Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Октябрьский детский сад №2»
Проектна тему:
«Использование техник теневого театра как средство развития творческихспособностей детей »
Подготовила: Музыкальный руководитель
ФедороваЕ. Э.
с. Октябрьское 2021 – 2022г.
«Музыка, как книга, делает нас
лучше, умнее и добрее» (Д. Кабалевский)
Актуальность:
Театрализованная теневаядеятельность в ДОУ позволяет развивать у детей дошкольного возраста не толькохудожественные способности и творческий потенциал, но и помогает адаптации вобществе, освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков. Через театрально- игровое творчество у ребенка развивается артистизм, речевая активность,эмоциональная отзывчивость и интеллект. Таким образом, и через театрализованнуюдеятельность можно реализовывать один из принципов стандарта дошкольногообразования, а именно «…построение образовательной деятельности на основе индивидуальныхособенностей каждого ребенка; содействие и сотрудничество детей и взрослых,признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; поддержкаинициативы детей в различных видах деятельности; реализация проекта в формах,специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной иисследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающейхудожественно-эстетическое и эмоциональное развитие ребенка».
Театр теней –прекрасное средство преодолеть робость, неуверенность в себе,застенчивость. Участвуя втеатрализованных представлениях, дети становятся участниками разныхсобытий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубжепознать окружающий мир.
Детский теневойтеатр является не просто разновидностью игры для ребенка – этодополнительный способ его развития. Игры с тенью стимулируют фантазию ребенка,развивают его воображение.
Исходя из выше сказанного,театрализованная теневая деятельность – это важнейшее средство развития у детейэмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека помимике, жестам, интонации.
Новизнапроекта: заключается в том, что в работе используется теневойтеатр.
Расширение кругаобщения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти своеособенное место, стать полноценным членом общества. Таким образом, подобнаяорганизация театрализованной деятельностиспособствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех участниковпроцесса.
Тип проекта: творческий
Цель проекта: развитиетворческих способностей детей средствами теневого театра.
Задачи:
• Познакомить детей стеневым театром.
• Создать условия дляразвития творческой активности детей.
• Развить артистические способности,исполнительские умения и эмоциональную сферу дошкольника.
• Активизироватьсловарь детей,совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическуюречь.
Театрализованная деятельность интегрирует в себе следующие образовательные области:
• «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕРАЗВИТИЕ» — Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми,развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда,заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу.
— Воспитываетсяорганизованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим.
— Формируются такиекачества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность.
— Развиваются волевыекачества. Дети включаются в систему социальных отношений через образы своихгероев. Они «проживают» жизньсвоего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оцениватьпоступки героев художественного произведения.
— Углубляютсязнания детей о театре как о виде искусства,предметами ближайшего окружения, природными явлениями, расширяется кругозор,что служит материалом, входящим в содержание театрализованныхигр и упражнений.
• «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» -Развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционногоаппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Происходитразвитие всех сторон речи. — Активизируется словарь, совершенствуетсязвукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. Через знакомство схудожественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей ксловесному искусству, развитие литературной речи.
• «ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕРАЗВИТИЕ» — Развивается эмоциональная восприимчивость,эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красотуокружающего мира, произведения искусства. В процессе совместного с детьмиизготовления атрибутов, различных видов кукольных театров,элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке у детей происходитразвитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение кизобразительному искусству.
Прогнозированиерезультатов проекта :
• Овладениенавыками теневого театра.
• Развитиевыразительности речи, движений. Повышение речевой активности детей.
• Развитие зрительного восприятия и внимание,пространственного мышления, мелкой моторики
• Развитие коммуникативных способностей,взаимодействия со сверстниками.
• Развитие творческого воображения и фантазии.
• Повышение интереса родителей к работе ДОУ.
Участники проекта : Музыкальный руководитель, дети подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников.
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Сроки реализации проекта : Сентябрь 2021г. –май 2022г.
Ожидаемый результат:
1. Развитие ребёнка по всем направлениямобразовательных областей.
2. Значительное расширение представлений детей отеатральной культуре.
3. Раскрепощение ребенка, преодоление робости изастенчивости.
4. Создание предметной среды, способствующей развитиюу детей театральной культуры.
Основные принципы педагогической деятельности:
• Принцип последовательности:предполагает определение последовательности этапов в подаче материала (от простого к сложному) иусложнение видов театра теней (от пальчикового через трафаретный к театру «живых теней»
• Принцип эмоциональнойпривлекательности: предполагает создание ситуаций психологическогокомфорта для детей, а также подбор эмоциональнонасыщенных игровых заданий и упражнений;
• Принцип творчества:определяет характер действий детей.
Основные формыреализации проекта :
• Чтение литературных произведений и стихов;
• Дидактические, театрализованные,сюжетно-ролевые игры;
• Беседы;
• Рассказывание, разучивание стихов,разыгрывание и драматизация;
• Рассматривание разныхвидов теневых театров, иллюстраций,фотографий, видео и фото презентаций;
• Досуг;
• Работа с родителями.
Формы работы с родителями:
• Привлечение родителей к проведению совместныхмероприятий.
• Открытые показызанятий и театральных представлений.
• Консультирование родителей по ведущим итекущим вопросам.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап
Данный этап направлен на реализацию двух направлений: методическоеоснащение и мотивация детей и родителей кпредстоящей деятельности.
• Подборка литературыпо театру : (Образцов. К. Л. «Как сделать куклу своимируками»«Теневой театр вчера и сегодня»«Теневой театр своими руками».
• Знакомство детей систорией Теневого театра, его разновидностями.
• Работа над выразительностью речи, интонацией,и пантомимой.
• Просмотринтерактивных спектаклей теневого театра.
• Работа с рукой и светом.
• Изготовление теневойширмы, атрибутов декораций для постановок, персонажейдля сказок.
• Изготовление картотек
2. Основной этап
1. Перспективно-тематическое планирование:
Сентябрь
Октябрь |
Изучить методическую литературу. Постановка целей и задач. Знакомство детей с теневым театром.
Изготовление ширмы, фигур сказочных персонажей к теневой сказке «Колобок» |
Консультация для родителей на тему: «Художественно — эстетического развития детей посредством ознакомления с театром теней, как видом искусства.» |
|
Показ сказки « Рукавичка » |
|
Январь |
Игровая программа по сказке «Зимняя сказка» |
Февраль
Март |
Показ сказки « Гуси лебеди » для родителей.
Мастер – класс для педагогов по изготовлению фигур сказочных персонажей. |
Апрель |
Показ русских народных сказок «Три медведя» и «Репка» |
3. Заключительный этап
• Анализ и подведениеитогов реализации проекта
— Выставка детских работ
— Постановка сказки « Колобок»
— Постановкаспектакля «Репка»
Занятия включают в себя несколько частей,каждая из которых может быть использована самостоятельно.
1. Подготовка к занятию или вводная часть.
Цель: настроить группу на совместнуюработу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками группы.
Основные формы работы: игры и упражнения на сближение инастрой на совместную деятельность («Волшебный мяч», «Доброе слово» идр.)
2. Теоретическая часть:
Цель: введение в тему (чтение, обсуждение литературного произведения).
3. Этюды, игры, упражнения, направленные наразвитие воображения, восприятия, развитие выразительности речи, пальчиковаягимнастика и т. п.
4. Практическая часть:самостоятельная творческая деятельность ребенка (продумывание образа героя,декораций, составление макета спектакля, изготовление кукол и декораций дляспектакля, показ сценок и спектаклей с использованием разных видов теневоготеатра).
5. Заключительная.
Основная цель даннойчасти – подвести итоги проделанной работы. В ходе бесед выясняли, что удалось ичто не получилось, что необходимо сделать в следующий раз, чтобы избежатьнеудач. С целью научить детей обращать внимание наудачи своих друзей и отмечать то, что получилось лучше всего, с детьмипроводились игры «Похвали друга», «Мы вместе» и др.
Таким образом, у каждого ребенка появлялосьчувство принадлежности к общему делу и закрепление положительных эмоций отработы на занятии.
Все занятия в театретеней имеют общую гибкую структуру, наполненную разным содержанием.Знания, полученные на занятиях, дети переносили в свободную деятельностьв группу или на уличную площадку.
Таким образом, можносделать вывод, что занятия «Театр теней в детскомсаду» даютбезграничные возможности для детского творчества. Занятия в театретеней увлекательны по тематике, обладают развивающим ивоспитательным потенциалом в работе с дошкольниками. Внедрение в работудошкольных образовательных организаций инновационной методики «Театр теней вдетском саду» позволит не только успешно сочетать решениезадач художественно-эстетического, нравственного, познавательного развитиякаждого ребенка, но и позволит педагогам приобщить детей вдоступной для них форме к искусству театра теней.
Магия театратеней создает теплую, домашнюю атмосферу, где даже самыйзастенчивый и робкий ребенок проявит желание быть актером, ведь за ширмой егоне видно, и он потихоньку начинает раскрепощаться. Жаль, что этот своеобразныйи очень интересный жанр мало используется в дошкольном образовании, этот оченьинтересный и увлекательный мир – театр теней.
Проведя такую работу, язаметила, что улучшился психологический комфорт в группе,дети стали более раскрепощёнными, стал лучше развиваться духовный потенциал итворческая активность детей. А родители были ввосхищении от увиденного и получили несказанное удовольствие от такого волшебства!
Литература:
1. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность вдетском саду. Игры, упражнения, сценарии. — М., 2003.
2. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников.– М. : Просвещение, 1991.
3. Буренина, А.И., Родина, М. И. Программа «Кукляндфия». – СПб., 2005.
4. Гончарова,О. В. Театральная палитра. Программахудожественно-эстетического воспитания. – М. : Изд-во Сфера, 2010.
5. Игнатова А.С., Илларионова С. Н. «Теневой театр своими руками»
6. Куцакова, Л.В., Мерзлякова, С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного,инициативного, неповторимого, культурного, активно – творческого: В мирепрекрасного — Программно – методическое пособие. – М., 2003.
7. Комарова, Т.С., Антонова, А. В., Зацепина, М. Б. «Красота – радость — творчество». Программаэстетического воспитания детей 2-7 лет. –Педагогическое общество России, 2005.
8. Лыкова, И.А., Шипунова, В. А. Теневой театр вчера и сегодня.— М. : ИД «Цветноймир», 2012.
9. Лыкова, И.А. Теневой театр в детском саду //Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. — М. :ИД «Цветной мир»,2012.
10. Мигунова,Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду:учебн. -метод. пособие. – Нов ГУ имени Ярослава Мудрого – Великий Новгород,2006.
11. Образцов. К.Л. «Как сделатькуклу своими руками»
12. ЧусовскаяА. Н. «Сценарии театрализованных представленийи развлечений»М. : 2011г.
Приложение:
Постановка инсценировкисказки «Репка»
Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительныхотношений, активизации внимания.
Задачи:
Обучающая: Учить согласовывать свои действия припроведении игры-инсценировки, продолжать знакомить детей срусским народным творчеством-сказкой.
Развивающая: Расширять и обогащать словарный запас детей словами-действиями (пошел,тянуть, прибежала, позвала, продолжать развивать звукопроизношение гласныхзвуков через звукоподражании («мяу-мяу»,«гав-гав»,«пи-пи-пи», развивать артикуляцию, двигательнуюактивность под стихотворное сопровождение.
Воспитательная: Воспитывать интерес и бережное отношение кпредметам театрально-игровогооборудования, формировать желание перевоплощаться визображаемые образы, используя различные средства выразительности,побуждать детей выражатьудовольствие радость от эмоционального сотрудничества и сопереживания.
Материал и оборудование:
Ширма, лампа, черные силуэты персонажей сказки.
Предварительная работа: чтение и рассказывание сказки «Репка», показсказки при помощи различных видов театра, знакомство через этюды со всемиперсонажами сказки, рассматривание иллюстраций к сказке.
Действующие лица: ведущий, репка, дед, бабка, внучка, жучка,мурка, мышка.
1. Ход :
Расказчик :Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да.
Педагог:Сейчас мы вам покажем одну из любимых вамисказок
сказку «Репка»
Педагог:
Посадил дед репку.
Репка выросла большоя- пребольшая.
Пошел дед репку рвать:
Тянет- потянет,
вытянуть не может.
Педагог:
Позвал дед на помощь бабку.
Дед:
Бабка, Бабка — где же ты?
Репку дёргать помоги!
Бабка хватается за Дедку, пытаются вытянутьрепку.
Педагог:
Бабка за дедку,
дедка за репку-
тянут-потянут,
вытянуть не могут.
Педагог:
Позвала бабка внучку!
Бабка:
Ну-ка, Внученька, беги,
Репку дёргать помоги!
Выбегает Внучка, хватается за Бабку. Пытаютсявытянуть репку
Педагог:
Внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку-
тянут-потянут,
вытянуть не могут.
Педагог:
Позвала Внучка Жучку.
Внучка:
Жучка! Жученька! Беги,
Репку дергать помоги!
Выбегает, гавкая Жучка, хватается за внучку.
Педагог:
Жучка за внучку,
внучка за бабку
бабка за дедку,
дедка за репку-
тянут-потянут,
вытянуть не могут.
Педагог:
Позвала Жучка Мурку.
Жучка:
Кошка Мурка, беги,
Дёргать репку помоги!
Мягко ступая, выходит Кошка
Педагог:
Мурка за Жучку,
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку-
тянут-потянут,
вытянуть не могут.
Педагог:
Позвала Мурка мышку.
Кошка:
Мышка-Мышка, выходи!
Репку дёргать помоги!
Бежит Мышка
Педагог:
Мышка за Мурку,
Мурка за Жучку,
Жучка за Внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку.
тянут-потянут-
и все вместе вытянули репку!
Педагог:
Вот и вытянули репку,
Что в земле сидела крепко.
Репка выдёргивается, все падают.
Педагог (обращается к зрителям) :
Велика ль у Мышки сила?
Это дружба победила!
На здоровье кушай, Дед,
Долгожданный свой обед!
Вот и сказочки конец,
А кто слушал- молодец!
Сценарий «Колобок»
Целии задачи:
Формироватьу детей интерес к театрально-игровойдеятельности.
Использоватьв свободной и совместной деятельности детей знакомые виды театра,познакомить с новым видом театра (теневой).
Совершенствоватьумения детей передавать знакомые эмоциональные состояния, используяигры-импровизации.
Продолжатьразвитие диалогической и монологической речи, опираясь на имеющийся у детейопыт, разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание надикцию детей.
Пополнятьсловарь детей лексикой связанной с искусством театра (кулисы,репетиция, осветитель, художник-декоратор, режиссер, гример).
Методыи приемы обучения:
Чтениерусской народной сказки “Колобок”.
Знакомствос теневым театром и приемамикукловождения.
Заучиваниепесен, стихов, потешек, чистоговорок.
Изготовлениеэскизов декораций для теневого театра.
Ход СКАЗКИ:
Ведущий:
Сказкилюбят все на свете,
Любятвзрослые и дети!
Сказкиучат нас добру
И прилежномутруду.
Говорят,как надо жить,
Чтобывсем вокруг дружить!
Когдаприходит к нам зима,
Несямороз и стужу,
Гостеймы приглашаем к нам
Идарим мы им сказку.
Аназывается сказка «Колобок».
(выступление)
Жили-былистарик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок. Старик старухе иговорит:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, ненаскребешь ли муки на колобок.
Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела инаскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положилона окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился— с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку — и дальше подорожке.
Катится колобок, а навстречу ему заяц:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою: я колобок, по коробускребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, от тебя, зайца,не хитро уйти!
