X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Конспект урока.

Основырационального природопользования

Дляпостроения гармоничных отношений природы и человечества ему необходимопредварительно решить три важнейшие задачи.

Первая состоит в формированиинового типа социального и экологического мышления, которое должно базироватьсяна новых моральных критериях общественного развития, исключающих чи­стоутилитарный подход к природе.

Вторая задача состоит вобеспечении широкой гласности и освещения социально-экологических проблем, сопровождающихразвитие человеческой цивилизации. Скрывая от людей информацию об условиях ихсуществования, например, о степени загрязнения среды обитания, органы власти несмогут рассчитывать на общественность при необходимости решения крупныхвопросов.

Третьей задачей являетсяпостроение такого хозяйственного механизма природопользования, которыйобеспечивал бы наиболее полное согласование индивидуальных, коллективных игосударственных интересов в деле охраны окружающей среды и рациональногоиспользования природных ресурсов.

Рациональноеприродопользование — система деятельности, призваннаяобеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий и наиболееэффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересовразвивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.

То есть, рациональноеприродопользование — высокоэффективное хозяйствование, которое не приводит крезким изменениям природно-ресурсного потенциала и к глубоким переменам вокружающей человека природной среде, в частности сводит до минимума нарушениеестественных круговоротов веществ.

Основныепринципы рационального природопользования— этоизучение, охрана, освоение и преобразование различных типов ресурсов окружающейприродной среды.

Здесь изучение ресурсовозначает учет и оценку, прогноз развития, разработку системы управления ииспользования ресурсов. Охрана ресурсов среды означает поддержание их качеств,благоприятных для ведения хозяйства, а преобразование — их улучшение(мелиорация, рекультивация земель и др.). В понятие о рациональном освоенииприродных ресурсов и условий входит наиболее полное использование достоинствсреды и экономичное по­лучение энергии, сырья.

Следует подчеркнуть, что всовременных условиях экономить сырье и топливо по все большему числу позицийстановится экономически гораздо предпочтительнее, нежели наращивать объемы ихпроизводства. Наглядным примером здесь может служить Япония. В этой странепосле нефтяного кризиса 1973 г. главной задачей правительства стала экономияэнергетических ресурсов. В результате такой политики потребности в энергиивозросли в 1984 г. всего на 7-8% по сравнению с 1973 г., в то время как валовыйнациональный продукт увеличился более чем в 2 раза.

Современное человечество вцелом пока опирается на экстенсивный тип природопользования, при котором ростпроизводства осуществляется за счет возрастающих нагрузок на природныекомплексы, причем эта нагрузка растет заметно быстрее, чем увеличиваетсямасштаб производства. Общая нагрузка на природные системы, обусловленнаяантропогенной деятельностью, стала превышать их потенциал самовосстановления(самоочищения), что во многих случаях затронуло природные системы планетарногоуровня и все важнейшие экологические системы планеты: Мировой океан, атмосферу,почвы, речные системы, леса, животный мир.

Все это определяетнеобходимость перехода к экологически сбалансированному природопользованию,когда общество контролирует все стороны своего развития с тем, чтобы совокупнаяантропогенная нагрузка на природную среду не превышала самовосстановительного потенциалаприродных систем.

На рис. 1.2 приведены формыуправления природопользованием.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

https://www.ok-t.ru/studopediaru/baza3/1017987444625.files/image005.jpg

Рис. 1.2. Формы управленияприродопользованием

Основными причинамиистощения, загрязнения и разрушения природной среды, которые обусловленыантропогенной деятельностью на базе экстенсивного природопользования, являются,по мнению многих ученых, следующие:

1) ограниченностьвозможностей природной среды по переработке, очистке антропогенных отходов.Емкость ее не позволяет перерабатывать все возрастающие количества таких отходов,их накопление привело к глобальному загрязнению;

2) вследствие ограниченноститерритории планеты запасы полезных ископаемых, используемых человеком,постепенно расходуются и перестают существовать. Тем самым человечество создалосебе проблему изыскания альтернативных источников энергии и некоторыхматериалов;

3) в отличие от природного,созданные человеком производства являются отходными. Так, для обеспеченияжизнедеятельности лишь одного человека ежегодно расходуется не менее 20 тприродных ресурсов. Однако из них лишь около 5% идет на выработку чистойпродукции, а остальное — отходы;

4) законы развития экосистеми биосферы в целом, на основе которых можно прогнозировать последствияантропогенной деятельности, человек, к сожалению, постигает в основномпосредством накопления опыта ведения хозяйства, а это фактически метод «проб иошибок».

У человечества, конечно, естьеще возможность заменить наиболее дефицитные ресурсы на имеющие большеераспространение и большие запасы. Но, как правило, при этом понижается качествопродукции. Следовательно, одним из важнейших лимитирующих факторов выживаниячеловека как биологического вида («человека разумного») является ограниченностьи исчерпаемость важнейших для него природных ресурсов. Отсюда вытекает важнейшаязадача современной цивилизации — скорейший переход к контролируемомуиспользованию природных ресурсов и систем с максимально возможным ихсбережением.

Домашнее задание:

1.Изучить тему.

2.Выписать основные определения.

3.Перечислите основные причины истощения, загрязнения иразрушения природной среды.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет