Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
«Коменская средняяобщеобразовательная школа»
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
Рабочая программа
«Основы общей биологии»
9 класс 2022-2023 учебныйгод
Составитель:
КозловаО.Е., учитель биологии
высшей квалификационнойкатегории
2022
Пояснительная записка
Программаразработана на основе Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Обобразовании в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года,Федерального государственного образовательного стандарта основного общегообразования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РоссийскойФедерации 17.12.2010 № 1897, Приказа Министерства образования и наукиРоссийской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральныйгосударственный образовательный стандарт основного общего образования,утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17 декабря 2010 г. № 1897, Примерной основной образовательной программойосновного общего образования, одобренной решением федеральногоучебно-методического объединения по общему образованию (одобрена решением от08.04.2015, протокол №1/15 (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020),Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «КоменскаяСОШ» на 2021-2022 уч. год, утвержденная приказом №188 от 30.08.2021г.
Авторская программаИ.Н.Пономаревой курса «Биология» для 5-го класса (Программы по биологии для 5–9классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г.Драгомиловой, Т.С. Суховой. М.:Вентана-Граф, 2012), отражающая содержание Примерной программы с дополнениями,не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся; Согласнодействующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9 классапредусматривает обучение биологии в объёме 68 часов (2 часа в неделю).
Рабочаяпрограмма ориентирована на использование учебника: Пономарева И.Н.,Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Биология: 9 класс»: учебник для учащихсяобщеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 272 с.: ил. Учебниксоответствует федеральному компоненту государственного стандарта общегообразования по биологии и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образованияи науки Российской Федерации», а также дополнительных пособий. Нанационально-региональный компонент отводится 6 часов в теме №9 «Основыэкологии», уроки №60 — 65, за счет резервных часов.
Общаяхарактеристика учебного предмета
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено надостижение следующих целей:
· освоение знаний о живойприроде и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности исредообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; ороли биологической науки в практической деятельности людей; методах познанияживой природы;
· овладение умениямиприменять биологические знания для объяснения процессов и явлений живойприроды, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию осовременных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья ириска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма,биологические эксперименты;
· развитие познавательных интересов,интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов,работы с различными источниками информации;
· воспитание позитивногоценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью другихлюдей; культуры поведения в природе;
· использование приобретенныхзнаний и умений в повседневной жизни для ухода зарастениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первойпомощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению кприродной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюденияправил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактикизаболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
На основе возрастных особенностей можно определитьиспользование наиболее оптимальных технологий:
— расширениедеятельностных коллективных форм обучения, предполагающих приоритетное развитиеучебной деятельности, творческой и поисковой активности;
— использованием коммуникативных технологий, технологийразвивающего обучения и педагогики сотрудничества – существенное расширениевидов совместной работы учащихся, расширение групповых форм работы,коммуникативного опыта учащихся в совместной учебной деятельности;
— использование игровых методик, способствующих решениюосновных задач на уроке.
Осуществление данной цели предусматривает решение следующихзадач
— овладение знаниями, умениями, навыками в рамках стандарта по биологии9 класса;
— формирование навыков работы с учебной литературой;
— применение полученных знаний для объяснения природных явлений ипроцессов, принципов действия технических устройств, решения практическихзадач.
— овладение методами научного познания законов природы и формированиена этой основе представлении о биологической картине мира;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческихспособностей учащихся;
— овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнятьэксперименты, отрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строитьмодели, устанавливать границы их применимости.
— формирование представлений о познаваемости законов природы,необходимости разумного использования достижений науки для дальнейшего развитиячеловеческого общества;
— воспитание личностных качеств личности: трудолюбие, настойчивость вдостижении цели, навыков общения, самоконтроля.
Требованияк результатам обучения
Личностныерезультаты:
1. знание основных принципов иправил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни издоровьесберегающих технологий;
2. развитие познавательныхинтересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальныхумений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делатьвыводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
3. осознание потребности иготовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельнойдеятельности вне школы; умение определять жизненные ценности, объяснять причиныуспехов и неудач в учебной деятельности, применять полученные знания впрактической деятельности;
4. оценивание жизненных ситуаций сточки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
5. воспитания чувства гордости зароссийскую биологическую науку;
6. понимание основных факторов,определяющих взаимоотношения человека и природы; готовность к самостоятельнымпоступкам и действиям на благо природы; формирование экологического мышления;
7. признание ценности жизни вовсех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения кокружающей среде; соблюдение правил поведения в природе;
8. понимание значения обучения дляповседневной жизни и осознанного выбора профессии;
9. признание каждого насобственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
10.уважительное отношение кокружающим, соблюдение культуры поведения, проявление терпимости привзаимодействии со взрослыми и сверстниками;
11.критичное отношение к своимпоступкам, осознание ответственности за их последствия; умение преодолеватьтрудности в процессе достижения намеченных целей;
12. осознание единства и целостности окружающего мира,возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
Метапредметныерезультаты:
1) познавательные УУД — формирование и развитиенавыков и умений:
1. работать с разными источникамиинформации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из однойформы в другую;
2. составлять тезисы, различныевиды планов (простых, сложных и т.п.), структурировать учебный материал, даватьопределения понятий;
3. проводить наблюдения, ставитьэксперименты и объяснять полученные результаты;
4. сравнивать и классифицировать,самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
5. строить логические рассуждения,включающие установление причинно-следственных связей;
6. создавать схематические моделис выделением существенных характеристик объектов;
7. определять возможные источникинеобходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оцениватьее достоверность;
2) регулятивные УУД —формирование и развитие навыков и умений:
1. организовывать свою учебную ипознавательную деятельность — определять цели работы, ставить задачи,планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозироватьрезультаты работы);
2. самостоятельно выдвигатьварианты решения поставленных задач и выбирать средства достижения цели,предвидеть конечные результаты работы;
3. работать по плану, сверять своидействия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
4. выбирать целевые и смысловыеустановки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровьюсвоему и окружающих;
5. проводить работу над ошибкамидля внесения корректив в усваиваемые знания;
6. владеть основами самоконтроля исамооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществленииосознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
3) коммуникативные УУД —формирование и развитие навыков и умений:
1. адекватно использовать речевыесредства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точкизрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
2. слушать и слышать другоемнение, вступать в диалог, вести дискуссию, оперировать фактами, как длядоказательства, так и для опровержения существующего мнения;
3. интегрироваться и строитьпродуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
4. участвовать в коллективномобсуждении проблем.
Предметныерезультаты:
1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:
1. владеть основами научных знанийо живой природе и закономерностях ее развития, выделять существенные признакибиологических объектов и процессов, основные свойства живых систем, царствживой природы, систематики и представителей разных таксонов;
2. объяснять роль биологии впрактической деятельности людей; места и роли человека в природе; ролиразличных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия длясохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости,видообразования и приспособленности;
3. характеризовать биологию как науку, уровни организации живой материи, методы биологической науки(наблюдение, эксперимент, измерение), научные дисциплины, занимающиесяизучением жизнедеятельности организмов, и оценивать их роль в познании живойприроды;
4. проводить биологическиеисследования и делать выводы на основе полученных результатов, демонстрироватьумения работать с увеличительными приборами, изготавливать микропрепараты;
5. понимать основы химическогосостава живых организмов, роль химических элементов в образовании органическихмолекул, принципы структурной организации и функции углеводов, жиров и белков,нуклеиновых кислот;
6. характеризовать вкладмикроэлементов макроэлементов в образование неорганических и органическихмолекул живого вещества, химические свойства и биологическую роль воды,катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности;
7. сравнивать клетки одноклеточныхи многоклеточных организмов, знать строение прокариотической и эукариотическойклеток, характеризовать основные положения клеточной теории строенияорганизмов;
8. доказывать принадлежностьорганизмов к разным систематическим группам; описывать обмен веществ ипревращение энергии в клетке; приводить подробную схему процесса биосинтезабелков; характеризовать организацию метаболизма у прокариот; генетическийаппарат бактерий, спорообразование, размножение;
9. характеризовать функцииорганоидов цитоплазмы; определять значение включений в жизнедеятельностьклетки;
10.сравнивать различныепредставления естествоиспытателей о сущности живой природы; характеризоватьосновные положения эволюционной теории Ж.Б.Ламарка, учения Ч.Дарвина оестественном отборе, взгляды К.Линнея на систему живого мира; оцениватьзначение теории Ж.Б.Ламарка и учения Ч.Дарвина для развития биологии;
11.определять понятиявид и популяция, значение межвидовой борьбы сабиотическими факторами среды; характеризовать причины борьбы за существование;
12.оценивать свойства домашнихживотных и культурных растений по сравнению с их дикими предками;
13.понимать сущность процессовполового размножения, оплодотворения, индивидуального развития, гаметогенеза,мейоза и их биологическое значение;
14.характеризовать биологическоезначение бесполого размножения, этапы эмбрионального развития, этапы онтогенезапри прямом постэмбриональном развитии, формы постэмбрионального периодаразвития, особенности прямого развития; объяснять процесс мейоза, приводящий кобразованию гаплоидных гамет; описывать процессы, протекающие при дроблении,гаструляции и органогенезе;
15.различать события,сопровождающие развитие организма при полном и неполном метаморфозе, объяснятьбиологический смысл развития с метаморфозом;
16.использовать генетическуюсимволику; вписывать генотипы организмов и их гаметы; строить схемы скрещиванияпри независимом и сцепленном наследовании, сцепленном с полом; составлятьпростейшие родословные и решать генетические задачи; характеризовать генотип касистему взаимодействующих генов организма;
17.распознавать мутационную икомбинативную изменчивость;
18.понимать смысл и значениеявлений гетерозиса и полиплоидии, характеризовать методы селекции (гибридизациюи отбор);
19.характеризовать особенностиприспособительного поведения, значение заботы о потомстве для выживания,сущность генетических процессов в популяциях, формы видообразования;
20.описывать основные направленияэволюции (биологический прогресс и биологический регресс), основныезакономерности и результаты эволюции;
21.проводить примерыприспособительного строения тела, покровительственной окраски покровов иповедения; объяснять, почему приспособления носят относительный характер;
22.объяснять причины разделениявидов, занимающих обширный ареал обитания, на популяции; характеризоватьпроцесс экологического и географического видообразования; оценивать скоростьвидообразования в различных систематических категориях, животных, растений имикроорганизмов;
23.характеризовать пути достижениябиологического прогресса — ароморфоз, идиоадаптацию и общую дегенерацию;приводить примеры гомологичных аналогичных организмов;
24.описывать движущие силыантропогенеза, положение человека в системе живого мира, свойства человека какбиологического вида, этапы становления человека как биологического вида;
25.характеризовать рольпрямохождения, развития головного мозга и труда в становлении человека;выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведенииживотных и человека;
26.осознавать антинаучную сущностьрасизма;
27.описывать развитие жизни наЗемле в разные периоды; сравнивать и сопоставлять современных и ископаемыхживотных изученных таксонометрических групп между собой;
28.характеризовать компонентыживого вещества и его функции, структуру и компоненты биосферы; осознаватьпоследствия воздействия человека на биосферу; знать основные способы и методыохраны природы; характеризовать роль заповедников в сохранении видовогоразнообразия;
29.классифицировать экологическиефакторы; различать продуценты, консументы и редуценты; характеризовать биомассуЗемли, биологическую продуктивность; описывать биологический круговорот веществв природе;
30.характеризовать действиеабиотических, биотических и антропогенных факторов на биоценоз; описыватьэкологические системы; приводить примеры саморегуляции, смены биоценозов ивосстановления биоценозов; характеризовать формы взаимоотношений междуорганизмами;
31.применять на практике сведенияоб экологических закономерностях;
2) в целостно-ориентацинной сфере:
1. знать основные правила поведения в природе и основы здорового образажизни, применять их на практике;
2. анализировать и оцениватьпоследствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровьечеловека;
3. приводить доказательствавзаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека отсостояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека;
4. оценивать поведение человека сточки зрения здорового образа жизни; различать съедобные и ядовитые растения игрибы своей местности;
3) в сфере трудовой деятельности:
1. знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
2. соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4) в сфере физической деятельности:
— демонстрировать приемы оказания первой помощи приотравлении ядовитыми растениями и грибами, укусе животными;
5) в эстетической сфере:
— оценивать с эстетической точки зрения объекта живойприроды.
Планируемыерезультаты изучения курса биологии к концу 9 класса
Обучающиесянаучатся:
— раскрывать роль биологии в практическойдеятельности людей, роль различных организмов в жизни человека;
— выделять существенные признаки живых организмов;
— использовать методы изучения живых организмов(наблюдение, эксперимент, описание, измерение);
— соблюдать правила работы с биологическимиприборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии;
— работать с увеличительными приборами; наблюдать микрообъекты ипроцессы; делать рисунки микропрепаратов, фиксировать результаты наблюдений;
— устанавливать связь строения частей клетки свыполнениями функциями;
— сравнивать химический состав живых организмов и телнеживой природы, делать выводы на основе строения;
— выводить связь строения ифункций клеток разных тканей; раскрывать сущность процессов жизнедеятельностиклеток (питание, дыхание, обмен веществ, рост, размножение); выделятьсущественные признаки строения клеток разных царств; делать выводы о единстве строенияклеток представителей разных царств и о том, какой объект имеет более сложноестроение;
— доказывать родство организмов на основе ихклеточного строения;
— устанавливать взаимосвязи между строением ифункциями тканей живых организмов;
— выделять существенные признаки царств живойприроды; сравнивать процессы жизнедеятельности растений и животных; объяснятьобщность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных напримерах сопоставления биологических объектов;
— выделять основные признаки царства бактерий,различать по внешнему виду, изображениям, схема и описаниям представителей этогоцарства; раскрыть роль бактерий в природе и в жизни человека;
— выявлять особенности сред обитания, раскрыватьсущность приспособления организмов к среде обитания;
— выделять существенные признаки уровней организацийживой природы и описывать процессы, происходящие на каждом уровне;
— объяснять механизмы наследственности иизменчивости; сравнивать наследственность и изменчивость, делать выводы наоснове сравнения;
— сравнивать половое и бесполое размножение, делатьвыводы на основе сравнения;
— выделять существенные признаки вида; объяснятьпричины многообразия видов;
— описывать приспособленность организмов к действиюэкологических факторов;
— выделять существенные признаки экосистемы,характеризовать роль редуцентов в экосистеме; приводить примеры разных типоввзаимоотношений организмов в экосистеме; составлять схемы цепей питания;
— аргументировать необходимость сохранениябиологического разнообразия для сохранения биосферы; анализировать и оцениватьвлияние деятельности человека на биосферу.
Обучающиесяполучат возможность научиться:
— самостоятельнообнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебнойдеятельности, выбирать тему проекта или исследования по биологии;
— выдвигать версии решения биологических иэкологических проблем, формулировать гипотезы;
— наблюдать биологические объекты, проводитьбиологические эксперименты;
— делать выводы, заключения, основываясь набиологических и экологических знаниях;
— самостоятельно обнаруживать и формулироватьпроблему, составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы(выполнения проекта по биологии, проведения биологического исследования);
— работая по плану, сверять свои действия с целью и,при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
— в диалоге с учителем совершенствоватьсамостоятельно выработанные критерии оценки;
— работая по предложенному и (или) самостоятельносоставленному плану, использовать наряду с основными и дополнительнымисредствами (справочная литература по биологии, биологические приборы,компьютер);
— планировать свою индивидуальную образовательнуютраекторию; работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним ицелью деятельности, исправлять ошибки, используя самостоятельно подобранныесредства (в том числе и интернет);
— свободно пользоваться выработанными критериямиоценки и самооценки; осознавать причины своего успеха и неуспеха и находитьспособы выхода из ситуации неуспеха; оценивать степень успешности своейиндивидуальной образовательной деятельности по биологии;
— в ходе представления проекта или биологическогоисследования давать оценку его результатам; давать оценку своим личностнымкачествам и чертам характера (каков я), определять направлениясвоего развития (каким я хочу стать, что мне для этого надосделать);
— анализировать, сравнивать, классифицировать иобобщать биологические факты и явления, самостоятельно выбирая основания икритерии для указанных логических операций; строить классификацию биологическихобъектов на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
— создавать схематические модели с выделениемсущественных характеристик биологического объекта; преобразовыватьбиологическую информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себяформу фиксации и представления информации; определять возможные источникинеобходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оцениватьее достоверность;
— давать определение понятиям на основе изученного наразличных предметах учебного материала; устанавливать родо-видовые отношениябиологических объектов; обобщать понятия — осуществлять логическую операциюперехода от биологического понятия с меньшим объемом к биологическому понятию сбольшим объемом;
— использовать компьютерные и коммуникационныетехнологии как инструмент для достижения своих целей; выбирать адекватныезадаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы;
— самостоятельно организовывать учебноевзаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,договариваться друг с другом и т. д.);
— отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы,подтверждая их фактами, в дискуссии выдвигать контраргументы, владетьмеханизмом эквивалентных замен;
— критично относиться к своему мнению, с достоинствомпризнавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
— различать мнение (точку зрения), доказательство(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; уметь взглянуть на ситуацию синой позиции и договариваться с людьми иных позиций;
— наблюдать за состоянием собственного организма,измерять пульс, артериальное давление; применять приемы оказания первой помощипри кровотечениях, отравлении угарным газом, спасении утопающих, простудныхзаболеваниях;
— соблюдать меры профилактики нарушений обменавеществ и развития авитаминозов, заболеваний, передающихся половым путем,СПИДа, нарушений работы органов чувств, вредных привычек;
— соблюдать принципы здорового образа жизни,рациональной организации труда и отдыха.
Содержание темучебного курса
Тема №1. Общие закономерности жизни (4 часа).
Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Основные свойства(признаки) живого: клеточное строение, самовоспроизведение, обмен веществ иэнергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, приспособленность.Биосистема. Многообразие форм жизни. Структурные уровни организации жизни.
Тема № 2. Явления и закономерностижизни на клеточном уровне (12 часов).
История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка –структурная и функциональная единица живого. Жизненный цикл клетки.Химический состав клетки, его постоянство. Неорганические и органическиевещества. Вода, ее роль в клетке. Мономеры, полимеры. Углеводы, жиры, белки,аминокислоты, ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты. Нуклеотиды. ДНК. РНК.АТФ. Строение клетки (органоиды клетки). Прокариоты. Эукариоты. Автотрофы.Гетеротрофы. Обмен веществ: энергетический и пластический. Биологическоеокисление (клеточное дыхание). Биосинтез. Фотосинтез.
Лабораторная работа №1 «Многообразие клеток.Сравнение растительной и животной клеток».
Формы размножения организмов: бесполое и половое, вегетативное. Гамета.Зигота. Хромосома. Деление клеток эукариот, митоз и его фазы. Деление клеткипрокариот. Мейоз, его сущность, оплодотворение. Кроссинговер. Клеточный цикл.Диплоидная клетка. Гаплоидная клетка. Биологическая роль размножения. Онтогенези его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Факторы среды ионтогенез.
Лабораторная работа №2 «Рассматриваниемикропрепаратов с делящимися клетками растения».
Тема № 3. Закономерности жизни на организменном уровне (19 часов).
Живой организм и его свойства. Генетика. Понятие о наследственности иизменчивости. Эксперименты Г. Менделя. Законы Менделя. Доминантные ирецессивные признаки. Аллель. Гомозиготы и гетерозиготы. Ген. Генотип ифенотип. Определение пола.
Норма реакции. Модификациононная изменчивость. Мутация.Мутационная изменчивость. Причины мутаций. Значение мутаций. Использованиемутаций для выведения новых сортов растений и животных. Понятие о генофонде.Сцепленное наследование. Хромосома, Х- и Y-хромосомы. Гибрид.
Лабораторная работа №3 «Решение генетическихзадач».
Лабораторная работа №4 « Выявлениегенотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (илисортов), произрастающих в неодинаковых условиях».
Селекция. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрахпроисхождения культурных растений. Методы селекции растений. Искусственный отбор.Гибридизация. Скрещивание. Мутагенез. Полиплоидия. Генная инженерия. Клеточнаяинженерия. Биотехнология. Селекция животных. Основные направления биотехнологиив микробиологии.
ТЕМА4. Закономерности происхождения жизни и развития жизни на Земле (20 часов).
Происхождениеи развитие жизни на Земле. Абиогенез. Биогенез. Химическая эволюция.Биологическая эволюция. Коацерваты. Эры. Гипотеза возникновения жизниА.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Возникновениемакромолекул и надмолекулярных структур, зарождение обмена веществ. Эволюция поспособу дыхания.
Усложнение растительного и животногомира в процессе эволюции.
Эволюция. Ч. Дарвин – создатель теорииэволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции.Движущие силы эволюции. Вид. Популяция. Приспособленность – результатэволюции. Изоляция. Видообразование. Микроэволюция. Макроэволюция. Борьба засуществование. Естественный отбор. Искусственный отбор. Биологический прогресси регресс. Ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
Лабораторнаяработа №5 «Изучение изменчивости у организмов».
Место человека в системе органическогомира. Доказательства происхождения человека от животных. Антропогенез.Австралопитек. Архантроп. Палеоантроп. Неоантроп. Кроманьонец. Человекразумный. Движущие силы и этапы эволюции человека древнейшего, древнего,современного. Человеческие расы, их родство и происхождение. Биосоциальная сущностьчеловека.
ТЕМА5. Закономерности взаимоотношений организма и среды(12 часов).
Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Условияжизни на Земле. Экологические факторы. Биоценоз. Биогеоценоз. Экосистема.Основные среды жизни. Законы: оптимума, лимитирующего фактора, комплексноговоздействия факторов. Радиация. Экологические группы организмов. Биотическиесвязи в сообществах. Компоненты экосистемы, биогенные элементы. Продуценты, консументы, редуценты. Цепи питания, трофический уровень, биологическийкруговорот веществ. Численность, плотность. Смена биогеоценозов. Биосфера.Роль экологической культуры.
Природные ресурсы Байкальского региона.Проблемы природопользования в Байкальском регионе. Красная книга Бурятии. Особо охраняемые природные территории РБ. Экологические проблемы Прибайкалья.
Лабораторная работа №6 «Приспособленность организмов к среде обитания».
Лабораторная работа №7 «Оценка качества окружающей среды»
ТЕМА 6. Обобщение – итоговаяконтрольная работа (1 час).
Тематическоепланирование 9 класс
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Общие закономерности жизни |
4 часа |
2 |
Явления и закономерности жизни на клеточном уровне |
12 часов |
3 |
Закономерности жизни на организменном уровне |
19 часов |
4 |
Закономерности происхождения жизни и развития жизни на Земле |
20 часов |
5 |
Закономерности взаимоотношений организма и среды |
12 часов |
6 |
Обобщение – итоговая контрольная работа по курсу «Основы общей биологии» |
1 час |
Календарно — тематическое планирование 9 класс
№ |
№ в теме |
Тема урока |
Домашнее задание |
1 |
1 |
Общие закономерности жизни(4 часа). Биология – наука о живом мире. |
§1 |
2 |
2 |
Методы биологических исследований. |
§2 |
3 |
3 |
Общие свойства живых организмов. |
§3 |
4 |
4 |
Многообразие форм живых организмов. |
§4 |
5 |
1 |
Явления и закономерности жизни на клеточном уровне(12 часов). Представленная информация была полезной? ДА 58.96% НЕТ 41.04% Проголосовало: 1111 Многообразие клеток. |
§5 |
6 |
2 |
Химические вещества в клетке (вода, минеральные соли, углеводы, липиды). |
§6 |
7 |
3 |
Химические вещества в клетке( белки, нуклеиновые кислоты). |
§6 |
8 |
4 |
Строение клетки. |
§7 |
9 |
5 |
Органоиды клетки и их функции. |
§8 таб. |
10 |
6 |
Обмен веществ — основа существования клетки. |
§9 |
11 |
7 |
Биосинтез белка в клетке. Генетический код. |
§10 |
12 |
8 |
Этапы биосинтеза белка. |
§10 |
13 |
9 |
Биосинтез углеводов — фотосинтез. |
§11 рис.18 |
14 |
10 |
Обеспечение клеток энергией. |
§12 |
15 |
11 |
Размножение клетки и ее жизненный цикл. |
§13 |
16 |
12 |
Обобщение знаний. |
Стр.57-61 |
17 |
1 |
Закономерности жизни на организменном уровне(19 часов). Организм — открытая живая система (биосистема). |
§14 |
18 |
2 |
Примитивные организмы. |
§15 рис. 24 |
19 |
3 |
Растительный организм и его особенности. |
§16 |
20 |
4 |
Многообразие Растений и их значение в природе. |
§17 рис.30 |
21 |
5 |
Организмы царства Грибов и Лишайников. |
§18 |
22 |
6 |
Животный организм и его особенности. |
§19 |
23 |
7 |
Разнообразие Животных. |
§20 |
24 |
8 |
Сравнение свойств организма человека и животных. |
§21 таб. |
25 |
9 |
Размножение живых организмов. |
§22 |
26 |
10 |
Индивидуальное развитие. |
§23 рис..46 |
27 |
11 |
Типы постэмбрионального развития. |
§23 таб. |
28 |
12 |
Образование половых клеток. Мейоз. |
§24 рис.50 |
29 |
13 |
Изучение механизма наследственности. |
§25 |
30 |
14 |
Основные закономерности наследования признаков у организмов. |
§26 |
31 |
15 |
Закономерности изменчивости. |
§27 |
32 |
16 |
Виды наследственной изменчивости. |
§27 |
33 |
17 |
Ненаследственная изменчивость. |
§28 |
34 |
18 |
Основы селекции организмов. |
§29 |
35 |
19 |
Обобщение знаний. |
Стр.126-131 |
36 |
1 |
Закономерности происхождения и развития жизни на Земле(20 часов). Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. |
§30 |
37 |
2 |
Современные представления о возникновении жизни на Земле. |
§31 |
38 |
3 |
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. |
§32 |
39 |
4 |
Этапы развития жизни на Земле. |
§33 таб. |
40 |
5 |
Идеи развития органического мира в биологии. |
§34 |
41 |
6 |
Чарлз Дарвин об эволюции органического мира. |
§35 |
42 |
7 |
Современные представления об эволюции органического мира. |
§36 |
43 |
8 |
Вид, его критерии и структура. |
§37 |
44 |
9 |
Процессы образования новых видов. |
§38 |
45 |
10 |
Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. |
§39 |
46 |
11 |
Доказательства эволюции. |
§39 |
47 |
12 |
Основные направления эволюции. |
§40 |
48 |
13 |
Примеры эволюционных преобразований живых организмов. |
§41 |
49 |
14 |
Основные закономерности эволюции. |
§42 |
50 |
15 |
Человек – представитель животного мира. |
§43 |
51 |
16 |
Эволюционное происхождение человека. |
§44 |
52 |
17 |
Этапы эволюции человека. |
§45 таб. |
53 |
18 |
Человеческие расы, их родство и происхождение. |
§46 таб. |
54 |
19 |
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. |
§47 |
55 |
20 |
Обобщение знаний. |
Стр. 201-206 |
56 |
1 |
Закономерности взаимоотношений организма и среды(12 часов). Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. |
§48 |
57 |
2 |
Общие законы действия факторов среды на организм. |
§49 |
58 |
3 |
Приспособленность организмов к действию факторов среды. В/ф |
§50 |
59 |
4 |
Биотические связи в природе |
§51 таб. |
60 |
5 |
Популяции. |
§52 |
61 |
6 |
Функционирование популяций в природе. |
§53 |
62 |
7 |
Сообщества. |
§54 |
63 |
8 |
Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. |
§55 |
64 |
9 |
Развитие и смена биогеоценозов. |
§56 |
65 |
10 |
Основные законы устойчивости живой природы. |
§57 |
66 |
11 |
Экологические проблемы в биосфере. В/ф |
§58 |
67 |
12 |
Обобщение знаний. |
Стр.250-254 |
68 |
1 |
Итоговая контрольная работа по курсу «Основы общей биологии». |
|
Перечень учебно – методического обеспечения для учителя:
1). Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основыобщей биологии. 9 класс»: Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф,2005.
2). Сухова Т.А., Строганов В.И., ПономареваИ.Н. Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005.
3). Батуев А.С., Гуленкова М.А., ЕленевскийА.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.:Дрофа, 2004.
4). Болгова И.В. Сборник задач по Общейбиологии для поступающих в вузы. – М.: Оникс 21 век. Мир и образование, 2005.
5). Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология втаблицах 6-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2002.
6). Лернер Г.И. Общая биология. Поурочныетесты и задания. – М.: «Аквариум», 1998.
7). Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология.Дидактические материалы к разделу «Общая биология». – М.: Издательство НЦ ЭНАС,2004.
8). Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активныеформы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1997.
9). Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся кединому государственному экзамену: Общая биология. – М.: Дрофа, 2004.
10). В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. Открытыеуроки по биологии. 7-9 классы. — Волгоград: Учитель, 2003.
11). А.А.Кириленко, С.И.Колесников. Биология.9 класс. Итоговая аттестация. — Ростов-на-Дону: Легион, 2007.
12). Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова, В.З.Резникова.Биология. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. — М.:Просвещение, 2006.
13). В.Н. Семенцова. Биология. Общиезакономерности. 9 класс. Технологические карты уроков: Методическое пособие. -Санкт-Петербург: Паритет, 2002.
14). Контрольно-измерительные материалы.Биология. 9 класс. Сост.И.Р. Григорян..- М.: ВАКО, 2010.- 112 с.
Журнал «Биология в школе». Газета «1сентября» «Биология». Журнал «Биология. Всё для учителя!»
для учащихся:
1). Н.А.Введенский, И.М.Владимирова и др.Биология: весь курс. Для выпускников и абитуриентов. — М.:Эксмо, 2008.
2). Н.А.Лемеза, Л.В.Камлюк, Н.Д.Лисов.Биология в экзаменационных вопросах и ответах. — М.:Рольф, 2000.
3). Н.М.Киреева. Биология для поступающих вВУЗы (способы решения задач по генетике). – Волгоград: Учитель, 2004.
4). А.И.Никишов. Справочник школьника побиологии: 6-9 классы. — М.:Дрофа, 1996.
5). В.Р.Пикеринг. Биология. Школьный курс в120 таблицах. — М.:АСТ Пресс, 1999.
6). Е.Н.Анашкина. Кроссворды для школьников.Биология. – Ярославль: Академия развития, 1997.
7). Батуев А.С., Гуленкова М.А., ЕленевскийА.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.:Дрофа, 2004.
8). Болгова И.В. Сборник задач по Общейбиологии для поступающих в вузы. – М.: Оникс 21 век.Мир и образование, 2005.
9). Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология втаблицах 6-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2002.
10). Контрольно-измерительные материалы.Биология. 9 класс. Сост.И.Р. Григорян..- М.: ВАКО, 2010.- 112 с.
Рабочая программа не исключает возможностииспользования другой литературы в рамках требований Государственного стандартапо биологии.
Multimedia – поддержка курса «Основыобщей биологии»
1). Лабораторный практикум. Биология 6-11класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр,2004.2). Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение кучебнику Н.И.Сонина (учебное электронное издание), Дрофа, Физикон, 2006.
3). Подготовка к ЕГЭ по биологии. Учебноеэлектронное издание, Дрофа, Физикон, 2006.
4). Интернет-ресурсы на усмотрение учителя иобучающихся.