МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОЩИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
СМОЛЕНСКОГО РАЙОНАСМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Урокповторения и систематизации знаний по теме: «Природа южных материков»
учитель географии : Барнева Н.П.
Урокповторения и систематизации знаний по теме: «Природа южных материков»
Цели и задачи урока:
Образовательные:
1. Выявитьобщие черты в природе изученных материков, установить причины сходства иразличия в их природе.
2. Подвестиучащихся к выводам от общности строения рельефа и истории его формирования.
3.
4. Обобщитьи систематизировать знания учащихся о крупных природных комплексах Южногополушария.
Развивающие:
1. Продолжатьразвивать теоретические мышления, умение раскрывать необходимые связи и причиныв изучаемом материале, формирование приемов умственной деятельности, а такжевнимание и память.
Воспитательные:
1. Воспитыватьлюбознательность, чувство взаимопомощи, интерес к учению.
2. Формирование культуры общения при работев группах.
Основные этапы урока:
1. Организационныймомент.
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
3. Сообщениетемы урока, целеполагание и мотивация.
4. Актуализациязнаний, умений.
5. Обобщениеи закрепление знаний (выполнение обучающимися устных и письменных заданийобобщающего и систематизирующего характера поэтапно, с проверкой после каждогозадания).
6. Формулированиевыводов по изученному материалу.
7. Подведениеитогов урока.
8. Рефлексияучебной деятельности.
9. Домашнеезадание.
Планируемые результаты (всоответствии с ФГОС):
Метапредметные результаты: совершенствование умений работать с разнымиисточниками информации — тематическими картами, картосхемами; умений сравнивать,сопоставлять, анализировать информацию по южным материкам;
выделение главного или существенных признаков при характеристикематериков;
умение высказывать свои суждения,подтверждая их фактами;
работать с источниками информации,особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
сравнивать, устанавливатьпричинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные результаты объяснять: особенности ФГП и компонентов природы материков;определять: основные черты природы материков, влияние рельефа наувлажненность территории; типы климатов, следствия выдающихсягеографических открытий и путешествий, определять: географическиеобъекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектови явлений; местоположение отдельных территорий по их существеннымпризнакам.
Регулятивные УУД:
· планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
· свободно пользоваться выработанными критериями оценки исамооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способыдействий;
· в ходе путешествия давать оценку результатам своей работы;
· самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха инаходить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные УУД:
· анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
· строить логическое рассуждение, включающее установлениепричинно-следственных связей;
· преобразовывать информацию из одного вида в другой путемсопоставления карт.
Коммуникативные УУД:
· отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая ихфактами;
· учиться критично относиться к своему мнению, с достоинствомпризнавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
· понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точкузрения), доказательство (аргументы), факты.
Личностные УУД:
· готовностьследовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и деятельности;
· осознаниецелостности природы материков;
· эмоционально-ценностноеотношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рациональногоиспользования;
Педагогические технологии: сотрудничества;информационные;технологии развивающего обучения; игровые технологии; технологияколлективного обучения.
Тип урока: урок контроля,коррекции и оценки знаний.
Форма: индивидуальная,групповая, фронтальная.
Методы:проблемно-поисковый, самоконтроля и взаимоконтроля, практические. практические,наглядный, частично-поисковый, самоконтроля
и взаимоконтроля, мотивирования,оценивания, рефлексивный.
Оборудование: Физическая карта полушарий, компьютер, проектор,раздаточный материал, карточки, сигнальные карточки: красного цвета-«5»,зеленого цвета-«4», желтого цвета-«3», презентация, картины природы материков;портреты путешественников, рисунки учащихся; выставка сообщений учащихся «Этоинтересно»…
Ходурока:
1.Организационный момент
2.Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности
Ребята! Сегодня у нас урок повторения потеме «Материки Южного полушария»
Учитель:О каких материках мы будем вести с вами сегодня разговор?
Ученик: Африка, Австралия, Ю.Америка, Антарктида.
Учитель: Мы знаем, что каждый материк –это уникальный природный комплекс, состоящий из взаимосвязанных природныхкомпонентов. Особенности каждого компонента (либо рельефа, климата) объясняютсярядом причин. Что из причины вытекает следствие, которое в свою очередьстановится причиной нового явления природы. Поэтому основной задачей нашегоурока является: закрепить причинно-следственные связи между
компонентами природы.
3.Актуализация знаний, умений и фиксация индивидуальногозатруднения в пробном действии
Для описания компонентов природы мыпользовались основным источников знаний это картой. Поэтому следующей задачейнашего урока является: закрепить умения работать с картами различногосодержания. В целом мы должны закрепить и обобщить знания о материках южногополушария.
Учитель: С какого вопроса начинаемизучение материка?
Ученики: Изучение материка начинаем сгеографического положения.
Учитель: Почему?
Ученики: Так как географическое положение– это по существу адрес материка и оно влияет на природу и климат каждогоматерика.
Учитель: Дать физико-географическоеположение Южной Америки (ученик работает у доски). Рецензия на ответ.
Задание для класса: Используя физическуюкарту мира, определить общие черты в географическом положении южных материков(берём 3 материка-
Африка, Австралия, Ю.Америка.)
Общие черты в географическом положенииюжных материков.
Ученик: 1) Все три материка располагаютсявдоль экватора. Это значит, что
там преобладают высокие температуры на большейчасти территории весь год.
2) Все материки находятся в жаркомтепловом поясе, следовательно, климат
на большей части — жаркий.
3) Все материки находятся в климатическихпоясах : тропическом, субтро- пическом, субэкваториальном .
4) Все пересекаются тропиками.
Вывод: Климат всех трёх материков жаркий.
Учитель: Ребята! 1) Что значит, что экваторпересекает Африку почти посередине? (климатические пояса за исключениемэкваториального повторяются дважды).
2) Что значит, что Австралия находится вюжном полушарии? (все времена
года наоборот: в декабре — лето, в июне -зима.)
3) Что значит, что экватор пересекаетЮжную Америку в северной
части? (климатические пояса за исключениемсубэкваториального сменяют
друг друга только в одном направлении — кюгу от экватора).
4) Что значит, что Антарктидарасполагается в пределах Южного
полярного круга? (самый холодный материкЗемли).
Вывод: Географическое положение влияет наприроду материков.
Учитель: Следующий компонент природы –рельеф. Он оказывает сущест-
венное влияние на образование, развитиевсех компонентов природы.
Учитель: В рельефе изученных материковмного общего.
Задание: 1. Используя физическую карту, определитьчерты сходства в
рельефе южных материков. (Одновременно ученику доски выполняет
задание по таблице).
2. Раскрыть причинно-следственные связимежду современными формами рельефа и строением земной коры (работа у доски стаблицей)
Особенности (следствие) |
Причина (предполагаемый ответ) |
1.В Африке имеются вулканические, молодые складчатые горы. |
1.Граница Африканской платформы на северо-востоке совпадает с границами литосферных плит, поэтому происходят частые землетрясения и вулканизм. Области кайнозойской складчатости.
|
2.На западе Ю.Америки протянулась длинная горная система на суше. |
2.Это результат взаимодействия двух литосферных плит (океанической и континентальной). |
3.В Австралии нет действующих вулканов и землетрясений. |
3.Границы древних платформ находятся далеко от границ литосферных плит. Отсутствуют области кайнозойской складчатости. |
4.Горообразование в Африке продолжается. |
4.Так как вулканизм и землетрясение происходят и в настоящее время. |
5.На северо — западе Африки имеются молодые горы Атлас. |
5.Так как на северо-западе расположена область новой кайнозойской складчатости. |
6.В Андах часто происходят землетрясения. |
6.г.Анды являются частью Тихоокеанского Огненного кольца. |
Черты сходства в рельефе южных материков:
1.В рельефе всех материков выделяются двеформы рельефа — равнины и горы.
2.Большую часть континентов занимаютравнины (показывают).
3.Горы занимают меньшую часть и находятсяна окраинах материков
(показывают, приводят примеры).
Учитель: Как можно объяснить общиеособенности рельефа материков?
Ученики: Можно объяснить , используякарту «Строение земной коры».
1.Все южные материки в прошлом входили всостав древнего материка –
Гондваны.
2.В основании всех материков лежат древнейшиеплатформы.
3.Складчатые пояса занимают меньшую площадь,и они находятся на окраинах материков.
Вывод: Современный рельеф зависит отистории развития земной коры.
Учитель: Ребята! А каковы черты различия врельефе материков?
Ученики: 1.В Африке преобладают высокиеплоскогорья, особенно на востоке материка (высотой от1000 до 2000 метров),низменностей мало.
2.В Австралии плоскогорья более низкие от500 до 1000 м, а низменности
занимают почти одну треть материка.
3.В Южной Америке две трети низменностей,плоскогорий меньше.
Вывод: Общие черты и различия в рельефеюжных материков объясняются строением земной коры и рельефом их формирования.
Учитель : Следующий компонент природы -климат, который определяет основные особенности материков. Без знания климатанельзя понять своеобразие географии материков.
Работа в группах
Задание: Используя климатические карты,доказать:
1 группа: Что Африка – самый жаркий материкземли.
2 группа: Что Австралия — самый сухойматерик земли.
3 группа: Что Ю.Америка — самый влажныйматерик земли.
Ученики: 1 группа
1) Большая часть Африки расположена междутропиками (в жарком тепловом поясе). Солнце в течение всего года междутропиками стоит высоко над горизонтом и два раза в год в любой точке бывает взените.
2) Средние месячные температуры на большейчасти составляют +20
до +24 и среднемесячная температура неопускается ниже +8.
3) Именно в Африке отмечена самая высокаятемпература на Земле- +58 в районе Триполи.
4) В Африке нет холодных зим. Зима и летона большей части территории отличается условиями увлажнения.
Ученики: 2 группа
1) Южный тропик почти посерединепересекает Австралию,
а это значит, что на большей частиматерика преобладает пояс высокого
давления, в котором господствуютнисходящие токи воздуха, а значит, мало
осадков.
2) На значительной части материка осадковвыпадает всего от 250
до 500мм в год, в центральной части -менее 250мм.
3) Почти половину материка занимает зонатропических пустынь.
4) Очень мало рек, да и те почти всепересыхающие.
Ученики: 3 группа
1) На большей части Ю.Америки осадковвыпадает примерно от 500 до 1500мм.
2) В экваториальных широтах осадков –от2000
до 3000 мм в год.
3)На материке находится самое влажноеместо на Земле,
более3000мм в год. (Южная часть Чили изападная Колумбия).
Учитель: Как можно объяснить особенностиклимата каждого из материков?
Ученики: На формирование климата любогоматерика влияют климатообразующие факторы, а именно: географическая широта, воздушныетечения и подстилающая поверхность.
Учитель: И так, ребята! Подведём итогпервой части нашего урока.
Особенности компонентов природыобъясняются рядом причин, а именно:
географическим положением, строениемземной коры, климатообра-
зующими факторами и т.д.
Учитель: Следующий этап урока – игра – соревнование
Нашими штурманами станут команды -участницы: команда «Орхидея» и
команда «Колибри».
Прежде чем отправиться в путь, мы должныпринять Устав игры:
1.За каждый полный и верный ответ командаполучает один балл, если от-
вет не полный – полбалла.
2.За нарушение дисциплины, подсказки баллыснимаются.
3.Команду – победительницу ждёт сладкийприз!
И так, в путь!
Первый конкурс- конкурскапитанов. Проверим, способны ли они вести свои команды в путешествие.
Конкурс называется «Держу пари». Иодновременно конкурс « Гидрологов»
(готовятся у доски по схеме).
Вопросыкапитану команды «Орхидея»:
1. Держу пари, что название вашей команды»Орхидея» связано с самым вы-
соким растением в Южной Америке и наЗемле. (Нет, это растение не самое высокое на земле. Оно самое красивое. Цветкиорхидей по форме и окраске не имеют себе равных).
2. Держу пари, что срезанные ипоставленные в воду орхидеи быстро увяда-ют и что нектар этих цветков легкодоступен многим насекомым. (Нет, срезанные и поставленные в воду орхидеи неувядают до трёх месяцев
и нектар у орхидей глубоко спрятан внутричашечки, поэтому основными
опылителями являются колибри.)
3.Держу пари, что найти и сорвать орхидею -нелёгкое депо. (Да, эти цветы
поселяются в самой чаще тропических лесов,на самых верхушках деревьев,
где, охотников за цветами подстерегаютядовитые змеи и насекомые).
Вопросыкапитану команды «Колибри»:
1.Держу пари, что колибри, чьё имя носитваша команда, превосходные ле-
туны. (Да, действительно эта птичка можетдолго летать 10-12час. без оста-
новки, полёт очень быстрый, до 100км/час.Крыльями машет как насекомое-
до 50 взмахов в сек, а у более мелкихвидов — и до100, и как насекомое, может долго висеть в воздухе и мгновенноможет менять направление
полёта.
2.Держу пари, что колибри размером чутьбольше пчёлки и что это единственная птица на земле, которая летает хвостомвперёд. (Да, действи-
тельно, колибри очень маленькая птичка,весит 2-3гр, и летает хвостом вперёд).
3.Держу пари, что колибри мало поглощаетпищи (нектара и насекомых).
(Нет, колибри принадлежит к числу самыхненасытных птиц, поскольку она
тратит много энергии при полёте.Подсчитано, что масса поглощаемой ею
пищи — нектара и насекомых в 2,5 разапревосходит массу тела.
Конкурс«Гидрологов»
Задание: Раскрыть причинно-следственныесвязи между внутренними вода-ми, рельефом и климатом.
Гидрологкоманды «Орхидея»
Особенности (следствие) |
Причина (определить) предполагаемый ответ |
1.Речная сеть Ю.Америки хорошо развита |
1.Зависит от климата (большое кол-во осадков, обусловливает многоводность рек)2.Зависит от рельефа(обширные равнины способствуют развитию речных систем). |
2.Площадь бассейна А.океана больше площади бассейна Т.океана. |
2.Зависит от рельефа ( к побережью Т.океана очень близко подходят г.Анды). |
3.Амазонка — самая полноводная река на Земле. |
3. Расположена в экваториальном поясе. Правые и левые притоки реки расположены в разных полушариях (подъём воды бывает в разное время года). |
4.Реки Ю.Америки образуют пороги и водопады.
|
4.Зависит от рельефа. На материке есть горные и возвышенные участки. |
5.На реках Ориноко и Парана уровень воды меняется по сезонам. |
5.Это зависит от климата. Реки протекают в субэкваториальном поясе, где воздушные массы меняются по сезонам. Летом приходит Э.в.масса –реки разливаются, Зимой — тропическая масса, реки мелеют |
6.Питание у многих рек дождевое. |
6.Так как осадки в основном, выпадают в виде дождя. |
Гидролог команды«Колибри».
Особенности (следствие) |
Причина (определить) предполагаемый ответ |
1.В Австралии мало рек и озёр. |
1.Зависит от климата. Здесь мало выпадает осадков. |
2.Некоторые реки на карте обозначены пунктиром. |
2.Это пересыхающие реки. |
3.На востоке реки полноводны в течение года. |
3.Влияние рельефа. Большой Водораздельный хребет задерживает воздушные массы, идущие с Т.океана. |
4.« Эйр» — называют мёртвым сердцем Австралии. |
4.В сухой период озеро пересыхает и делиться на небольшие водоёмы. |
5.Судоходство на реках затруднено. |
5.Вследствие резкого колебания уровня воды. |
6.Лишь 13 территории получает достаточное количество осадков. |
6.Так как, большая часть расположена в тропическом поясе, преобладает тропический сухой климат. |
Ученики: Внутренние воды зависят отрельефа и климата.
Конкурс «Биологов»
Задание: Провести группировку растений иживотных по природным зонам.
( уч-сяработают у доски)
А Ф Р И К А Ю Ж Н А Я А М Е Р И К А
1.Баобаб 6.Газель 1.Бальзовое дерево 6.Ковыль
2.Финиковая пальма 7.Страус 2.Страус Нанду 7.Колибри
3.Зонтичная акация 8.Лианы 3.Пампасова трава 8.Гевея
4.Вельвичия 9.Банан 4.Дикое просо 9.Дикие ламы
5.Масличная пальма 5.Орхидеи
Одновременно все участники выполняютзадание в тетрадях.
Задание: Составить причинно-следственнуюцепочку из следующих утверждений:
1.Авсралия продает на экспорт баранину ишерсть.
2.Автралию почти посередине пересекаетюжный тропик.
3.В Австралии велика площадь саванн,пустынь и полупустынь.
4.Австралия достаточно жаркий и сухойматерик.
5.Ведущее место в сельском хозяйствеАвстралийского Союза занимает
овцеводство. ОТВЕТ:2-4-3-5-1.
Учитель: А теперь внимание! Загадка!
Бывало в сказках: старый столбвещал богатырям:
Пойдёшь направо – конь падёт,налево — сгинешь сам.
А прямо – ждёт тебя успех, на всёмтвоём пути.
А что поможет вам теперь путьправильный найти?
Расскажет, что и почему, и где впути нас ждёт,
Как только дружный наш отрядотправится в поход). (карта)
Учитель: Поэтому, следующий нашконкурс: картографов «Пятый лишний».
Правило: называется 5географических названий, 4 расположены на одном
материке. Ученик должен назвать«лишнее», сказать, что это и где находится.
(Одновременно у доски готовятсяспециалисты – международники).
Конкурс «Международников»
Задание: Найти 4-х и 5-ти-значное число, включающее, соответствующий материк, государство и столицу.
Государство Столица Материк
1. Аргентина 6.Алжир 11.Ю.Америка
2. Ливия 7.Канберра 12.Африка
3. Алжир 8.Богота 13.Австралия
4. АвстралийскийСоюз 9.Триполи 14.Ю.Америка
5. Колумбия 10.Буэнос-Айрес 15.Африка
1. Ответ:11011, 2912, 3615,4713,5814.
Государство Столица Материк
1. Бразилия 6. Аддис – Абеба 11.Африка
2. Перу 7.Бразилио 12.Ю.Америка
3. Эфиопия 8.Сантьяго 13.Африка
4. Египет 9.Лима 14.Ю.Америка
5. Чили 10Каир 15.Ю.Америка
Ответ: 1712, 2914,41011,5815.
Конкурс«Путешественников».
Задание: Указатьисследователей, названных материков.
А –Африка В — Антарктида
Б –Австралия Г – Ю.Америка
1.Х.Колумб 2.Р.Скотт 3.Ф.Беллинсгаузен
4.В.Юнкер 5.А.Тасман 6.Л.Левингстон
7.А.Веспуччи 8.Д.Кук 9.М.Лазарев
10.Магеллан 11.А.Амудсен 12.Васко Да Гама
Ответы :А – 4, 6, 12. Б – 5, 8. В – 2, 3, 9, 11. Г – 1,7,10.
4. Подведениеитогов урока.
5. Рефлексия учебной деятельности.
6.Домашнее задание.