Пояснительнаязаписка
Рабочая программа предмета«Информатика», разработана в соответствии с федеральным государственнымобразовательным стандартом основного общего образования и является частьюосновной общеобразовательной программы основного общего образования МКОУВитинской основной школы (далее ООП ООО МКОУ Витинская ОШ). Содержание рабочейпрограммы разработано так же с учетом примерной основной общеобразовательнойпрограммы основного общего образования (fgosreestr.ru), содержания учебниковЛ.Л. Босова, А.Ю. Босова Информатика –7 класс, 8 класс, 9 класс.
В соответствии с учебным планом ООПООО МКОУ Витинской ОШ предмет «Информатика» реализуется по 1 часу в неделю в 7-9 классах. Общий объём учебного времени в 7 — 9 классах по 35 ч. Всего наизучение информатики отводится 104 ч.
Предмет «Информатика» в основном общемобразовании изучается с целью:
формирования у школьников основлогического мышления, позволяющих продолжать обучение в основной и старшейшколе.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующихосновныхзадач:
• овладениеумениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и другихсредств информационных и коммуникационных технологий, организовыватьсобственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствамиИКТ;
• воспитаниеответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов еераспространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработканавыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнениииндивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшемосвоении профессий, востребованных на рынке труда.
Планируемыерезультаты освоения учебного предмета
7класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
• пониманиероли информационных процессов в современном мире;
• владениепервичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
• ответственноеотношение к информации с учетом правовых и этических аспектов еераспространения.
Обучающийся получитвозможность для формирования:
— представлений об информации как важнейшемстратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
— развития чувства личной ответственности за качествоокружающей информационной среды;
— способности увязать учебное содержание с собственнымжизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ вусловиях развития информационного общества.
Метапредметныерезультаты:
Познавательные
Обучающийся научится:
— проводитьнаблюдение и эксперимент под руководством учителя;
— осуществлятьрасширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; — даватьопределения понятиям.
Обучающийся получит возможностьнаучиться:
— осуществлять выбор наиболее эффективных способоврешения задач в зависимости от конкретных условий;
— анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщатьфакты и явления.
Регулятивные
Обучающийся научится:
— самостоятельнообнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
— работаяпо плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибкисамостоятельно (в том числе и корректировать план);
— вдиалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Обучающийся получит возможностьнаучиться
— выдвигать версии решения проблемы, осознавать (иинтерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средствадостижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
— составлять (индивидуально или в группе) план решенияпроблемы (выполнения проекта).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
— самостоятельноорганизовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,договариваться друг с другом и т. д.);
— вдискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; Обучающийся получитвозможность научиться:
— учиться критично относиться к своему мнению, сдостоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
— понимая позицию другого, различать в его речи, мнение,точку зрения, доказательств,аргументы, факты (гипотезы, аксиомы, теории).
Предметные результаты
Раздел1. Введение в информатику Обучающийся научится:
• декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
• оперироватьединицами измерения количества информации;
• оцениватьколичественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти,необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
• записыватьв двоичной системе целые числа от 0 до 256.
Обучающийся получитвозможность:
• углубить и развить представления о современной научнойкартине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, обинформационных процессах и их роли в современном мире;
• научиться определять мощность алфавита, используемогодля записи сообщения;
• научиться оценивать информационный объём сообщения,записанного символами произвольного алфавита
• переводить небольшие десятичные числа из восьмеричнойи шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
• познакомиться с тем, как информация представляется вкомпьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графическихизображений, звука.
Раздел2. Информационные и коммуникационные технологии Обучающийсянаучится:
• называтьфункции и характеристики основных устройств компьютера;
• описывать виды и состав программного обеспечения современныхкомпьютеров;
• подбиратьпрограммное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
• оперироватьобъектами файловой системы;
• применятьосновные правила создания текстовых документов;
• использоватьсредства автоматизации информационной деятельности при создании текстовыхдокументов;
• использоватьосновные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.
Обучающийся получитвозможность:
• научиться систематизировать знания о принципахорганизации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса иправилах организации индивидуального информационного пространства;
• научиться систематизировать знания о назначении ифункциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач изразных сфер человеческой деятельности с применение средств информационныхтехнологий;
• закрепить представления о требованиях техникибезопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами
информационных икоммуникационных технологий;
• сформировать понимание принципов действия различныхсредств информатизации, их возможностей, технических и экономическихограничений.
8класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
• умениеясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, пониматьсмысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры иконтрпримеры;
• владениепервичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
• ответственноеотношение к информации с учетом правовых и этических аспектов еераспространения.
Обучающийся получитвозможность для формирования:
• способность увязать учебное содержание с собственнымжизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ вусловиях развития информационного общества;
• развитие чувства личной ответственности за качествоокружающей информационной среды;
• критичность мышления, умение распознавать логическинекорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• способность и готовность к принятию ценностейздорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических итехнических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметнымирезультатами Регулятивные УУД:
У обучающегося будут сформированы:
• умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимыекоррективы;
• способностьадекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еёобъективную трудность и собственные возможности её решения;
• способностьсамостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанновыбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Обучающийся получитвозможность для формирования:
• способности планировать и осуществлять деятельность,направленную на решение задач исследовательского характера;
• умения самостоятельно ставить цели, выбирать исоздавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
• Познавательные
У обучающегося будут сформированы:
• умениеустанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения,умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
• умениесоздавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели исхемы для решения учебных и познавательных задач;
• развитиеспособности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающейжизни;
• умениенаходить в различных источниках информацию, необходимую для решенияматематических проблем, и представлять её в понятной форме; Обучающийсяполучит возможность для формирования:
• принимать решение в условиях неполной и избыточной,точной и вероятностной информации;
• умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач ипонимания необходимости их проверки.
• Коммуникативные
У обучающегося будут сформированы:
• способностиорганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем исверстниками: определять цели, распределять функции и роли участ- ников,взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций иучёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаиватьсвоё мнение;
• первоначальногопредставление об идеях и о методах математики как об универсальном языке наукии техники;
• умениепонимать и использовать математические средства наглядности (рисунки,
чертежи, схемы и др.) для иллюстрации,интерпретации, аргументации;
Обучающийся получитвозможность для формирования:
• учебной и обще пользовательской компетентности вобласти использования информационно-коммуникационных технологий(ИКТ-компетентности);
• понимания сущности алгоритмических предписаний иумения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметныерезультаты изучения предмета:
Математические основы информатики У обучающегося будут сформированы:
• умения записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024;
• переводить заданное натуральное число из десятичной записи вдвоичную и из двоичной в десятичную;
• сравнивать числа в двоичной записи;
• складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системесчисления;
• записывать логические выражения, составленные с помощью операций«и»,«или», «не» и скобок, определять истинность такого составноговысказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарныхвысказываний; строить таблицы истинности;
• определять количество элементов в множествах, полученных из двухили трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения идополнения. Обучающийся получит возможность:
• переводить небольшие десятичные числа извосьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную системусчисления;
• научиться решать логические задачи сиспользованием таблиц истинности;
• научиться решать логические задачи путемсоставления логических выражений и их преобразования с использованием основныхсвойств логических операции; познакомиться с тем, как информация (данные) представляется всовременных компьютерах и робототехнических системах;
• строить математическую модель задачи –выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Алгоритмы и начала программирования Обучающийся научится:
• составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов; выражать алгоритм решения задачи различными способами(словесным, графическим, в томчисле и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.); определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма длярешения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков); определять результат выполнения заданного алгоритма или егофрагмента;
• использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», атакже понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и винформатике;
• выполнять без использования компьютера («вручную») несложныеалгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных,записанные на конкретном языке программирования с использованием основныхуправляющих конструкцийпоследовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение,вспомогательные алгоритмы);
• составлять несложные алгоритмы управления исполнителями ианализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющихконструкций последовательногопрограммирования и записывать их в виде программ на выбранном языкепрограммирования;
• выполнять эти программы на компьютере; использоватьвеличины (переменные) различных типов; табличные величины (массивы);использовать оператор присваивания;
• использовать оператор присваивания;
• анализировать предложенный алгоритм, например, определять, какиерезультаты возможны при заданном множестве исходных значений;
• использовать логические значения, операции и выражения с ними;записывать на выбранном языке программирования арифметические и логическиевыражения и вычислять их значения Обучающийся получит возможность:
• познакомиться с использованием в программах строковых величин ис операциями со строковыми величинами;
• научиться исполнять алгоритмы, содержащие ветвления иповторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
• научиться по данному алгоритму определять, для решения какойзадачи он предназначен;
• разрабатывать в среде формального исполнителя короткиеалгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции; разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные
алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции. 9класс Личностные результаты У обучающегося будут сформированы:
— наличиепредставлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развитияличности, государства, общества; понимание роли информационных процессов всовременном мире;
— владениепервичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов еераспространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающейинформационной среды;
— способностьувязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимостьподготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационногообщества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжениюобучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
— способностьи готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знанияосновных гигиенических, эргономических и технических условий безопаснойэксплуатации средств ИКТ.
Обучающиеся получатвозможность для формирования:
— способности увязывать учебное содержание с собственнымжизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условияхразвития информационного общества;
— готовности к повышению своего образовательного уровняи продолжению обучения с использованием средств и методов информатики;
— способности и готовности к общению и сотрудничеству сосверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной,учебно- исследовательской, творческой деятельности;
— способности и готовности к принятию ценностейздорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических итехнических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результатыПознавательные УУД Обучающийся научится:
— умениеустанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения,умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
— умениесоздавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели исхемы для решения учебных и познавательных задач;
— развитиеспособности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающейжизни;
— умениенаходить в различных источниках информацию, необходимую для решенияматематических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение вусловиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
— умениевыдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости
их проверки.
Обучающийся получитвозможность научиться:
— ИКТ-компетентности — широкому спектру умений и навыковиспользования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора,хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыков созданияличного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксацияизображений; создание письменных сообщений; создание графических объектов;создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использованиегипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск иорганизация хранения информации; анализ информации);
— планировать собственную деятельность;
— извлекать информацию, ориентироваться в своей системезнаний и осознавать необходимость нового
знания,делатьпредварительныйотбористочниковинформациидляпоискановогознания;
— находить (в учебниках и других источниках, в том числеиспользуя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных ижизненных задач; — самостоятельноосуществлять поиск необходимой информации, использовать знаково-символическиесредства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
— способностьсамостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанновыбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умениеосуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
— способностьадекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еёобъективную трудность и собственные возможности её решения;
— способностьпланировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задачисследовательского характера;
— умениясамостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебныхматематических проблем.
Обучающийся получитвозможность научиться:
-определять цель,проблему в деятельности, работать по плану, сверяясь с целью, находить иисправлять ошибки;
— выстраивать работу по заранее намеченному плану,проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
— формулировать учебные цели при изучении темы;
— принимать и сохранять учебную задачу, планировать своидействия, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
КоммуникативныеУУД Обучающийся научится:
— развитиеспособности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность сучителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и ролиучастников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работатьв группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласованияпозиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать иотстаивать своё мнение;
— формированиеучебной и обще пользовательской компетентности в области использованияинформационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентности);
— первоначальногопредставление об идеях и о методах математики как об универсальном языке наукии техники;
— умениепонимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи,схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
— пониманиесущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии спредложенным
— алгоритмом.
Обучающийся получитвозможность научиться:
— взаимодействовать со взрослыми и сверстниками вучебной деятельности, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
— проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сбореинформации; понимать роль и место информационных процессов в различныхсистемах.
Предметные результаты
1. Алгоритмизацияи программирование Выпускник научится:
понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предметналичия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; оперировать алгоритмическими конструкциями «следование»,«ветвление», «цикл» (подбиратьалгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации;
переходитьот записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом
языке к блок-схеме и обратно);
пониматьтермины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др . пониматьограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
исполнятьлинейный алгоритм для формального исполнителя с заданной
системой команд; исполнять линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлениями,
циклические алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;
разрабатыватьи записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовыеалгоритмические конструкции Выпускникполучит возможность научиться:
исполнятьалгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя сзаданной системой команд;
составлятьвсе возможные алгоритмы фиксированной длины для
формальногоисполнителя с заданной системой команд; определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих
решениепоставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителяс заданной системой команд; подсчитывать количество тех или иных символов в цепочкесимволов,
являющейся результатом работы алгоритма;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи онпредназначен;