Выступлениена педагогическом совете школы
Тема: «Формы иметоды работы с родителями в условиях модернизации образования»
Сегоднянаблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано спеременами в политической и экономической жизни страны. Родители вынужденыконцентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше временитратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключаетсяэмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметнопотускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок.Увеличилось число разводов. Но самое страшное то, что лишь 20% имеют I группу здоровья.
Отсюда следуетвывод: Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная наразвитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в томслучае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.
Работус родителями условно можно разделить на две части:
1) со всеми родителями класса в рамкахродительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;
2) с частью родителей в формекоррекционно — развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанныхв первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок
Содержание работы школы с родителями состоит вследующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции,семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс(родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укрепленииматериально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы,родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны бытьнаправлены на повышение педагогической культуры родителей, на укреплениевзаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение; беседа;тестирование; анкетирование.
Формы работы с родителями
Традиционные |
Нетрадиционные |
Родительские собрания Общеклассные и общешкольные конференции Индивидуальные консультации педагога Посещения на дому Переписка с родителями |
Родительские тренинги Дискуссии Диспуты Психологические разминки Круглые столы Устные журналы Практикумы Родительские вечера Родительские чтения Родительские ринги Ролевые игры |
Значительное место в системе работы классного руководителяс родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.
Формы психолого-педагогического просвещения
Посещение семьи —эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещениисемьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует сродителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям,к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы поорганизации выполнения домашних заданий и т.д.
Переписка с родителями —письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускаетсяизвещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравлениес праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки— доброжелательный тон, радость общения.
Организация совместных досуговых мероприятий
Во многих школах родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это испортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и «Огоньки»,посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча спрофессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяетлучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороныих интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместныепраздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов испектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки,организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичныеколлективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромныйвоспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мирувлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры — все то,чем семья увлекается в свободное время.
Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества,активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, чтопредполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участиев заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолькоперегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного вниманияне только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Темне менее один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены,тренеры, которые организуют различные спортивные секции или проводятсоревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры.
Кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможностьсобирать у себя дома девочек, она может возглавить домашний кружок или клуб,например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущихматерей и хозяек дома.
Неоценима помощь родителей и в укрепленииматериально-технической базы школы, в организации родительскогопатруля во время проведения дискотек и вечеров.
Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры.Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечьвсех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработкеумения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенныенавыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки.Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута,основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведениеспора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог иликто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать всевыступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвестиитоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнениюлюбого участника.
Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьноговоспитания, например: «Частная школа — за и против», «Выбор профессии — чье этодело?».
· Университетпедагогических знаний -это формапсихолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимымизнаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросамивоспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлениюконтактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействиюродителей и учителей в воспитательной работе. Программа университетасоставляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей.Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточноразнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д
· Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемывоспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций)
· Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний овоспитании детей)
Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими,читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференциипроводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматриваютактивное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книгдля родителей, концерты художественной самодеятельности. Родительскиеконференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участиемпсихолога, социального педагога, которые работают в школе.
Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра вжизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобысобрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университетапедагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагаетсязаполнение краткой анкеты.
Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если этообщешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). Скраткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейноговоспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затемпредоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий
· Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитаниюдетей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировкапедагогического мышления у родителей).
В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либоконфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей идетей, родителей и и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемойили реально возникшей ситуации.
· Открытыеуроки (цель – ознакомление родителей с новымипрограммами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такиеуроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманиемродителями специ фики учебной деятельности)Наиболее часто открытые урокипрактикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодиедавать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволитизбежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всейсложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего всубботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясьпоказать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершаетсяколлективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока,результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаютсяперспективы.
Ролевые игры — формаколлективной творческой деятельности по изучению уровня сформированностипедагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителямимогут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы»,«Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы,состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждениевозможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важнопроиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведенияучастников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для даннойситуации способ действий.
