X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Тема:Формирование экологической грамотности в энергосбережении черезиспользование маркера игрового пространства у детей старшего дошкольноговозраста

Бобова Е.Н.

воспитатель,

Рыбакова А.В.

старшийвоспитатель

                                                                                  МАДОУ Детский сад № 122, г. Уфа

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

                 дай попробовать – и я пойму»

Конфуций

         Внастоящее время проблема энергосбережения является актуальной. Научная ипедагогическая общественность все более  осознает  экологическую недостаточность  на всех  уровнях  образования.  Одной из важнейшихпричин экологического неблагополучия является низкая экологическая грамотность,отсутствие у общества экологического самосознания и четкой установки наприродосберегающую деятельность. Поэтому одним из значимых путей изменениясовременной экологической ситуации в стране является формирование экологическойграмотности в энергосбережении, у граждан Российской Федерации начиная сдошкольного возраста.Экономное расходование тепла, электроэнергии, воды идругих ресурсов должно стать нормой жизни для каждой  семьи, каждого человека.

         Анализ научной,психолого-педагогической и методической литературы, изучение работ в дошкольныхобразовательных учреждениях позволили выделить несоответствия,противоположности и противоречия.

         На основевыявленных противоречий была сформулирована проблема исследования, котораязаключается в выявлении и обосновании педагогических возможностей формированияэкологической грамотности в энергосбережении через использование маркераигрового пространства у детей старшего дошкольного возраста.

         Актуальностьвыявленной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темыисследования: Формирование экологической грамотности вэнергосбережении через использование маркера игрового пространства у детейстаршего дошкольного возраста.

         Изучение российского имеждународного опыта позволяет выделить следующие наиболее эффективные подходы,технологии и методы формирования и развития экологической грамотности. Особенноценным для формирования практических знаний и навыков, для формированияэкологической грамотности в энергосбережении является метод проектов.

Методпроектов соответствует комплексно-тематическому принципу построенияобразовательного процесса, так как предполагает погружение ребенка вопределенную тему или проблему. Таким образом, получается целостный, а неразбитый на части образовательный процесс. Усваиваетсявсе прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.  Вотпоэтому мы активно внедряем экспериментирование и проектирование в практикуработы нашей группы.

         Особоевнимание уделяем наполнению развивающей предметно-пространственной среды,которое осуществляется  с учетом формирования экологической грамотности вэнергосбережении (познавательной, практической, игровой, трудовой,художественной) видов детской деятельности в нашей группе. При создании развивающей среды учитываем возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, следимза тем, чтобы она быламаксимально содержательно-насыщенной, способствовала развитиюребенка, формировала его как личность, создавала условия для формированияэкологической грамотности в энергосбережении. Она должна быть вариативнойдля обеспечения в групповом помещении пространства для игровой деятельности,экспериментирования, моделирования, иных целей и наличия разнообразных материаловдля самостоятельной познавательной  деятельностивоспитанников,  положительно влиять на эмоциональное состояние,давать возможность ребенку самостоятельно познавать окружающий мир вдеятельности. В то же время оборудование должно соответствоватьсанитарно-гигиеническим требованиям. 

         Нами былапоставлена задача,  создать такую предметно-развивающую среду в группе, котораяобеспечивала бы ребенка всевозможным материалом для его активного участия вразных видах деятельности по формированию экологической грамотности вэнергосбережении.

Научная новизна исследованиязаключается в том, что: на основе проектного подхода   сформируетсяэкологическая грамотность в энергосбережении у детей старшего дошкольноговозраста через использование маркера игрового пространств.

          Изучивпсихолого-педагогическую литературу, социальные сети, пронаблюдав за играмидетей, и проанализировав, развивающую предметно-пространственную среду в группемы изготовили маркер игрового пространства со своими авторскими идеями. Этонапольная ширма из секций труб ПВХ предназначена для сюжетно-ролевых игр (освоение социальных ролей и профессий и пр.).При помощи этого маркера игрового пространства можно обыграть огромноеколичество сюжетов со съёмными полотнами, которые крепятся к  ширме налипучках. Ширма устойчиво стоит на полу.          В нашем случаеразвернута сюжетно-ролевая игра Экологическийпатруль, которая объединена единым сюжетом, также на полотнахмаркера игрового пространства сделаны прозрачные карманы, в которых можнорасположить наглядный материал, дидактические игры. Дети, совместно сродителями, помогали мастерить различные атрибуты, предметы-заместители избросового материала. 

         Освоение нового материала осуществляется в форме занятия (игры), дети знакомятся с конкретными понятиями,а затем закрепляют их посредством использования дидактических игр. В работе сдетьми проводится практическая деятельность: поручения и различные конкретные,доступные задания (понаблюдать за краном в туалете и на кухне, проверить, негорят ли без необходимости лампочки, везде ли закрыты окна и т.п.);        

         Нами используются наглядные методыстимулирования («экран наблюдений», «дневник наблюдений», призы и награды) дляпоощрения детей. Детям  интересно играть в «Экологический патруль». Дети распределяются на микрогруппы: «Теплинка», «Искорка», «Капелька». Каждаямикрогруппа имеет своё задание.  Задания практического характера(индивидуальные, коллективные) реализуются в группе, на территории дошкольногообразовательного учреждения (прилегающей территории), дома – на усмотрениевоспитателя. В некоторых случаях (проведение изучения потребленияэлектроэнергии, воды, тепла) предполагает помощь со стороны родителей (законныхпредставителей).

Данный маркер игрового пространстваотвечает всем требованиям, предъявляемые к предметно-развивающей среде  нашейгруппы, мы убедились, что он обладаетрядом достоинств и отвечает современным требованиям:

·                  легко   трансформируется;  

·                   многофункциональный,    вариативный;

·                  развивает детскую фантазию и воображение;            

·                  активизирует двигательную активность;            

·                  рассчитан на все возрастные категории от 3–7 лет;            

·                  отвечает гигиеническим требованиям (легко моется,безопасен);            

·                  имеет эстетический вид;            

·                  занимает мало места при хранении;       

·                  выполнен из недорогих, доступных материалов. 

         Таким образом, представленная системнаяработа по формированию экологической грамотности в энергосбережении черезиспользование маркера игрового пространства у детей старшего дошкольноговозраста,  сформирует готовность к обучению в школе, умеющих применятьэкологическую грамотность на практике.

 

 

Тема: Формированиеэкологической грамотности в энергосбережении через использование маркераигрового пространства у детей старшего дошкольного возраста

Бобова Е.Н.

воспитатель,

Представленная информация была полезной?
ДА
61.1%
НЕТ
38.9%
Проголосовало: 1419

Рыбакова А.В.

старший воспитатель

                                                                                   МАДОУ Детский сад № 122, г. Уфа

«Расскажи – и язабуду,

покажи – и язапомню,

                 дай попробовать – и я пойму»

Конфуций

         Внастоящее время проблема энергосбережения является актуальной.  Научная ипедагогическая общественность все более  осознает  экологическую недостаточность  на всех  уровнях  образования.  Одной из важнейшихпричин экологического неблагополучия является низкая экологическая грамотность,отсутствие у общества экологического самосознания и четкой установки наприродосберегающую деятельность. Поэтому одним из значимых путей изменениясовременной экологической ситуации в стране является формирование экологическойграмотности в энергосбережении, у граждан Российской Федерации начиная сдошкольного возраста.Экономное расходование тепла, электроэнергии, воды идругих ресурсов должно стать нормой жизни для каждой  семьи, каждого человека.

         Анализ научной, психолого-педагогическойи методической литературы, изучение работ в дошкольных образовательныхучреждениях позволили выделить несоответствия, противоположности ипротиворечия.

         На основе выявленныхпротиворечий была сформулирована проблема исследования, которая заключается ввыявлении и обосновании педагогических возможностей формирования экологическойграмотности в энергосбережении через использование маркера игровогопространства у детей старшего дошкольного возраста.

         Актуальность выявленнойпроблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы исследования:Формирование экологической грамотности в энергосбережении черезиспользование маркера игрового пространства у детей старшего дошкольноговозраста.

         Цель исследования— выявить, теоретическиобосновать и опытно-поисковым путем проверить педагогические возможности формированияэкологической грамотности вэнергосбережении через использование маркераиигровогопространства у детей старшего дошкольного возраста.

         Изучение российского имеждународного опыта позволяет выделить следующие наиболее эффективные подходы,технологии и методы формирования и развития экологической грамотности. Особенноценным для формирования практических знаний и навыков, для формированияэкологической грамотности в энергосбережении является метод проектов.

Методпроектов соответствует комплексно-тематическому принципу построенияобразовательного процесса, так как предполагает погружение ребенка вопределенную тему или проблему. Таким образом, получается целостный, а неразбитый на части образовательный процесс. Усваиваетсявсе прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.  Вотпоэтому мы активно внедряем экспериментирование и проектирование в практикуработы нашей группы.

         Выбраннаятеоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования,которое проводится в три этапа.

Первый этап исследования —организационно-подготовительный (сентябрь 2021- февраль 2022 гг.).

         Представляет собой изучениеразличных аспектов проблемы и включает в себя выбор темы, обоснование еецентральных идей, основных целей и конкретных задач поисковой работы;теоретический анализ научной, психолого-педагогической литературы по проблемеисследования с целью определения методологической и теоретической базыисследования; разработку плана исследования.

Второй этап — формирующий (февраль2022- февраль 2023 гг.).

         Методом включенногонаблюдения проводится изучение и анализ работы педагогического коллектива вдошкольном образовательным учреждении. Создаётся и усовершенствуетсяэколого-игровая среда в опытной группе, разрабатывается и апробируется системаи методика формирования экологической грамотности в энергосбережении черезиспользование маркера игрового пространства у детей старшего дошкольноговозраста

Третий этап — обобщающе-аналитический(февраль 2023 — май 2022 гг.).

         Проводится анализ,систематизация и оформление результатов опытно-поисковой работы,разрабатываются рекомендации по использованию методики формированияэкологической грамотности в энергосбережении через использование маркераигрового пространства у детей старшего дошкольного возраста. Определениепрактической значимости исследовательской деятельности, оформление результатовисследования в виде публикации.

Научная новизна исследованиязаключается в том, что у детей старшего дошкольного возраста сформируетсяэкологическая грамотность в энергосбережении  через использование маркераигрового пространств.

         Особоевнимание уделили наполнению развивающей предметно-пространственной среды,которое осуществляется  с учетом формирования экологической грамотности вэнергосбережении (познавательной, практической, игровой, трудовой,художественной) видов детской деятельности в нашей группе. Нами былапоставлена задача,  создать такую предметно-развивающую среду в группе, котораяобеспечивала бы ребенка всевозможным материалом для его активного участия вразных видах деятельности по формированию экологической грамотности вэнергосбережении.

          Изучивпсихолого-педагогическую литературу, социальные сети, пронаблюдав за играмидетей, и проанализировав, развивающую предметно-пространственную среду в группемы изготовили маркер игрового пространства со своими авторскими идеями. Этонапольная ширма из секций труб ПВХ предназначена для сюжетно-ролевых игр (освоение социальных ролей и профессий и пр.).При помощи этого маркера игрового пространства можно обыграть огромноеколичество сюжетов со съёмными полотнами, которые крепятся к  ширме налипучках. Ширма устойчиво стоит на полу.          В нашем случаеразвернута сюжетно-ролевая игра Экологическийпатруль,которая объединена единым сюжетом, также на полотнахмаркера игрового пространства сделаны прозрачные карманы, в которых можнорасположить наглядный материал, дидактические игры. Дети, совместно сродителями, помогали мастерить различные атрибуты, наглядный материал. 

         Задания практическогохарактера (индивидуальные, коллективные) будут реализованы в группе, натерритории дошкольного образовательного учреждения (прилегающей территории),дома – на усмотрение воспитателя. В некоторых случаях (проведение изученияпотребления электроэнергии, воды, тепла) предполагает помощь со стороныродителей (законных представителей).

         Данный маркер игровогопространства отвечает всем требованиям, предъявляемые к предметно-развивающейсреде  нашей группы.Мы убедились,что он обладает рядом достоинств и отвечают современным требованиям:

·                  легко   трансформируется;  

·                   многофункциональный,    вариативный;

·                  развивает детскую фантазию и воображение;            

·                  активизирует двигательную активность;            

·                  рассчитан на все возрастные категории от 3–7 лет;            

·                  отвечает гигиеническим требованиям (легко моется,безопасен);            

·                  имеет эстетический вид;            

·                  занимает мало места при хранении;       

·                  выполнен из недорогих, доступных материалов. 

         Таким образом, представленная системнаяработа по формированию экологической грамотности в энергосбережении черезиспользование маркера игрового пространства у детей старшего дошкольноговозраста,  сформирует готовность к обучению в школе, умеющих применятьэкологическую грамотность на практике.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.1%
НЕТ
38.9%
Проголосовало: 1419

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет