X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

ПочемуПушкин интересен и крайне необходим современным подросткам?

Эссе

Как-тоВладимир Мединский высказал мысль, что книги Пушкина могут  и должны бытьинтересны современной молодежи. Главное – заинтересовать ее чтением, нащупать вее сознании и образе мыслей те струны, тронув которые можно вызвать его наоткровенный разговор. Чем, например,  близок современной молодежи Петр Гринев -герой романа Пушкина «Капитанская дочка»?  Чему учит история, описаннаяПушкиным в романе «Дубровский»? Какие чувства вызывают у современной молодежипоэмы Полтава», «Медный всадник», роман в стихах «Евгений Онегин»? Чем поучительнысказки Пушкина?

Остановимсяболее подробно на двух первых произведениях. Почему именно эти книги должныбыть на полке в домашней библиотеке?

Во-первых,сюжеты этих книг захватывающие, что называется, от романов оторватьсяневозможно. Недаром Мединский «Дубровского» назвал блокбастером. А «Капитанскуюдочку» я назвала бы детективом.

Во-вторых,проблемы, поднятые автором в обоих произведениях, актуальны и очень близкисовременным читателям: это проблема чести и совести, дружбы и предательства, любвии верности, взаимоотношений между родителями и детьми, поведения человека втрудной жизненной ситуации и т. д.

 В-третьих,язык и стиль пушкинских повествований выразителен, богат, легкоусвояем.Действительно, как писал Н.В.Гоголь, читая Пушкина, можно превосходным образомвоспитать в себе Человека с большой буквы.

Конечно,первый вопрос, который я задаю своим юным читателям, банальный: «Понравилисьли  книги и можно ли их рекомендовать сверстникам для чтения?». Ответ так жебыл предсказуем: «Да, книги хорошие, но не все будут читать, потому что многодругих развлечений, которые отнимают достаточно времени, и книги отходят на последнийплан». Но большинство учащихся прочитало эти произведения, и с ними можно вестиразговор.

Почемуже симпатичен образ Петруши Гринева и какие черты современной молодежи в немможно найти?

Вспомним,в каких условиях он воспитывался и как учился премудростям науки. Сразу жеприходят на ум строчки самого Пушкина, но только из другого произведения: «Мывсе учились понемногу чему- нибудь и как- нибудь». Учитель, бывший парикмахер исолдат, к тому же со многими слабостями, расставаться с которыми он не желал нановой должности ментора, был занят своими делами, а воспитанник своими:«прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды». Такое применение нашелПетруша географической карте, специально выписанной для него из Москвы.Казалось бы, чему мог научить Петрушу человек с улицы? Но, как водится во всевремена, воспитывает не только учитель, но и родители, окружение, традиции, даи сам человек формирует себя. Поэтому, несмотря на то что Петруша «жилнедорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками», оноказался славным малым. И позже, когда он сталкивался  с серьезными трудностями,он интуитивно или сознательно находил правильный выход из ситуации.

«Выхотели бы дружить с Петрушей?» – спрашиваю я. «Да, — смело отвечают ученики. -Ведь Гринев надежен в любой ситуации. Как он смело осадил Швабрина, когда тотпытался оговорить капитанскую дочку.  Так может поступить не каждый. Многиенаши друзья промолчали бы, сделали бы вид, что ничего серьезного  непроизошло».

«Апочему Гринев не промолчал, а взялся за шпагу, чтобы защитить честь почтинезнакомой ему девушки?», — продолжаю я спрашивать. «Наверное, он по-другомупоступить не мог, он вырос в среде, где дорожили честью настоящего мужчины», -отвечают ребята.

«Да,об этом  и наставление отца: «Береги честь смолоду, как платье снову». Такиеслова не могли родиться на пустом месте. Видимо, это то, что заложеногенетически и передается из одного поколения другому. Вот почему очень важно вовсе времена не ронять свою честь и не запачкать доброе имя свое», — заключаю я.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

Авот другой случай. Петруша Гринев, оказавшись на свободе, решил показать свой характерили попросту говоря, напомнить  подневольному Савельичу, кто в доме хозяин. Заодин вечер он совершил два неблаговидных поступка: напился до беспамятства ипроиграл крупную сумму денег опытному игроку офицеру Зурину. Так поступают, ксожалению, и современные юноши, даже девушки. Но что дальше? Как выбраться изнеловкого положения не потеряв лица?

Гриневуудалось выйти сухим из воды прежде всего потому, что он твердо придерживалсяпринципа: давши слова – крепись, чего бы это тебе ни стоило. И сто рублейпришлось-таки Савельичу оторвать от барского бюджета и отправить удачливомуЗурину. Этот урок не прошел без следа для новоиспеченного офицера Гринева: онпонял, что есть черта, которую не следует переступать. Иначе беда. Умениеделать правильные выводы из ошибок – прекрасная черта, и этому нужно учитьсякаждому начинающему жить самостоятельно юноше. Девушкам тоже.

Самомусерьезному испытанию подвергся Гринев, когда крепость захватили пугачевцы. Онготов был умереть вслед за капитаном, но только не присягать разбойнику сбольшой дороги. И погиб бы, если не случайность – памятливость верного слугиСавельича, своей невиданно дерзкой выходкой спасшего своего господина. И еслибы не сам Пугачев, который, оказывается, помнил молодого барина, со своего плечаподарившего заячий тулуп незнакомцу, спасшему их в Оренбургской степи от вернойгибели. Долг платежом красен – вот народная мудрость, и ее усвоил юный Гринев.

Акак вы оцените безрассудство Гринева, когда он сломя голову бросился спасатьМашеньку из-под неволи предателя Швабрина, узнав, что ей плохо и спасти еенекому! На что надеялся Гринев: на удачу, на милость Швабрина, лояльностьПугачева? Да ни на что! Он просто знал, что должен быть рядом с любимой,поддержать ее, защитить, вызволить, если удастся. Если нет – умереть вместе,так как только тогда его совесть будет чиста!

Воттакой он наш герой, живший, по замыслу автора, почти 250 лет назад! Но мы развечувствуем его отчужденность от нашего времени, разве каждый из нас, оказавшисьв подобной ситуации, не поступил бы так же?

Да,время неумолимо движется вперед, однако нравственные уроки героев «Капитанскойдочки» свежи и востребованы новыми поколениями читателей.

Ачто интересного и поучительного  в романе «Дубровский»? Жизнь богатого исвоенравного помещика Троекурова, не пощадившего своего друга Дубровского из-завысокомерия и себялюбия, у читателей любого возраста, наверное, вызываетчувство неприязни к нему и осуждения. Так с друзьями не поступают. Ценаразмолвки двух бывших друзей и сослуживцев оказалась дорогой:  Андрея Дубровскогоне стало, а Троекуров потерял верного друга и обрел врага в лице его сынаВладимира Дубровского.

Каквы думаете, прав ли был Владимир, решившийся на месть? Не лучше ли было ему,если бы он смирился с уходом отца и решением Троекурова, пусть инесправедливым, о лишении Дубровского родового дома?

Видимо,здесь сыграл определенную роль молодой возраст героя. Это старые, опытные людисемь раз отмерят, один раз отрежут, а молодым свойственна непримиримость,пылкость, безапелляционность. Из благородных чувств, может быть, Владимир решилне покориться самоуправству Троекурова, но не подумал о последствиях. Что будетс ним? Что станет с теми, кто пошел за ним и встал на противоправный путь?Хочется сказать: так же, как и Пугачев… Только масштабы другие. Но осуждатьВладимира Дубровского тоже неверно. Без тех, кто каким-либо образом борется заправду, или просто сопротивляется произволу, жизнь наша была бы тусклой, аповедение — раболепским. Но цена борьбы за достоинство, честь, справедливостьслишком высока. Поэтому вряд ли будущее Владимира Дубровского будет спокойным,жизнь беспечной.

Конечноже, вызывает недоумение у современных детей отказ Маши Троекуровой броситькнязя Верейского и уйти с Дубровским куда глаза глядят. Приходится разъяснять,что значит для молодой женщины того времени верность мужу, ведь она ужеобвенчана, а значит, судьба ее решена.

Вотк таким выводам приходишь, когда читаешь классику с точки зрения современныхпонятий и нравственных постулатов. Я думаю, мы еще не раз вернемся с детьми кпушкинским произведениям и, перечитывая их, почувствуем дыхание времени. Уверена: Пушкининтересен и крайне необходим современным подросткам!

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет