самом главном в информации с точки зрения журналиста.

1

20

Как вести интервью?

16 основных правил ведения интервью.

1

21

Планирование шаг за шагом.

Этапы выпуска номера газеты.

1

22

Структура школьной редакции.

Редактор, его функции и обязанности. Редактор темы/рубрики. Обозреватель. Репортер. Корректор. Верстальщик (дизайнер).

1

23

Подбор и использование занимательного материала в газете.

Занимательный материал, используемый в газетах: загадки, кроссворды, сканворды, чайнворды, ребусы головоломки, картинки на наблюдательность и внимание, викторины, логические задачи. Анаграммы и др.. Алгоритм подбора занимательного материала в газету.

1

24

Дизайн школьной газеты.

Анализ материалов периодической печати. Иллюстративное оформление газеты. Изучение шрифта. Роль фотографий в газете. План создания газеты

Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей, основных черт. Современный дизайн газет. Просмотр газет с современным дизайном, модернистским дизайном. Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов.

Выбор шрифта для определённого по содержанию текста.

1

25

Выпуск школьной газеты.

Самостоятельный выбор шрифта и оформления плаката. Дизайн школьной газеты. Верстка.

2

26

Интернет-журналистика.

Компьютер как средство работы с информацией. Использование ПК в журналистике.

1

27

Итоговое занятие. Деловая игра «Журналист – око народное».

Деловая игра «Журналист – око народное».

Приглашение на занятие всех желающих.

Выставка наиболее интересных материалов и проектов.

Презентация газеты с отчётом работы группы.

1

 

 

Календарно-тематическоепланирование

 

№ п/п

Тема

Содержание

Форма проведения

Дата по плану

Фактическая дата

1

Вводное занятие.

Знакомство с программой курса, решение организационных вопросов, техника безопасности.

Беседа.

 

 

2

Журналистика как профессия. Функции журналистики. Требования к журналисту.

Формирование представлений о профессии журналиста, о функциях, которые выполняет журналистика в обществе. Знакомство с теми требованиями, которые предъявляются журналисту как профессионалу своего дела.

Написание репортажа «Мой поселок»; подготовка сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого. Дискуссия о профессиональной этике журналиста.

 

 

3-4

Из истории российской журналистики.

Знакомство с некоторыми фактами из истории отечественной журналистики 18-20 вв..

Занятие-семинар. Сообщения учащихся.

 

 

5

О жанрах журналистики и их особенностях.

Формирование представления о целостной системе жанров журналистики. Знакомство с некоторыми жанрами и их особенностями.

Лекция.

 

 

6-7

Язык журналистики.

Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современные сленг. Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы.

Занятие-семинар. Сообщения учащихся.

 

 

8-9

Стилистические фигуры речи. Стилистические фигуры в тексте.

Знакомство с тропами и стилистическими фигурами речи. Тропы:  эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Поиск в газетных и журнальных публикациях примеров тропов и стилистических фигур, определение их роль в тексте. Создание зарисовки с использованием определенных стилистических фигур.

 

 

10-13

Композиция материала.

Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.

Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.

Основные структурные связи в рассуждении.

Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.

 

Поиск в газетных и журнальных публикациях примеров повествования, описания, рассуждения. Создание собственного письменного высказывания на тему «Маленькое происшествие» с использованием разных типов построения.

 

 

14

Публицистический стиль.

Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли). Заглавие – важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видами заголовков.

Лингвистический эксперимент (работа с заглавиями текстов, замена, обоснование).

 

 

15-16

Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка.

Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).

Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша)

Создание и презентация текста определенного жанра.

 

 

17

Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия.

Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность. Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).

Взаиморецензирование черновых вариантов статьи, рецензии. Конкурс на лучший отзыв.

 

 

 

18

Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон.

Основные функции произведений художественно-публицистических жанров:

— информационная;

— эстетическая;

— экспрессивная;

— просветительская.

Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.

 

Знакомство с письмами выдающихся людей. Выразительное чтение писем. Самостоятельная работа со справочной литературой, наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов; презентация портретного очерка, создание чернового варианта эссе или фельетона.

 

 

 

19

Конкурс сочинений в различных публицистических жанрах.

Конкурс сочинений на свободную тему. Необходимый критерий – выбор одного из публицистических жанров и соблюдение его стилистических норм и особенностей.

Работа над сочинением. Презентация сочинений. Выставка работ. Награждение лучших в отдельных номинациях.

 

 

20

Технические средства журналиста.

Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер).

Фотографирование. Роль фотографий в газете.  «Портрет», «пейзаж», «композиция».

Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER).

Фотоконкурс. Фотографирование живых объектов. Просмотр и обсуждение работ. Оформление фотовыставок, фоторепортажей.

 

 

21

Этика и мораль. Поступок и мотив. Плагиат.

Знакомство с философскими понятиями, их место в журналистике. Плагиат.

Составление понятийного словаря.

 

 

22

Школьная газета. Миссия и название школьной газеты.

Медиаобразование. Организация работы редколлегии. Планирование. Техническое обеспечение. Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь? Выбор названия.

Воркшоп.

 

 

23

Читатель и его интересы.

Кто будет читателем школьной газеты и что он ждет от нее? Методы выявления читательских запросов и предпочтений.

Воркшоп. Работа с анкетами.

 

 

24

Как и о чем писать для школьной газеты? Темы, рубрики и полосы.

Жанровые формы. Заметка. Структура заметки. «Новость одной строкой». Правило перевернутой пирамиды. Юмореска. «Гвоздевой» материал. Правила расположение новостей, обзоров, интервью и пр. Рубрики. Полосы. Первая полоса.

Воркшоп.

 

 

25

Требования к информации. Источники информации.

Достоверность. Краткость, ясность. Правильное построение текста, отсутствие орфографических, лексических, пунктуационных и стилистических ошибок. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий.

Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники (обязательное правило – указание интернет-ссылки на источник). Собственное мнение журналиста. Правила оформления.

Практикум. Аналитическая беседа, индивидуальная работа.

 

 

26

Как придумывать заголовки и писать лиды?

Объем заголовков, их стилистика. Констатирующие заголовки. Образные заголовки. Лид. Функции лида:

— информировать читателя с минимальной потерей времени;

— акцентировать внимание на самом главном в информации с точки зрения журналиста.

Воркшоп.

 

 

27

Как вести интервью?

16 основных правил ведения интервью.

Практикум. Проведение интервью.

 

 

28

Планирование шаг за шагом.

Этапы выпуска номера газеты.

Дискуссия. Воркшоп.

 

 

29

Структура школьной редакции.

Редактор, его функции и обязанности. Редактор темы/рубрики. Обозреватель. Репортер. Корректор. Верстальщик (дизайнер).

Аналитическая беседа.

 

 

30

Подбор и использование занимательного материала в газете.

Занимательный материал, используемый в газетах: загадки, кроссворды, сканворды, чайнворды, ребусы головоломки, картинки на наблюдательность и внимание, викторины, логические задачи. Анаграммы и др.. Алгоритм подбора занимательного материала в газету.

Аналитическая беседа, групповая работа, воркшоп.

 

 

31

Дизайн школьной газеты.

Анализ материалов периодической печати. Иллюстративное оформление газеты. Изучение шрифта. Роль фотографий в газете. План создания газеты

Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей, основных черт. Современный дизайн газет. Просмотр газет с современным дизайном, модернистским дизайном. Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов.

Выбор шрифта для определённого по содержанию текста.

Аналитическая беседа, индивидуальная деятельность, групповая работа.

 

 

32-33

Выпуск школьной газеты.

Самостоятельный выбор шрифта и оформления плаката. Дизайн школьной газеты. Верстка.

Проектная деятельность. Воркшоп.

 

 

34

Интернет-журналистика.

Компьютер как средство работы с информацией. Использование ПК в журналистике.

Работа творческими группами.

 

 

35

Итоговое занятие. Деловая игра «Журналист – око народное».

Деловая игра «Журналист – око народное».

Приглашение на занятие всех желающих.

Выставка наиболее интересных материалов и проектов.

Презентация газеты с отчётом работы группы.

Деловая игра, презентация.

 

 

Всего часов

35

 

 

 

 

 

 

Формы контроля:

 

— самостоятельные работы вразличных жанрах журналистики;

— семинары-практикумы по изученнойтеме;

— творческие конкурсы;

— публикации;

— выпуск школьной газеты.

 

Основные требования куровню подготовки обучающихся

 

   В процессе занятий обучающиесяприобретают конкретные

знания:

— из истории журналистики;

— о жанрах журналистики и жанровыхособенностях текста;

— о деятельности журналиста идругих профессий, связанных  с журналистикой, о выдающихся журналистах;

— о правовых основах работы в сфереСМИ;

и умения:

— создавать сочинения разныхжанров;

— соблюдать языковые нормы(орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические,пунктуационные) в устных  и письменных высказываниях;

— работать с дополнительнойлитературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием  ИКТ;

— участвовать в дискуссии,пресс-конференции

— выпускать учебную газету.

 

Конечные результаты:

— умение построить устное иписьменное сообщение;

— умение работать в различныхжанрах публицистического стиля;

— умение общаться с отдельнымчеловеком и аудиторией;

— самостоятельная подготовка ипубликация материалов для школьной газеты.

 

Переченьучебно-методического и материально-технического обеспечения

 

 

Литература  для учителя иучащихся

 

  1. Афанасьев М. Г. Вопросы журналистики. — М.: Высшая школа,1987.
  2. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. — М.: Просвещение, 2002.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1998.

4.      ГореловаЕ. В. Юный журналист. [Электронный ресурс]. Портал // «Сopy.yandex.net». Режимдоступа: www.copy.yandex.net/?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2FEduContest.net%2FSTORAGE_1%2FFILES%2Farticle%2F826%2F%25D0%25A0%25D0%2590%25D0%2591%25D0%259E%25D0%25A7%25D0%2590%25D0%25AF%2520%25D0%259F%25D0%25A0%25D0%259E%25D0%2593%25D0%25A0%25D0%2590%25D0%259C%25D0%259C%25D0%2590%2520%25D0%259A%25D0%25A0%25D0%25A3%25D0%2596%25D0%259A%25D0%2590%2520%25D0%25AE%25D0%259D%25D0%25AB%25D0%2599%2520%25D0%2596%25D0%25A3%25D0%25A0%25D0%259D%25D0%2590%25D0%259B%25D0%2598%25D0%25A1%25D0%25A2.doc&lr=195&tld=ru&lang=ru&text=%D1%8E%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0&l10n=ru&mime=doc&sign=6bf8732ede861e258684d50ee130194a&keyno=0— Загл. с экрана (дата обращения — 09. 09. 2014.).

  1. Кеворков В. В. Рекламный текст. — М., 1996.
  2. Ливанова М. В. Газета в школе. Учебно-методические материалы по организации и выпуску школьного печатного издания. — Смоленск, 2011.
  3. Правовое поле журналиста. Справочник. — М., 1971.
  4. Работа современного репортера. Источники информации. — М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
  5. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 1974.
  6. Шкопоров Н. Б. Как психологически правильно брать интервью. — М .,1990.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.89%
НЕТ
39.11%
Проголосовало: 1345

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.89% НЕТ 39.11% Проголосовало: 1345


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.89% НЕТ 39.11% Проголосовало: 1345


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.89% НЕТ 39.11% Проголосовало: 1345


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.89% НЕТ 39.11% Проголосовало: 1345


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.89% НЕТ 39.11% Проголосовало: 1345


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет