ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ценностные ориентиры содержания образования на ступениначального общего
образования
В ФГОС нового поколения изложеныосновные цели образования:
• общекультурное, личностное и познавательное развитиеучащихся, обеспечивающие такуюключевую компетенциюобразования как «научить учиться»;
• важнейшей задачейсовременной системы образования является формирование совокупности
«универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться»,а не только освоениеучащимися конкретных предметных знаний и навыковв рамках отдельныхдисциплин.
Следовательно, целью данной программыявляется обеспечение регулирования различных аспектовосвоения метапредметных умений, т.е.способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решениипроблем в реальныхжизненных ситуациях.
Задачи программы:
· установить ценностные ориентиры начального образования;
· определить состави характеристику универсальных учебных действий;
· выявить в содержании предметных линий универсальные учебныедействия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненноважных ситуациях.
Программа формирования универсальных учебных действийявляется основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов.
ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая:
— чувство сопричастности и гордости за свою Родину,народ и историю;
— осознание ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятие мира как единого и целостного приразнообразии культур, национальностей, религий;
— отказ от деленияна «своих» и «чужих»;
— уважение истории и культуры каждогонарода.
2. Формирование психологических условийразвития общения, кооперации сотрудничества.
— доброжелательность,доверие и вниманиек людям,
— готовность к сотрудничеству и дружбе, оказаниюпомощи тем, кто в ней нуждается;
— уважение к окружающим – умение слушатьи слышать партнера,признавать право каждогона собственное мнениеи принимать решенияс учетом позиций всех участников;
3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности игуманизма.
— принятие и уважение ценностей семьи иобщества, школы и коллектива и стремление следовать им;
— ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитиеэтических чувств — стыда, вины, совести — как регуляторов морального поведения;
— формирование чувствапрекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
4. Развитие уменияучиться как первогошага к самообразованию и самовоспитанию:
— развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познанияи творчества;
— формированиеумения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
