X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРАИВАНОВИЧА КУПРИНА

АлександрИванович Куприн (1870–1938 гг.) – знаменитый русскийписатель-реалист, получивший народное признание. Автор таких знаменитыхпроизведений, как «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся», которые заслуженновошли в золотой фонд русской литературы.

ПОВЕСТЬ«ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»

            Историясоздания произведения. В основу фабулы «Гранатового браслета» (1810)положен реальный факт – история влюбленности телеграфиста по фамилии П.П.Желткова в жену Д.Н. Любимова, российского генерала. Влюбленный имел смелостьприслать княгине в подарок золотую цепочку с подвеской. Общество посмеялось наднаивным телеграфистом, но Куприна заинтересовала не анекдотичность истории, алюбовная трагедия, стоящая за видимым курьезом.

            Жанрпроизведения. В «Гранатовом браслете» представлены герои, не имеющиепрямого отношения к главным событиям. Это и сестра Веры Анна, и друг семьиШеиных генерал Аносов. Они изображены достаточно подробно, но на ход событийникак не влияют. Это позволяет определить жанр «Гранатового браслета» как повесть.

            Названиепроизведения и его смысл. В честь подарка влюбленного в княгиню«маленького» человека – гранатового браслета – и названа повесть.Предмет, давший название произведению, является символом настоящей безбрежнойлюбви, символом высочайшей цели существования человека.

Темаповести– это любовь, которая принадлежит к вечным категориям, таким, как жизнь исмерть. Подлинное высокое чувство никогда не смотрит на ранги и сословия, непривязано к тому, приносит оно счастье или страдания, – человек просто живетлюбовью.

Главнаяидеяповести – жизнь пуста без любви, человек не живёт по-настоящему. Жизньутрачивает смысл, если человек никого не любит или его никто не любит. ВераШеина отвергает чувства Желткова, а он, не желая мешать ее благополучию,выполняя ее желание – разлюбить, уходит из жизни. Вера в финале повестипонимает, что любовь выше материальных ценностей, сильнее смерти, посколькуживет в памяти как самое высокое чувство, прошедшее мимо нее.  

            Композицияпроизведения. Временные рамки повести крайне сжаты: от начала действия дотрагического финала проходит около двух суток. О предшествующих событияхчитатель узнает из диалогов героев. Повесть легко разграничить на трикомпозиционные части: день рождения Веры, где зарождаются последующие события,и читатель получает разгадку образа загадочного Г.С.Ж.; объяснение мужа Веры ибрата с Желтковым; княгиня видит усопшего, слышит его исповедь внутри своегосознания. Это, безусловно, драматическая композиция: завязка — развитиеконфликта — финальная развязка.

            Художественныесредства, приёмы, выявляющие главную идею произведения. Один из любимыххудожественных приемов Куприна – обращение к символам. В повести их немало:перемена погоды в начале действия – символ перемен в судьбе, число гостей – 13,что намекает на грядущую трагедию. Подарок супруга Вере, серьги из жемчуга(жемчуг во все времена называли «слезами моря») каплеобразной формы, подареннаяАнной записная книжка, переделанная из старинного молитвенника, – все намекаетна предстоящую гибель одного из героев.

            Награнатовом браслете, который дарит Желтков, камни загораются, «точно кровь»,предсказывая смерть. Среди красных гранатов оказывается необыкновенный сортграната – зеленый. Он, по преданию, дарует женщинам возможность предвидеть.Вера и впрямь чувствует беду.

            Музыкаи описание природы также помогают создать нужное настроение – осенний пейзажготовит читателя к печальным событиям. Музыка – это сила, помогающая человекупознать истину. Слушая любимую Желтковым сонатуБетховена, Вера Николаевна осознает, что той любви, о которой грезит любаяженщина, больше не будет в ее жизни.

            Важнаяроль в произведениях Куприн имеют детали. Так, в момент прощания ВерыНиколаевны с погибшем Желтковым, она поразилась «умиротворенному выражению еголица», словно перед смертью он постиг глубокую тайну бытия, и вспомнила, чтоподобное выражение ей доводилось наблюдать на посмертных масках великих Пушкинаи Наполеона». То есть одной подробностью писатель возвысил своего героя достепени «великих». Исключительно богат язык писателя, он искусно используетизобразительные языковые средства. Посредством описания природы, речевой ипортретной характеристики, автор изобразил героев «Гранатового браслета»,передал их мысли и чувства.

ПОВЕСТЬ «ОЛЕСЯ»

            Историясоздания. Однажды А.И. Куприн гостил в Полесье у помещика Ивана ТимофеевичаПорошина, который рассказал писателю загадочную историю своих отношений с некойколдуньей. Именно эта история, обогащённая художественным вымыслом, и легла воснову произведения. Первая публикация повести состоялась в журнале «Киевлянин»в 1898 году, произведение носило подзаголовок «Из воспоминаний о Волыни», чтоподчёркивало реальную основу происходящих в повести событий.

            Жанри направление. Александр Иванович творил в конце 19 – начале 20 века, когдапостепенно начинала разгораться полемика между двумя направлениями: реализмом имодернизмом, который только-только начинал заявлять о себе. Куприн принадлежитк реалистической традиции в русской литературе, поэтому повесть «Олеся» можносмело отнести к реалистическим произведениям. По жанру произведениепредставляет собой повесть, так как в нём преобладает хроникальныйсюжет, воспроизводящий естественное течение жизни. Читатель проживает всесобытия, день за днём, вслед за главным героем Иваном Тимофеевичем.

            Сюжет.Действие происходит в небольшой деревне Переброд Волынской губернии, на окраинеПолесья. Молодой барин-писатель скучает, но однажды судьба его заводит наболото к дому местной ведьмы Мануйлихи, где он знакомится с красавицей Олесей.Между Иваном и Олесей вспыхивает чувство любви, но молодая колдунья видит, чтождёт её погибель, если она свяжет свою судьбу с нежданным гостем. Но любовьсильнее предрассудков и страха, Олеся хочет обмануть судьбу. Молодая ведьмаради Ивана Тимофеевича идёт в церковь, хотя ей по роду занятий и происхождениювход туда воспрещён. Она даёт понять герою, что совершит этот смелый поступок,который может повлечь за собой непоправимые последствия, но Иван не понимаетэтого и не успевает спасти Олесю от разъярённой толпы. Героиню жестокоизбивают. Она в отместку шлёт проклятье на деревню, и в ту же ночь случаетсястрашная гроза. Зная силу гнева людского, Мануйлиха с воспитанницей поспешнопокидают дом на болоте. Когда молодой человек на утро приходит в это жилище, тонаходит лишь красные бусы, как символ их с Олесей короткой любви.

            Главнаятема повести – любовь Олеси, её готовность к самопожертвованию. Другойнемаловажной смысловой ветвью является тема противостояния мира обычного имира людей природы. Жители деревни, столиц, сам Иван Тимофеевич –представители обыденного мышления, пронизанного предрассудками, условностями,клише. Мировоззрение Олеси и Мануйлихи – это свобода, открытые чувства.Окружающая среда – колыбель, воспитавшая главную героиню, незаменимаяпомощница, благодаря которой Мануйлиха с Олесей живут вдали от людей и цивилизациибез нужды, природа даёт им всё необходимое для жизни.

            Идеяповести заключается в том, что люди, выросшие вдали от цивилизации,оказываются намного благороднее, деликатнее, вежливее и добрее, чем само«цивилизованное» общество. Так, обитатели деревни показывают себя большимидикарями, чем две колдуньи, живущие на болоте.

 

ВОСПЕВАНИЕЗДОРОВЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ТВОРЧЕСТВЕ А.И. КУПРИНА

            А.И.Куприн в своих произведениях затрагивает и раскрывает многие темы, но одна изважнейших – это тема любви. В его творчестве встречается и всепоглощающая,глубокая и чистая любовь, и любовь слабая, которая не может противостоятьповоротам судьбы и социальному неравенству.

            Вповести «Гранатовый браслет» генерал Аносов спрашивает Веру: «А гделюбовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, прокоторую сказано – «сильна, как смерть»? Такая любовь, для которой совершитьлюбой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость». Длягероя его собственный вопрос является риторическим. Но Вера столкнулась с такойлюбовью. «Она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина,прошла мимо нее». В данном произведении любовь трагична, она непрерывносвязана со смертью. В своей исповеди Желтков пишет: «Остается только одно –смерть». Предчувствие этой трагедии посетило Веру, когда она рассматривалаподаренный Желтковым гранатовый браслет. «Точно кровь!» – подумала она.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

            Оченькрасиво А.И. Куприн описывает любовь двух молодых людей в рассказе «Олеся».Чтобы создать яркую картину любви полесской колдуньи Олеси и русскогоинтеллигента Ивана Тимофеевича, автор окружает героев таинственностьюполесского леса и природы в целом. Олеся – представительница любимых Куприным«естественных людей», «детей природы», не испорченных цивилизацией, способныхна полноту чувств. Девушка выросла в лесу, она любит и понимает природу, у неечуткое сердце, острый ум, добрая душа. Но самое главное в ней то, что любит онавсем сердцем, искренне, глубоко, нежно и заботливо. Во имя любви она способнана большие жертвы. Девушка пошла на физические и моральные муки, выполнилаабсурдное желание своего любимого, хотя предполагала, чем это закончится.

            Влюбовь двух молодых людей вмешалось не только суеверие и необразованностьжителей деревни. Их любовь была обречена, потому что между характерами героевсуществует огромная разница: у Олеси чуткое, горячее сердце, способное наподвиг во имя любви. А у Ивана Тимофеевича сердце ленивое, холодное, глухое ковсему окружающему. Он «не послушался тогда смутного влечения сердца», неостановил свою любимую, и все закончилось трагично.

ТРАДИЦИИРОМАНТИЗМА И РЕАЛИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ А.И. КУПРИНА

           А.И. Куприн делает героями своих книг актеров, фабрикантов, инженеров,офицеров, дворянскую аристократию и других своих современников. Знания о них онбрал из жизни, поскольку вращался в разных социальных средах, общался с самымиразными людьми.

           Творчество Куприна по праву называют «энциклопедией жизневедения».Все окружающее, в особенности человеческий быт, обиход, служило для негопоказателем внутренней жизни человека, объяснением его поведения. Писательпоражает нас своими познаниями в любой области жизни. Они обретают особуюценность, потому что это житейские наблюдения Куприна. Это и придает прозеКуприна богатство реалистичного отражения жизни.

           Например, в произведении «Анафема» Куприн показал себя блестящимзнатоком церковной службы с ее «крюковскими» распевами, требниками, канонами. В«Поединке» и в цикле военных рассказов Куприн – непревзойденный знатокармейской службы и нравов. Обо всем он пишет, как знаток, – о цирке, актерскойработе, охоте, рысистых бегах и нравах животных. А в книге «Киевские типы»Куприн предстает перед нами как проницательный наблюдатель, сумевший вникнуть вдушевный мир разнообразнейших людей, создать целую галерею киевских обывателей.Поэтому мы с уверенностью можем говорить о таланте Куприна-реалиста.

           Но, читая его произведения, мы видим в них и другую сторону – романтическую.Куприн повсюду искал ту силу, которая могла бы возвысить человека, помочь емуобрести внутреннее совершенство и счастье. Такой силой могла стать любовь кчеловеку. Именно этим чувством пронизаны повести и рассказы Куприна.Человеколюбие можно назвать главной темой таких произведений, как «Олеся» и«Анафема», «Чудесный доктор» и «Листригоны». Прямо, в открытую, Куприн говорито любви к человеку не так уж часто. Но каждым своим произведением он призываетк человечности. А для реализации своей гуманистической идеи писатель используетромантические художественные средства. Куприн зачастую идеализирует своихгероев (Олеся из одноименного рассказа) либо наделяет их почти неземнымичувствами (Желтков из «Гранатового браслета»). Очень часто романтическимибывают финалы произведений Куприна. Так, например, Олесю изгоняют из обществавновь, но на этот раз она вынуждена уехать, то есть покинуть чуждый ей мир.Ромашов из «Поединка» уходит от действительности, полностью погружаясь в свойвнутренний мир. Потом в поединке с жизнью он погибает, не вынося мучительнойраздвоенности. Желтков в рассказе «Гранатовый браслет» стреляется, когда теряетсмысл жизни. Он бежит от своей любви, благословляя свою возлюбленную: «Дасвятится имя твое!»

           В романтические тона окрашена у Куприна тема любви. О ней он говоритблагоговейно. О своем «Гранатовом браслете» писатель говорил, что ничего болеецеломудренного он еще не писал. Это замечательное произведение о любви,выражаясь словами самого Куприна, – «великое благословение всему: земле, водам,деревьям, цветам, небесам, запахам, людям, зверям и вечной благости и вечнойкрасоте, заключенной в женщине». Несмотря на то, что в основу «Гранатовогобраслета» положены реальные жизненные факты и у его героев есть свои прототипы,он представляет собой ярчайший образец романтической традиции.

            Этоговорит нам об умении Куприна видеть в реальности поэтически возвышенное, а вчеловеке – самое лучшее и чистое. Поэтому мы можем назвать этого писателя иреалистом и романтиком одновременно.

ТРАГИЗМ ЛЮБВИ ВТВОРЧЕСТВЕ А.И. КУПРИНА

            Однойиз самых высоких ценностей в жизни А.И. Куприна была любовь, поэтому в своихповестях «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся» он затрагивает этуживотрепещущую для всех времен тему. Эти произведения объединяют общие черты,самая главная из которых – трагичность судеб главных героев. В его повестяхлюбовь бескорыстная, самоотверженная, не жаждущая награды, любовь, для которойсовершить любой подвиг, пойти на мучения вовсе не труд, а радость.

            Любовьв произведениях Куприна всегда трагична, она заведомо обречена на страдания.Именно такая всепоглощающая любовь коснулась полесской ведьмы Олеси, котораяполюбила «доброго, но только слабого» Ивана Тимофеевича. В повести «Олеся»перед нами предстают два антипода, два влюбленных человека с неодинаковымихарактерами, представлениями о жизни. Юная девушка Олеся, выросшая со своейбабушкой-ведьмой в дремучем лесу, обладает уникальными качествами. Ей присущиискренность, доброта, верность. Олеся не просто влюбляется в Ивана Тимофеевича,а посвящает всю себя этому чувству, зная, что им не суждено быть вместе.Главный герой тоже чувствует любовь, но, несмотря на свои положительныекачества, не может отдать своё сердце в руки девушки. Его душа полна эгоизма,нерешительности, он зависит от законов общества. Иван Тимофеевич любит Олесюисключительно на фоне природы, любит таинственность и репутацию ведьмы, и не всостоянии представить её в своем мире: «Одно лишь обстоятельство пугало иостанавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетаяв модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев,исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса, полного легенд итаинственных сил». В конце концов, он предлагает девушке уехать с ним, ставитнепростой выбор перед Олесей между ним и её бабушкой, что становится причинойнастоящей трагедии. Жизнь героев разрушена, а сердце девушки разбито.

            Бескорыстное,преданное, но безответное чувство любви мы видим в другом рассказе Куприна«Гранатовый браслет». Вера Шеина – красивая дама, в меру счастлива в браке,живет достойной жизнью. Но её спокойствие нарушается анонимными письмами,признаниями в любви от некого Г.С.Ж. Тайный поклонник увидел Веру ещенезамужней девушкой и сразу влюбился. Однако герой понимает, что они никогда небудут вместе, ведь он лишь чиновник контрольной палаты. Любовь стала для негочем-то большим, смыслом жизни: «Случилось так, что меня не интересует в жизниничто: не политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей –для меня вся жизнь заключается только в Вас». Вера поражается тому, насколькосильной может быть любовь. Генерал Аносов дает ей повод задуматься: «…можетбыть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которойгрезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Поклонник, узнав, чтомешает любимой женщине, добровольно уходит из жизни, и только после этого Вераосознает ничтожность собственного существования и ошибочность своего выбора.Автор показывает нам настоящую, безусловную любовь, которая редко встречается всовременном мире.

            Подлиннаялюбовь, по мнению писателя, заключается в стремлении полностью отдать себяэтому чувству,  на которое способен лишь любящий человек. Произведения «Олеся»,«Гранатовый браслет» заканчиваются трагично, но именно это привлекает иудивляет нас.

ТЕМА«ЕСТЕСТВЕННОГО ЧЕЛОВЕКА» В ТВОРЧЕСТВЕ КУПРИНА

            Купринв своей повести «Олеся» обращается к романтической теме «естественногочеловека», имеющей давнюю традицию в русской литературе. Героини, выросшие вприродной среде, не испорченные дурным влиянием городской цивилизации, – этодуховно независимые, внутренне свободные личности. Они способны к сильнымчувствам, к самоотверженной любви, но любовь оборачивается для них бедой.

           У Куприна его героиня, взращенная матерью-природой, противопоставленане только «городскому» человеку – Ивану Тимофеевичу, но и жителям деревни. Олесянаделена особой силой, позволяющей ей затворять кровь, предсказывать судьбу,заставлять человека спотыкаться на ровном месте или на расстоянии нагнать нанего страх. С точки зрения Ивана Тимофеевича, способности Олеси объясняютсятем, что ей «доступны те бессознательные, инстинктивные, туманные, добытыеслучайным опытом, странные знания», которые, опередив науку, живут в народе,«передаваясь как величайшая тайна из поколения в поколение». Каким бы нибыл источник Олесиного «чародейства», она от рождения наделена ясностью ума,наблюдательностью, интуицией – качествами, которые в естественной среде, гдеросла Олеся под присмотром любящей, мудрой бабушки, не могли быть затемненыдурным воспитанием, фальшивыми устоями общества и получили достойное развитие.В образе Олеси автор отразил идеал человека, идеал женщины.Горожанину-интеллигенту, с его нечуткостью, нерешительностью и неспособностьюслышать голос собственного сердца, противопоставлена героиня, кровно связаннаяс природным бытием, черпающая из жизни природы и огромные жизненные силы, имудрость души.

НРАВСТВЕННЫЕ ИСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КУПРИНА

            Вповести «Поединок» И.А. Куприн затрагивает проблему нравственнойнеполноценности человека и показывает ее на примере русской армии. Офицерыжестоко издевались над своими подчиненными, которые, попав в новую обстановку,не понимали, что происходит: «Унтер-офицеры жестоко били своих подчиненных заничтожную ошибку в словесности, за потерянную ногу при маршировке, – били вкровь, выбивали зубы, разбивали ударами по уху барабанные перепонки, валиликулаками на землю». Автор четко и точно показал в «Поединке» социальные проблемырусской армии и проблему непонимания и отчужденности между солдатами иофицерами.

            Вповести «Олеся» главных героев – Олесю и Ивана Тимофеевича – И.А. Купринпоказывает представителям разных социальных слоёв: Иван Тимофеевич –образованный человек, писатель, приехавший в Полесье «наблюдать нравы», а Олеся– «ведьмака», необразованная девушка, выросшая в лесу. Но, несмотря на этиразличия, они полюбили друг друга. Однако их любовь была разной: ИванаТимофеевича привлекли красота, нежность, женственность, наивность Олеси, а она,напротив, осознавала все его недостатки и знала, что их любовь обречена, но,несмотря на это, любила его всей своей пылкой душой так, как только способналюбить женщина. Ее любовь вызывает у меня восхищение, потому что Олеся радилюбимого человека была готова на все, на любую жертву. Ведь ради ИванаТимофеевича она пошла в церковь, хотя знала, что это закончится для неетрагически. А вот любовь Порошина я не считаю такой же чистой и великодушной.Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но несделал ничего, чтобы остановить ее: «Вдруг внезапно ужас предчувствияохватил меня. Мне неудержимо захотелось: побежать вслед за Олесей, догнать ее ипросить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не ходила в церковь. Ноя сдержал свой неожиданный порыв…» Иван Тимофеевич, хотя и любил Олесю, нов то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь мешала ему жениться на ней: «Однолишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе,какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной сженами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки староголеса». Трагедия любви Олеси и Ивана Тимофеевича – это трагедия людей,которые «выломились» из своей социальной среды. Трагична судьба самой Олеси,ведь она отличалась от крестьян, прежде всего, своей чистой, открытой душой,богатством внутреннего мира. Именно это породило ненависть к Олесе черствых,ограниченных людей. И, как известно, люди всегда стремятся уничтожить того,кого они не понимают, того, кто от них отличается. Поэтому Олеся вынужденарасстаться с любимым и бежать из родного леса.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет