X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОЩИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

СМОЛЕНСКОГО РАЙОНАСМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

Урокповторения и систематизации знаний по теме: «Природа южных материков»

 

 

    

                                              учитель  географии :  Барнева Н.П.

Урокповторения и систематизации знаний по теме: «Природа южных материков»

Цели и задачи  урока:   

Образовательные:

1.     Выявитьобщие черты в природе изученных материков, установить причины сходства иразличия в их природе.

2.     Подвестиучащихся к выводам от общности строения рельефа и истории его формирования.

3.      

4.     Обобщитьи систематизировать знания учащихся о крупных природных комплексах Южногополушария.

Развивающие:

1.     Продолжатьразвивать теоретические мышления, умение раскрывать необходимые связи и причиныв изучаемом материале, формирование приемов умственной деятельности, а такжевнимание и память.

Воспитательные:

1.     Воспитыватьлюбознательность, чувство взаимопомощи, интерес к учению.

2.     Формирование культуры общения при работев группах.

Основные этапы урока:

1.     Организационныймомент.

2.     Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

3.     Сообщениетемы урока, целеполагание и мотивация.

4.     Актуализациязнаний, умений.

5.     Обобщениеи закрепление знаний (выполнение обучающимися  устных и письменных заданийобобщающего и систематизирующего характера поэтапно, с проверкой после каждогозадания).

6.     Формулированиевыводов по изученному  материалу.

7.     Подведениеитогов урока.

8.     Рефлексияучебной деятельности.

9.     Домашнеезадание.

Планируемые результаты (всоответствии с ФГОС):

 

Метапредметные результаты: совершенствование  умений работать  с  разнымиисточниками информации — тематическими картамикартосхемами; умений сравнивать,сопоставлять, анализировать информацию по южным материкам;

выделение главного или  существенных признаков при характеристикематериков;

умение высказывать свои суждения,подтверждая их фактами;

работать с источниками информации,особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;

сравнивать, устанавливатьпричинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

Предметные результаты  объяснять:  особенности ФГП и компонентов природы материков;определять: основные черты природы материков, влияние рельефа наувлажненность территории; типы климатов,  следствия выдающихсягеографических открытий и путешествий, определять: географическиеобъекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектови явлений; местоположение отдельных территорий по их существеннымпризнакам.

Регулятивные УУД:

· планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

· свободно пользоваться выработанными критериями оценки исамооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способыдействий;

· в ходе путешествия давать оценку результатам своей работы;

· самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха инаходить способы выхода из ситуации неуспеха.

 

Познавательные УУД:

· анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

·  строить логическое рассуждение, включающее установлениепричинно-следственных связей;

· преобразовывать информацию  из одного вида в другой путемсопоставления карт.

 

Коммуникативные УУД:

· отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая ихфактами;

· учиться критично относиться к своему мнению, с достоинствомпризнавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

· понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точкузрения), доказательство (аргументы), факты.

 

Личностные УУД:

·  готовностьследовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и деятельности;

·  осознаниецелостности природы материков;

·  эмоционально-ценностноеотношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рациональногоиспользования;

 

Педагогические технологии: сотрудничества;информационные;технологии развивающего обучения; игровые технологии; технологияколлективного обучения.

 

Тип урока: урок контроля,коррекции и оценки знаний.

Форма: индивидуальная,групповая, фронтальная.

Методы:проблемно-поисковый, самоконтроля и взаимоконтроля, практические. практические,наглядный, частично-поисковый, самоконтроля

и взаимоконтроля, мотивирования,оценивания, рефлексивный.

Оборудование: Физическая карта полушарий, компьютер, проектор,раздаточный материал, карточки, сигнальные карточки: красного цвета-«5»,зеленого цвета-«4», желтого цвета-«3», презентация, картины природы материков;портреты путешественников, рисунки учащихся; выставка  сообщений учащихся «Этоинтересно»…

Ходурока:

1.Организационный момент

2.Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности

Ребята! Сегодня у нас урок повторения потеме «Материки Южного полушария»

Учитель:О каких материках мы будем вести с вами сегодня разговор?

                 Ученик: Африка, Австралия, Ю.Америка, Антарктида.

Учитель: Мы знаем, что каждый материк –это уникальный природный комплекс, состоящий из взаимосвязанных природныхкомпонентов. Особенности каждого компонента (либо рельефа, климата) объясняютсярядом причин. Что из причины вытекает следствие, которое в свою очередьстановится причиной нового явления природы. Поэтому основной задачей нашегоурока является: закрепить причинно-следственные связи между

компонентами природы.

3.Актуализация знаний, умений и фиксация индивидуальногозатруднения в пробном действии

Для описания компонентов природы мыпользовались основным источников знаний это картой. Поэтому следующей задачейнашего урока является: закрепить умения работать с картами различногосодержания. В целом мы должны закрепить и обобщить знания о материках южногополушария.

 Учитель: С какого вопроса начинаемизучение материка?

Ученики: Изучение материка начинаем сгеографического положения.

Учитель:  Почему?

Ученики: Так как географическое положение– это по существу адрес материка  и оно влияет на природу и климат каждогоматерика.

Учитель: Дать физико-географическоеположение Южной Америки (ученик работает у доски). Рецензия на ответ.

Задание для класса: Используя физическуюкарту мира,  определить общие черты в географическом положении южных материков(берём 3 материка-

Африка,  Австралия,  Ю.Америка.)

Общие черты в географическом положенииюжных материков.     

Ученик: 1) Все три материка располагаютсявдоль  экватора. Это  значит, что

там преобладают высокие температуры на  большейчасти  территории весь год.

2) Все материки находятся в жаркомтепловом поясе, следовательно, климат

на большей части —  жаркий.

3) Все материки находятся в климатическихпоясах : тропическом, субтро- пическом, субэкваториальном .

4) Все пересекаются тропиками.

Вывод: Климат всех трёх материков жаркий.

 Учитель: Ребята!  1) Что значит, что экваторпересекает Африку почти посередине? (климатические пояса за исключениемэкваториального повторяются  дважды).

2) Что значит, что Австралия находится вюжном полушарии? (все времена

года  наоборот: в декабре — лето, в июне -зима.)

3) Что значит, что экватор пересекаетЮжную Америку в северной

части? (климатические пояса за исключениемсубэкваториального сменяют

друг друга только в одном направлении — кюгу от экватора).

4) Что значит, что Антарктидарасполагается в пределах  Южного

полярного круга? (самый холодный материкЗемли).

Вывод: Географическое положение влияет наприроду материков.

Учитель: Следующий компонент  природы  –рельеф. Он оказывает сущест-

венное влияние на образование, развитиевсех компонентов природы.

Учитель: В рельефе изученных материковмного общего.

Задание: 1. Используя физическую карту, определитьчерты сходства в

рельефе  южных материков. (Одновременно  ученику доски выполняет

задание по таблице).  

2. Раскрыть  причинно-следственные связимежду современными  формами  рельефа и строением земной коры (работа у доски стаблицей)

Особенности (следствие)

Причина (предполагаемый ответ)

1.В  Африке имеются вулканические, молодые складчатые горы.

1.Граница Африканской платформы  на северо-востоке совпадает с границами литосферных плит, поэтому происходят частые землетрясения и вулканизм. Области кайнозойской складчатости.

 

2.На западе Ю.Америки протянулась

длинная горная система на суше.

2.Это результат взаимодействия двух

литосферных  плит (океанической и континентальной).

3.В Австралии нет действующих  вулканов и землетрясений.

3.Границы древних платформ  находятся

 далеко от границ литосферных плит. Отсутствуют области кайнозойской

 складчатости.

4.Горообразование в Африке продолжается.

4.Так как вулканизм и землетрясение происходят и в настоящее  время.

5.На  северо — западе  Африки  имеются молодые горы Атлас.

5.Так как на северо-западе  расположена область новой  кайнозойской складчатости.

6.В Андах часто происходят землетрясения.

6.г.Анды являются частью Тихоокеанского  Огненного  кольца.

 

Черты сходства в рельефе южных материков:

1.В рельефе всех материков выделяются двеформы рельефа — равнины и горы.

2.Большую часть континентов занимаютравнины (показывают).

3.Горы занимают меньшую часть и находятсяна окраинах материков

(показывают, приводят примеры).

Учитель: Как можно объяснить общиеособенности рельефа материков?

Ученики: Можно  объяснить ,  используякарту    «Строение земной коры».

1.Все южные материки в прошлом входили всостав древнего материка –

Гондваны.

2.В основании всех материков лежат древнейшиеплатформы.

3.Складчатые пояса занимают меньшую  площадь,и они находятся на окраинах материков.

  Вывод: Современный рельеф зависит отистории развития земной коры.

Учитель: Ребята! А каковы черты различия врельефе материков?

Ученики: 1.В Африке преобладают высокиеплоскогорья, особенно на востоке материка (высотой от1000 до 2000 метров),низменностей мало.

2.В Австралии плоскогорья более низкие от500 до 1000 м, а низменности

занимают почти одну треть материка.

3.В Южной Америке две трети низменностей,плоскогорий меньше.

Вывод: Общие черты и различия в рельефеюжных материков объясняются строением земной коры и рельефом их формирования.

Учитель : Следующий компонент природы -климат, который определяет основные особенности материков. Без знания климатанельзя понять своеобразие  географии материков.

Работа в группах

Задание: Используя климатические карты,доказать:

1 группа:  Что Африка – самый жаркий материкземли.

2 группа:  Что  Австралия — самый  сухойматерик земли.

3 группа: Что Ю.Америка — самый влажныйматерик земли.

Ученики: 1 группа

1) Большая часть Африки расположена междутропиками (в жарком тепловом поясе). Солнце в течение всего года междутропиками стоит высоко над горизонтом и два раза в год в любой точке бывает взените.

2) Средние месячные температуры на большейчасти составляют +20

до +24 и среднемесячная температура неопускается ниже +8.

3) Именно в Африке отмечена самая высокаятемпература на Земле- +58 в районе Триполи.

4) В Африке нет холодных зим. Зима и летона большей части территории отличается условиями увлажнения.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

Ученики: 2 группа

1) Южный тропик почти посерединепересекает Австралию,

а это значит, что на большей частиматерика преобладает пояс высокого

давления, в котором господствуютнисходящие токи воздуха, а значит, мало

осадков.

2) На  значительной части материка осадковвыпадает всего от 250

 до 500мм в год, в центральной части -менее 250мм.

3) Почти половину материка занимает зонатропических пустынь.

4) Очень мало рек, да и те почти всепересыхающие.

Ученики: 3 группа

1) На большей части Ю.Америки осадковвыпадает примерно от 500 до 1500мм.

2) В экваториальных широтах осадков –от2000

до 3000 мм в год.

3)На материке находится самое влажноеместо на Земле,

более3000мм в год. (Южная часть Чили изападная Колумбия).

Учитель: Как можно объяснить особенностиклимата каждого из материков?

Ученики: На формирование климата любогоматерика влияют климатообразующие факторы, а именно: географическая широта, воздушныетечения и подстилающая поверхность.

Учитель: И так, ребята! Подведём итогпервой части нашего урока.

Особенности компонентов природыобъясняются рядом причин, а именно:

географическим положением, строениемземной коры,  климатообра-

зующими  факторами и т.д.

Учитель: Следующий этап урока – игра – соревнование

Нашими штурманами станут команды -участницы: команда «Орхидея» и

команда «Колибри».

Прежде чем отправиться в путь, мы должныпринять Устав игры:

1.За каждый полный и верный ответ командаполучает один балл, если от-

вет  не полный – полбалла.

2.За нарушение дисциплины, подсказки баллыснимаются.

3.Команду – победительницу ждёт сладкийприз!

                    И так, в путь!

Первый конкурс- конкурскапитанов. Проверим, способны ли они вести свои команды в путешествие.

Конкурс называется  «Держу пари». Иодновременно конкурс « Гидрологов»

(готовятся у доски по схеме).

Вопросыкапитану команды «Орхидея»:

1. Держу пари, что название вашей команды»Орхидея» связано с самым вы-

соким  растением в Южной Америке и наЗемле. (Нет, это растение не самое высокое на земле. Оно самое красивое. Цветкиорхидей по форме и окраске не имеют себе равных).

2. Держу пари, что срезанные ипоставленные в воду орхидеи быстро увяда-ют и что нектар этих цветков легкодоступен многим насекомым. (Нет,  срезанные и поставленные в воду орхидеи неувядают до трёх месяцев

и нектар у орхидей глубоко спрятан внутричашечки, поэтому основными

опылителями являются колибри.)

3.Держу пари, что найти и сорвать орхидею -нелёгкое депо. (Да, эти цветы

поселяются в самой чаще тропических лесов,на самых  верхушках деревьев,

где, охотников за цветами подстерегаютядовитые змеи и насекомые).

Вопросыкапитану команды «Колибри»:

1.Держу пари, что колибри, чьё имя носитваша команда, превосходные ле-

туны. (Да, действительно эта птичка можетдолго летать 10-12час. без оста-

новки, полёт очень быстрый, до 100км/час.Крыльями машет как насекомое-

до 50 взмахов в сек, а у более мелкихвидов — и до100, и как насекомое, может долго висеть в воздухе  и мгновенноможет менять направление

полёта.

2.Держу пари, что колибри размером чутьбольше пчёлки и  что  это единственная птица на земле, которая летает хвостомвперёд. (Да, действи-

тельно, колибри очень маленькая птичка,весит 2-3гр, и летает хвостом вперёд).

3.Держу пари, что колибри мало поглощаетпищи (нектара и насекомых).

(Нет,  колибри принадлежит к числу самыхненасытных  птиц, поскольку она

тратит  много энергии при полёте.Подсчитано, что масса поглощаемой ею

пищи — нектара и насекомых в 2,5 разапревосходит массу тела.

Конкурс«Гидрологов»

Задание: Раскрыть причинно-следственныесвязи между внутренними  вода-ми, рельефом и климатом.

Гидрологкоманды «Орхидея»

Особенности (следствие)

Причина (определить) предполагаемый ответ

1.Речная сеть Ю.Америки хорошо развита

1.Зависит от климата (большое кол-во осадков, обусловливает многоводность рек)2.Зависит от рельефа(обширные равнины способствуют развитию речных систем).

2.Площадь бассейна А.океана больше

площади бассейна Т.океана.

2.Зависит от рельефа ( к  побережью

Т.океана очень близко подходят

 г.Анды).

3.Амазонка — самая полноводная река на Земле.

3. Расположена   в экваториальном  поясе.

 Правые  и левые  притоки реки расположены в разных полушариях (подъём воды бывает в

разное время года).

4.Реки Ю.Америки образуют пороги и водопады.

 

4.Зависит от рельефа. На материке

есть  горные и возвышенные  участки.

5.На реках Ориноко и Парана уровень

воды меняется по сезонам.

5.Это зависит от климата. Реки протекают в субэкваториальном поясе, где воздушные массы меняются по сезонам. Летом приходит Э.в.масса –реки разливаются,

  Зимой — тропическая масса, реки мелеют

6.Питание у многих рек дождевое.

6.Так как осадки в основном, выпадают в виде дождя.

 

                         Гидролог команды«Колибри».

Особенности (следствие)

Причина (определить) предполагаемый ответ

1.В Австралии мало рек и озёр.

1.Зависит от климата. Здесь мало выпадает осадков.

2.Некоторые реки на карте  обозначены пунктиром.

2.Это пересыхающие реки.

3.На востоке реки полноводны в течение года.

3.Влияние рельефа. Большой  Водораздельный

 хребет задерживает воздушные массы,

идущие с Т.океана.

4.« Эйр» — называют мёртвым сердцем Австралии.

4.В сухой период озеро пересыхает и делиться

 на небольшие водоёмы.

5.Судоходство на реках затруднено.

5.Вследствие резкого колебания уровня воды.

6.Лишь 13 территории получает достаточное  количество осадков.

6.Так как, большая часть расположена

в тропическом поясе, преобладает

тропический сухой климат.

Ученики: Внутренние воды зависят отрельефа и климата.

Конкурс «Биологов»

Задание: Провести группировку растений иживотных  по природным зонам.

                                        ( уч-сяработают у доски)

           А Ф Р И К А                                                  Ю Ж Н А Я   А М Е Р И К А

1.Баобаб                     6.Газель                1.Бальзовое дерево      6.Ковыль

2.Финиковая пальма 7.Страус               2.Страус  Нанду              7.Колибри

3.Зонтичная акация   8.Лианы                3.Пампасова трава        8.Гевея

4.Вельвичия                 9.Банан                 4.Дикое просо                 9.Дикие ламы

5.Масличная пальма                                  5.Орхидеи

Одновременно все участники выполняютзадание в тетрадях.

Задание: Составить причинно-следственнуюцепочку из следующих утверждений:

1.Авсралия продает на экспорт  баранину ишерсть.

2.Автралию почти посередине пересекаетюжный тропик.

3.В Австралии велика площадь саванн,пустынь и полупустынь.

4.Австралия достаточно жаркий и сухойматерик.

5.Ведущее место в сельском хозяйствеАвстралийского Союза занимает

     овцеводство.      ОТВЕТ:2-4-3-5-1.

Учитель: А теперь внимание! Загадка!

Бывало в сказках: старый столбвещал богатырям:

Пойдёшь направо – конь падёт,налево — сгинешь сам.

А прямо – ждёт тебя успех, на всёмтвоём пути.

А  что поможет  вам теперь путьправильный найти?

Расскажет, что и почему, и где впути нас ждёт,

Как только дружный наш отрядотправится в поход). (карта)

Учитель: Поэтому, следующий нашконкурс: картографов «Пятый лишний».

Правило: называется 5географических названий, 4 расположены на одном

материке. Ученик должен назвать«лишнее», сказать, что это и где находится.

(Одновременно у доски готовятсяспециалисты – международники).

Конкурс «Международников»

Задание: Найти 4-х и 5-ти-значное число, включающее, соответствующий материк, государство и столицу.

Государство                     Столица                         Материк

1.     Аргентина                        6.Алжир                     11.Ю.Америка

2.     Ливия                                 7.Канберра              12.Африка

3.     Алжир                                8.Богота                    13.Австралия

4.     АвстралийскийСоюз      9.Триполи                 14.Ю.Америка

5.     Колумбия                         10.Буэнос-Айрес      15.Африка

1.     Ответ:11011, 2912, 3615,4713,5814.

 

Государство                        Столица                      Материк

1.     Бразилия          6. Аддис – Абеба          11.Африка

2.     Перу                   7.Бразилио                    12.Ю.Америка

3.     Эфиопия            8.Сантьяго                     13.Африка

4.     Египет                 9.Лима                           14.Ю.Америка

5.     Чили                   10Каир                            15.Ю.Америка

 

Ответ: 1712, 2914,41011,5815.

                              Конкурс«Путешественников».

Задание: Указатьисследователей, названных  материков.

А –Африка                          В — Антарктида

Б –Австралия                     Г – Ю.Америка

1.Х.Колумб                   2.Р.Скотт                      3.Ф.Беллинсгаузен

4.В.Юнкер                     5.А.Тасман                  6.Л.Левингстон

7.А.Веспуччи                 8.Д.Кук                         9.М.Лазарев

10.Магеллан                11.А.Амудсен             12.Васко Да Гама

         Ответы :А – 4, 6, 12.    Б – 5, 8.    В – 2, 3, 9, 11.     Г – 1,7,10.

4. Подведениеитогов урока.

5. Рефлексия учебной деятельности.

6.Домашнее задание.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет