X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Любовь Владимировна Гребенникова,

преподаватель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,

методист

высшей квалификационной категории

Бахчисарайского колледжа

строительства, архитектуры и дизайна

(филиал) ФГАОУ ВО

«Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского»,

г.Бахчисарай, Республика Крым

 

Критерииоценки достижений обучающихся и организация оценочно-рефлексивного этапаучебного занятия

 

Создание системы проверки и оценки знаний, умений и навыков являетсясегодня одной из важнейших проблем организации учебной деятельности на уроках(занятиях). Потребность в объективной оценке результатов деятельности человекавсегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческойдеятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнееоценить её результат.

Объективная оценка уровня достиженийобучающихся предназначена для:

–  получения объективной информации о достигнутыхобучающимися результатах учебной деятельности и степени их соответствиятребованиям образовательных стандартов;

–  выявление положительных и отрицательных тенденций вдеятельности преподавателя;

–  определение причин повышения уровня достижений обучающихсяс целью коррекции образовательного процесса.

Основными функциями оценивания учебныхдостижений обучающихся являются:

  контролирующая, котораяпредусматривает установление уровня достижений отдельного обучающегося(группы), даёт возможность преподавателю своевременно планировать икорректировать методику изучения следующего материала;

  учебная, котораяпредусматривает такую организацию оценивания учебных достижений обучающихся,когда его проведение способствует усовершенствованию подготовки обучающегосяили группы;

  диагностическая, котораяявляется основой диагностического подхода деятельности преподавателя и помогаетему устанавливать причины трудностей, с которыми сталкивается обучающийся, выявлятьпробелы в его знаниях и умениях;

  воспитательная заключаетсяне только в цели и содержании заданий, но и в методике их реализациипреподавателем, в последующем комментировании и оценивании работ.

Важную функцию при осуществлении оценивания выполняют его критерии. Взависимости от степени овладения учебным материалом различают пять уровней егоусвоения и умения оперировать им:

–  очень плохо

–  плохо

–  удовлетворительно

–  хорошо

–  отлично.

Система оценивания строится на основе следующих принципов:

1). Комплексность: оценка содержит комплекс параметров,отражающих учебные достижения обучающихся, в ней отражается не толькосодержательная, но и процедурная сторона учебной деятельности; способыполучения знаний, методы решения учебных задач.

2).  Содержательность и позитивность: оценка нефиксирует количество ошибок в работе, а характеризует её достоинства, раскрываясодержание и результаты деятельности обучающихся, в оценочной шкале отсутствуютотрицательные отметки.

3).  Определенность: оценка характеризуетконкретные качества работы обучающихся, которые обозначены и согласованы передеё выполнением.

4).  Открытость: оценка доступна в качестваинструмента самооценки.

5).  Объективность: оценка объективна в том смысле,что не вызывает разногласий и столкновений субъективных мнений обучающихся ипреподавателей, т.к. не может быть истолкована многозначно вследствие еёоткрытости и определенности.

6).  Диагностичность: оценканесёт информацию о достижениях обучающихся и о проблемах, которые ему предстоитрешить; она позволяет сравнивать сегодняшние достижения обучающегося с егоуспехами некоторое время назад, планировать дальнейшую учебную деятельность.

7).  Технологичность: оценка предполагаетсоблюдение определенной последовательности действий участниковучебно-воспитательного процесса, она связана с планированием учебнойдеятельности, процессом выполнения учебного задания и этапом анализа еёрезультатов.

Типичными общими критериями выставления отметок за устный ответ могутбыть следующие:

  отметка «5»

Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;правильно и полно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованатерминология; для доказательства использованы различные умения, выводы изнаблюдений и опытов; ответ самостоятельный.

  отметка «4»

Раскрыто содержание материала, правильно даны определения, понятия инаучные термины, ответ, в основном, самостоятельный, но допущена неполнотаопределений, не влияющая на их смысл, и/или незначительные нарушенияпоследовательности изложения, и/или незначительные неточности при использованиитерминологии или в выводах.

  отметка «3»

Продемонстрировано усвоение основного содержания учебного материала, ноизложено фрагментарно, не всегда последовательно, определения понятийнедостаточно чёткие, не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов,допущены существенные ошибки при их изложении, допущены ошибки и неточности виспользовании терминологии, определении понятий.

  отметка «2»

Основное содержание учебного материала не раскрыто, не даны ответы навспомогательные вопросы преподавателя, допущены грубые ошибки в определениипонятий и в использовании терминологии.

Что касаемо рефлексии, то это обязательный этап урока (занятия)по ФГОС. Она способствует развитию трёх важных качеств:

–  самостоятельность

–  предприимчивость

–  конкурентноспособность.

Этот этап итоговый в процессе изучения темы (раздела), когдаобучающиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность,оценивать её, сопоставляя результаты деятельности с поставленными основными ичастными учебными целями. Качественное проведение этого этапа имеет огромноезначение в становлении мотивации учебной деятельности.

Работу по подведению итогов изучения темы необходимо организовать так,чтобы обучающиеся могли испытать чувства эмоционального удовлетворения отсделанного, радость победы над преодоленными трудностями, счастье познаниянового, интересного.

Весьма полезно использовать задания типа «Составьте схему (модель)пройденного материала, в которой отразите основные понятия, изученные впройденной теме, и связи между ними».

Для того, чтобы воспитать у обучающихся умения оценивать свою работу,уместно дать им такое домашнее задание «Напишите перечень основных вопросов,пройденных нами в данной теме и рядом пометьте, как вы этот вопрос, по вашемумнению, усвоили хорошо, или не очень хорошо, или вовсе не усвоили».

На другом листе перечислите те умения, которые вы должны былиприобрести при изучении темы, и также укажите, как вы освоили то или другоеумение: хорошо, слабо или вовсе не освоили».

Рефлексия – это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание,в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо ихпереосмысление. Предлагается ее проводить в конце урока.

Виды урока:

–  по форме деятельности

–  по содержанию

–  по цели.

Формы рефлексии:

–  ситуативная

–  ретроспективная

Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

–  перспективная.

Ситуативная рефлексия. Анализ ситуации,складывающейся в данный конкретный момент. Помогает координировать деятельностьв точном соответствии с меняющимися условиями.

Ретроспективная рефлексия. Возможность оценитьуже произошедшие события и результаты своей деятельности.

Перспективная рефлексия. Размышления ипредстоящей деятельности, эффективное планирование своей работы.

Классификация по содержанию:

  символическая или устная.Умение связно высказывать свои мысли, описывать свои эмоции и состояние

  письменная.

Этот вид рефлексии уместен на завершающем этапе изучения целого разделаучебного материала или большой темы

Классификация по форме деятельности:

Именно в таком порядке удобнее приучать обучающихся к данному виду работы.Сначала – всей группой, потом – в отдельных группах, затем – выборочно опрашивать.Это подготовит обучающихся к самостоятельной работе над собой.

Классификация по цели:

  эмоциональная. Другоеназвание – сенсорная. Сюда можно включить символьную классификацию. Основнойвопрос: «Какое у тебя настроение?»

  рефлексия деятельности. Припроверке домашнего задания, на этапе закрепления материала, при защите проекта.Основные вопросы: «Что у меня получилось в результате?» и «Что мне нужносделать, чтобы добиться успеха?»

  рефлексия содержанияматериала. При подведении итогов урока или темы. Основной вопрос: «Что я узнали чему научился?»

  задания с эмоциональнойокраской, их цель – дать символьную оценку своей деятельности и ее результатов.

 

Рефлексия эмоционального состояния.

–  доволен своей работой на уроке

–  не доволен, много не успел сделать

–  были отдельные моменты, когда я испытывал трудности.

Рефлексия содержания учебного материала.

–  сегодня на уроке я научился

–  своей работой на уроке я…

–  урок заставил меня задуматься

–  а особенно мне удалось…

–  я понял, что…

–  мне было интересно, потому что…

–  мне показалось важным…

 

Примеры рефлексии:

Букет настроения

–  красный (восторженное)

–  оранжевый (радостное, тёплое)

–  жёлтый (светлое, приятное)

–  зелёный (спокойное)

–  синий (неудовлетворенное, грустное)

–  фиолетовый (тревожное, напряжённое)

–  чёрный (уныние).

 

Шесть шляп

–  Белая шляпа. Искать в обсуждаемойпроблеме только факты. Никаких эмоций.

–  Красная шляпа. Анализироватьпроблему с позиции чувств, нужно рассказать, какие чувства испытали при решениипроблемы.

–  Чёрная шляпа. Нужно попытатьсяпредостеречь нас, найти возможные риски и опасности при решении проблемы.

–  Жёлтая шляпа. Искать только всесамое хорошее, смотреть на содержание проблемы только с положительной позиции.

–  Зелёная шляпа. Попытаться уйти отстереотипов и стандартного мышления и предложить творческие идеи при решениипроблемы.

–  Синяя шляпа. Контроль надпроцессом мышления, осмысленность и рефлексия в процессе решения проблемы.

 

Пять пальцев.

Лестница успеха.

Дерево успеха.

Острова.

Синквейн.

Полянка.

Аргумент.

Точка зрения.

Пятистишие.

Карта активности.

Разговор на бумаге.

Оценочная лестница.

Диаграмма успешности.

Эссе.

Портфолио.

Лист достижений.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет