X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Отделобразования, спорта и туризма Оршанского райисполкома

Государственноеучреждение образования «Средняя школа № 19 г. Орши»

 

 

 

 

 

ОПИСАНИЕОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕКОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВС АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИЕЙ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Медюк Алла Ивановна

учитель-дефектолог

8(029)712-93-12

                                                              E-mail: dmai30@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 


1.Информационныйблок

1.1.Название темы опыта

Использованиекомплекса упражнений по развитию навыков словообразования у младших школьниковс аграмматической дисграфией.

1.2.Актуальность опыта

Важнейшая характеристикасозревания человека – формирование речи, как одного целого из главных свойств.Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенноусложнять задачи в соответствии с особенностями его развития [3, с. 98]. Но длятого, чтобы грамотно воспитывать ребенка, формировать его речь как важнейшийфактор социализации, необходимо понимать процессы, которые происходят сребенком в процессе его развития. Своевременное формирование грамматическогостроя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общегопсихического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию вразвитии его мышления, речевого общения, планировании и организации егоповедения, формировании социальных связей. Все это – важнейшее средствоопосредствованных психических процессов: памяти, восприятия, эмоций  [5, с. 31].

Словообразование, выполняямножество функций, оказывает существенное влияние на развитие языковойкомпетенции и речевой коммуникации ребенка в целом.

Неумениепользоваться различными способами словообразования приводит к ограниченнойвозможности обогащения словаря, к неточности понимания и дифференциацииродственных слов, трудностям морфемного анализа [4, с. 7] .

Работаяв пункте коррекционно-педагогической помощи я заметила, что число учащихся снарушениями письменной речи с каждым годом увеличивается. В письменных работах учащихся 2-3 классов имеют месточастые и регулярные ошибки. Часть из них — орфографические, но есть испецифические ошибки, обусловленные  особенностями развития фонетической илексико-грамматической сторон  речи, причем наиболее часто специфические ошибкиимеют место в изложениях, сочинениях.

Приработе с детьми с дисграфией в условиях пункта коррекционно-педагогическойпомощи было выявлено у них детей недостаточное развитие навыковсловообразования. Представленные в литературе упражнения не систематизированы ине адаптированы к этой категории детей. Поэтому возникла необходимость  созданиякомплекса упражнений по развитию навыков словообразования.

1.3 Цель опыта

Повышение эффективности  коррекционной работы с младшими школьниками с аграмматическойдисграфией с помощью  комплекса упражнений по развитию навыковсловообразования.

1.4.  Задачи опыта

1.     Изучить и проанализироватьпсихолого-педагогическую литературуи педагогический опыт по вопросу развития навыков словообразования у младшихшкольников с аграмматической дисграфией.

2.     Подобратьи систематизировать  комплекс упражнений  по развитию навыков словообразованияу младших школьников с аграмматической дисграфией.

3.Внедрить и апробировать комплекс упражнений в коррекционные занятия по развитиюнавыков словообразования.

4.     Проанализироватьрезультативность работы и определить эффективность использования комплексаупражнений по развитию навыков словообразования у младших школьников саграмматической дисграфией.

1.5.  Длительность работы над опытом.

Работапо созданию комплекса упражнений по развитию навыков словообразования мноюведётся с 2014 года. В ходе работы была изучена методическая литература по теме.

Подобрани систематизирован  комплекс упражнений  по развитию навыков словообразования умладших школьников с аграмматической дисграфией. Проведен анализ результатовпедагогической деятельности. Пройдена курсовая подготовка в Государственномучреждении образования «Академия последипломного образования»  по теме  «Технологияобобщения, описания и представления эффективного опыта педагогическойдеятельности».

2.   Описание технологии опыта

2.1.  Ведущая идея опыта

 Использованиекомплекса упражнений по развитию навыков словообразования  позволитучителям-дефектологам повысить  эффективность проведения коррекционных занятий.Это в свою очередь будет способствовать повышению мотивации младших школьникови их речевой активности .

2.2.  Описание сути опыта.

Правилами словообразования  одних слов от других при помощиприставок и суффиксов ребенок овладевает  примерно к 7-8 годам. К этомувозрасту  ребенок уже не только правильно согласует слова между собой, но иправильно образует новые слова [2, с. 119]. Но при аграмматической дисграфии у   младшихшкольников навык словообразования развит недостаточно.

Обогащение словарного запаса осуществляется главным образом наоснове овладения учащимися различными способами словообразования [1, с. 3].    Для развития  навыков словообразования я использую комплекс упражнений и предлагаюследующие виды упражнений:

*словообразование существительных.

*словообразование прилагательных.

*словообразование глаголов.

Словообразование существительных.

Самым продуктивным в образовании существительных являетсясуффиксальный способ. По сравнению со словообразованием других частей речичисло суффиксов существительных самое большое.

1) Образование существительных при помощиуменьшительно-ласкательных суффиксов.

Предлагаюучащимся образовать с помощью суффиксов –ик-, -чик-, -ц-, иц- новые слова суменьшительным или ласкательным значением.

спомощью суффикса –ик (например нос-носик, рот-ротик и т.д.)

с помощью суффикса -чик-(напримершкаф-шкафчик, стул-стульчик и т.д.)

при помощи суффиксов -ц-; -иц-(например дерево-деревцо,платье-платьице и т.д.)

Также я развиваю умение подбирать  к данным словам однокоренныеслова с указанными  суффиксами -очк-/-ечк- (ваза-вазочка, юбка-юбочка),образовыватьсуществительные  с помощью суффикса –инк- ( пыль — пылинка, дождь — дождинка)(Приложение 1).

2) Образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значениемвместилища

Показываю картинки  с разными продуктами, а дети называют предметыпосуды, в которых хранятся или подаются на стол эти продукты. Затем словаучащиеся записывают в тетрадь и  выделяют суффиксы, с помощью которых ониобразованы.    Картинки: соль,  хлеб, сахар, сухари, конфеты. соус, суп,  салат,мыло.

3) Образование названий детенышей животных и птиц

Учащимся предлагаются картинки. Необходимо назвать изображённыхживотных и записать  названия их детёнышей. Затем дети выделяют суффиксы, с помощьюкоторых образованы эти слова, (у лисы-лисёнок, у ежа-ежонок) (Приложение 2).

4) Обогащение словаря профессий.

В своей практике использую упражнение «Отгадай профессию». Даюописание профессий людей и прошу их отгадать. Знакомлю с суффиксами –ор-, -тель-.Например, человек, который работает на радио или на телевидении…(диктор). Онработает в школе…(учитель) (Приложение 3).

Также отрабатываю  словообразовательныеформы с суффиксами -щик-; -чик-, обозначающие мужские профессии, словообразовательныеформы с суффиксами -иц-; -ниц-, обозначающие женские профессии. Например, яспрашиваю у детей: «Кто помогает на вокзале носить вещи? (носильщик)». Ктоносит специальную форму и летает на самолёте? (лётчик) (Приложение 4).

На коррекционных занятиях развиваю умение образовыватьсуществительные, обозначающие лиц по их занятиям, используя суффикс –ист- Например,играет в шахматы- шахматист, играет в футбол-футболист и т.д.  (Приложение 5).

При работе над темой «Слова, обозначающие предметы» используюупражнение « Образуй слова-предметы от слов-действий» Например, я называюсловосочетание (посадить деревья, полить огород и т. д), а ученикислова-действия заменяют словами-предметами (посадка деревьев, поливка огорода)и выделяют суффикс. Пополнение и активизация словарного запаса происходит и засчёт употребления в речи сложных слов, образованных из двух корней, которыеприсоединяются друг к другу соединительной гласной о. или е. При изучении темы« Корень слова» развиваю умение образовывать  сложные  слова. Предлагаю учащимсяобразовать сложные слова из двух данных слов при помощи гласных о-е (Приложение6). В этом упражнении учащимся даны готовые корни слов. Им необходимо толькосоставить слово из двух частей. А в  упражнении «Назови одним словом» необходимовыделить корни из двух слов и составить новое слово. Например, я называю дваслова (листья падают), а учащиеся заменяют их одним (листопад).

Упражнение «Назови одним словом»

листья падают – листопад, сам ходит – самоход , снег падает –снегопад, мед носит – медонос, вода падает – водопад, звонит попусту –пустозвон, звезды падают – звездопад, сено косит – сенокос, разводит сады –садовод, везде ходит – вездеход, база для нефти – нефтебаза       сам летит –самолет, перевозит лес – лесовоз            пыль сосет – пылесос.

 Словообразование прилагательных.

Работа   проходит с учетом появления прилагательных в онтогенезепо плану:

1)Образование притяжательных прилагательных

2)Образование качественных  прилагательных

3)Образование относительных  прилагательных

Образование притяжательных прилагательных

Задача: развивать умение образовывать притяжательныеприлагательные.

Для решения этой задачи использую следующее упражнение. На доскевывешиваю картинки с изображением животных (медведь, заяц, лиса, собака, кошкаи др.). Задаю вопросы: «Чей хвост?». Учащиеся отвечают (медвежий, заячий,лисий, собачий, кошачий). Затем задаю следующие вопросы: Чья голова? Чьё ухо? Чьилапы? Учащиеся отвечают устно, потом записывают прилагательные в тетради.

Образование качественных  прилагательных.

Задача: развивать умение образовывать качественные прилагательные.

Я предлагаю детям сравнить предметы и закончить фразу.

Например, апельсин большой, а арбуз ещё… (больше) (Приложение 7). 

Выполняя упражнение «Подумай иназови» у учащихся развивается умение образовывать прилагательные отсуществительных с одним корнем. Например, если на рубашке грязь, торубашка…(грязная). При затруднении задаётся вопрос «какая?» (какой?)(Приложение 8).

Также развиваю умениеобразовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением. Учащимсяпредлагаю по аналогии дополнить начатое предложение нужным по смыслу словом.Образец ответа: Заяц белый, а зайчонок …(беленький) (Приложение 9).

Впроцессе коррекционной работы происходит постепенное усложнение  заданий.Навыки словообразования закрепляются сначала в словосочетаниях, а затем впредложениях  (Приложение  10).

Образование относительных  прилагательных.

Задача: развивать умение образовывать относительные прилагательные.

Предлагаю следующие упражнения:

*Образуй прилагательные от названий деревьев (береза – березовый) (Приложение11).

Работаянад темой «Слова, обозначающие признаки предмета», использую упражнение « Каксказать правильно?». Например, я называю словосочетание (стол для журналов) ипредлагаю два варианта ответа (журналевый или журнальный), а учащиеся выбираютправильный ответ (Приложение  12).  

Бедный словарь, незнание точных значений отдельных слов приводит киспользованию в устной и письменной речи младших школьников  крайне бедныхописательных средств. Учитывая это, я провожу упражнения « Вставьте пропущенныесуффиксы -н-, -ов- или -ев- в слова» либо сами слова. Например, (Сор…оерастение, бол…ое  ощущение, хор…ое пение, шторм…ое предупреждение, рул…оеуправление, мир…ое население) (Приложение  13).

На коррекционных занятиях я развиваю умение образовывать прилагательные от существительных. Например, резина-резиновый, морковь-морковный и т.д. (Приложение 14).

Предложенные выше задания развивают  навык словообразования науровне слова и словосочетания. Работу по развитию навыков словообразованияотносительных прилагательных я провожу также на уровне предложения (Приложение  15).

Словообразование  глаголов

Для полноценного овладения ребенком связнойречью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатыйглагольный словарь, поскольку он  является доминирующим звеном в раскрытиипоследовательности любого сюжета. В норме  усвоение детьми словаря происходит вдошкольном возрасте, но у младших школьников  с аграмматической дисграфией  словарныйзапас развит недостаточно, поэтому на каждом коррекционном занятии  я провожуработу по формированию глагольной лексики. Для развития навыковсловообразования глаголов использую следующие виды упражнений направленных на:

*образование и употребление в речи возвратных глаголов;

*образование и употребление в речи приставочных глаголов;

При образовании и употреблении в речи возвратных глаголов используюнаглядный материал, где изображены различные действия (вытирается, купается,прячется и т.д.) Учащимся предлагается назвать различные действия по картинкам,а затем составить с возвратными глаголами предложения.

Работаянад темой «Образование слов при помощи приставок» у младших школьников развиваюумение образовывать слова префиксальным способом, развиваю  временные ипространственные отношения.

Для закрепления правильного употребления приставочных глаголов всамостоятельной речи использую следующие виды упражнений (Приложение 16)

Использованиекомплекса упражнений по развитию навыков словообразования осуществляется как вустной,  так и в письменной речи. Представленные упражнения провожу  на уровнеслова, словосочетания, предложения.

Применение этих упражнений, направленных на развитие навыковсловообразования, ведётся на каждом коррекционном занятии. Например, работаянад темой  «Образование слов при помощи суффиксов» развиваю умение образовыватьс помощью  суффиксов, как существительные, так иприлагательные.

2.3.Результативность и эффективность опыта.       

2.3.1.Определение критериев для диагностированияуспешности данного опыта,  представления методики описания и подсчётарезультатов.

Длядиагностики успешности комплекса упражнений  по развитию навыковсловообразования использовалась тестовая методика Т.А. Фотековой «Тестоваяметодика обследования устной и письменной речи младших школьников». (Приложение17). На начало и на конец года предлагались следующие задания:

1.                    Назвать детёнышей животных.

 Максимальнаяоценка за задание-30 баллов.

2.     Образоватьсуществительные в уменьшительно-ласкательной форме.

 Максимальнаяоценка-15 баллов.

3.        Образоватьотносительные прилагательные от существительных.

Максимальнаяоценка -30 баллов.

4.    Образовать качественные прилагательные

Максимальнаяоценка-15 баллов

5.       Образовать притяжательные прилагательные.

Максимальнаяоценка-15 баллов

Максимальнаяоценка за исследования словообразовательных процессов-105 баллов. Работа покоррекции навыков словообразования считается успешной, если на конец годаучащиеся допустили меньше ошибок при исследовании словообразовательныхпроцессов.

2.3.2. Доказательность результативности посредствамконкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.

Мониторингсловообразовательных процессов показал, что у 78% учащихся 3 классов, которыепосещали пункт коррекционно-педагогической помощи, процент успешности составилболее чем 80% (Приложение 18). Учащиеся научились образовывать существительныев уменьшительно-ласкательной форме, относительные, качественные ипритяжательные прилагательные. Значительно расширился словарный запас, улучшилисьнавыки словообразования слов-глаголов с помощью приставок. После введениякомплекса упражнений педагоги начальных классов отмечают повышение речевойактивности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

2.3.3. Определение условий, позитивно и негативновлияющих на эффективность и результативность данного опыта.

Позитивнымусловием, которое влияет на эффективность и результативность данного опыта,является высокая заинтересованность педагогов начальных классов в использованиикомплекса упражнений по развитию навыков словообразования. Он помогаетпедагогам повысить эффективность уроков русского языка и литературного чтения.

Негативнымусловием, которое влияет на эффективность и результативность опыта, являетсявысокая утомляемость учащихся. Коррекционные занятия проводятся  после уроков,и  дети приходят уже уставшими. Также имеет место разный темп усвоения  знанийу младших школьников одной группы.

3.Заключение

3.1.     Конкретные выводы и предложения, вытекающиеиз опыта.

Даннаяработа посвящена развитию навыков  словообразования у младших школьников саграмматической дисграфией. Проблема нарушений письменной речи младшихшкольников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Актуальностьданной работы очень высока, потому что упражнения, представленные, в литературе  не систематизированы и в неполном объёме. Предложенный комплекс упражнений способствуетповышению мотивации и речевой активности младших школьников.

3.2.     Перспектива дальнейшего совершенствованияданного опыта и своей профессиональной практики.

Планирую продолжить работу по пополнению и расширению материала поразвитию навыков словообразования для занятий с младшими школьниками  иподобрать комплекс упражнений по развитию навыков словоизменения.

3.3.Рекомендации по использованиюпедагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности егоприменения в массовой практике.

Данный комплекс упражнений рекомендован для использования вработе  учителей-дефектологов пунктов коррекционно-педагогической помощи,классов интегрированного обучения и воспитания, а также для педагогов начальныхклассов.  

3.4.Собственные статьи, выступления сданным опытом в педагогических аудиториях.

Опытом делилась на районном методическом объединенииучителей-дефектологов Оршанского района. На методическом объединении учителейначальных классов, на педагогическом совете в школе. Педагогов начальныхклассов  ознакомила со спецификой использования комплекса упражнений поразвитию навыков словообразования.

 

Список литературы

1.     Мазанова, Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии.Конспекты занятий для логопеда / Е. В. Мазанова. Изд. 2-е. испр. – М. : ИздательствоГНОМ и Д, 2007. – 128 с.

2.     Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. – Нарушение чтения и письмау младших школьников. — СПб. : 2004. — 219 с.

3.     Забродина, Л.В. Тексты и упражнения для коррекциилексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьноговозраста : учеб.- метод. пособие. — М. : Астрель, 2006. – 159 с.

4.     Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи / А.В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова. — М. : Аркги, 1997. — 131 с.

5.    Зикеев, А. Г.Развитие речи учащихся специальных образовательных учре­ждений / А. Г. Зикеев —Москва: ACADEMIA, 2000. — 200 с.

 

 Словообразование существительных

Приложение 1

Образованиесуществительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

1.Нос—носик; рот —ротик; таз — тазик; сад — садик; лоб — лобик; клюв— клювик; гвоздь —гвоздик; куст — кустик; карандаш — карандашик;

2.Шкаф — шкафчик;  стул —стульчик; чемодан — чемоданчик;  вагон — вагончик; диван — диванчик; суп —супчик; попугай — попугайчик;

3.Дерево — деревцо;  платье — платьице; окно —оконце; одеяло — одеяльце; кресло — креслице; зеркало — зеркальце и т. д..

4.Ваза— вазочка; юбка — …; бочка — …; лапа — …; вилка — …;чашка — …; тарелка — …; ложка — …; лента — …; клетка —…;

5.Пыль— пылинка, дождь — дождинка, виноград — виноградинка, солома — соломинка, бусы —бусинка, изюм — изюминка, град — градинка.

Приложение 2

Улисы -лисенок,  у ежа- ежонок, у лося-лосёнок ,у тигра- тигренок, услона-слонёнок, у оленя- олененок и д.

Приложение 3

Упражнение.Послушайте описание профессий и отгадайте их.    

-ор-

1.        Онв школе самый главный…(директор)

2.        Онпроверяет и продаёт билеты в транспорте…(кондуктор)

-тель-

1.        Онработает в школе…(учитель)

2.        Онпишет рассказы сказки, повести, романы…(писатель)


Приложение 4

Упражнение«Угадай профессию»

-Ктопомогает на вокзале носить вещи? (носильщик)

-Ктоносит специальную форму и летает на самолёте? (лётчик)

-Ктодрессирует зверей? (дрессировщик)

Приложение 5

Играетв шахматы — шахматист

Играетв футбол — футболист

Играетв волейбол — волейболист

Играетна пианино — пианист

Приложение   6

Пар-                         -ход

Представленная информация была полезной?
ДА
60.49%
НЕТ
39.51%
Проголосовало: 1301

Пол-                         -вар

Сам-                         -тёр

 

  Словообразование  прилагательных.

Образование качественных  прилагательных.

Приложение 7    

дыня сладкая, а арбуз ещё …,     

персик мягкий, а вишня ещё …,

яблоко твёрдое, а айва ещё …,

груша вкусная, а ананас ещё …,

дерево высокое, а башня ещё …,

куст низкий, а трава ещё …,

клён толстый, а дуб ещё …,

рябина тонкая, а камыш ещё …,

шар лёгкий, а пушинка ещё …,

сумка тяжёлая, а чемодан ещё …,

диван мягкий, а подушка ещё …,

дерево твёрдое, а железо ещё …,

лёд прозрачный, а стекло ещё …,

лента узкая, а нитка ещё …,

шнурок длинный, а нитка ещё …,

волк большой, а медведь ещё …,

олень высокий, а жираф ещё …,

 

 


Приложение 8

1.    Если на улице холод, то день …

Еслина улице шум, то улица …

Есличеловеку сопутствует удача, то человек …

Еслиу человека талант, то человек …

Есливесь день идёт дождь, то день …

Есликорова приносит людям пользу, то корова…

2.    Как назвать песню, если она вызываеттоску? …

Какназвать ворону за крик? …

Какназвать клоуна, если он вызывает смех? …

Какназвать фильм, если он вызывает скуку? …

Какназвать мальчика за драку? …

Приложение  9

Платоксиний, и шарфик … (синенький)

Цветоккрасный, и цветочек … (красненький)

Яблокосладкое, и яблочко … (сладенькое)

Грушажёлтая, и грушка … (жёлтенькая)

Солнцетёплое, и солнышко … (тёпленькое)

Котпушистый, и котёнок (пушистенький)

Приложение 10

Исправьошибки. 

Полесу бродит голоденный волк. За окном очень шумная улица. На улице льёт силовойдождь. Сегодня чудесный морозновый день. Мальчик не хочет есть холодный суп.Мальчик вернулся с прогулки весь грязенный. Мама готовит полезновую пищу. Яуслышал очень тоскливую песню. На опушку выскочил трусостный заяц. Во дворе жилочень драчливый мальчик.
Образование относительных прилагательных

 

 

Приложение  11

*Образуй прилагательные от названий деревьев. Найдилистья этих деревьев на картинках.

Лексическийматериал:

Дуб,вишня, ель, рябина, ясень, клен,  каштан, яблоня, берёза.

Какназываются каши из этих круп?

Лексическийматериал:

Рис,манка, овёс, кукуруза, чечевица, пшено, пшеница

*Какназываются масла  из этих растений?

Лексическийматериал:

Оливки,кокос, тыква, лен, кунжут, облепиха, миндаль, горчица

*Какназываются соки из этих растений?

Лексическийматериал:

Брусника, клюква, мандарин, виноград, персик, черника,  огурец, свёкла, капуста,грейпфрут, арбуз, черешня

* Изменитесловосочетания по образцу:

Фундаментиз бетона – бетонный фундамент, стены из гранита — … стены, пол из паркета — …,колонны из мрамора — …, крыша из черепицы — …

Приложение 12

Подушкаиз перьев (перьевая,  перовая)

Салатиз овощей ( овощевой, овощной)

Вареньеиз слив (сливовое, сливное)

Листдуба ( дубовый, дубной)

Вазаиз фарфора (фарфорная, фарфоровая)


Приложение  13

Кефир,йогурт, масло, сыр — … продукты

Салатыиз свёклы, капусты, моркови, лука — … салаты

Компотыиз черники, клюквы, земляники — … компоты

Джемыиз яблок, груш, апельсинов — …джемы

Блюдаиз подосиновиков, опят, шампиньонов — … блюда

Приложение  14

Упражнение.Образуйте от существительных прилагательные.

Резина, морковь, драп, капуста, слива, кожа,  сыр, ананас,  кабачок, хлеб, шёлк, мясо,лимон, творог,  картофель, банан.

Приложение  15

Упражнение. Исправьтеошибки.

Настоле стоит пластмассная посуда.

Мыподошли к дубному лесу.

Мамаиспекла грушовый пирог.

Вгостях нас угощали бананным коктейлем.

Мыпили чай со сливочным вареньем.

Кужину приготовили свёкленный салат.

Мыуслышали трамваевый грохот.

Постеклу забарабанили дождные капли.

Словообразование глаголов

Приложение 16

1.       Образовать от данных слов однокоренные слова с помощью приставок (например, с помощью приставок в-, вы-, при-, от-, у-, пере- образоватьоднокоренные слова от глагола нести и т. д.);

2.        Исправитьсловосочетание с неправильным приставочным глаголом, например, (улетел кклетке; вышел в дом; списал на доске; выносит через дорогу; переходит из дома;вбегает от собаки и т. д.);

3.        Составитьпредложение с приставочным глаголом.

4.        Записатьслова-действия с противоположным значением по образцу (завязывает-развязывает,впустить-выпустить и т. д.);

5.        Подобратьприставки к глаголам;

Спишитепредложения. Вставьте пропущенную приставку.

…звенелв школе звонок.

Ученики…шли из класса.

Собака …лезла из конуры.

Дедушка …шел  из троллейбуса.

Миша …шёл из школы и …шёл домой.

6.        Образовать слова с помощью данных приставок. Написать слова в два столбика: в 1-й – созначением приближения, во 2-й —  со значением удаления

Под-(ползти, нести),  от- (бежать, плыть), при- (тащить, водить), у-(гнать,лететь).

Приложение 17 

Методика Т.А.Фотековой

 «Тестовая методика обследования устной и письменнойречи младших школьников»

Исследование словообразовательныхпроцессов

1.                    Название детенышей животных

Инструкция:у кошки – котята, а у

козы-           собаки –

волка-          курицы –

утки-           свиньи –

лисы-           коровы –

льва-            овцы –

Оценка:

3балла – правильная форма

2– самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи

1– форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте («лисички»,«овечки», вместо лисята, ягнята и т.д.)

0– неправильная форма слова или отказ назвать.

Максимальнаяоценка за задание – 30 баллов

2.                    Образование существительных вуменьшительно-ласкательной форме

Инструкция:большой мяч, а маленький – это мячик.

Назовиласково предметы, которые я буду перечислять:

стол-                     дерево —                         снег –

стул-                     дом –

Оценка:

3балла-правильная форма;

2-самокоррекция;

1-коррекцияпосле стимулирующей помощи;

0-неправильнаяформа слова или отказ.

Максимальнаяоценка- 15 баллов

3.                    Образование относительных прилагательныхот существительных

Инструкция:Варенье из малины – малиновое, а

вареньеиз вишни —                   кисель из клюквы –

вареньеиз яблок —                    салат из моркови –

вареньеиз сливы —                   суп из грибов –

куклаиз соломы —                    лист дуба –

горкаизо льда —                        лист осины –

Оценка:

3балла – правильная форма

2– самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи

1– форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте (сливочноеваренье)

0– неправильная форма слова или отказ назвать.

Максимальнаяоценка – 30 баллов.

4.                    Образование качественных прилагательных.

Инструкция:За хитрость называют хитрым, а

зажадность-

затрусость-

Еслиднём мороз, то день-

Еслидождь-

Есливетер-

Оценка:      

3балла-правильная форма;

2-самокоррекция;

1-коррекцияпосле стимулирующей помощи;

0-неправильнаяформа слова или отказ.

Максимальнаяоценка -15 баллов

5.                     Образование притяжательныхприлагательных.

Инструкция:У собаки лапа собачья, а

Уволка-

Умедведя-

Ульва-

Клюву птицы-

Гнездоу орла-

Оценка:      

3балла-правильная форма;

2-самокоррекция;

1-коррекцияпосле стимулирующей помощи;

0-неправильнаяформа слова или отказ.

Максимальнаяоценка- 15 баллов

Максимальнаяоценка за всю серию-105 баллов.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.49%
НЕТ
39.51%
Проголосовало: 1301

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.49% НЕТ 39.51% Проголосовало: 1301


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.49% НЕТ 39.51% Проголосовало: 1301


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.49% НЕТ 39.51% Проголосовало: 1301


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.49% НЕТ 39.51% Проголосовало: 1301


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.49% НЕТ 39.51% Проголосовало: 1301


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет