ООО«ИНФОУРОК»
План-конспектурока
по основам безопасностижизнедеятельности
в10 классе муниципального бюджетногообщеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школе №7 г.
МинеральныеВоды
на тему «Средстваиндивидуальной защиты органов дыхания»
Разработал: ДоценкоОлег Викторович слушатель курсовпрофессиональной переподготовки «Основы безопасности жизнедеятельности: теорияи методика преподавания в образовательной организации»,
Проверил:________________________
ФИОруководителя практики
МинеральныеВоды, 2022
Темаурока: «Средства индивидуальной защиты органов дыхания»
Датапроведения: 22.12.2022 г.
Типурока комбинированный
Цель урока.
Обучающая: изучитьосновные средства индивидуальной защиты органов дыхания, их предназначение иправила пользования.
Развивающая:развиватьнавыки пользования индивидуальными средствами защиты органов дыхания.
Воспитательная:воспитыватьчувство ответственности за свое здоровье.
Задачи.
1. Показатьи описать виды средств индивидуальной защиты органов дыхания и их техническиехарактеристики.
2. Ознакомить с порядком и способами использования некоторых средств индивидуальной защиты органов дыхания.
Планируемыеобразовательные результаты. Предметные умения:
— усвоениепонятия «средства индивидуальной защиты», их классификацию, ознакомить с составными частями противогаза и алгоритмом его использования, а также ознакомиться с другими средствамииндивидуальной защиты органов дыхания;
— умениеработать с учебной литературой;
— использование приобретенных знаний и умений в практическойдеятельности.
УУД:
Личностные: Раскрытьзначимость знаний о СИЗ; осознание необходимости знаний об их использовании.
Регулятивные:Вырабатыватьалгоритмы поведения использования СИЗ при угрозе и во время ЧС.
Познавательные:Изучать виды СИЗ органов дыхания, правила их использования.
Коммуникативные:развитие навыка коллективной работы, формирование навыков сотрудничества,умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность сучителем и сверстниками.
Основные термины, понятия «средстваиндивидуальной защиты», Оборудование (Перечень приборов, ТСО, наглядныхпособий, раздаточного материала и т. д.). — ноутбук, мультимедийный комплекс изпроектора и экрана;
— электроннаяпрезентация по теме урока (приложение 1)
— тексттестовой проверочной работы (приложение 2);
— противогазы;- респираторы; — учебник.
Формы организациипознавательной деятельности: фронтальная,индивидуальная.
Ход урока.
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент (2 минуты) |
||
Объявление темы и плана урока
|
Настраивает обучающихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности. Сообщает тему урока. Раскрывает цели учебного занятия. Сообщает о значимости содержания урока. — Как вам уже известно, одной из задач ГО является обеспечение населения средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Об этих средствах мы сегодня и поговорим. Тема сегодняшнего урока «Средства индивидуальной защиты органов дыхания» (слайд 1). |
Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке. Записывают тему урока в тетрадь. |
II. Изучение нового материала (25 минут) |
||
Фронтальная работа |
Объясняет новую тему с использованием компьютерной презентации. — Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) — это специально разработанные технические устройства, которые обеспечивают защиту органов дыхания от вредного воздействия аварийно химически опасные вещества (АХОВ), радиоактивные вещества (РВ), отравляющие вещества (ОВ). СИЗОД подразделяется на два основных вида: СИЗ органов дыхания фильтрующего действия и СИЗ органов дыхания изолирующего типа (слайд 2). К СИЗОД изолирующего типа относятся: — автономные дыхательные аппараты, обеспечивающие |
Слушают объяснения учителя.
Записывают классификацию в тетрадь.
|
|
органы дыхания человека дыхательной смесью из баллонов со сжатым воздухом или сжатым кислородом, либо за счет регенерации кислорода с помощью кислородсодержащих продуктов; — шланговые дыхательные аппараты, с помощью которых чистый воздух подается к органам дыхания по шлангу от воздуходувок или компрессорных магистралей. Средства изолирующего типа способны обеспечивать органы дыхания человека необходимым количеством свежего воздуха независимо от состава окружающей атмосферы (слайд 3). К СИЗОД фильтрующего действия относятся: — противогазы; — респираторы; — ватно-марлевые повязки; — противопыльные тканевые маски (ПТМ-1). В фильтрующих аппаратах воздух из окружающей среды проходит через набор фильтров, после чего подается к органам дыхания (слайд 4). К простейшим СИЗ органов дыхания относят противопыльную тканевую маску (ПТМ-1) и ватно- марлевую повязку. Эти средства вполне надежно защищают органы дыхания от радиоактивной пыли, вредных аэрозолей и бактериальных средств. Маска ПТМ-1 изготавливается из 4-5 слоев ткани по специальным выкройкам (слайд 5). |
Представленная информация была полезной? ДА 59.46% НЕТ 40.54% Проголосовало: 1157
|
|
Гораздо легче и быстрее изготовить ватно-марлевую повязку: берут кусок марли размером 100 на 50 см; на его середину кладут ровный слой ваты размером 30 на 20 см и толщиной примерно 2 см; марлю с обеих сторон загибают, закрывая ею вату; свободные от ваты концы марли надрезают посредине ножницами так, чтобы образовались две пары завязок; разрезанные концы повязки завязываются: сначала верхние — на затылке за ушами, затем нижние — на темени. Для защиты глаз используют специальные противопыльные очки (слайд 6). Защитные свойства ПТМ-1, ВМП и подручных средств можно повысить в 2-3 раза, смочив их водой или специальным раствором. Для защиты органов дыхания от вредных газов, паров, аэрозолей и пыли применяют респираторы. Респиратор по своей сути есть индивидуальное средство защиты органов дыхания от вредных веществ, содержащихся в воздухе. Они широко применяются в рудниках, шахтах, на химических и металлургических предприятиях, атомных электростанциях, при работе с удобрениями и ядохимикатами в сельском хозяйстве (слайд 7). Наиболее надежным средством защиты органов дыхания является противогаз (слайд8). Главное предназначение гражданских противогазов — защита органов дыхания от отравляющих и радиоактивных |
|
|
веществ в случае применения оружия массового поражения. Изначально они создавались на случай войны, и в стране их накоплено в таком количестве, которого вполне достаточно, чтобы обеспечить все население. Для дыхания в противогазе используется наружный зараженный воздух, который очищается от вредных примесей, проходя через фильтрующепоглощающую коробку. В шлем-маску противогаза поступает уже очищенный воздух. Выдыхаемый воздух выводится из шлема-маски наружу через специальный клапан (слайд 9). Для определения размера шлема-маски ГП-5 достаточно мерной лентой измерить голову только по замкнутой линии, проходящей через макушку, подбородок и щеки, и определить ее размер по таблице (слайд 10). Последовательность проверки исправности противогаза: вынуть противогаз из сумки; проверить целостность шлемамаски и стекол очков; осмотреть газовую коробку: нет ли на ней вмятин, пробоин, ржавчины, проверить наличие и состояние клапанов для вдоха и выдоха. После внешнего осмотра нужно собрать противогаз и проверить его герметичность. Для этого надеть шлем-маску, закрыть отверстие коробки резиновой пробкой или зажать ладонью и сделать глубокий вдох. Если при этом воздух не проходит под шлем-маску, то противогаз исправен. При обнаружении |
Записывают в тетради правила одевания/снятия противогаза. |
|
неисправностей и некомплектности противогаза его заменяют исправным. Ношение фильтрующего противогаза осуществляется в трех положениях: «походное», «наготове» и «боевое» (слайд 11). В «походном» положении противогаз носится при отсутствии угрозы нападения противника через правое плечо на левом боку. В положение «наготове» противогаз переводится при непосредственной угрозе ядерного, химического и бактериологического нападения. Для этого противогаз необходимо передвинуть вперед, расстегнуть клапан противогазовой сумки, закрепить противогаз на туловище с помощью тесьмы. Надевается противогаз («боевое» положение) заблаговременно по распоряжению старшего начальника или немедленно по сигналам «Радиационная опасность», «Химическая тревога» или по команде «Газы», а также самостоятельно при обнаружении применения противником химического и бактериологического оружия и выпадении радиоактивных веществ. Для того чтобы надеть противогаз, необходимо: 1. задержать дыхание, закрыть глаза; 2. снять головной убор; 3. вынуть шлем-маску из сумки; 4. взять ее обеими руками за |
|
|
утолщенные края у нижней части так, чтобы большие пальцы рук были с наружной стороны, а остальные — внутри; 5. подвести шлем маску к подбородку и резким движением рук вверх и назад натянуть ее на голову так, чтобы не было складок, а очки пришлись против глаз; 6. сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание. Надев противогаз, необходимо следить за своим дыханием: дышать ровно и глубоко. Противогаз снимается по команде «Противогаз снять!». Для этого надо приподнять одной рукой головной убор, взяться другой за клапанную коробку, слегка оттянуть шлеммаску вниз и движением вперед и вверх снять ее, надеть головной убор, вывернуть шлеммаску, тщательно протереть ее и уложить в сумку. При незначительном разрыве шлема-маски необходимо плотно зажать пальцами или ладонью разорванное место. Если на лицевой части имеются значительные повреждения (большой разрыв, проколы шлема-маски, повреждение стекол очков или выдыхательного клапана), то необходимо задержать дыхание, закрыть глаза, снять шлем- маску, отсоединить противогазовую коробку от лицевой части, взять горловину противогазовой коробки в рот, зажать нос и, не открывая глаз, |
|
|
продолжать дышать через коробку.
|
|
III.Применение полученных знаний (5 минут) |
||
Практическая часть |
Организует деятельность обучающихся по применению новых знаний. — А сейчас практическое задание — тренировка одевания противогаза.
|
Применяют полученные знания для выполнения практического задания. |
IV. Закрепление нового материала (5 минут) |
||
Проверочная работа |
Организует деятельность обучающихся по закреплению новых знаний. Для того чтобы проверить свои знания и закрепить изученный материал, вам предстоит выполнить тестовую работу. Работа выполняется индивидуально. В первой строке таблицы записаны номера вопросов, во второй строке вам необходимо поставить букву, под которой, вы считаете, на вопрос дан правильный ответ. |
Выполняюттестовуюработу.
|
V. Рефлексия. Подведение итогов урока (2 минуты) |
||
Выводы по уроку |
Совместно с обучающимися подводит итог урока. Оценивает деятельность обучающихся.
|
Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. Обмениваются мнениями. |
VI. Домашнее задание (1 минута) |
||
|
Домашнее задание: повторить изученный на уроке материал, воспользовавшись опорным конспектом и учебником (Раздел I §8.3). |
Записывают домашнее задание. |