Пояснительнаязаписка
Рабочаяпрограмма по окружающему миру для дошкольников разработанана основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей кшколе», авторской программы А.А. Плешакова «Зеленая тропинка», утверждённой МОРФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственногообразовательного стандарта начального образования.
Дляреализации программного содержания используются:
•А.А. Плешаков «Зеленая тропинка»: Учебное пособие для подготовки детей к школе.- М.: Просвещение, 2014.
• Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». — М.:Просвещение, 2013
Общая характеристика учебного предмета
Задачи и цели курса
Программа«Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у нихзаинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курспредставляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекциинакопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческихпредставлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщенияребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуякоторым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками.Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей назанятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющихестественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарныхсведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточноцелостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом дляразвертывания соответствующего учебного курса в начальной школе
Целькурса:
· знакомствос целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта;
· знакомствос родным краем.
Задачи:
· формированиеу детей обобщенных представлений на основе выделения характерных и существенныхпризнаков природных объектов;
· формированиеосознанно правильного отношения к природе;
· воспитанияу дошкольников основ экологического сознания, ценностных ориентаций в поведениии деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальнойи природной среде, здоровью (собственному и окружающих людей),
· следованиеэкологическим правилам в доступных для ребенка формах: культурно вести себя вприроде: не загрязнять места отдыха, бережно относиться к цветущим растениям,кустам, животным.
· Формированиеэлементарных понятий: «трава», «кустарники», «деревья», «растения»,«насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения».
· обогащаютсяи уточняются знания ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальномокружении; формируются этические нормы и правила поведения в обществе.
Местопредмета в Учебном плане МБОУ Арбатской средней школы
.Учебный план МБОУ Арбатской средней школы предусматривает обязательное изучениепредмета в объёме 64 часа в год, 2 часа неделю. Я оставляю за собой право втечение учебного года корректировать рабочую программу
- В связи с непредвиденными обстоятельствами:
· карантин,
· низкиетемпературы,
Содержаниеучебного предмета
1.Подготовкак путешествию.
· Семья(повторение).Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь в семье. Прием гостей. Приготовлениепраздничного стола. Правила хорошего тона. Угощение. Вредные и ядовитыевещества в нашем доме. Огонь – друг, огонь – враг. Как спасаться от огня. Нашипомощники – службы помощи.
· Поликлиника. Врач ибольной. Поведение в гардеробе. Регистратура. Профессии врачей (глазной;ухо-горло-нос; кожник; терапевт; рентгенолог; стоматолог; хирург). Строениетела человека. Физкультура, спорт и здоровье. Закаливание организма. Есликто-то заболел.
· Магазин. Продавеци покупатель. Правила поведения в магазине. Разнообразие магазинов. Покупкатоваров для путешествия.
· Библиотека.Библиотекарь и читатель. Правила поведения в библиотеке. Книги – нашипомощники. Путешествие с помощью книг.
· Почта. Работникипочты. Правила поведения на почте. Адрес. Как написать письмо и телеграмму.Газеты и журналы, их доставка.
· Знакомствосо своим районом. Экскурсия по району: улицы, дворы, здания, бульвары ипарки. Правила поведения на улице.
· Осень– время года.Признаки зимы. Подготовка растений и животных к зиме. Оседлые и перелетныептицы.
· Транспорт. Выборсредств передвижения. Водный, наземный и воздушный транспорт. Автомобильный ижелезнодорожный транспорт. Сказочный транспорт. Правила поведения в транспорте.
2.Путешествие на север.
· Северныйполюс.Полярная ночь. Холод, лед. Животный мир ледовой пустыни (медведи, тюлени).Сравнение погоды северных и наших широт. Календарь погоды.
· Тундра. Погода втундре. Вечная мерзлота. Растительный и животный мир. Жители тундры. Труд, быт,народные промыслы.
3.Путешествие в леса.
· Тайга.Погодав тайге. Растительный и животный мир. Дары тайги (орехи, грибы). Тайга – нашебогатство.
· Смешанныйи лиственный лес. Погода. Растительный и животный мир. Дары леса. Лес –наше богатство.
· Зима– время года. Признаки зимы. Звери и птицы зимой.
4.Наканикулы – в Москву.
· Москва– столица России. Герб и флаг России. История Москвы. Исторические названияулиц и площадей. Принципы градостроительства Москвы.
· Прогулкипо Москве. Кремль.Большой театр. Достопримечательности столицы.
5.В гости – к мастерам.
· Народныепромыслы лесной зоны. Городецкая роспись.
· ЗолотаяХохлома.
· Вгости к дымковским мастерам. Глиняная игрушка.
· Историярусского костюма. Как одевались раньше и одеваются теперь.
· Поездкав Филимоново. Сравнение дымковской и филимоновской игрушки.
· Ярмарка.Одежда, игрушки, утварь.
6.Путешествие на юг.
· Степи. Погода.Растительный и животный мир. Весна в степи. Труд людей в степных районах. Степь– житница страны. Как родится хлеб.
7.Возвращаемся домой.
· Рассказо путешествии по стране (обобщающее занятие).
8.Путешествие в дальние страны.
· Африка.Пустыня.Тропический лес. Погода в Африке. Растения и животные Африки. Жители Африки иих быт. Заморские кушанья.
· Америка.Индейцы– коренные жители Америки. Родина картофеля, томатов, кукурузы.
· Австралия.Удивительные животные Австралии (кенгуру, коала, утконос, ехидна).
· Антарктида. Лед.Погода. Животный мир Антарктиды (пингвины).
· Зоопарк. Обитателиразных стран в зоопарке.
Врезультате работы дети знают:
· элементарныеправила поведения в городе и природе;
· оправилах личной безопасности;
· ослужбах помощи;
· свойадрес, название страны, города;
· родственныеотношения;
· осезонных изменениях в природе;
· обусловиях, необходимых для роста растений;
· основныетрудовые действия библиотекаря, почтальона, пожарника и т.д.;
· зимующихптиц.
Детиимеют представление:
· оправилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, вполиклинике, в театре, на транспорте, во время путешествия);
· остроении своего тела;
· опогоде в разных частях света в разное время года;
· орастительном и животном мире разных частей света;
· обобразе жизни людей в других странах;
· онародных промыслах;
· отрех состояниях вещества на примере воды;
· оживотных, растениях (обобщенное представление);
· осезонных явлениях (обобщенное представление).
Детимогут:
· устанавливатьпростейшие причинно-следственные связи;
· различатьи называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам;
· пользоватьсякалендарем погоды;
· ухаживатьвместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения;
· соблюдатьосторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.
Тематическоепланирование по окружающему миру для дошкольников по пособию «Зеленая тропинка»,А. А. Плешаков
2 занятия в неделю, 64 занятия в год.
№ занятия |
Тема занятия |
Часы |
Дата |
Дата |
||
1 полугодие 30 ч |
||||||
1-2 |
Приглашение к путешествию. Семья |
2 |
3.09 6.09 |
|
||
3-4 |
Правила хорошего тона. |
2 |
10.09 13.09 |
|
||
5 |
Если хочешь быть здоров. |
1 |
17.09 |
|
||
6 |
Если хочешь быть здоров. |
1 |
20.09 |
|
||
7 |
Магазин. Продавец и покупатель. |
1 |
24.09 |
|
||
8 |
Покупка товаров для путешествия. |
1 |
27.09 |
|
||
9,10 |
Библиотека и читатель |
2 |
1.10 4.10 |
|
||
11,12 |
Работники почты. Газеты, журналы, их доставка. |
2 |
8.10 11.10 |
|
||
13 |
Помощники в путешествии: глобус и карта. |
1 |
15.10 |
|
||
14.15 |
Экскурсия по родному селу. Правила поведения на улице. |
2 |
18.10 22.10 |
|
||
16. |
Осень – время года. Признаки зимы. |
1 |
25.10 |
|
||
17 |
Подготовка растений и животных к зиме. Оседлые и перелетные птицы. |
1 |
29.10 |
|
||
18-19 Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512 |
Выбор средств передвижения. |
2 |
12.11 15.11 |
|
||
20-21 |
Путешествие на Северный полюс. |
2 |
19.11 22.11 |
|
||
22 |
Путешествие в тундру. |
1 |
26.11 |
|
||
23 |
Жители тундры. |
1 |
29.11 |
|
||
24 |
Путешествие в тайгу. |
1 |
3.12 |
|
||
25 |
Путешествие в смешанный лес. |
1 |
6.12 |
|
||
26 |
«Идёт волшебница зима…» |
1 |
10.12 |
|
||
27 |
На каникулы в Москву. |
1 |
13.12 |
|
||
28 |
Театры и музеи. |
1 |
17.12 |
|
||
29 |
«Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса…» |
1 |
20.12 |
|
||
30 |
Улицы Москвы. |
1 |
24.12 |
|
||
|
2 полугодие 34ч |
|||||
31 |
Городецкая роспись. |
1 |
10.01 |
|
||
32 |
Городецкая роспись. |
1 |
14.01 |
|
||
33-34 |
Золотая Хохлома. |
2 |
17.01 21.01 |
|
||
35-36 |
В гости к дымковским мастерам. |
2 |
24.01 28.01 |
|
||
37-38 |
Филимоновская игрушка. |
2 |
31.01 4.02 |
|
||
39-40 |
История русского костюма. |
2 |
7.02 11.02 |
|
||
41-42 |
Ярмарка. |
2 |
14.02 18.02 |
|
||
43-44 |
Весна в степи. |
2 |
28.02 4.03 |
|
||
45-46 |
Как родится хлеб. |
2 |
7.03 11.03 |
|
||
47-48 |
«Широка страна моя родная…» |
2 |
14.03 18.03 |
|
||
49-50 |
Конкурс эрудитов. |
2 |
21.03 25.03 |
|
||
51-52 |
Путешествие в Африку. |
2 |
4.04 8.04 |
|
||
53-54 |
Путешествие в Австралию и Антарктиду. |
2 |
11.04 15.04 |
|
||
55-56 |
Путешествие в Америку. |
2 |
18.04 22.04 |
|
||
57-58 |
Зоопарк. |
2 |
25.04 29.04 |
|
||
59-60 |
Викторина «Что? Где? Когда?» |
2 |
2.05 6.05 |
|
||
61-62 |
Что такое красная книга? |
2 |
13.05 16.05 |
|
||
63 |
Викторина об охране природы. |
1 |
20.05 |
|
||
64 |
Итоговое занятие. Игры на обобщение знаний |
1 |
23.05 |
|
||
|
Итого: |
64 ч |
|
|||