· Родительскиечтения – очень интересная форма работы с родителями,которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но иизучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительскиечтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в началеучебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые ихнаиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощьюшкольного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можнополучить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, азатем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностьюродительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должныизложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению послепрочтения книги.
· Родительскиевечера – форма работы, которая прекрасно сплачиваетродительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в годбез присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителямидруга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственногоребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь исобственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самымиразнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самогосебя, свой внутренний голос.
Примерные темы родительских вечеров:
3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
4. Друзья моего ребенка.
5. Праздники нашей семьи.
6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
8. Песни, которые пели и поют наши дети.
Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнениепо предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассужденияхдругих родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-тоновое, интересное.
· Родительскийтренинг – это активная форма работы с родителями,которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию ссобственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Вродительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективностьтренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводитсяс группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными,если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать.Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий.Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который даетвозможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально ещераз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как«детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры»,«воспоминания детства», «фильм о моей семье».
· Родительскиеринги – одна из дискуссионных форм общения родителей иформирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в видеответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители.На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разныемнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживаетмнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступаютучащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболееблизка к правильной их трактовке.
· Индивидуальныетематические консультации (обмен информацией, дающейреальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).
Индивидуальныеконсультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя ссемьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобыпреодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимопроводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь кконсультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогутпланированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультациядолжна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошегоконтакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможностьрассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальнойобстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работыс ребенком:
1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство снормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами,итогами работы.
2) Классныеродительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель:обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планированиевоспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы,рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Насобрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива. По тем конкретным задачам, которые решаются насобраниях, их можно разделить на несколько видов:
1. Организационные собрания или установочные(выбор классного родительского комитета; выбор деятельности понаправлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение планаработы родительского комитета и т.п.).
2. Аналитические собрания (ориентированныена разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей).
3. Итоговые собрания (направленные наподведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть,полугодие, год).
4. Комбинированные собрания (включающие в себя задачи всех предыдущих видов собраний).Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее частовстречается в работе классных руководителей.
5. Чрезвычайные (по поводу чрезвычайных ситуаций)
6. Отчетные
7. Информационно – просветительские
8. Совместные ( с учениками и родителями)
Родительское собрание включает в себя шесть обязательныхкомпонентов:
1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этойчасти собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебнойдеятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников.
2. Знакомство родителей с состоянием эмоциональногоклимата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношенияучащихся, внешний вид и другие вопросы.
3. Психолого- педагогическое просвещение. Этоткомпонент можно выделить в отдельный пункт собрания, но можноестественным образом включить в структуру других составляющих.
4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии,классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).
5. Рефлексия. В конце родительского собрания родителиоценивают его значимость, актуальность, полезность.
6. Личные беседы с родителями.
Организуя родительские собрания, можно придерживаться следующихпринципов:
· родительское собрание должно просвещать родителей,а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
· тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
· собрание должно носить как теоретический, так ипрактический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
· классный руководитель должен не назидать, аобщаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходесобрания, а не после него;
· родительское собрание не должно быть длительным,главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;
· каждое родительское собрание должно даватьродителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можноиспользовать во благо ребенку.
Алгоритмподготовки родительского собрания
1 Выбор темы и формы проведения родительскогособрания учитывают:
· возрастные особенности детей;
· преобладаниетипов семей;
· уровеньобразованности и заинтересованности родителей;
· проблемыклассного коллектива;
· целии задачи учебно–воспитательного процесса, стоящие перед школой.
2. Подготовительная работа:
· изучениенаучно – методической литературы;
· анализдокументации;
· проведениемикроисследования;
· определениевида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организацииработы его участников;
· объявлениеза 2 – 3 недели о родительском собрании учащимся;
· записьв дневниках учащихся о теме и сроках собрания;
· приглашениеродителей и других его участников;
· привлечениеродителей и других его участников;
· привлечениек его подготовке членов родительского комитета;
· оформлениеи оборудование места проведения собрания.
3. Рекомендации по проведению родительскогособрания:
· онодолжно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей вучебе;
· онодолжно носить как теоретический. Так и практический характер: разбор ситуаций,тренинги, дискуссии и т.д.;
· ононе должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся, педагогов,родителей.
Структура проведения родительского собрания:
1) Информацияобщего характера (достижения и перспективы развития школы, изменениеплана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему). Отдельно– благодарность тем родителям, которые помогли классу и школе.
2) Анализ развития детей заопределенный период:
· личностныеизменения (проблемы, возникающие между детьми, данные диагностик);
· учебнаядеятельность (уровень мотивации, достижения, проблемы).
3) Обсуждение конкретной проблемы (просвещениеродителей, обучение родителей, повышение их психолого – педагогическойкомпетенции).
Внеучебная проблема:
· выделяемсуществующую (возникшую) проблему;
· определяемпричины ее возникновения (чем больше вариантов, тем лучше. Смотрим на проблемус разных сторон);
· предпринимаемпопытку ее теоретического развития, осуждаем любые варианты и оцениваем ихэффективность, реальность воплощения, прогнозируем возможные последствия (к чемуэто может привести), определяем участников разрешения данной проблемы ираспределяем ответственность между ними.
Учебнаяпроблема:
· выделяетсяхарактер затруднений детей при освоении учебного курса;
· анализируетсяпричины затруднений;
· идетсовместное обсуждение6 сбор информации, обращение к опыту родителей тех детей,у которых подобных затруднений нет;
· даютсяметодические советы по коррекции учебной деятельности (рекомендации поорганизации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетрадей и т.д.);
· лучшевзять одну, но конкретную проблему и проработать ее досконально (!).
4) Принятие решения собрания.
5) Индивидуальные консультации сродителями.
Семь правил успешного проведения родительского собрания
1. Уважайте!
2. Помогайте!
3. Объясняйте!
4. Доверяйте!
5. Учитесь!
6. Спрашивайте!
7. Благодарите!
Важно!
1. Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
2. Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсужденийконкретного ребенка. Если хвалите, то всех – за что – нибудь.
3. Классный руководитель не диктует правильное решение,а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании.
1. Снять собственное напряжение перед встречей сродителями.
2. Дать родителям почувствовать ваше уважение ивнимание.
3. Убедить родителей в том, что у школы и семьи однипроблемы, одни задачи, одни дети.
4. Постараться понять родителей, правильно определитьнаиболее волнующие проблемы.
5. Словом и делом помочь родителям находитьоптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у нихуверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашуподдержку и помощь других учителей.
6. Разговаривайте с родителями спокойно,доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (иблагополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействияклассного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую всовременную культурную жизнь.
Направления и формы взаимодействия школьного психолога с родителями в образовательнойпрактике
представлена модель оптимального сотрудничества междушкольным психологом и родителями, отражающая все возможные направления работыпсихолога с родителями, обобщенные и классифицированные по признаку сущностипсихолого-педагогического вмешательства и характеризующая общие тенденциивзаимодействия семьи и школы. Модель взаимодействия школьного психолога сродителями может быть представлена в виде трех основных направлений кризисноевмешательство, психопрофилактика и развитие и обучение (рис.1):
Рис. 1. Модельвзаимодействия школьного психолога с родителями.
В рамках трех основных направлений взаимодействия психолога сродителями выделены виды деятельности, классифицированные по типупсихолого-педагогического вмешательства. Основными видами деятельностипсихолога в плане кризисного вмешательства являются индивидуальное и семейноеконсультирование. Психопрофилактическая деятельность психолога может бытьпредставлена в виде индивидуального консультирования, семейногоконсультирования и психолого-педагогического просвещения. Развитие и обучениеродителей может происходить с помощью проведения родительских тренингов.Выделенные направления деятельности не являются автономными; при определенныхусловиях происходит трансформация одного направления деятельности в другое.
Все направления деятельности школьного психолога являютсязначимыми для осуществления сотрудничества между родителями и школой, однако,степень их влияния на становление личности учащегося и успешность его обученияв школе неодинакова. Развивающий подход к взаимодействию психолога с родителямиявляется ведущим и отражает партнерские, равноправные отношения междусубъектами общения.