Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Джотто ди Бондоне
-
2 слайд
Краткая биография
Джотто родился в 1266 либо 1267 году в городке Веспиньяно, ныне Виккьо, расположенном к востоку от Флоренции, в семье кузнеца Бондоне.
Итальянский художник и архитектор, основоположник эпохи Проторенессанса. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.
Джотто скончался 8 января 1337 года, вскоре после своего возвращения из Милана. Похоронен в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре. Двое сыновей Джотто — Франческо и Донато, известные по архивным документам как «parente di Giotto» (то есть «родственники Джотто»), были художниками — участниками мастерской отца. Однако в силу скромного дарования большой славы не обрели. -
3 слайд
«Тайная вечеря» (1304-1305гг.)
Картина написана художником в период с 1304 года по 1305 год. Джотто изображает особое событие в Христианстве – Евхаристию (Причастие), момент установления Нового Завета. Из-за угрозы со стороны Первосвященства встреча была тайной. Тайная вечеря описывается во всех источниках Евангелия. С высоким мастерством Ди Бондоне передал атмосферу вечери и пространства. Художник детально и очень тонко прорисовал интерьер, навес.
Участники Таинства ведут неспешную беседу, сидя за столом. Апостолы изображены по обе стороны стола, благодаря чему, композиция становится компактной, наблюдается эмоциональная взаимосвязь участников братской трапезы. На столе нет ни пищи, ни вина для причастия. Ритмически сложная, но в тоже время достаточно уравновешенная картина написана в тёплых тонах желто-оранжевых и пурпурных. Картина передает идеальное соотношение пропорций и тонкую цветовую градацию. Сюжет изображения сдержанный, утончённый, присущий религиозной живописи, что является одним из признаков стиля Ди Бондоне.
Изображение Спасителя наблюдается слева, в отличие от остальных картин, где художник изображает Христа в центре сюжета. Над головой Иисуса возвышается нимб золотистого цвета.
Вместе с Иисусом за столом находятся его ученики. Над головами у них изображены нимбы чёрного цвета. Каждый персонаж картины наделён индивидуальными чертами.
Джотто чётко понимает человеческую анатомию, поэтому реалистично прорисована каждая складка. Реалистично смоделированы формы, объём которых образован с помощью высветления основного оттенка. Таким образом, с помощью светотени, Джотто передал иллюзию трёхмерного изображения. Для более яркой выразительности, Ди Бондоне применяет коричневое затенение вокруг глаз. -
4 слайд
«Принесение во храм»
Итальянский художник Джотто-ди-Боне изобразил принесение во храм Христа. Джотто западно-европейский живописец средневековья. Художник никогда не придерживался канонам живописи того времени. Он стал первым в истории художником, который внёс в свои произведения реализм.
В основе серии сюжетной росписи Джотто лежат библейские истории. Именно их с высокой степенью реалистичности художник представляет в своих произведениях. С перового же взгляда картина открывает зрителю своё содержание. Сразу можно осознать характер и роль персонажей, уловить сущность изображённого действия. Композиция носит многофигурный характер. Основному действию сопутствует несколько побочных эпизодов, что создаёт особенный фон сюжету. Изображение выполнено в мягких тёплых желто-оранжевых, пурпуных тонах.
Картина написана в период с 1320 – 1325 годы. Слева от алтаря изображена юная Мария, которая с переживанием и трепетом вручила младенца в руки старцу. Изображённое тревожное чувство Марии, выдаёт всю скорбь переживаний Богаматери за судьбу её ребёнка. За Марией стоит Иосиф, держащий двух голубей, как символ приношения храму.
Справа от алтаря Симеон Богаприемец, бережно держащий на руках младенца Иисуса Христа. Он стоит на пороге Нового завета, переступить который он не может. Симеон сообщает Марии от всего Ветхозаветного человечества пророчество об оружии, которое пройдёт в её душу. Сказанные им слова стали молитвой и повторяются каждую вечерню. Младенец протягивает свою маленькую ручку к матери, буд-то бы просит её забрать его.
За старцем стоит Анна Пророчица. В руке у неё длинный свиток. Она с переживанием наблюдает за происходящим и возвещает Марию и Иосифа об опасности и необходимости спасать ребёнка. Впереди Марию, Иосифа и младенца Иисуса ждёт бегство в Египет. -
5 слайд
«Распятие Христа»
Роль Джотто ди Бондоне в становлении итальянского живописного искусства сложно переоценить. Именно благодаря ему появился совершенно новый подход к изображению пространственного измерения на картинах, они получили глубину и объемность. Большей частью художник работал над росписью церквей, изображениями фресок, икон. В его творчестве преобладают традиционные мотивы христианских мифов, но рука мастера узнаваема в каждом его творении.
Распятие Христа запечатлело трагический момент гибели Сына Божьего на горе Голгофе. Тонкая белая фигура Спасителя является центром картины. Христос будто парит в воздухе, едва удерживаемый перекладинами креста. Нимб над его склоненной головой закрывает опорный столб, и создается впечатление, что раскинутые в стороны руки парят в воздухе, сами удерживая на плечах перекладину.
К столбу у ног Христа в исступленном порыве припала фигура, закутанная в алую накидку. Кто эта женщина? Мария Магдалина, раскаявшаяся блудница? По левую руку от висящей фигуры, на земле, группа из четырех женщин, головы их осенены нимбами. В центре — старуха в черном траурном плаще с покрытой головой, объятая горем мать. Справа от Христа стоят его апостолы, взирая на спасителя с печалью и страхом. Над головой одного из них так же виден нимб святости.
На заднем плане видны конные стражники с пиками, стерегущие Христа. Они выглядят растерянными, взгляды их устремлены в небо, где парят ангелы. Все они в черном с красными крылами, кроме двух, у самой вершины креста, носящих красное одеяние и черные крылья.
Поражает тщательная проработка всех деталей: картина наполнена жизнью и трагизмом, но не отчаянием. Умиротворение и покой на лице Христа оставляют благодатное ощущение у зрителя, чувство надежды, сопричастности чему-то великому. -
6 слайд
«Страшный суд»
В этом обширном изображении Страшного суда, которое расположено в западной части церкви, преобладает большой Иисус Христос, величественно возвышающийся в центре. Слева и справа от него сидят двенадцать апостолов. Посередине держат крест архангелы Михаил и Рафаил. Фреску можно разделить на два уровня: выше расположено небесное воинство, внизу же люди окунаются в пасть ада, или же двигаются к небу, ведомые ангелами.
Христос находится на престоле как верховный судья. Глубокий сияющий золотой фон, тончайший стиль живописи создают впечатление, что небеса открылись, чтобы показать мощную, чрезвычайно четко смоделированную фигуру Христа. На разных уровнях фрески, видно как хоры ангелов исчезают за реальным окном или в верхней части картины сияют золотисто-красные двери небесного Иерусалима. Резко контрастирует с небесами черно-красная пасть ада, которая, возможно, предвосхитила Ад Данте.
Джотто гениально устанавливает связь между сегодняшним миром верующих и каноничным миром, существовавшим на протяжении всего мироздания — Страшным судом. Интересной деталью является изображение заказчика постройки церкви Энрико Скровеньи. Его коленопреклоненная фигура расположена внизу фрески. Скровеньи таким образом замаливал грехи своего отца-ростовщика, ибо тогда ростовщичество приравнивалось к смертным грехам. -
7 слайд
«Поклонение волхвов»
Произведение изображает сцену из Евангелие, где волхвы приходят поклониться младенцу Христу. Волхвы – мудрецы, которые проделали долгий путь с самого Востока – приносят дары будущему Спасителю Человечества. Согласно сюжету они увидели звезду на небе, что и дало им известие о рождении младенца – будущего Царя, ради которого мудрецы и готовы были проделать даже долгий путь.
Фреска сохранилась в хорошем состоянии, реставрация помогает продлить ее жизнь еще на многие года. Многофигурная композиция была составлена Джотто так удачно, что каждый герой хорошо просматривается и принимает участие в общем действе – даже два осла, изображенные слева, приветствуют будущего Царя.
Справа от Марии и младенца Христа показан ангел, чье белое одеяние выделяется на общем колорите. Синее небо резко контрастирует со светлыми фигурами, на нем показана комета Галлея – важная и интересная деталь для фрески и творчества Джотто. -
8 слайд
«Мадонна с младенцем и двумя ангелами»
Святые люди и ангелы, расположившиеся вокруг трона, изображены с лицами, повернутыми в профиль. Благодаря такому приему композиция больше не напоминала моленное изображение. В нее добавилась действенность и драматичность.
На фреске Святая богородица изображена сидящей к зрителю в пол оборота. Величественную фигуру подчеркивают глубокие складки ее одеяния. Ее образ наполнен весомостью и реалистичностью. Он говорит о том, что Мадонна – это, в первую очередь, земная женщина из плоти и крови, а не обитательн6ица поднебесья.
На левом колене у нее находится младенец Иисус – будущий Спаситель человечества. Мать и дитя восседают на золотом троне, символизирующем божественное царство.
Этот трон окружен множеством второстепенных персонажей. Среди них небесные ангелы и святые. По плотности и масштабам их фигуры значительно уступают Богородице. Одежды их более легкие и светлые, чем у нее. Героев, окружающих Мадонну, объединяет одно. Их лица преисполнены благоговейными чувствами. Они с надеждой обратили свои взоры на деву Марию и ее дитя.
Фреска «Мадонна Оньисанти» является одной из самых красивых и величественных работ автора. Он смог совместить в ней тонкую божественную энергию с плотностью мира материального. Каждый изображенный герой здесь имеет объем и энергию, что является редкостью для иконографии тех времен. -
9 слайд
«Бегство в Египет»
Картина носит название «Бегство», но оно меньше всего похоже на бегство, в смысле движение, мы видим важную процессию, которая важно, неторопливо шествует через пустыню. Процессия идет важно, не торопясь, видно, что шествует Царь мира. Джотто очень важно описал не только людей, но и животных. Картина композиционно напоминает о божестве.
Основой пирамиды является ослик, а вершиной Богоматерь и Иисус Христос. Ослик показывает смирение, с которым Иисус Христос явился в мир. Он пришел не как Великий Повелитель, а как беззащитный младенец, который вынужден убегать от смерти, ища пристанище в далекой стороне, шествующий на самом смиренном животном.
Богородица и младенец едут на ослике, которого ведет Иосиф – это главные персонажи картины. Это один из главных библейских сюжетов. Джотто изобразил в своей картине трех молодых людей, отроков и одну женщину. Отроки – это дети Иосифа от первого брака, а женщина – служанка, помощница Деве Марии в пути.
Вдали виднеется дерево пальма. Пальма является символом победа добра над злом. Церковь считает пальму символом того, что Иисус Христос победил смерть.
Вдали виднеется несколько деревьев, они выступают вестниками победы, сопровождающие святое семейство в пути. Также в пути им покровительствуют ангелы, на этом рисунке виднеется один ангел, сопровождающий Деву Марию с младенцем, открывая им путь к спасению. Ангел словно освящает дорогу и сопровождает вперед к жизни. -
10 слайд
«Оплакивание Христа»
В фокусе изображения – сведенные лица убитого Христа и Матери. Именно в этот центр наибольшего эмоционально напряжения композиционно направлены все объекты и персонажи полотна. Наклонная поверхность скалы будто бы стрелой указывает на Святое Семейство. Взгляды небесных и земных участников скорбной сцены – все зрительно и душевно погружены в происходящее.
Общий эмоциональный фон картины «Оплакивание Христа» – гениальный художественный прием Джотто. Все участники события вовлечены в происходящее, а положение их тел, детально прорисованные складки одежды, соотношение затемнений и освещенных участков создают невероятно реалистичную пространственную глубину картины.
