Психолого-педагогическиеправила и способыустановления контактов с семьёй.
Формирование сотруднических отношений между учащимися,родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складываетсявзаимодействие взрослых в этом процессе. Родители, классный руководитель –воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешнымтогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза должно лежать единствостремлений, взглядов на воспитательный процесс, совместно выработанные общиецели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Первым правилом в работе ссемьёй, считаю доверие родителей в воспитании их детей.
Прежде всего, донести родителям образребенка в коллективе и во время учебной деятельности. Повседневное общение всемье часто лишает возможности замечать какие-то стороны личности или не даетим проявиться. Педагог видит ребенка в разнообразных ситуациях учебной идругой деятельности, в среде сверстников и может предоставить эту поройинтересную для родителей информацию. Кто- то из них с ней соглашается, длякого-то она бывает новой, но большинство родителей начинает рассказывать освоём ребёнке, что можно от него ожидать, на что обратить внимание. Кроме того,важно, чтобы родители увидели позитивное отношение педагога к их ребенку, имогли быть уверены в том, что педагог действует именно в интересах ребенка.Важен диалог между родителями и педагогом, обмен мнениями, поиск совместныхрешений, общие усилия, необходимые для развития ребенка.
Ценностьтаких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувствоответственности, единой требовательности, гражданского долга.
Второе правило. Доверие к воспитательнымвозможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры иактивности в воспитании.
Одна изформ установления контактов с родителями — педагогические поручения.Можно назвать несколько видов педагогических поручений:
поручения,предполагающие оказание организационной помощи учителю – содействие в проведенииэкскурсий (обеспечение транспортом, путевками), в организации встреч синтересными людьми
себя. Продолжатьзвонить: «Я просто хочу рассказать, как сегодня ____ с утра зашел в класс сулыбкой, сказал мне: «Доброе утро!» и приготовился к уроку. Я поняла сразу,сегодня день будет продуктивным!»
Иногда останавливаться во время урока перед всем классом, чтобы позвонить одному изродителей. Детям это нравится.
Язнаю, сколько времени у учителя отнимает работа. Но также я знаю, что одинтелефонный звонок занимает всего три минуты. Если каждый учитель сможетвыделить 15 минут в день или неделю на звонки родителям с хорошими новостями обих детях, отдача в классе будет феноменальной! В бесконечном списке учительскихобязанностей сообщения о хороших новостях едва ли попадут в верхнюю часть. Нопопробуйте хотя бы в течение недели звонить родителям некоторых своих учеников.Это не должны быть только трудные дети – все они заслуживают таких звонков.Посмотрите, что из этого выйдет. Эффект для ребенка, класса и учителя могутбыть поразительными – все преобразится!
Позитивныетелефонные звонки родителям ваших учеников способствуют хорошему поведению исоздают доверие между учеником и учителем.
поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении здорового образажизни — участиев спортивных мероприятиях класса, школы, района, организация и проведениетуристических походов;
— участиев решении хозяйственных задач и благоустройстве школы и кабинета;
— участиев организации и проведении праздников, конкурсов в классе ( участие впроведении праздника, закупки призов, приготовления чаепития).
Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожноговмешательства в жизнь семьи, если это не угроза жизни и здоровью ребёнка. Классный руководитель — лицо официальное, но по родусвоей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко онстановится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от чужих. Хорошийклассный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяютсокровенное, советуются. Чаще всего сами родители рассказывают секреты своей семьи, о которых им бы хотелось, чтоб меньше знали родители класса. Вобщении с такими родителями стараться быть тактичными и доброжелательными,выслушать о наболевшем, дать по возможности совет.
Четвертое правило. Звонитьродителям учеников с хорошими новостями. Позитивныетелефонные звонки родителям ваших учеников способствуют хорошему поведению исоздает доверие между учеником и учителем. Поставить себе цель –звонить семьям учеников с хорошими новостями хотя бы раз в неделю.
Поделитьсясвоей идеей и с учениками. Каждое утро встречать их с фразой: «Я так радавидеть тебя, ___! Я буду сегодня наблюдать за тобой, чтобы вечером рассказатьтвоей маме о твоих удачах. С нетерпением жду момента, когда смогу позвонить ейи сказать, какой прекрасный день был у тебя сегодня в школе». Дети любоговозраста очень хотят и стараются, чтобы вечером их родители услышали о ниххорошие новости.
Сначалазвонить родителям непростых детей – они, как правило, очень редко получаютпозитивную информацию о своем ребенке. Когда на том конце берут трубку,говорить так: «Добрый день! Это _____? Я звоню, чтобы сообщить прекрасныеновости о вашем ребенке. Хотели бы Вы об этом послушать?» Если не сказать, чтоновости будут прекрасными, то, скорее всего, родитель положит трубку или будеттревожно молчать.
Некоторые из учеников бывают оченьсложными. Однако в любом случае надо найти что-нибудь хорошее в том, как онивели