И покатился колобок дальше — только заяц его и видел!
Катится колобок, а навстречу ему волк:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою: я колобок, по коробускребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайцаушел, а от тебя, волк, не трудно уйти!
И покатился колобок дальше!
Катится колобок, а навстречу ему медведь:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не съешь, медведь! Я колобок, по коробу скребен, по сусекуметен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я волка ушел и оттебя, медведь, легко уйду! Медведь только его и видел.
Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса:
— Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший!
Колобок обрадовался, что его хвалят и запел свою песенку. А лисаи говорит:
— Какая славная песня, только стара я стала, плохо слышу, сядько мне на нос да спой еще разок.
Прыгнул он лисе на нос и запел: я колобок, по коробу скребен,по…
А лиса его — ам! И съела!
Ведущий
Сказкунашу мы кончаем,
Чтоже нам ещё сказать?
Разрешитена прощанье
Вамздоровья пожелать!
Нашигости дорогие,
Приходитеснова к нам,
Радымы всегда гостям!
Пришловремя расставания,
Говоримвам:
Все: Досвидания!
Асейчас, артисты, выходите, Гостям нашим поклонитесь! (Поклон)Воти окончилось представление, Дети все сегодня выступали, Мастерство, талант,умение Друг другу и всем вам показали. Артисты, зрители – все были хороши,Похлопаем друг другу от души!
Консультациядля родителей «Домашний театр теней»
Уважаемые мамы и папы! Теневой театр является легкодоступнымвидом деятельности, которая помогает решить проблемы в художественном инравственном воспитании, самостоятельности, инициативности дошкольников. Втеатре теней дети видят ожившие и говорящие силуэты знакомых персонажей.Таинственность и необычность зрелища захватывают ребёнка, переносят всовершенно особый, увлекательный мир, где всё необыкновенно и всё возможно.Дети быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются втеатрализованное действо, живо реагируя на происходящее. Такой театр, в отличиеот других видов театра, не требует пышных костюмов и сложных декораций. В егооснове лежит игра света и тени. Для его организации нужны три элемента: экран,источник света и актёры – теневые фигуры. В роли которых могут выступать каклюди, так и самые обычные предметы: фигурки из бумаги или картона, игрушки, человеческие руки, посуда и многое другое, что находится под рукой. Данный вид театра посильно изготовить детям вместе с вами. Театр тенейочень полезен для детей!
1. Театр теней развивает воображение ребёнка и учит креативномыслить.
2. Теневой театр подталкивает ребенка к такому мыслительномупроцессу.
3. Теневой театр это экспериментирование со светом и тенью.
4. Теневой театр развивает речь ребенка.
5. Теневой театр успокаивает малышей перед сном.
6. Театр теней зарождает в ребенке мысль, что можно создать своимируками всё что захочешь. У ребенка появляется интерес к ремеслу, к самоделкам,к творчеству и созиданию.
7. Театр теней помогает победить детский страх темноты.
8. Теневой театр создает семейные традиции и тёплые отношения сродителями.
Предлагаю вам организовать «Теневой театр» прямо дома.
Просто возьмите лампу и сядьте рядом с ребёнком на пол.Поиграйте со светом. Ребёнок испытает несомненное удовольствие от совместнойдеятельности. Но не забывайте следить за своими эмоциями — малыш непременносчитает их с вашего лица. Всего 5 минут вечером – а эмоций «море» и добавьте кэтому восторг ребёнка от того, что его мама и папа – такие затейники и самыелучшие на свете. А вы, как взрослые люди, понимаете, что именно в такие моментыребёнок чувствует себя защищённым и любимым. Это чувство будетсопровождать ребёнка всю его жизнь. Это самое большое и ценное, что вы можете длянего сделать. Итак, поиграем?! Суть занятия состоит в том, чтобы научитьребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. Приэтом все движения пальцев должны объясняться малышу. Кроме того, кукольныйтеатр – это представление с использованием готовых фигурок и декораций.Персонажи вырезают из картона, закрепляют на палочках и двигают ими согласнодействию. За счет того, что из картона можно вырезать практически все,кукольный театр теней представляет необозримое поле для полета детскойфантазии.
Чтонужно для организации домашнего театра теней?
1. Источник света — это можетбыть простая настольная лампа, туристический фонарик и любой другой светильникс направленным светом.
2. Экран – представляет собойполупрозрачную белую плоскость, которую можно сделать из разных материалов –калька, белая тонкая простыня, обыкновенный ватман или скрепленные между собойвстык листы белой бумаги. Рамкой для экрана может служить прорезанная крышка отлюбой коробки, художественный подрамник, двухэтажная детская кровать – какаяугодно конструкция, на которую можно натянуть экран, можно сделать изразложенной обувной коробки, натянуть простыню на двухэтажную кровать.Маленькая «сцена» подходит для простых пальчиковых спектаклей, а если вы хотитеподготовить настоящее кукольное представление – лучше сделать просторныйбольшой экран, куда поместится вся история.
3. Декорации и персонажи –выберете, с чего вы хотите начать. Если решите попробовать пальчиковый театр,потренируйтесь вместе с ребенком складывать ладони и пальцы таким образом,чтобы на экране появлялись «живые» образы зверей. Собачка может лаять, крокодилразевать зубастую пасть, зайчик шевелить ушками – как придумаете сами. Длякукольного театра понадобится плотный картон, из которого вы будете вырезатьдекорации и фигурки.
Размер теней на экране зависит от расстояния от фигурки доисточника света. Чтобы фигурка стала меньше, поднесите ее вплотную к экрану.Чтобы она выросла в размерах – расположите ее подальше. Декорации лучшезакреплять вплотную к экрану на скотч или загнутые скрепки, чтобы они несдвигались во время представления, а у маленьких режиссеров появится лишняяпара рук.
Если детям понравится домашний театр, сделайте настоящий занавес,билетики и программки. Во время спектакля можно устраивать настоящий антракт симпровизированным буфетом.
Начните с небольшого числа персонажей, — двух или трех дляпервого раза вполне достаточно. Потренировавшись, вы легко сможете перейти кболее сложным постановкам.
Фигурки можно сделать подвижными, примотав руки, ноги, крылья ихвосты мягкой проволокой. Вместо палочек, на которых держатся персонажи,используйте обычные трубочки для напитков. мелкую моторику –мышление, память, речь.
Дети очень любят теневой театр и быстро начинают придумыватьсвои спектакли. Стоит вам один раз провести теневой театр, и он будет помогатьвам все время.
Приятного досуга…
СказкаРукавичка
Цель: Способствоватьформированию умения детей отражать игровые действия и имитировать действияперсонажей;
Передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используяхотя бы одно средство выразительности – мимику, жест, движение
Программные задачи:
Обучающая: формировать умение вести диалог, побуждать детей к активномуучастию в театрализованной игре; активизировать речь детей; тренироватьаналитическое мышление.
Развивающая: Закрепить знания детей о животных ;развивать эмоциональнуюотзывчивость на действия игровых персонажей, совершенствоватьдиалогическую речь, закреплять звукоподражание знакомым животным; развивать ,фантазию, творческие способности.
Воспитательная: воспитыватьчувство коллективизма у детей.
Продолжать знакомить детей с народными сказками.
Виды деятельности: коммуникативная,двигательная, речевая , игровая, музыкально -художественная.
Формы организации: групповая,индивидуальная
Оборудование:
Ширма, силуэты животных, аудиозапись мелодии русская народная,иллюстрации к сказкам.
Ход сказки:
Из-за леса, из-за гор
Топал дедушка Егор.
А за ним бежала
Верная собака
Очень он домой спешил –
Рукавичку обронил.
Шел он лесом снежным
Походил со псом он верным
Да и вышел из лесу,
пошел ближе к дому.
Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:
— Тут я буду жить.
Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, А ты кто?
— А я зайчик — побегайчик. Пустите и меня!
— Заходи!
Вот их уже двое. Бежит лисичка:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка – поскребушка да зайчик — побегайчик. А ты кто?
-А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже трое сидят. Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке,да и спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, зайчик — побегайчик да лисичка-сестричка. Аты кто?
— А я волчок — серый бочок. Пустите и меня!
— Ну иди!
Влез и этот. Уже стало их четверо. Откуда ни возьмись, бредеткабан:
— Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка даволчок — серый бочок. А ты кто?
— А я кабан — клыкан. Пустите и меня!
Вот беда, всем в рукавичку охота.
— Тебе и не влезть!
— Как-нибудь влезу, пустите!
— Ну уж иди, только с краешку!
Влез и этот. Шестеро стало, да так тесно, что рукавичка того игляди, разорвется.
А тем временем дед хватился — нету рукавички. Он тогда вернулсяискать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичкаи пошевеливается. Собачка тогда:
— Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу.А дед пришел и забрал рукавичку.
Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы,все с ролью справились.
С театром расставаться очень жаль,
Артистами вы были так умело,
Как жаль, что быстро время пролетело…
Ведь быть артистом каждый рад,
А нам, друзья пора в детсад!
«Конспект теневого театра по мотивам русской народной сказки«Гуси-лебеди»
Цель:
1. Обогатить речевой опыт детей разнообразными видамидиалогических реплик. Активизировать речевую деятельность.
2 Учить детей имитировать характерные действия персонажей,передавать эмоциональное состояние героев.
Предварительная работа:
• чтение текста русскойнародной сказки «Гуси– лебеди»
• рассматривание иллюстрацийк сказке;
• просмотр мультфильма «Гуси – лебеди»
•изобразительная деятельность: лепка,
• распределение ролейи разучивание текста сказки;
• разыгрываниесценок сказки;
• слушание русскихнародных мелодий;
• изготовление костюмов иатрибутов к сказке (привлечение родителей).
Материалы и оборудование:
костюмы: рассказчик,батюшка, матушка, девицы, яблонька, печка, речка, Баба – Яга, гуси –лебеди.
Декорации: силуэты печки, речка,избушки бабы – яги, матушкии батюшки. Техническиесредства: музыкальный центр, ноутбук.
Форма проведения:совместная деятельность.
Ходдеятельности:
Жили муж и жена с дочкойМашенькой да сынком Ванечкой. Дочке уж десятый годок шел, а сынку два годабыло. Собрались отец сматерью в город и наказывают Машеньке: Мать: Машенька, мы поедем с батюшкой в город. Ты из дома неуходи. С братом Ванечкой посиди.
Отец: Доченька, вы друг другаберегите, никуда не уходите! Мы вам гостинцев из города привезем.
Машенька: Хорошо матушка.Хорошо батюшка. Я за братцем пригляжу. Буду с Ваней я играть, вас мы будем домаждать. Приезжайте поскорее.
Матушка с батюшкой «садятся» налошадь и уезжают в город. Машенька и Ванечка машут им руками.Подружка: Маша, Маша!Пойдем – ка играть! Песни петь, у березы плясать!
Машенька: Ванечка, ты на травкепосиди, а я сейчас приду.
Рассказчик: ПосадилаМашенька брата на траву у дома и убежала играть. Лишь остался Ванечка один –прилетели гуси – лебеди, подхватили его на крылья и улетели к лесу.
Поиграла Машенька с подружками, вспомнила о Ванечке, побежаладомой. Прибежала – а Ванечки – то нет! Испугалась девочка, расплакалась. Сталаего звать, искать, но куда ни бегала – нет Ванечки!
Машенька: Ванечка, братец моймиленький, куда же ты делся? Оставила я тебя одного, не подумала! Ванечкаотзовись!
Рассказчик: Тут увидела Машенькалетящих к лесу лебедей и догадалась, что гуси Ванечку унесли. Бросиласьдевочка гусей догонять. Бежала, бежала
Но вскоре лебеди скрылись из глаз. Куда Машеньке теперь бежать?Остановилась она, не знает, что и делать. Вдруг видит Машенька, стоит печка,подбежала она к ней.
Машенька: Печка, печка, скажи,куда гуси – лебеди полетели?
Печка: Скушай гостьюшка,моего ржаного пирожка, тогда скажу.
Машенька: Стану я есть ржанойпирожок! Я дома пшеничные только с маслом ем!
Рассказчик: Сказала такМашенька и побежала дальше. А куда бежать – не знает. Бежала, бежала онадальше.
Увидела Машенька – стоит яблоня. Подбежала она скорее к яблоне,просит ее.
Машенька: Яблоня, скажи,куда гуси – лебеди полетели?
Яблоня: Съешь моё лесноеяблочко, не побрезгуй, тогда скажу.
Машенька: Не буду, я есть этукислятину! Я дома садовые яблоки с мёдом ем!
Рассказчик: ОтветилаМашенька яблоне и скорее побежала дальше.
Рассказчик: Бежит, бежит,торопится. А куда гуси – лебеди улетели – не знает.
Рассказчик: Увидела тут она: течетмолочная речка, кисельные берега. Подбежала она к речке, спрашивает
Машенька: Молочная речка,скажи, куда. Гуси – лебеди полетели?
Речка: Съешь моего киселькас молоком, тогда скажу.
Машенька: Не, хочу! У батюшки сматушкой и сливочки не пьются!
Рассказчик: снова побежалаМашенька. Бежит она, бежит, а где ей брата искать, так и не знает. А ужспрашивать не у кого!
Машенька: Вдруг увидела она:избушка на курьих ножках. Сказала тут Машенька.
Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне передом.
Рассказчик: Избушкаповернулась. Маша вошла в неё и увидела: Ванечка сидит на лавке, яблочками наливнымииграет.
Рассказчик: Вот кудапринесли его гуси – лебеди! К Бабе – Яге!
Рассказчик: Увидел её иВанечка. Машенька скорее приложила палец к губам, приказывая, чтобы он молчал,не выдавал её.
Машенька: Ванечка, вставай,бежим, пока баба – Яга не видит!
Рассказчик: ОглянуласьБаба-Яга, нет Ванюшки.
Баба –Яга: Летите, гуси– лебеди, в погоню! Девочка мальчишку увела! Догоните! Мальчишку принесите! Нето я вас
Рассказчик: Бежит Машенька сбратом, слышит: гусиза ними летят! Испугалась. С братом кинулась к молочной речке, просит её.
Машенька: Реченька, голубушка,спрячь, укрой нас!
Реченька: Поешь нашего киселя смолоком – спрячу
Рассказчик: Поела она киселя,молока попила. Бережком укрыла молочная речка Машеньку с братом.
Рассказчик: Не увиделиих гуси. Полетели дальше.
Побежала Машенька сВанечкой. Слышит, опять летят гуси.
К яблоне Машенька бросилась и просит её.
Машенька: Яблонька, укрой!Спаси нас!
Яблонька: Съешь моё лесноеяблочко, укрою!
Рассказчик: Съела Машенькаяблочко. Укрыла яблоня ветвями сестру с братом. Гуси над яблонейпролетели – не увидели их.
Рассказчик: Выбежала девочкас братом из – под яблони, торопится дальше. Слышит: гуси возвращаются. Добежала она до печки.
Машенька: Печка, матушка,спрячь нас!
Печка: Съешь мой ржанойпирожок да забирайся в печь.
Рассказчик: Съела Машенькапирожок, влезла с братом в печь, затворилась заслоном.
Рассказчик: Слышит –пролетели гуси мимо. Вылезла девочка из печи, взяла братца и бегом домой.
А гуси вернулись,нагонять стали. Вбежала девочка в дом, закрыла дверь. Гуси покружилинад домом и улетели…
Тут и отец с матерью вернулись. Принесли детям пряников, аМашеньке ещё платочек на голову.
Вот и сказочки конец! Акто слушал – молодец!