Мастер-класс
дляпедагогов по «здоровьесбережению»
Подготовила учитель физическойкультуры
Н.В.Кузнецова
Цель: применение здоровьесберегающихтехнологий в воспитательно-
образовательном процессе.
Задачи: познакомить педагогов сразнообразными методами и приёмами,
которые оказываютположительное воздействие на развитие детей.
Сегодня в образовательныхучреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Здоровьесберегающаятехнология- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всехфакторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка навсех этапах его обучения и развития.
Цельздоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить
ребенку возможностьсохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здоровогообраза жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.Важно понимать, что Здоровье — это состояние полного физического, психическогои социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физическихдефектов
Пока ячитаю стихотворение догадайтесь, о какой здоровьесберегающей технологии яговорю.
Многоцветье (Лида Костина)
Красок ярких многоцветье,
Чем не повод для стиха?
Подарить хочу вам,
Стих весёлый про цвета!
БЕЛЫМ цветом снег сияет,
Белый в море пароход,
Чайка белая летает,
Белый аист гнёзда вьёт.
СИНИЙ, синий — цвет красивый,
Цвет небес и цвет дождя,
Синей птицы синекрылой,
И чернильного пятна.
КРАСНЫЙ, красный — цвет опасный,
Если светит светофор,
Но он выглядит прекрасным,
Когда зреет помидор.
Вот ЗЕЛЁНЫЙ — цвет лягушки,
Цвет лужайки и куста,
Ёлки с шишкой на макушке,
И капустного листа.
ЖЁЛТЫЙ — солнце, одуванчик,
И далёкий огонёк,
А ещё в веснушках мальчик,
И с лимоном пирожок.
Цвет КОРИЧНЕВЫЙ — суровый,
Гор высоких и ветвей,
Цвет ботинок и забора,
В цвете этом воробей.
ЧЁРНЫЙ — ночь и фон созвездий,
Чёрный уголь и земля,
Чёрным цветом, вы заметьте,
В книгах пишутся слова!
(Правильно – это цветотерапия)
В последнее время стало модно использоватьскрытые значения цветов. Например, в интерьере. Считается, что жёлтый улучшаетмыслительную деятельность — значит, он уместен в рабочем кабинете, а зелёныйумиротворяет и успокаивает, так что впечатлительным и нервным натурам лучшепокупать салатовые или изумрудные обои.
В психологии и психотерапии цвета такжеимеют свои значения:
— Белый Настраивает на позитивный лад. Выражает доброе отношение.Запасает энергией. Поднимает настроение.
— Бирюзовый Успокаивает, придаёт уверенность, освежает, снимает раздражение,усталость, стресс. Улучшает настроение. Помогает находить нужные слова,налаживать контакты.
— Голубой Призывает к терпеливости и толерантности. Провоцируетпассивность. Способствует повышению интеллектуальных способностей.
— Жёлтый Очищает от негативных эмоций. Способствует проявлению креативнойсоставляющей. Активизирует мыслительную деятельность. Вселяет уверенность,настойчивость перед важными событиями и решениями.
— Зелёный Умиротворяет, успокаивает, расслабляет, помогает достичьвнутренней гармонии. Вселяет оптимизм.
— Коричневый Способствует телесной и психологической стабильности.Расслабляет. Воодушевляет на карьерный рост.
— Красный Возбуждает, бодрит, тонизирует нервную систему, согревает. Можетвызвать эмоциональный взрыв. Вселяет самоуверенность. Структурирует эмоции имысли.
— Оранжевый Придаёт силу и энергию. Его выбирают позитивные ицелеустремленные люди.
— Розовый Расслабляет, настраивает на романтический лад. Используется в лечениидепрессивных состояний.
— Синий Избавляет от переживаний, нервного напряжения, навязчивых мыслей.Способствует развитию интуиции. Обезболивающий и в физиологическом, ипсихическом плане. Помогает бороться с зависимостями.
— Фиолетовый Настраивает на философский лад, пробуждает желание порассуждать обренности бытия, вселяет мудрые мысли.
— Чёрный Помогает сконцентрироваться. Улучшает мыслительные процессы.Усугубляет депрессивное состояние.
Всё это складывалось тысячелетиями и было интересно ещё древниммыслителям и врачам. Так родилась цветотерапия, которая сегодня широкоиспользуется в психологии, социологии, некоторых отраслях медицины и многихдругих сферах.
Цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методовлечения и оздоровления.
Цветотерапия — это необыкновенно увлекательно! Начав еюзаниматься, обнаруживаешь массу возможностей её применения в образовательномпроцессе!
Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуальногоразвития детей.
Иоганн Гете: «Цвета действуют на душу: онимогут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают иволнуют, порождают печаль и радость».
Владимир Бехтерев утверждал: «Умелоподобранная гамма цветов способна благотворно влиять на нервную систему лучше,чем некоторые микстуры».
Вся наша жизнь наполнена цветом. Мыпостоянно занимаемся цветотерапией, даже не подозревая об этом. Достаточновспомнить о наших цветовых предпочтениях. У нас есть любимые и нелюбимые цвета,приятные для глаз или раздражающие оттенки разных цветов.
Цветотерапия для детей предполагает впервую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветомкак можно большего пространства, которое его окружает.
Как известно дети с речевыми нарушениями,в частности с общим недоразвитием речи очень замкнуты, тревожны. Поэтомуработая с такими детьми, необходимо использовать цветотерапию.
Уважаемые коллеги, я приглашаю Васокунуться вместе со мной в «загадочную Страну цвета».
Представьте, что на Земле исчезли всекраски, кроме черной и белой. Какое настроение вызывает у вас черно-белый мир?(Ответы)
Задание 1.
У каждого из вас есть цветные квадратики.Возьмите их в руки. Теперь вы феи. Назовите себя. (Я — синяя фея, я — краснаяфея…)
Посмотрим, насколько внимательны феицвета. Сейчас я буду называть разные предметы. Если это синий предмет, то свойквадрат поднимет «синяя фея», если он красный — то «красная»… А если предметбывает разных цветов, то свои квадратики могут поднять сразу несколько фей.Например, какого цвета роза? Правильно, она бывает и белой, и красной, ижелтой…
Приготовились? Слушайте.
Апельсин, снег, море, небо, василек,лимон, лиса, вишня, банан, медведь, крот, колокольчик, лес, одуванчик,баклажан, солнце, платье, сирень, огонь, мак, цыпленок, туча, сливы, трава,ворона, заяц, радуга, кошка, машина.
Такое задание используется для активизациивнимания детей, развития памяти.
Задание2. Полет бабочки
Напротив Вас лежит разноцветная бумага.Выберите любой понравившийся Вам цвет.
Давайте представим, что из него можновырезать. Представьте это и скажите: «Я бы вырезал из оранжевой бумаги…оранжевое солнце».
Мы с вами только что представляли, чтоможно вырезать из бумаги. А теперь вырежем по-настоящему. Вырезать будем бабочку. Педагогивырезают бабочку.
Посадите свою замечательную бабочку наладонь и полюбуйтесь, какая она красивая. Давайте поможем ей отправиться вполет. Подуем длительно и плавно. (Упражнение повторяется 3-4раза.)
Швейцарский психолог Макс Люшер сделал выводо том, что выбор цвета отражает психологические качества человека.
С помощью цветотерапии также можнопровести диагностику состояния человека. МЫ ЕСТЬ ТЕ ЦВЕТА, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ.
А сейчас предлагаю провести диагностику.Выберите свой любимый цвет и послушайте характеристику.
Красный
Цвет активных людей. Не простоактивных, а ярких, отчаянных. Именно из таких людей получаются герои иреволюционеры. Перед нами, скорее всего, прирожденный лидер, способный увлечьсвоими идеями. Человек, который не переносит рутины и застоя.
Оранжевый
Жизнерадостные, легкие на подъем иинициативные личности выбирают именно его! Они всегда ищут новые пути исчитают, что безвыходных ситуаций не так уж и много. Заражают своим оптимизмоми задором все вокруг. Часто любят походы и песни у костра. Всегда знают, чемзанять детей и как развеселить взрослых. Оригиналы и непоседы.
Желтый
Как правило, любитель желтого -спокойный, взвешенный и оптимистичный человек, который знает себе цену. Точноопределяет цели и маршруты к ним. Умеет в самой сложной ситуации сохранитьясную голову. Зачастую это честные и морально сильные люди. Они не готовыпоступиться принципами ради сиюминутной выгоды. Терпеливы и наблюдательны.Обладают завидной силой воли.
Зеленый
Цвет мира и надежды. Его выбираютлюди, стремящиеся к гармонии, спокойствию и справедливости, не мыслящие себябез постоянного развития и движения вперед. Любители зеленого, скорее всего,всю жизнь будут учиться, ибо предъявляют к себе высокие, если не сказатьзавышенные, требования.
Зачастую обладают недюжинным терпением и острым умом.
Голубой
Впечатлительные и, скорее всего,очень добрые и отзывчивые люди. Не без склонности к науке и открытиям. Изпотока различной информации они умеют выделить самую суть. Кажется, именно онимогут справедливо рассудить любой самый запутанный спор, не причинив обиды ниодной из сторон. Однако склонность к витанию в облаках никто не отменял! Средилюбителей голубого немало отчаянных путешественников и экстремалов.
Синий
Эти люди непостижимы, как сам океан.Характер может стать главной их проблемой: свои эмоции надо уметьконтролировать. Они пунктуальны и расчетливы, ценят достаток и комфорт. Большоевнимание уделяют чувственным наслаждениям. Могут часами сидеть перед водопадом,морем, огнем и цветущей сакурой и восхищаться картинкой. Нередко сами серьезнозаняты творчеством. При этом часто бывают не слишком легки на подъем.
Фиолетовый
Не сторонники принятия быстрыхрешений. Им необходимо все как следует обмозговать, «переспать с идеей». Они непривыкли терпеть фиаско и поэтому тщательно готовят почву для нововведений.Поэтому редко оказываются в проигрыше.
С виду суровые, «фиолетовые» — весельчаки в компании, остроумные и заводные.Высоко ценят свободу и независимость.
Черный
Строги и обязательны. Любятпроизводить впечатление на окружающих. Сексуальные и страстные натуры. Переднами личности с некой театральностью в характере, способные обаять и влюбить всебя. Впрочем, как правило, у них есть одна завидная черта — умение сказатьтвердое нет.
Белый
Принципиально честные люди. Скореевсего, для них соврать — это пойти против себя. С готовностью откликаются напросьбы о помощи и поддержке. В то же время стремятся к успеху и любятобщественное признание. Мечтательны и отзывчивы.
Они не боятся эпатировать публику и, кажется, даже подпитываются эмоциями отпроизведенного эффекта. Как рыбе вода им необходимо восхищение окружающих!
Коричневый
Сдержанные натуры. Глядят на мир сострогостью и осознают его несовершенство. Однако это не просто сторонниенаблюдатели. Они стремятся исправить ситуацию к лучшему и нередко им удаетсяизменить устоявшийся порядок. Принципиальные и серьезные личности, надежныетоварищи. Не всегда в силу своего консерватизма понимают юмор и могут всерьезобидеться на шутников.
Серый
Выражение «серый кардинал» придумано,кажется, про любителей этого цвета. Вероятнее всего, они обладают зверинымчутьем и хорошей интуицией. Могут с первого мгновения считать собеседника.Однако не подадут вида. Ибо по натуре своей они исследователи и в некоторойстепени — интриганы, которым очень интересно, как же будут дальше развиватьсясобытия. А если им станет скучно, могут еще и подбросить дровишек в костерстрастей.
Исполнительны и старательны.
Розовый
Маскировка — вот, пожалуй, главноеопределение их характера. Такие люди в силу разных причин не очень-то стремятсяпоказаться свое истинное я. Предпочитают скрыть от окружающих себя настоящих ипредстать в другом образе — более трогательном, нежном. Не обольщайтесь:розовая пелена скрывает стальной стержень. Впрочем, как правило, этовпечатлительные особы. Нестандартные ситуации могут надолго выбить их из колеи.В большинстве случаев — добрые и отзывчивые люди.
В заключении хотелось бы отметить, что спомощью цветотерапии удается корректировать поведение детей, их эмоциональноесостояние, настроение. Дети так же значительно лучше начинают чувствоватьоттенки и цвета. Непосредственный контакт во время игр помогает детямустанавливать доверительные отношения между собой и их окружением. Все этоблаготворно влияет на психическое и физическое здоровье детей
«Пальчиковая гимнастика»
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
. • Способствует овладению навыкамимелкой моторики
• Помогает развивать речь.
• Повышает работоспособность корыголовного мозга.
• Развивает у ребенка психическиепроцессы: мышление, внимание, память,
воображение.
• Снимает тревожность
Вам нужно придумать движения ипродемонстрировать гимнастику в
соответствии с текстом
Будем мы варить компот, (Левую ладошкудержат «ковшиком»,
Фруктов нужно много.Вот: (указательнымпальцем правой руки «мешают».)
Будем яблоки крошить, (Загибаютпальчики по одному, начиная с большого.)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (Опять «варят»и «мешают».)
Угостим честной народ.
Зеленый цвет буклета
Игровая деятельность повышает интерес к занятиям физкультуройи спортом. Но не только подвижные или спортивные игры повышают интерес, но идидактические игры.
Вашему вниманию представляюдидактическое пособие «Цветок здоровья»
Дидактическая игра «Угадай вид спортапо показу»
Желтый цвет буклета
Эмоциональную сферу можно рассматриватькак один из фундаментальных
внутренних факторов, определяющихпсихическое здоровье ребенка и
становление его исходно благополучнойпсихики. При помощи дидактических игр возможно формирование эмоциональногоблагополучия у детей школьного
возраста.
• Дидактическая игра «Угадай эмоциюпо показу» 2. Упражнение «Зеркало».
Педагог передает по кругу зеркало ипредлагает каждому ребенку посмотреть
на себя,улыбнуться и сказать: «Здравствуй,это я!»
.Соленый чай (этюд на выражениеотвращения).
Мальчик во время еды смотрел телевизор.Он налил в чашку чая и не глядя,
по ошибке вместо сахара насыпал двеложки соли. Помешал и сделал первый
глоток. До чего же противный вкус!
ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТ БУКЛЕТА
РЕЛАКСАЦИЯ– это умение расслабиться, онапомогает одним детям снять
напряжение, другим – сконцентрироватьвнимание, снять возбуждение.
Релаксация «Штанга» (Клюева Н. В.)
Цель: расслабление мышц рук, ног,корпуса.
Инструкция: «Представьте, что выподнимаете тяжелую штангу. Наклонитесь,
возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленноподнимите руки. Они напряжены!
Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (рукирезко опускаются вниз и свободно
опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, отдыхают.Легко дышится. Вдох– пауза, выдох – пауза.»
Сделаем растяжку «Снеговик»
Представьте, что каждый из вас толькочто слепленный снеговик. Тело
твердое, как замерзший снег. Пришла весна,пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова,затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенокмягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрелосолнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дуетветер и гонит облачко по небу.
Синий цвет буклета.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
О том, что музыкаспособна изменить душевное и физическое состояние
человека, знали ещев древней Греции и других странах. Оказывается музыка бывает трёх основныхвидов — это классическая, которая умиротворяет и лечит человека, тяжёлый рокили металлик, которая разрушает человека и между ними современная попса,которая будит сексуальную энергию. Но раннее сексуальное развращение детейгубительно действует на них. Слушание правильно подобранной музыки повышаетиммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечнуюболь, восстанавливает спокойное дыхание. Музыка действует избирательно: взависимости от характера произведения, от инструмента, на котором онаисполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, афлейта оказывает расслабляющее действие.
Слушание «К Элизе» Л. В. Бетховен
САМОМАССАЖ
это массаж, выполняемыйсамим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работувнутренних органов. Для детей самомассаж — это ипрофилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональнойустойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельностьголовного мозга, тонизирует весь организм. Игровой самомассаж – этоуникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощныйпоток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.
Всем известно, чтобосохождение благоприятно действует на
организм не толькоребенка, но и взрослого Ходьба по массажным коврикам
помогает.
Таким образом,применение в работе здоровьесберегающих
педагогическихтехнологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогови родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а уребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.