Совершенствование уроков физкультуры в школе
Урокифизической подготовки – неотъемлемая часть образовательного процесса. Они имеютсущественное значение для поддержания здоровья школьника посредством развитияфизической выносливости. Именно поэтому меры, предпринимаемые с цельюпреобразования и совершенствования общего образования, включают модернизациюэтой школьной дисциплины.
Сегодня система образования претерпевает множественные изменения,которые в дальнейшем позволят улучшить уровень подготовки детей. С этой цельюправительство разрабатывает и принимает новые положения по модернизацииобучения во всех образовательных учреждениях. В поле зрения включены всеучебные дисциплины, в том числе немалое внимание уделяется физической культуре.
Уроки физической подготовки – неотъемлемая часть образовательного процесса. Ониимеют существенное значение для поддержания здоровья школьника посредствомразвития физической выносливости. Кроме того, физкультура позволяетсформировать умения и навыки, направленные на самостоятельные занятия спортом ивыполнение упражнений надлежащим образом, а также стимулируют мозговуюдеятельность. Именно поэтому меры, предпринимаемые с целью преобразования исовершенствования общего образования, включают модернизацию этой школьнойдисциплины.
ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ СЕГОДНЯ
В течение длительного времени физкультура рассматривалась обществомпреимущественно в качестве факультативного предмета, не имеющего особогозначения. И это несмотря на то, что она включена в перечень обязательныхучебных дисциплин. Уже долгое время значимость уроков физической подготовки нафоне социальных и экономических преобразований вытесняется на второй план. Этоприводит к серьезному кризису, влекущему к снижению уровня здоровья детей июношей, а, следовательно, влияет на здоровье нации в целом.
В поисках виновников сложившегося положения многие чиновники перекладываютответственность на администрацию общеобразовательных учреждений. По их мнению,в российских школах просто отсутствуют квалифицированные кадры,заинтересованные в повышении своей квалификации.
Несомненно, уровень подготовки учителей физкультуры и методическую базу подисциплине в школах нельзя назвать совершенной. Однако в этом вопросе нельзяговорить исключительно об ответственности педагогов. Упадокзначимости физкультуры в школе – упущение, к которому привеломножество факторов.
Немалое воздействие на желание детей заниматься физическими упражнениями ипосещать спортивные секции оказывают их родители. Как правило, они нерассматривают физкультуру как предмет, равноценный другим школьным дисциплинам.Поэтому чаще всего они сосредотачивают внимание детей на точных илигуманитарных науках, считая, что эти предметы важнее для будущего школьников.
Отсутствие ощущения значимости по отношению к предмету также возникает попричине того, что медики с легкостью подписывают справки, освобождающиешкольника от занятий в спортзале, даже по самым незначительным поводам.Кроме того, инфраструктура многих школьных учреждений не позволяет заниматьсяфизическим воспитанием в полной мере.
Эти недостатки обусловили необходимость проведения реформы по дисциплинеФизическая культура в школе, которая была разработана с цельюсовершенствования качества физической подготовки и оздоровления детей.
КАКИЕ ГРЯДУТ ПЕРЕМЕНЫ?
На сегодняшний день в системе физического воспитаниядетей представлено два подхода:
· академический – сосредоточен на сдаче различных нормативов,проведении разминок, лекций по здоровому образу жизни,
· игровой – предполагает, что занятия физкультурой предназначеныдля развлечений и активного проведения времени.
Обаметода, хотя и имеют свои преимущества, не учитывают возрастных особенностейдетского организма.
По мнению заслуженного тренера России Ирины Чернышевой, учителя сегодня необладают достаточными знаниями, которые бы позволили им преподавать физкультурус учетом возраста ребенка, что негативно сказывается на состоянии здоровьяшкольников. Нередко от детей требуют выполнения задач на развитие физическойвыносливости, несмотря на то, что некоторые физические качества развиваются уних в более позднем возрасте. Кроме того, им не объясняют, как правильновыполнять те или иные упражнения, а это увеличивает риск травматизма.
В распоряжении Правительства РФ утверждена новая стратегия развития физическойкультуры и спорта на период до 2020 года, которая содержит задачи помодернизации физкультуры в образовательных учреждениях.
Основные задачи проведения реформы направлены на:
· сохранение необходимого обязательного минимума по дисциплине вразмере 3 часов в неделю, с учетом одного дополнительного часа, согласнофедеральному государственному стандарту образования;
· оборудование школ необходимым спортивным снаряжением, котороепозволит проводить занятия и спортивные мероприятия на надлежащем уровне;
· разработку учебных программ, которые будут распределены пообразовательным уровням с учетом состояния здоровья и индивидуальныхособенностей и возраста школьников;
· модернизацию программ повышения квалификации преподавателей итренеров, с учетом федеральных стандартов;
· проведение регулярной оценки качества реализации учебныхпрограмм;
· обеспечение соблюдения требований безопасности жизнии здоровья школьников во время уроков физкультуры и пр.
Концепциямодернизации учебной дисциплины Физическая культура, рассмотреннаянедавно в Общественной палате РФ, имеет большое значение для повышениясостояния здоровья школьников и воспитанию у них ценностей и стремления кзанятиям физической культурой. В ней отражается система взглядов на главныепроблемы, основные цели, принципы, задачи и направления развития системыобучения физической культуре с точки зрения как физического, так инравственного, интеллектуального, эстетического и духовного развития личностиучащихся.
Уже до конца этого года разработанный документ будет отправлен на рассмотрениеПравительства РФ, и в случае его утверждения будет реализован в течение 3 лет.Однако предполагается, что новый формат преподавания физкультуры будет введендо конца текущего учебного года, что позволит ускорить начало процесса преобразованияи совершенствования этого предмета.