X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

 Особенности гражданско-правового воспитаниястаршеклассников

 

Гражданско-правовое воспитание старшеклассников – это целенаправленныйпроцесс воздействия на учащихся, который должен активно способствовать формированиюу них гражданско-правовой позиции, гражданских качеств.  В отличие от многих случайных,неупорядоченных воздействий именно школа может осуществлять целостность, систематическоевлияние на формирование гражданско-правовой позиции старшеклассников.

С.В. Басюк выявила  педагогическуюсущность понятия «гражданско-правовая позиция старших школьников». С ее точки зрения,гражданско-правовая позиция старшеклассников – это интегративное свойство личности,выражающееся в совокупности знаний в гражданско-правовой области; способности оказыватьактивное влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценностных характеристикстаршеклассников, позволяющее выполнять социально-ценностные функции в складывающемсягражданском обществе, предупреждать и устранять противоправные проявления поведениядругих людей [2].

Процесс воспитания гражданственности у старшеклассников можно рассматриватьс позиции формирования гражданских качеств личности.

В современных условиях важным гражданским качеством становится способность к самоопределению, благодарякоторому человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т.е. в условияхсвободы и ответственности [3]. В.В. Буткевич отмечает, что для юношеского возрастахарактерна противоречивость положения «еще ребенок — уже взрослый». В этот периодпроисходит изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний, т.е. «процесссоциального самоопределения, в который входит формирование жизненной перспективы,отношения к труду и морального сознания» [4, с.102].

Социальное самоопределение и поиск себя способствуют процессу формированияактивной гражданской позиций личности старшеклассника. В юношеском возрасте появляетсяпотребность свести многообразие фактов в целостную картину бытия. По мнению И.С.Кона, стоящий перед юношей вопрос заключается не только и даже не столько в том,кем быть в рамках существующего разделения труда (выбор профессий), сколько в том,каким быть (моральное самоопределение) [7].

Исследования А.С. Гаязова,  Т.Н. Османкина и др. позволяют говоритьо том, что важными гражданскими качествами в старшем школьном возрасте являютсяи такие чувства высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также такиевысокие морально-политические качества: порядочность, морально-политическая чистоплотностьв отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательная дисциплинированность,ответственность, политическое чутье, критичность, способность исправить свои ошибки[5, 8].

Средидуховно-нравственных ценностей в гражданском воспитании учащихся особая роль отводитсяпатриотизму. Патриотизм, в понимании К.Д. Ушинского, это отрадная черта семейногобыта, сильная, глубоко коренящаяся в сердце россиянина. Патриотизмом он считаетне только одни проявления любви к родине, которые выражаются в битвах с внешнимиврагами: высказать смелое слово истины бывает иногда гораздо опаснее, чем подставитьлоб под вражескую пулю. Он считал, что подлинная любовь к родине должна соединятьсясо знанием ее языка, истории, природы, искусства, ее лучших нравов и обычаев, ицелью образования является воспитание души ребенка на примерах любви и уваженияк национальной истории и культуре. Воспитывать патриотов — значит прививать детямчувство долга перед Родиной, чувство ответственности перед ней, то есть чувствогражданственности, высокого достоинства [1].

Патриотизм — основа гражданственности, в нем сила государства, егонарода. Патриотизм может выступать как в форме государственного, так и массового,всенародного явления. Идея государственного патриотизма вдохновляет на созданиематериальных и духовных ценностей общества, решение каких-либо государственных проблеми интересов (война, развитие научно-технического потенциала, укрепление обороноспособностии т.д.), если она значима на определенный отрезок времени, когда необходимо сосредоточитьсяи собраться с силами (консолидация нации) [4].

Гражданско-правовое воспитание не только пересекается с патриотическим,но последнее может быть одним из его содержательных компонентов [9].

В.В. Буткевич,  рассматривая  процесс гражданско-правового воспитаниякак целенаправленное влияние на мотивационно-ценностную сферу старшеклассников,выделил его особенности:

·                   повышенная неопределенность ценностногополя общества;

·                   социальная дифференциация общества;

·                   смена социальных кодов, в которыхфиксируется история и культура общества [4].

Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

При организации гражданско-правового воспитания в современных условияхэти особенности необходимо учитывать и использовать.

Гражданско-правовое образование в общеобразовательной школе включаетв себя три ступени: начальное образование, основная школа, старшие классы.В старших классах с целью гражданского воспитания расширяются знания о процессах,происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданскаяпозиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача этого этапа состоитв том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовностьи умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальнуюи коллективную деятельность [6].

Таким образом, гражданско-правовое воспитание старшеклассников — этоцеленаправленный процесс воздействия на учащихся, который должен активно способствоватьформированию у них гражданско-правовой позиции, гражданских качеств.  Особенностигражданско-правового воспитания старшеклассников: повышенная неопределенность ценностногополя общества, социальная дифференциация, смена социальных кодов и пр.

Список использованной литературы:

1.                Арканов, А.К. ИдеиУшинского [Текст] /А.К. Арканов. — М.: Просвещение, 2012. — 312 с.

2.                Басюк, C.B.Воспитание гражданско-правовой позиции личности старшеклассника [Текст]/ C.B.Басюк // Педагогический журнал Башкортостана. —  2010. — № 4. — С. 197-206.

3.                Бим-Бад, Б.М.Педагогический энциклопедический словарь [Текст] /Б.М. Бим-Бад.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2008.- 528с.

4.                Буткевич, В.В. МоеОтечество: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования[Текст]/ В.В. Буткевич, О.В. Толкачева. — Минск: Национальный институтобразования, 2012. — 223 с.

5.                Гаязов, А.Я. Формирование гражданских качеств школьниковв процессе трудовой деятельности: учебное пособие к спецкурсу [Текст] / А.Я.Гаязов. — Куйбышев: Куйбышевский пед. ин-т, 1990. — 93 с.

6.                Казаева, Е.А.Основные направления развития гражданского воспитания [Текст]/  Е.А. Казаева,Л.А. Дорошук // Известия Уральского государственного университета. – 2009. – №4. – С. 154-163.

7.                Маркин, В.Н.Личность в категориальном ряду: индивид, субъект, личность, индивидуальность (психолого-акмеологическийанализ) [Текст]/ В.Н. Маркин // Мир психологии. — 2007. — №1. — С.45-55.

8.                Османкина, Т.Н;Формирование гражданственности старшеклассников в условиях общеобразовательнойшколы: дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Османкина Т.Н. Оренбург, 2000. — 186с.

9.                Сластенин, В.А. идр. Педагогика [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.:Академия, 2002. — 576с.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет