X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Примерыиспользования на уроках русского языка и литературы элементов технологиипроблемного обученияэто обучение, прикотором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихсяпо решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание ихсамостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки(А.М. Матюшин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Т.В. Кудрявцев и др.).

 Вработе В. Оконь  «Основы проблемного обучения» проблемное обучение раскрывалоськак «организация проблемных ситуаций, формирование проблемы (постепенно кэтому привлекаются сами ученики), оказание ученикам необходимой помощи врешении проблемы, проверка этих решений, руководство процессом систематизации изакрепления приобретенных знаний».

 Помнению того же автора проблемное обучение имеет ряд существенных преимуществ:

1.Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практическихпроблем.

2.В хорде решения проблемы учащихся преодолевает все трудности, его активность исамостоятельность достигают высокого уровня.

3.Темп передачи информации зависит от самих учащихся.

4.Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивовучения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.

5.Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяютполученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения итворческие способности.

Примерыиспользования технологии проблемного обучения на своих уроках:

1.      Урокиверсионного характера (по классификации Г.В. Артемьева), когда проблемарешается в виде дискуссии с помощью логических аргументов, подтверждающихвыдвинутую версию.  Например, при анализе повести «Ася» И.С. Тургенева ставлювопрос: «Как могла бы сложиться жизнь Аси и господина Н., если бы он ответил ейвзаимностью?»  Или при изучении романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» проблемныйвопрос: Опишите жизнь Ленского, если бы он не был убит на дуэли. Такие урокипровожу, когда вижу, что у учеников остались вопросы, на которые в ходе урокаони ответов не получили, а вопросы эти их волнуют.

2.      Урокпо А. Платонова по рассказу «Юшка». В центре вниманиястояла проблема:  Как вы понимаете пословицу  «Не стоит село без праведника»? Апо рассказу Л. Андреева «Кусака» была поставлена проблема: Взаимоотношениячеловека и животных; жестокое и равнодушное отношение людей к «братьям нашимменьшим».

3.      Обобщающийурок по теме «Не с разными частями речи»можно построить в форме «Лабораторной работы». После актуализации знаний понескольким правилам, изученным в 6-7 классах («Не с именами существительными,именами прилагательными, наречиями, глаголами, причастиями, деепричастиями),учащимся предлагается объединиться в группы и поработать над «созданием» самогоодновременно короткого, запоминающегося, но емкого алгоритма.

 

4.      В6-м классе при объяснении темы «Форма слова»строю следующим образом:

Надоске записываются слова в 2 столбика:

                                     друг                       дружеский

Представленная информация была полезной?
ДА
61.1%
НЕТ
38.9%
Проголосовало: 1419

                            друга                    подруга

                                    о друге                   дружить

Вопрос:Чем отличается принцип подбора слов в1-ом столбике и во 2-ом, если неполучается, предусмотрены дополнительные вопросы и задания: — Выделите морфемыв словах вначале в 1м столбике, затем во втором, меняется ли содержание слов?

5. В 9 классе при изучении романа в стихахА.С. Пушкина «Евгений Онегин» провожу дискуссию натему «Почему Татьяна – «милый идеал» автора. Близок ли вам его взгляд?»

Вопросы:

-Какие «чувства добрые» пробуждает своей лирой Пушкин в нашем современнике?

-Татьяна — милый идеал Пушкина. А каков ваш «милый идеал» современной девушки?

Бытьможно дельным человеком

Идумать о красе ногтей…

-Как это совмещается в современном человеке?

6. В 5м классе в конце изучения темы«Волшебные сказки» я предлагаю ребятам подумать: — Зачто мы любим сказочных героев: Царевну- лягушку, Василису-Премудрую, Василису-Прекрасную, Ивана-Царевича, Ивана-дурачка, других сказочных героев?

-Какие качества этих героев сделали их столь любимыми в народе? И подумав, детиправильно отвечают: за то, что они добрые, за то, что жалеют и помогают всем,за трудолюбие, за находчивость, за верность. — А какие это качества, сказочные илинет? Нет, это не сказочные черты. И мы все вместе делаем вывод, что у сказочныхгероев и сегодня можно многому научиться. Кроме того, предлагаю детям написатьнебольшие рефераты по темам: «Мой любимый сказочный герой», «Чем похожиположительные герои волшебных сказок?», «Чем Иван- царевич отличается от Ивана-дурака и что их объединяет?», «Чему нас учат русские народные сказки?»

7.В8 классе при изучении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ставимпроблемный вопрос: Емельян Пугачёв – разбойник или народный заступник?

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.1%
НЕТ
38.9%
Проголосовало: 1419

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет