Начало формы
Особенностиработы и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условияхвведения ФГОС.
Сегодня мы собрались для достаточно сложного, нонужного разговора об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья иначну свое выступление высказываниемамериканского философа и психолога Уильяма Джеймса: «Длячеловека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным вобществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным».
Каждыйребенок — особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят«особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а длятого, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.
В настоящее время в России увеличилось число детей с отклонениями в развитии иповедения. Поэтому стало уделяться большое внимание актуальной проблемеобучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В образовании применяются три подхода в обучении детей с особымиобразовательными потребностями:
-дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментальногоразвития в специальных (коррекционных) учреждениях I-VIII видов;
– интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательныхучреждениях;
– инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательнымипотребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Одним из главных направлений развития общего образования является актуализацияценности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья,которое сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетовгосударственной образовательной политики в России. Реализация инклюзивногоподхода в образовании предполагает особые требования к работе администрации иколлектива учебного заведения. Сегодня мы рассмотрим вопрос о том, что женеобходимо для доступного и личностно-ориентированного образования детей иподростков с ОВЗ, их полноценного развития и включения в образовательное пространствомассовой школы.
Обучающимися с ограниченными возможностями здоровья мы будем называть физическое лицо, имеющее недостаткив физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденныепсихолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получениюобразования без создания специальных условий
Дети-инвалиды – это дети,имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальнойдезадаптации вследствие нарушения роста и развития, способностей к самообслуживанию,передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению,трудовой деятельности в будущем.
Статистические данные по данному вопросу на настоящее время таковы:
– около 2 000 000 российскихдетей имеют особенности в физическом и психологическом развитии;
– каждый год в России числодетей с ОВЗ растёт на 5 %;
– на 01.01.2018г.численность инвалидов в России составляет – 11 750 000 начисленность населения 146 800 000 человек (около 8%);
– на 01.01.2018г.детей-инвалидов до 18 лет в РФ-655 000 (5,6 % от общего числа инвалидов);
– процент детей инвалидоврастет, несмотря на демографический спад.
Как правило, дети с ОВЗ и дети-инвалиды не могут безболезненно включиться вобразовательный процесс уже на первых порах обучения, так как зачастую у такихдетей:
– отсутствует мотивация кпознавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
– темп выполнения заданийочень низкий;
– они нуждаются в постояннойпомощи взрослого;
– обладают низким уровнемразвития речи и мышления;
– инфантильны;
– у них нарушена координациядвижений;
– низка самооценка;
– повышена тревожность;
– плохо развита мелкая икрупная моторика;
– быстро устают;
– излишне возбудимы,беспокойны, раздражительны, упрямы.
Детис ОВЗ и инвалиды – адресаты инклюзивного образования.
Инклюзивноеобразование – обеспечениеравного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особыхобразовательных потребностей и индивидуальных возможностей
Инклюзивное образование может быть:
Полным и постоянным —дети с отклонением в развитии по1-3 человека включаются в классы школы при наличии специально созданныхусловий для обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Частичным– дети с ОВЗ и инвалидысовмещают индивидуальное обучение на дому с посещением школы и обучаются поиндивидуальным учебным планам. Также они могут посещать кружки, клубы,внеклассные общешкольные мероприятия и др.
Эпизодическим– это целенаправленнаяорганизация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с выраженныминарушениями развития со сверстниками, преодоление тех объективных ограничений всоциальном общении, которые создаются в условиях специальных (коррекционных)учреждений. (Эпизодическая инклюзия может быть рекомендована детям с болееглубоким интеллектуальным нарушением, с отягощенной умственной отсталостью,либо имеющим выраженные расстройства поведения).
Безусловно, для доступного и личностно-ориентированного образования детей иподростков с ОВЗ, их полноценного развития и включения в образовательноепространство массовой школы необходимы специальные условия – условия обучения,воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:
– необходимую и достаточнуюнормативно-правовую базу;
– необходимое и достаточноеорганизационно-методическое обеспечение;
– психолого-педагогическоесопровождение;
– адаптивная образовательнаясреда школы.
Внастоящее время основным Федеральным законом, определяющим принципыгосударственной политики в области образования, является Федеральный Закон«Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 27 декабря 2012 года,вступивший в силу с 1 сентября 2013 года.
Закон вводит понятие инклюзивного обучения и дает определение основнымпонятиям, таким как обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья,индивидуальный учебный план, инклюзивное образование, адаптированнаяобразовательная программа и др.
Ещеодин документ, обязательный для исполнения – это Федеральный государственныйобразовательный стандарт для детей с ОВЗ.
Основныецели введения ФГОС для детей с ОВЗ:
• полноценное включение вобразовательное пространство всех детей с ОВЗ
• социализация детей с ОВЗ, развитие жизненного опыта, академической ижизненной компетенций.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования группобучающихся с ограниченными возможностями здоровья обучающиеся с:
– Нарушениями слуха;
– Тяжелыми нарушениями речи;
– Нарушениями зрения;
– Нарушениями опорно –двигательного аппарата;
– Задержкой психическогоразвития;
– Умственной отсталостью;
– Расстройствами аутистическогоспектра;
– Множественными нарушениями- сочетаниями двух или более психофизических нарушений.
Воснову Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены дифференцированный идеятельностный подходы.
Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута,программ и условий получения образования обучающимися с ОВЗ. Но самое важное,стандарт определяет обязательные требования к условиям получения образованияопределенного уровня.
Дополнительно об условиях обучения детей с ОВЗ нам говорит еще один важныйдокумент — СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования кусловиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющихобразовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательнымпрограммам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приведу примеры этих требований:
– Не более 2 обучающихся сНарушениями Опорно Двигательного Аппарата в классе в условиях инклюзии. Общаянаполняемость класса при 1 обучающемся с НОДА — не более 20 обучающихся
– Не более 2 глухихобучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса при 1глухом — не более 20 обучающихся
– Не более 4 обучающихся сЗадержкой Психического Развития в классе в условиях инклюзии. Общаянаполняемость класса — не более 25 обучающихся
– Не более 2 слепыхобучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при1 слепом — не более 20 обучающихся
Также в образовательном учреждении должен быть разработан и принят рядлокальных актов:
Помимо нормативно-правовой базы для полноценного образования и развития детей иподростков с ОВЗ необходимо и соответствующее организационно-методическоеобеспечение данного процесса. Оно включает в себя:
– Разработку специальных адаптированныхобразовательных программ;
– индивидуальные учебныепланы.
– планы воспитательнойработы школы и классов, в которых прописаны основные направления работы стакими детьми;
– обучение учителей поданному вопросу.
Психолого-педагогическое сопровождение как еще одно условие для доступного иличностно-ориентированного образования детей и подростков с ОВЗ, ихполноценного развития и включения в образовательное пространство массовой школыпредставляет собой:
– наличие специальнойпсихолого-педагогической поддержки психолога, дефектолога, логопеда и др.специалистов;
– тьюторское сопровождение; Тьютор (англ. tutor —наставник) — исторически сложившаясяособая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработкуиндивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процессиндивидуализации и индивидуального образования в школе, в системахдополнительного образования.
– организация работыпсихолого-педагогического консилиума школы, работа которого регламентируетсясоответствующим локальным актом;
– развитие толерантногоотношения окружения «особенного» ребенка.
Адаптивная образовательная среда школы как необходимое условие полноценного включения ребенкас ОВЗ в образовательное пространство массовой школы — это:
– доступность классов и всехпомещений школы для таких детей (устранение барьеров);
– наличие техническихсредств обеспечения комфортного доступа;
– наличиекоррекционно-развивающей предметной среды для обучения и социализации;
– наличие помещений (зон)для отдыха, оздоровления, восстановления работоспособности.
Итак, что же нужно делать школе, если пришел ребенок с ОВЗ, которому нужносоздать специальные условия?
– Выбор особых условийдля обучения детей с ОВЗ и инвалидностью начинается с прохожденияобследования в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Для этогонеобходимо получить направление от организации (к примеру, школыили больницы) или подать заявление от лица родителей (законныхпредставителей ребенка).
– Если у ребенка выявленынарушения в физическом, психическом развитии или отклоненияв поведении, ПМПК выдаст заключение, в котором будут указаныоптимальные условия обучения. Для семьи это заключение носит рекомендательныйхарактер, но как только оно попадает в школу, становится обязательнодля исполнения в сфере образования.
– Необходимо помнить, чтодиректор образовательной организации не может отказать в приеме ребенка сограниченными возможностями здоровья, ссылаясь на отсутствие в организацииусловий для обучения детей. После зачисления ребенка любая образовательнаяорганизация при осуществлении общего образования обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья обязана создавать все вышеперечисленные специальныеусловия.
– Обучение детей поадаптированной программе возможно только с согласия родителей (законныхпредставителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогическойкомиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
– Если родители (законныепредставители) обучающегося не дают такого согласия, то ОО не вправе обучатьребенка по адаптированной программе. В данном случае школа вынуждена обучатьребенка по той программе, по которой он был принят на обучение.
– Если обучающийся, в силуособенностей его здоровья, будет испытывать затруднения в освоении программы,то ответственность в данном случае будут нести его родители.
– Далее заключается договорс родителями, в котором прописываются все условия обучения, которые можетсоздать школа.
– Затем в школе создаетсярабочая группа по разработке адаптированной программы в течение 10 дней ииздается приказ о создание школьного психолого- педагогического консилиума,который будет сопровождать ребенка весь период обучения.
– После этого начинаетсяежедневная кропотливая и очень сложная работа всех специалистов – учителя,тьютора, психолога, логопеда по включению ребенка с ОВЗ в образовательноепространство школы.
Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образованиерасширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такиекачества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. И наша общаязадача — создать такую безбарьерную образовательную среду, в которой каждыйребенок, независимо от социального статуса, национальности, состояния здоровья,будет чувствовать себя уверенно, комфортно, будет расти и развиваться.
Полезные советы педагогам вработе с детьми с ОВЗ.
1.Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми. Говоритьотчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса, когда требуетсяостановить слишком расходившегося ребенка, предотвратить возникающеестолкновение.
2.Необходимо помнить, что злоупотребление повышением голоса нервирует детей,возбуждает возбудимых.
3.Спокойные, уверенные движения, отсутствие суетливости, самообладание во всемоменты жизни, например: резкое столкновение между детьми, нервный срывребенка, аффективное поведение родителей ребенка, вспышки ярости.
4.Помните, что у аномальных детей часто встречается очень значительнаяподражательность и что своим общим поведением педагог лечит их, как и всемрежимом учреждения.
5.Твердость и уверенность суждений, замечаний и советов детям. Замечания исоветы детям имеют психотерапевтическое значение, они внушают неустойчивой илиболезненно направленной воле определенное поведение.
6.Педагог должен выступать перед детьми как личность с сильным характером.
7.Всегда и во всем умейте до конца доводить начатую с детьми работу, проявляйтенастойчивость.
8.Не смейтесь ни над какими слабостями и ошибками детей. Не будьтенетерпеливыми, когда дети проявят неумение, смотрите сквозь пальцы на ихнамеренное неумение.
9.Меньше слов. Слишком много объяснять — значит думать за детей. Говоритькоротко, ясно, простым языком.
10.Соблюдайте полное беспристрастное отношение к детям.
11.Не говорите при детях об отрицательных или положительных чертах их самих илидругих детей, о ваших наблюдениях, характеристиках, семейных условиях,наследственности детей и других данных, которые могут быть по-своемуиспользованы детьми.
12.Не верьте детским россказням, помня о неточности показаний даже нормальныхдетей, о преувеличениях, повышенной внушаемости детей.
Использованиевыше перечисленных советов в учебно-воспитательном процессе несомненно принесетположительный результат.
Но реалии таковы, что часть условий мы создать можем, но существуют барьеры,которые нам преодолеть пока сложно:
· Отсутствует механизмреализации специальных образовательных условий обучения детей с ОВЗ вучреждениях общего образования.
· Профессиональная ипсихологическая неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ (явнонедостаточное владение специальными методами, приемами, средствами обучения,недостаточный уровень академической подготовки, психологическая неготовностьпедагогов).
· Психологические «барьеры»,связанные с общественным мнением (отношение к детям с ОВЗ со стороны родителейобычных детей, общественности в широком смысле слова).
· Недостаточнаяобеспеченность учебниками, учебно-методическими комплектами, методическимипособиями, программами для работы с детьми с ОВЗ и др.
· Неготовность(неадаптированность) архитектурной и материально-технической средыобразовательных учреждений.
Закончу свое выступление я пословицей «Один вполе не воин». Ребенку необходимы другие специалисты (логопед, дефектолог,психолог и другие) и об этом должны подумать в первую очередь государство иродители ребенка, чтобы он стал полноценным членом общества.
