X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Исследовательская деятельность —

один из важных аспектов в изучениикраеведения.

 

«Детство – каждодневное открытие мира,

 поэтому надо сделать так,

 чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества,

их красоты и величия»

 

 В. А. Сухомлинский.

 

В наше время термин «ПРОЕКТ» связывается с понятием«проблема». В этимологическом словаре проект как проблема «может означатьподлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственникомидей, отказывается от своего частного, чтобы получить шанс натолкнуться начто-то другое, наполниться им, проявить его в своем творчестве». Именно такоетолкование проекта открывает широкие возможности для его использования вобразовательном процессе.

Американский педагог Уильям Херд Килпатрик, автор методапроектирования назвал его «от души выполняемый замысел».  Я согласна с авторомэтих слов, так как этапы выполнения проекта, тип деятельности, вид презентациипроекта -учащиеся выбирают сами. Проектная деятельность способствуетпреобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждомуученику увидеть себя как человека способного и компетентного.

Метод проектов направлен на развитие самостоятельнойдеятельности учащихся, что немало важно в изучении истории Родного края.

Краеведческий материал – необходимыйкомпонент школьных курсов физической географии. Множество явлений окружающейприроды хорошо знакомы детям из повседневной жизни. Поэтому географическиепонятия, которые они усваивают на примере родного края, оказываются наиболееубедительными, легко запоминающимися. Связь с природным окружением придаётпрактическую направленность преподаванию: у детей вырабатываются навыкиповедения в природе, наблюдательность, появляется интерес к экологическим инароднохозяйственным проблемам. Природа своей местности – это та «учебнаялаборатория», которая нужна географу в той же степени, как физику или химику –школьная лаборатория по их предметам. При использовании метода проектовв краеведении необходимо учитывать специфику выбранных тем-проектов.

        Природа своей местности – это та «учебная лаборатория», которая нужна географув той же степени, как физику или химику – школьная лаборатория по их предметам.Осуществлению тесной связи обучения с жизнью и повышения уровня воспитаниявесьма содействует школьное краеведение. Географическое краеведение дает возможностьизучения программного материала на основе принципов «от близкого к далекому»,«от известного к неизвестному». География родного края направлена наформирование у учащихся конкретных представлений о географических объектах ипроцессах, придает преподаванию географии высокую наглядность и конкретность.Учащиеся своими глазами видят то, о чем им говорилось на уроках.Непосредственное ознакомление учащимися с географическими объектами своего краядает возможность формирования у них географических представлений и понятий,которые помогут познать отдаленные географические объекты и явления. Краеведческаяработа открывает учащимся возможность познать свои способности, интересы исклонности, готовиться к сознательному выбору своей будущей профессии иовладеть рядом необходимых для этой профессии знаний и практических навыков.Учителю же краеведческая работа представляет, широкие возможностиактивизировать методы и весь процесс обучения, преодолевать книжность, сухость,отрыв от жизненной практики в преподавании и в знаниях учащихся.

      Определенные природно-территориальные комплексы наряду с различиями имеютсходства и общие черты. Это позволяет рассматривать на уроках изучения родногокрая, что каждый объект на земной поверхности в некоторой степени отражаетповерхность всего земного шара. Например, все реки на земле имеют правые илевые берега, истоки, устье, разрушающую и созидающую работу текучей воды. Всехолмы и горы имеют подошвы, склоны и вершины. Климат любой местности слагаетсяиз температуры воздуха, ветра, осадков, облачности и т.д. В результатенепосредственного знакомства учащихся с рекой, с холмом, с горой, с климатомсвоей местности поможет составить правильные общие представления этихгеографических объектах в стране и в мире.

      Изучение родного края помогает ориентироваться в работе с картой при объяснениигеографического положения любого пункта. Учащиеся хорошо помнят географическоеположение своей местности на карте и легко определяют положение любых другихпунктов земной поверхности на севере, на юге, на западе или на востоке от нашейместности.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 1050

        Напримерах изменений, наблюдаемых в природе, в хозяйстве, в культуре, в экологииоткрывает широкие возможности активизации педагогического процесса,самодеятельности учащихся и повышает качество учебно-воспитательной работышколы. Краеведческая программная работа тесно связана с внекласснойкраеведческой работой. Особенно велика роль краеведения для развития ивоспитания у учащихся чувства патриотизма, гордость за свой родной край.Познание своего края укрепляет любовь к нему, развивает интерес к общественнымделам и окружающей среде.

     Учащиеся должны узнать о важнейших естественных ресурсах края, егопромышленности, сельском хозяйстве, людях, их труде, быте, осоциально-экономическом и культурном развитии края. Эти знания должны датьребятам ясное представление о современном «лице» края, о его отличительныхспособностях, его месте и значении в хозяйстве, экономике, историческом икультурном развитии нашей России.

Всредних и старших классах сведения о родном крае расширяются и углубляются.

       Проектная технология привлекает меня так как:выполнение учащимися проектов позволяет сформировать у учащихся определённыекачества личности и учебную мотивацию, является фактором повышения качестваобразования в школе. Данная технология нацелена на развитие личности учеников,их самостоятельности, творчества, позволяет сочетать все режимы работы:индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

      Технология проектной деятельности учащихся науроках географии создает широкие возможности для развитиямногих компонентов личности: опыта творческой деятельности, рационального стилямышления, эмоционального, теоретического и практического познания мира.Содержание школьной географии обладает широкими возможностями в планеприменения проектной технологии, что подтверждено требованиями к уровнюподготовки выпускников основной и полной средней школы по географии. Дляприменения проектной технологии в процессе обучения географии используютучебники, атласы, рабочие тетради, практикумы и другие средства обучения,содержащие вопросы и задания, рассчитанные на применение в учебном процессеактивных методов обучения- проблемного изложения, исследовательского метода.Число вопросов и заданий на создание учебных проектов возрастает от 6 к 11классу. Особенностьпроектного метода в том, что после сбора материалов, вещественных доказательстви их анализа учащиеся на конечном этапе работы должны получить конкретные,«осязаемые» результаты готовые к внедрению. В современном мире технологийрезультат метода проектов может быть таким: выпуск фильма, презентации,компьютерного альбома, выставка работ, организация музейного уголка.

Проектный метод ориентирован как на индивидуальную,так и групповую самостоятельную деятельность учащихся.

Этот метод предполагает решение какой-либо проблемы,предусматривающей использовать разнообразные методы обучения, техники итехнологии, креативность учащихся.

Главным аспектом проектной деятельности, который чащевсего вызывает трудность, является выбор темы проекта.

С каждым годомколичество и качество творческих работ увеличивается. Учащиеся отмечают, чтоуроки с творческими заданиями им нравятся потому, что приходится самостоятельноготовиться, подбирать интересный материал, благодаря таким урокам они многомунаучились.

Итогом которых могут стать: выпуск альманаха «Историямоей Родины», обрядовые праздники, фотоальбомы «Мои достижения и вклад висторию моего поселка», пробуждение интереса и бережного отношения кисторическим и культурным ценностям, воспитание интереса и любви к малой родинеразработки экскурсионного тура, способствующего формированию устойчивой сетивнутренних экскурсионных маршрутов и т.д.

Итак, технологию проектирования можно определить как –совокупность методов создания нового на основе творческого преобразованияимеющегося.

Изучение родного края в ходе реализации методапроектов обеспечивает связь глобальных и региональных экологических проблем.Где как не на уроках географии и биологии применять технологию проектирования,эти предметы в отношении проектной деятельности позволяют привлекать знания издругих учебных дисциплин, преодолевает разрыв между школьным образованием ижизнью, является связующим звеном между учебной и научно-исследовательскойработой. Работа по изучению местной флоры и фауны, истории и современностиродного города, история возникновения и современные проблемы промышленныхпредприятий.            

Тематика проектов обговаривается с ребятами заранее.Разрабатывается четкий план действий.  В качестве домашнего задания предлагаетсясобрать материал по исследуемой теме. Таким образом, работа из информационной-плавно перетекает в исследовательскую. При выполнении ребята привлекаютродителей, таким образом, решается и еще одна проблема – гармоничное общениедетей и родителей. Родители начинают более полно жить жизнью своих детей. Приэтом учитель не остается в стороне. Я составляю список необходимой литературы,который учащиеся могут использовать; назначаю график индивидуальных и групповыхконсультаций; заранее обговариваю с учащимися день презентации работы.

Ребята   с большим энтузиазмом выполняютисследовательские проекты, при изучении тем «Климат», «Редкие и охраняемые видырастений и животных», «Природные зоны России», «Население России». Заинтересовавшись определенной тематикой, дети самостоятельно расширяют,углубляют или наоборот сужают направления исследования.

Конечно, нельзя говорить о том, что все школьникисразу заинтересовались проектной деятельностью. Для некоторых она быланепонятна и, как следствие, неинтересна. Но активные, инициативные, желающиеболее интенсивно работать ребята сами предлагали идеи создания проектов.

Благодаря исследовательским работам, ученики расширилисвой кругозор в области краеведения, многое непонятное вчера, стало понятным, врезультате глубокого изучения отдельных объектов.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 1050

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет