МОУ «Шелангерская средняяобщеобразовательная школа»
«Технологияпроектного метода обучения»
(доклад)
Разработала учитель
математики
первой квалификационнойкатегории Кузнецова Светлана Викторовна
2022 год
Цели и задачи
Цель: созданиеусловий для введения проектно-исследовательской деятельности в образовательномучреждении и формирование проектно-исследовательских компетенций у обучающихсяна уроке и во внеурочное время.
Задачипроектно-исследовательской технологии при обучении математике:
развитиетворческих и познавательных способностей обучающихся;
развитиеумения добывать информацию, ранжировать по значимости;
научитьпланировать свою работу;
формированиеумений взаимодействовать с другими людьми;
обучениеучащихся публично выступать.
Основноесодержание проекта
Моязадача на современном этапе – применяя новые педагогические технологии, научитьучащихся учиться. Ведь современная жизнь ставит человека в чрезвычайноизменчивые условия, требует от него решения все новых и новых задач
1. Проектно-исследовательские технологиипри обучении математике
В Концепциимодернизации современного российского образования и в ФГОС общего образованиявторого поколения отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальноевнимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но иобщеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональнойграмотности социально-значимых качеств.
Проектно-исследовательскаятехнология это новая инновационная технология в образовании, заменяет монологучителя на активный обмен мнениями всех участников образовательногопроцесса, способствует развитию творческих, познавательных, интеллектуальныхспособностей обучающихся
Проектно-исследовательскийметод ориентирован на интерес, на творческую самореализацию личности ученика,развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческихспособностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы
Моязадача как учителя математики – вовлечь своих учеников в проектно- исследовательскуюдеятельность во внеурочное время, дать возможность проверить силу своегопознания в сравнении с другими учащимися. В своей практике я использую проектноисследовательский метод.
Проектнаяметодика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение,опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидетьреальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда.
2.Актуальность использованияпроектной технологии
Традиционныйурок не обеспечивает полной включенности каждого ученика в учебный процесс:учитель сам планирует, организует процесс учения, вносит изменения в цели идеятельность. Ученик, оставаясь пассивным, не имеет возможности проявлятьсамостоятельность, развивать личностные качества.
Проектно-исследовательскийметод ориентирован на интерес, на творческую самореализацию личности ученика,развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческихспособностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.
Реализацияпроектно-исследовательской технологии позволяет нам, учителям математики,изменить свою позицию. Из «носителя готовых знаний» мы превращаемся ворганизатора увлекательной познавательной, исследовательской деятельности нашихучеников, основанной на интересе. При непосредственной поддержке учителя,который выступает в роли помощника, учащиеся определяют тему, цель своего проектаи план его развития.
Проектно-исследовательскийметод помогает учащимся научиться сортировать, обрабатывать информацию,выделять главное. Проектно-исследовательская деятельность учащихся развиваетнавыки взаимодействия и коммуникативность: учит учащихся работать в парах, вгруппе, общаться со сверстниками и взрослыми. Именно это и привлекло меня имоих учеников к проектно-исследовательской деятельности.
Человекв современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколькоумеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целесообразно.
Всвоей практической педагогической деятельности я исхожу из понимания, чторазвитие личности учащегося, его интеллекта, чувств, творческого мышления иволи осуществляется лишь в активной деятельности.
Задачапедагогов дать обучающимся возможность не только получить готовое, но иоткрывать что-то самостоятельно; помочь ребенку построить научную картину мираи создать предпосылку для его социализации. Все это может быть реализовано впроектно-исследовательской работе. Актуальность проектно-исследовательскойтехнологии также обусловлена её методологической значимостью. Знания и умения,необходимые для организации проектно-исследовательской деятельности, в будущемстанут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах,колледжах, техникумах и т.д.
Многочисленныеисследования показывают, что большинство современных лидеров в политике,бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и овладевшиенавыками проектно-исследовательской деятельности. Поэтому я в своейпедагогической деятельности применяю проектно-исследовательскую технологию . Яуверена в том, что каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию иисследованию окружающего мира.
3. Этапы накопления исистематизации педагогического опыта
Однимиз сложных этапов проектно-исследовательской деятельности с детьми являетсямомент первичного включения учащихся в собственную проектную деятельность.Подбирая интересную и полезную тему исследования, предлагаю её учащимся.
Наиболееценны, практико-ориентированные проекты: примером может быть проект «Нахождениеплощади многоугольников», выполненный учениками 8 класса. Данный проект былнаправлен на решение конкретной задачи – рассчитать стоимость покраскишкольного кабинета. Основная цель реализации данного проекта – практическое применение знаний по геометрии для решения задачиэкономического содержания. При выполнении данной проектно-исследовательскойдеятельности учащиеся решали задачу экономического содержания, но знанияиспользовались геометрические, а конечным результатом проекта являлся созданныйими смета на ремонт школьного кабинета.
Встарших классах проекты выполняют в основном в виде творческих работ(исследовательская работа).
1. 2012г.– 4 кустовая НПК «Восхождение» — 3место «Решение тригонометрических уравнений»
2. 2012г- 5-НПК «Шаг в науку» «Текстовые задачи на ЕГЭ»- 3 место
3.2013- 5 кустовая НПК «Восхождение»
4.2014 6 кустовая НПК «Восхождение»
5. 2015- 7 кустовая НПК «Восхождение» 2 место
6.2015- 3Поволжская НПК «Мой первый шаг в науку»- сертификат
7.2017- 9 кустовая НПК «Восхождение»- 3 место
6.2017- 10 -НПК «Шаг в науку»-2 место
Ученица 9класса также занимались над проектом «Различные способы нахождения площадей».Цель изучить теоретический материал по теме «Площадь».
Ученица 10 классав 2015 учебном году работала над проектом «Решение текстовых задач». В своейработе она рассмотрела табличный способ решения текстовых задач
Именново внеурочной деятельности может быть реализован наиболее эффективно полныйцикл проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Проектно-исследовательскаядеятельность – это здоровье-сберегающая технология, т.к. учащиеся работают наинтересе.
Такимобразом, проектно-исследовательская деятельность повышает интереса кпредмету.
Реализованные темыпроектов последних лет на уроке математики
«Великиематематики Древнего мира». Цель: знакомство с великими математиками Древнегомира. Одна из задач: создание альбома по теме проекта.
«Метрическаясистема мер». Одна из задач проекта – создать наглядные пособия, иллюстрирующиестановление системы мер. Проект включает сообщения: «Древние меры длины, веса,площадей», «Английские меры», «Русские меры», решение старинных нестандартныхзадач, а также участие в игре «Вертушка»
Проектыпредставляются на конференции с использованием компьютерной версии презентации.
4.Результативностьопыта, соответствие целям и критериям
Используяпроектно-исследовательскую технологию обучения в течение нескольких лет, яувидела, как меняется отношение учащихся к одному из самых сложных предметовшкольной программы. За скудными формулами и теоремами мы с учениками открылицелый удивительный мир интеллектуального творчества. Учащееся поняли, чтоматематика существует не только на бумаге, она присутствует в биологии, вархитектуре, в живописи, в музыке, в окружающей нас природе.
Учащиеся,занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя науроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширилсякругозор, стали более коммуникативными. Учащиеся научились достаточнограмотно создавать презентации, излагать свои мысли. Их достиженияспособствуют повышению самооценки и собственной значимости.
В результате анализасвоей педагогической деятельности прихожу к выводу о преимуществах проектногометода. Для меня, как для учителя, это средство, позволяющее создать наилучшуюмотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это – удовлетворение отпоиска новых форм, их реализации.
Литература
1.Баранова,Е.В., Зайкин, М.И. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью/Е.В.Баранова, М.И. Зайкин.
2.Величко,М.В. Математика 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/ М.В.Величко.//Волгоград, «Учитель», 2007
3.Никольская,И.Л. Факультативный курс по математике 7-9 классы./ И.Л. Никольская.//Москва,«Просвещение»
4.Петраков, И.С.Математика для любознательных./ И.С.Петраков.// Москва,«Просвещение», 2000.