План-конспект урока «Погода и климат», 6класс, география по учебнику Алексеева А.И. и др., Полярная звезда
Место в системе уроков: Урок по теме«Погода и климат» является седьмым в теме «Атмосфера — воздушная оболочкапланеты».
Цель урока:
— сформировать представления о погоде и ее элементах, причинах,влияющих на ее изменение;
— сформировать понятие «климат»;
— дать представление о климатообразующих факторах;
Задачи урока по достижению результатов:
Личностных — формировать нравственные ценности и эстетического отношения кэлементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовнойкультуры, а также умения воспринимать окружающую среду как фактор воздействияна личность человека.
Метапредметных – формироватьумения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умениевести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействоватьс людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.Овладевать элементарными практическими умениями работы с учебником дляисследования.
Предметных: создать условия для развития творческой деятельности школьника иформирования устойчивого интереса к предмету путём привлечения к предметудругих областей знаний с опорой на личный практический опыт каждого ученика. Научитьсявыявлять закономерности влияния компонентов природы на климат Земли,устанавливать причинно-следственные связи. Определять цели обучения в зоне ближайшегоразвития.
Универсальные учебные действия:
— личностные: осознатьнеобходимость изучения окружающего мира.
— регулятивные: принимать иформулировать учебную проблему.
— познавательные:анализировать, сравнивать, классифицировать новый материал.
— коммуникативные:умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Ведущие понятия урока: погода, климат, климатообразующиефакторы.
Оборудование и дидактический материал: учебник, настенные карты, диск-приложение к учебнику, компьютер,проектор, экран, презентация, аудиозапись песни «У природы нет плохой погоды».
Тип урока: изучение новой темы.
Форма работы учащихся: индивидуальная, коллективная работа, работа в парах.
Ведущее системное средство: методы ценностного обмена содержанием учебного материала,диалоговое общение, методы эмоционально личностного стимулирования (поэзия,видеофрагмент), приёмы: кластер, синквейн, игра «Верю-не верю», работа вгруппах, рефлексия учебной деятельности.
Ход урока
1. Организационныймомент включает в себя подготовку учащихся к уроку.
Всем добрый день!
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок!
Сегодня мы продолжим наше путешествие по теме«Атмосфера», но сначала мы выясним готовы ли вы к путешествию.
2. Актуализация знаний.
2а. Учащимся предлагается рассмотретькартинки с изображением явлений природы, назвать эти явления (давление,облачность, влажность, облачность). Ответить на вопросы:
¾ Что такое облака?Как образуются облака? Какие типы облаков вам известны?
¾ Что такоеатмосферные осадки? Какие виды осадков вы знаете?
¾ От чего зависитколичество осадков? Где больше и меньше всего осадков на Земле?
2б.Соединитебуквы и составьте слова. Запишите и дайте определение.
а |
т |
с |
ф |
д |
а |
в |
в |
л |
а |
ж |
н |
в |
м |
о |
е |
р |
а |
л |
е |
н |
и |
е |
о |
е |
т |
е |
р |
о |
с |
а |
д |
к |
и |
ть |
с |
2в. Несколько человек работает за ноутбуком,выполняя индивидуальные задания (тест по теме «Влага в атмосфере (2)», диск-приложениек учебнику).
3. Целеполагание.
Учитель обращает внимание на картинки с явлениями ватмосфере.
— Ребята, как вы думаете, что объединяет такие понятиякак ветер, давление, облачность, осадки?
Предполагаемый ответ: — это составные части погоды.
— Как вы думаете, чему будет посвящена тема нашегоурока?
Предполагаемый ответ: Мы будем изучать погоду
— Сегодня на уроке мы поговорим о Погоде и Климате.(учитель называет тему. Ученики записывают её в свои «Копилки знаний»(рабочие тетради).
-Изучению каких вопросов будет посвящен наш урок?
Вопросы, на которые мы должны ответить входе урока:Что такое погода? От чего зависит погода? Что такое климат? Факторы,влияющие на климат?
4. Объяснение нового материала.
Погода не дает скучать. Переменчивая, непостоянная икапризная погода постоянно подносит сюрпризы, в том числе и неприятные: тозасуха, то ливневые дожди, то оттепель среди зимы, то похолодания позднейвесной.
Песня о погоде из к/ф «Служебный роман»
А что значит – погода?
Работа с учебником: Пользуясь учебником, стр. 146,найдите определение «погода».
Ученики выписывают определение в тетрадь.
ØПогода- состояние тропосферы в данном месте в данное время.
— Из каких элементов состоит погода?
Ученики составляют кластер «Погода»
влажность температура воздуха
ветер атмосферное давление
![]() |
|||
![]() |
облака осадки
14
ВМ
АВМ УВМ ТВМ ЭВМ
![]() |
![]() |
![]() |
|||
-Т0ВР + t0НР +Т0 ВР +Т0НР
— Итак, мы с вами выяснили, почему изменяется погода.А как вы думаете, зачем человеку нужны сведения об изменении погоды? (ответыучеников)
— Кто из вас знает, как ведутся наблюдения за погодой?(ученики работают по учебнику, стр.146, находят ответ на поставленныйвопрос)
Наблюдение запогодой
Гидрометцентр
![]() |
![]() |
Прогноз погоды Синоптические карты
— Погоду также можно предсказывать по поведению животных ирастений. Вам было дано задание — найти как животные и растенияпредсказывают погоду. (сообщения учащихся 2 чел.). Например: ласточки,одуванчики, воробьи, пчелы и т. д.
Одуванчик.Перед ненастьем цветки его закрываются, будто прячутся от дождя. Легкие белыепарашутики одуванчика разлетаются даже от слабого ветра в сухую погоду. Переддождем же ветер никак не может сорвать словно приклеены семена. А все потому,что, чувствуя изменение погоды, растение складывает свой пушистый шарик какзонтик.
Предсказателипогоды среди животных. Давно известна способность пчелпредчувствовать изменение погоды. Когда приближается гроза, они отовсюдуслетаются к пасеке.
Блестящий «прогнозист» — лягушка. Она тонко реагирует на самыемалые изменения в атмосфере. Люди издавна заметили: озерные лягушки взлезают наберег — к дождю.
В народе существует точная примета: ласточки летают высоко — кхорошей погоде, низко — к дождю.
Погода каждый день разная, номы можем дать общую характеристику погоде зимой, весной, осенью и летом.
Прочитайте стихотворения русских писателейо погоде, определите о каком времени года идёт речь.
Природавесной в стихах Спиридона Дмитриевича Дрожжина:
Распустились почки, лес зашевелился,
Яркимилучами весь озолотился.
Наего окраине из травы душистой
Выглянулна солнце ландыш серебристый,
И открылись кротко от весенней ласки
Милойнезабудки голубые глазки.
Природалетом в стихах Фёдора Ивановича Тютчева:
Внебе тают облака,
И,лучистая на зное,
Вискрах катится река,
Словнозеркало стальное…
Часот часу жар сильней,
Теньушла к немым дубровам,
Ис желтеющих полей
Веетзапахом медовым.
Природаосенью в стихах Александра Сергеевича Пушкина:
Унылаяпора! очей очарованье!
Приятнамне твоя прощальная краса —
Люблюя пышное природы увяданье,
Вбагрец и в золото одетые леса,
Вих сенях ветра шум и свежее дыханье,
Имглой волнистою покрыты небеса,
Иредкий солнца луч, и первые морозы,
Иотдаленные седой зимы угрозы.
Природа зимой в стихах Николая Алексеевича Некрасова:
Снежокпорхает, кружится,
Наулице бело.
Ипревратились лужицы
Вхолодное стекло.
Гделетом пели зяблики,
Сегодня- посмотри! —
Какрозовые яблоки,
Наветках снегири.
Снежокизрезан лыжами,
Какмел, скрипуч и сух,
Иловит кошка рыжая
Веселыхбелых мух.
-Проанализируйтеданные дневника наблюдения.
Вывод:погода повторяется из года в год.
— Наблюдая за погодой, люди заметили, что в ее изменениях втечение года существует определенный порядок, или режим. В результате у насскладывается режим погоды, или климат.
-С помощью учебника дайте определение «Климат» (стр.148)
Климат – это многолетний режимпогоды, характерный для данной местности.
— Откакого слова произошло слово «климат»? (стр.147) «климат» (греч.)- «наклон».
— А сейчас давайте подумаем:От чего зависит климат?
Определим, климатообразующие факторы,влияющие на климат той или иной местности.
(Работа с учебником стр. 148)
Климатообразующие факторы:
v Географическаяширота
v Близость морей иокеанов
v Направление господствующихветров
v Рельеф, высотаместности над уровнем моря
v Морские течения
v Подстилающаяповерхность
—В разныхуголках земного шара климат различен. А что вы знаете о климате нашейместности?
Сообщениеучащегося о климате Самарской области
5.Первичное закрепление знаний:
1)Беседа
—Ребятасегодня на уроке, с какими новыми понятиями мы познакомились? (погодаи климат)
—Вчём заключается разница между климатом и погодой? (Погода оченьпеременчива, а климат – не изменчив, отличается постоянным характером погоды).Заполните таблицу.
Таблицав готовом виде.
Характеристики |
Климат |
Погода |
Определение |
это многолетний режим погоды, характерный для данной местности |
состояние тропосферы в данном месте в данное время |
Главная причина изменения |
изменение климатообразующих факторов |
перемещение воздушных масс |
Как часто изменяется? |
не изменчив |
очень переменчива |
-Помогите героям мультфильма ответить на вопрос : Кто испортил погоду?
2)Составление синквейнов: «Погода», «Климат»
Каждаястрока синквейна имеет определенное количество слов и свою смысловую нагрузку.
1. строкаобозначает тему одним словом (обычно существительным)
2. строкаописывает тему (2 прилагательных)
3. строканазывает действия, относящиеся к теме (3глагола)
4. строкавыражает отношение к теме (фраза из 4 слов)
5. строка– повторение сути, “синоним” темы
3)Игра «Верю- не верю»:
1. Климат — это многолетний режим погоды, характерныйдля данной местности. +
2. Температура воздуха зависит от угла падениясолнечных лучей.+
3. Годовое количество осадков и их распределениезависят от географического положения местности, отношения к океану или морю, отпреобладающих ветров.+
4. Погода — это изменение влажности в течение суток.-
5. Оба полушария всегда освещены по-разному. +
6. При движении от побережий вглубь материка климат становится более влажным.-
6. Домашнее задание: читатьпараграф 45, выучить определения, выполнить задания №9,10 стр.149. Составить три вопроса с ответами по теме «Погода и климат».
7. Рефлексия.Способы выявления результатов урока.
Я сегодня хорошо поработал (а)на уроке и мне «открылись» новые знания о………..
Я бы хотел(а) уточнить несовсем понятное мне………….
Мне сегодня особенно понравилосьработать
— с другом
— самостоятельно искатьинформацию
Для меня лично быловажным……………..
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же мы все навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся. (Н. Старшинов)
Приложениек уроку. Тема урока:___________________________________
Задание1.
Соединитебуквы и составьте слова. Дайте определение.
а |
т |
с |
ф |
д |
а |
в |
в |
л |
а |
ж |
н |
в |
м |
о |
е |
р |
а |
л |
е |
н |
и |
е |
о |
е |
т |
е |
р |
о |
с |
а |
д |
к |
и |
ть |
с |
1)__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2)____________________________________________________________________________________________________________________________________
3)____________________________________________________________________________________________________________________________________
4)____________________________________________________________________________________________________________________________________
5)____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание2.
1) Допиши определение (стр. 140)
Погода- состояние ………………………… в данном ……………………, в данный ………………… ……………….. .
2) Составьте кластер « Элементы погоды»
![]() |
![]() |
|||
![]() |
Задание 3. Постройте логическую цепочку«Причина изменения погоды», используя слова данные слова: Изменение погоды, Воздушные массы, Ветер
………………… ………………….. …………………..
Задание 4. Пользуясь учебником, стр.141, дайтеопределение «Воздушные массы».
Воздушные массы (ВМ) –………………………………
Дополните кластер:
ВМ
_______________ ____________ __________ _____________
![]() |
![]() |
![]() |
|||
-Т0ВР + t0НР +Т0 ВР +Т0НР
Задание 5. С помощью учебникадайте определение «Климат» (стр.142)
Климат – это ……………………………………
Задание.Сравните климат и погоду.
Характеристики |
Климат |
Погода |
Определение |
|
|
Главная причина изменения |
|
|
Как часто изменяется?
|
|
|
Задание7. Составьте «Синквейн».
1в- «Погода»
2в– «Климат»
Каждаястрока имеет определенное количество слов и свою смысловую нагрузку.
1. строкаобозначает тему одним словом (обычно существительным)
2. строкаописывает тему (2 прилагательных)
3. строканазывает действия, относящиеся к теме (3 глагола)
4. строкавыражает отношение к теме (фраза из 4 слов)
5. строка– повторение сути, “синоним” темы
Самооценка работы на уроке
Я сегодня поработал (а) науроке и мне «открылись» новые знания о………..
………………………………………………………………………………………………………
Я бы хотел(а) уточнить несовсем понятное мне……………………………
Подбор пословиц для задания: Соберипословицу.
Если в первый день бабьего лета пасмурно-
|
осень будет сухая. |
Если листопад пройдет скоро-
|
надо ожидать крутой зимы. |
Поздний листопад
|
к суровой зиме. |
Теплая осень
|
к долгой зиме. |
Ласточки низко летают-
|
к дождю. |
Вороны собираются в стаю-
|
к морозу. |
Мне сегодня особеннопонравилось работать
— с другом
— самостоятельно искатьинформацию
Для меня лично быловажным……………………
