Молявко НаталияСергеевна
учитель географии высшей квалификационнойкатегории
МБОУ СОШ № 134
Новосибирская область, город Новосибирск
Урокгеографии в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Еслиученик в школе не научился сам ничего творить,
тои в жизни он всегда будет только подражать и копировать
Л.Н.Толстой
Согласнотребованиям к современной системе образования урок должен способствоватьформированию у выпускника школы умения, которые позволят емусамостоятельно осуществлять в дальнейшем любую, в том числе, и учебнуюдеятельность, ставить цели, искать и использовать необходимые средства испособы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результатыдеятельности. Учащиеся должны уметь мыслить универсально, т. е уметьприменить полученные знания в любой ситуации, собирать данные из различных источниковинформации, выдвигать собственные гипотезы, доказывать собственные теории,делать выводы и умозаключения, найти ошибки если гипотеза неподтвердилась. А это значит, что у современного ученика на протяжении обученияв школе должны быть сформированы универсальные учебные действия,обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Как и раньше основным видом организациидеятельности учащихся остается урок. Чем же отличается современный урок,построенный по всем современным требованиям от традиционного урока? Это тотвопрос, который задает себе каждый учитель, прежде чем простроить свою работу вусловиях модернизации школьного образования.
Современный урок географии, с моей точки зрения,должен строится так, чтобы каждый ребенок мог раскрыть свои способности италанты, для каждого ребенка должна быть создана атмосфера, которая будетформировать у учащегося положительное отношение к предмету, учителю,однокласснику и школе. Чаще всего для каждого класса с учетом особенностейприходиться использовать различные приемы и методы достижения поставленныхцелей. Любой урок продумываю вплоть до возможных ошибок, трудностей, моделируюс учетом особенностей учащихся.
Согласно требованиям к современному урокуиспользую различные методы и приемы для самостоятельного формулирования темы ицелей урока. Для этого работаем с учебниками, как в группах, так исамостоятельно. Использую проблемные ситуации и проблемные вопросы, ребусы,загадки.
Работа в группах формирует у учащихся умениеактивно слушать, вырабатывать совместное решение проблемы, отстаивать своютучку зрения приводя определенные доводы, разрешать возникающие разногласия.
Современный урок технологичный с точки зренияиспользования информационных технологий и педагогических технологийнаправленных на развитие личности учащегося. Современное общество невозможнобез ИКТ-технологий. Современные дети уже в раннем возрасте знакомятся сбольшими возможностями информационных технологий, поэтому созданиемультимедийного информационного проекта для многих не составляет проблем. Данныевозможности я использую на своих уроках. Создание мультимедийных презентацийпозволяет не только развивать интерес к предмету, но и учит школьников работатьс различными источниками информации (учебниками, картой, художественной литературой,справочной литературой), что и способствует развитию таких необходимых посовременному стандарту способностей как саморазвитие, самопознание,самостоятельность. В курсе «Землеведения» и «Страноведения» 5 — 7 классыимеется большое количество возможностей для создания мультимедийных презентацииучащимися, чем я и пользуюсь. В 5, 6 классах учащиеся пользуются помощьюродителей, а в 7 классе и старшие учащиеся создают свои проекты в видепрезентаций. Перед тем как выдать задание детям, мы знакомимся с правиламипостроения презентаций, правилами представления своего материала. Учащиеся входе представления материала учатся использовать географические термины ипонятия, развивается географическая речь учащегося, что так же необходимо в настоящее время.
Современный урок географии, с моей точки зрения,должен быть направлен на развитие у учащихся умения самостоятельно или в ходегрупповой работы добывать новые знания, делать выводы, умозаключения. Большоезначение для развития этих способностей имеют практические работы в курсегеографии. Спецификагеографии как учебного предмета, предполагает обязательную практическуюдеятельность на уроке, которая является неотъемлемой частьюучебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении новогоматериала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Применениеличностно-ориентированных заданий на практических работах позволяют мне решитьодновременно несколько задач:
· оценить уровень развития информационнойкомпетенции учащихся, т. е насколько ученик в состоянии разобраться в тексте ивыбрать из него необходимую информацию;
· оценить уровень развития предметных знанийи умений;
· оценить уровень развития общеучебныхумений и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной иустной речи и т. д.);
· оценить способность самостоятельноприобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимые для достиженияпоставленной цели в задании;
· формировать познавательный интерес кпредмету через развитие исследовательской компетенции
Урок – это визитная карточка каждого учителя, этоне спектакль одного актера. Каждый урок – это сложная система, все компоненты,и участники которой связаны, а результат каждого урока будет зависеть от тогокак простроено взаимодействие между детьми, детьми и учителем.