Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Арбатскаясредняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на методическом объединении Протокол № _____ от «___»__________2021 г. _________/____________/ |
Согласована с зам. директора УВР
«___»__________2021 г. _________/Т.А. Медведева/ |
УТВЕРЖДАЮ Приказ ___________ __________________ Директор _________/А.А. Сипкина/
|
Рабочая учебнаяпрограмма
по хакасскойлитературе
«Хакасская литература» 2 класс ФГОС (базовый уровень) |
(наименование учебного предмета) |
2021-2022 |
(срок реализации программы) |
Составлена на основе требований ФГОС начального общего образования второго поколения |
(ФГОС ООО, 2010 г.), программы по хакасскому языку и литературе для учащихся 2 класса, авторской программы «Родной язык (хакасский язык)», |
разработанной М.С. Арчимаевой, З.И. Султрековой, А.Д. Субраковым, Н.А. Толмашовой, Л.М. Султрековой |
(наименование программы)
учителя хакасского языка и литературы Артонова Оксана Алексеевна |
(предмет, ФИО)
_____________________________Iкатегория, пед. стаж — 8 лет_____________________
(категория,стаж)
Арбаты,2021 г.
Пояснительнаязаписка.
Рабочаяпрограмма учебного предмета «Хакасская литература» разработана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования;
-Стандарта и программы по хакасскому языку и литературе для учащихся 2 классаобщеобразовательных учреждений Республики Хакасия;
— Основной авторской программы «Родной язык (хакасский язык)», разработанной М.С. Арчимаевой, З.И.Султрековой, А.Д. Субраковым, Н.А. Толмашовой, Л.М. Султрековой;
-Учебного плана МБОУ Арбатская СОШ на 2021-2022 уч. год.;
и подействующим учебно-методическим комплектам в рамках внедрения ФГОС НОО -Абакан: Хакасское кн. изд-во, 2012 под редакцией А.Н. Балгазиной, Р.Н.Сагатаевой, Г.М. Чебодаевой. Программа соответствует Федеральномугосударственному образовательному стандарту основного общего образования. В нейучтены основные идеи и положения программы развития и формированияуниверсальных учебных действий для основного общего образования.
Основнымпринципом изучения данного специального курса является взаимосвязь. На местномматериале она должна раскрывать общие черты и закономерности общественногоразвития.
Объемдиалогического высказывания:
2 классы –2-3 реплики с каждой стороны (структура предложений с использованием грамматики).
Соблюдениеэлементарных норм речевого этикета, принятых хакасского народа. Составлениебольших монологических высказываний на знаковом языковом материале: рассказ осебе, своем друге, своей семье, любимом животном или звере; описание предмета,картинки, к четвертому классу использовать монолог-рассуждение и т.д.
Объеммонологического высказывания:
2класс – 4-8 предложения;
Слушание(аудирование). Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процесседиалогического общения на уроке; небольших простых сообщений; основногосодержания несложных сказок, рассказов (с опорой на иллюстрацию, языковуюдогадку). Время звучания текста для аудирования:
2класс – 5 минут;
Планируемыерезультаты освоения предмета «Хакасская литература»
Программаобеспечивает достижение следующих метапредметных и предметных результатов.
Личностнымирезультатами изучения курса «Хакасская литература» во 2 классе являетсяформирование следующих умений:
1.Осознаниероли языка в жизни и речи людей;
2.Осознаниеособенностей устных и письменных высказываний других людей (интонация, темп,тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка и многоточие, точка иливосклицательный знака).
3.Демонстрироватьспособность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4.Испытывать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственнуюотзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
5.Проявлятьдоброжелательность, умение слушать и слышать собеседника;
6.Организовыватьсобственную деятельность.
Метапредметнымирезультатами изучениякурса «Хакасская литература» во 2 классе являются формирование регулятивных,познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникативныеуниверсальные учебные действия:
—владетьвсеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействиесо сверстниками и взрослыми;
-адекватно воспринимать устную и письменную речь;
-точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения попоставленной проблеме;
-соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи иправила хакасского речевого этикета и др.;
познавательныеуниверсальные учебные действия:
—формулироватьпроблему, выдвигать аргументы, строить алгоритм рассуждения, находитьдоказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
-осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию изразличных источников;
-определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения,выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;
-применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерныхсредств;
-перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способамии др.);
регулятивныеучебные действия:
-ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планироватьпоследовательность действий, и при необходимости изменять ее;
-осуществлять самоконтроль, самооценку, само коррекцию и др.
Основныекомпоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельностии предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностейучащихся, прежде всего в процессе изучения хакасского языка в школе.
Предметныерезультаты освоениявыпускника начальной ступени обучения программы по хакасскому языку:
-основные значения изученных лексических единиц — слов, словосочетаний;
-особенности структуры простых и сложных предложений хакасского языка;
-место и роль хакасской культуры в поликультурном обществе; особенности образажизни, быта хакасов;
-рассказывать о себе, о своей семье, друзьях, своих интересах
— понимать основное содержание несложных аутентичных текстов дляаудировании
-читать по-хакасски, соблюдая произносительные нормы и особенности предложенийразной семантической структуры стихов, связных текстов;
-читать в темпе, техника чтения за 1 минуту составляет 60-65 слов;
-ориентироваться в хакасском тексте
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности иповседневной жизни;
-приобщение к ценностям хакасской культуры через учебный предмет и черезвнеклассные мероприятия, проводимые в классе, школе
-приобщение к культуре и быту хакасского народа через мероприятия, праздники,экскурсии.
— основные жанры литературы народов Хакасии, тахпахчи, хайджи, поэты,писатели Хакасии;
-особенности национальной одежды;
-национальные блюда
-основные памятники культуры и достопримечательности родного края (Хуртуйах тас,Салбыкские курганы);
-музыкальные инструменты хакасского народа;
-художниковХакасии.
Должныуметь:
· сравниватьэлементы общения (гостеприимство, приветствие, прощание);
· составлятьпростые предложения;
· переводитьтекст;
· называтьна хакасском языке названия: животных, птиц, деревьев, цветов, трав и ягод
· характеризоватьэлементы декоративно-прикладного творчества, словесно-народного творчества,связанные с топонимикой своей местности (села).
Тематическое планирование
№п/п |
Темы |
Кол-во часов |
1 |
Литература детям. |
8часов |
2 |
Литература и искусство. |
3 часа |
3 |
Человека видно с детства. |
3 часа |
4 |
Литература и художники. |
4 часа |
5 |
Тахпахи, песни, мелодии |
4 часа |
6 |
Интересные истории |
3 часа |
7 |
Сказки и рассказы хакасского народа. |
4 часа |
8 |
Сказки разных народов. |
2 часа |
9 |
Литература Хакасии. |
2 часа |
10 |
Литературные басни и сказки. |
1 час |
|
Всего часов |
34 часа |
