Тема: Выбор параметров (атрибутов) символа.
Цели: дать понятие атрибутов символов, учитьвыбирать параметры шрифта при работе с текстом, закреплять умения работать втекстовом редакторе, развивать наблюдательность, внимательность при работе сПК.
I. Сообщениетемы и цели.
II. Повторениеопорных знаний (актуализация субъективного опыта учащихся)
Мозговой штурм
1. Что такое текстовый редактор (ТР)?
2. Назвать ТР от простого к сложному.
3. MOW – это…? Его назначение.
4. Плюсы ТР и его основные понятия.
5. Что такое «Форматирование»?
6. Что такое «Редактирование»?
7. Структурные элементы текста – это…?
8. К какойкатегории действий (Ф или Р) относятся:
— выравниваниетекста – это…
— изменение именифайла — это…
— добавление иудаление строк и столбцов — это…
— выбор шрифта – это…
9. Что такое команда?
10. Чем редактированиеотличается от форматирования?
III. Изложениенового материала.
а) Итак, простейшимэлементом текста является …? (символ)
— Как вы думаете,что можно изменить у символа?
Обобщениеответов.
б) Работа сэлектронным документом за ПК — прочитать конспект, ответить на вопросы, иосновные понятия и термины записать в тетрадь.
Конспект дляучащихся.
Среди основных атрибутов символов можновыделить: 1) шрифт (гарнитура), 2) кегль, 3) начертание.
1. Шрифт – это полный набор символов определенногоначертания, включая прописные и строчные буквы, знаки препинания, специальныесимволы, цифры и знаки арифметических действий.
Шрифты делят на 2основные группы: шрифты с засечками и рубленые.
Иногда выделяютотдельную категорию шрифтов – шрифты свободного стиля, к ним относят –декоративные, рукописные, рекламные шрифты.
Считается, шрифты сзасечками легче воспринимаются глазом, поэтому большинство издательствпредпочитают использовать именно их. Рубленые шрифты используют для заголовков,выделений в тексте, подписей к рисункам.
2. Размер шрифта или кегль.
Единицей измеренияшрифта является пункт. В основу измерения типографских шрифтов положены системаДидо, в которой пункт равен 0,376мм, и англо-американская система (или системаПики), в которой пункт равен -0,353мм. В Российской системе набора пункт равен0, 376 мм.
Кегль – этовеличина площадки, на которой размещается символ (буква) с учетом свисающихнадстрочных и подстрочных элементов.
3. Начертание.
Для изображениясимволов кроме нормального (обычного) начертания применяют полужирное курсивноеи подчеркнутое начертание.
Для измененияустановок атрибутов символов, выбирают команду Формат – Шрифт или ЛКМ, после чегопоявляется диалоговое окно «Шрифт», где на вкладке Шрифт можно выбрать шрифт,размер, начертание, цвет символов и некоторые эффекты, на вкладке Интервалможно изменить интервал между символами или задать смещение символов (выше илиниже относительно строки).
Чтобы изменитьформатирование символов уже набранных символов, необходимо их выделить и толькозатем применить команду Шрифт. В этом случае изменения коснутся выделенныхсимволов. Можно выделить как отдельный символ, так целый текстовый блок, слово,строку, несколько строк.
IV. Рефлексияпервичных сведений
Вопросы:
- Перечислить основные атрибуты символов.
- Назвать 2 основные группы шрифтов.
- Где и для чего используется та или иная группа шрифтов?
- Что такое кегль?
- В чем измеряется шрифт?
- Назвать основные виды начертаний.
- Как изменить установку атрибутов символов?
V. Практическоезакрепление первичного опыта учащихся.
Практическоезадание:
Напечататьтекст из 3 абзацев в каждом не менее 3 предложений.
1. Измените первые предложения на 18 размер, пользуясь правилами выделенияпредложения (3 способа — см. Приложение).
2. В 1-м абзаце выбрать 3-4 слова и выделить их большим размером и разнымцветом.
3. Во 2-м абзаце выбрать 2-3 группы слов и выделить их разным цветом,шрифтом и начертанием.
4. В третьем абзаце выберите 3-4 слова и изобразите каждую букву словапо-разному, используя все атрибуты.
VI. Итогурока.
-что узнали на уроке?
-Чему научились?
Анализработы группы и каждого ученика на уроке.
VII. Домашнеезадание
Читатьконспект, учить новые термины, знать правила форматирования символов.
Приложение
Выделение объектов текста в программе Word.
I. Выделение абзаца(существует несколько способов, рассмотрим 3).
1-й способ:
a. Установить текстовый курсор перед первой буквойабзаца.
b. Поместите указатель мыши после последнего знакаабзаца.
c. На клавиатуре нажмите на клавишу Shift и, не отпуская ее, щелкните левой клавишей мыши
2-йспособ:
a. Установите указатель мыши напротив нужного абзацана левое поле так, чтобы он превратился в стрелку, направленную вправо ( натекст).
b. Дважды щелкните ЛКМ.
3-й способ:
a. Установить текстовый курсор в любое место внутри абзаца.
b. Трижды щелкните ЛКМ.
II. Выделение группы слов.
1-й способ:
a. Установить текстовый курсор перед первой буквой первого слова.
b. Поместите указатель мыши после последнего знака абзаца.
c. На клавиатуре нажмите на клавишу Shift и, неотпуская ее, щелкните левой клавишей мыши (ЛКМ).
2-й способ:
a. Установить текстовый курсор перед первой буквойпервого слова.
b. Нажмите на ЛКМ и, не отпуская ее, переместитеуказатель на последнее слово.
c. Отпустите ЛКМ.
III. Выделение предложения.
1-й способ:
a. Установить текстовый курсор перед первой буквойпредложения.
b. Поместите указатель мыши после последнего знакаабзаца.
c. На клавиатуре нажмите на клавишу Shift и, не отпуская ее, щелкните левой клавишей мыши (ЛКМ).
2-й способ:
a. Установить текстовый курсор перед первой буквойпредложения.
b. Нажмите на ЛКМ и, не отпуская ее, переместитеуказатель на последнее слово.
c. Отпустите ЛКМ.
3-й способ:
a. Установить текстовый курсор в любое место внутрипредложения.
b. На клавиатуре нажмите на клавишу Ctrl и, не отпуская ее, щелкните ЛКМ.
IV. Выделение всего текста.
a. Установите указатель мыши на левое поле так, чтобыон превратился в стрелку, направленную вправо ( на текст).
b. Трижды щелкните ЛКМ.
V. Выделение слова целиком.
a. Установить текстовый курсор в любое место внутрислова
b. Дважды щелкните ЛКМ.
VI. Выделение буквы
a. Установить текстовый курсор перед буквой, которую нужно выделить.
b. На клавиатуре нажмите наклавишу Shift и, не отпуская ее, на клавишу перемещениякурсора вправо ( )