Особенности гражданско-правового воспитаниястаршеклассников
Гражданско-правовое воспитание старшеклассников – это целенаправленныйпроцесс воздействия на учащихся, который должен активно способствовать формированиюу них гражданско-правовой позиции, гражданских качеств. В отличие от многих случайных,неупорядоченных воздействий именно школа может осуществлять целостность, систематическоевлияние на формирование гражданско-правовой позиции старшеклассников.
С.В. Басюк выявила педагогическуюсущность понятия «гражданско-правовая позиция старших школьников». С ее точки зрения,гражданско-правовая позиция старшеклассников – это интегративное свойство личности,выражающееся в совокупности знаний в гражданско-правовой области; способности оказыватьактивное влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценностных характеристикстаршеклассников, позволяющее выполнять социально-ценностные функции в складывающемсягражданском обществе, предупреждать и устранять противоправные проявления поведениядругих людей [2].
Процесс воспитания гражданственности у старшеклассников можно рассматриватьс позиции формирования гражданских качеств личности.
В современных условиях важным гражданским качеством становится способность к самоопределению, благодарякоторому человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т.е. в условияхсвободы и ответственности [3]. В.В. Буткевич отмечает, что для юношеского возрастахарактерна противоречивость положения «еще ребенок — уже взрослый». В этот периодпроисходит изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний, т.е. «процесссоциального самоопределения, в который входит формирование жизненной перспективы,отношения к труду и морального сознания» [4, с.102].
Социальное самоопределение и поиск себя способствуют процессу формированияактивной гражданской позиций личности старшеклассника. В юношеском возрасте появляетсяпотребность свести многообразие фактов в целостную картину бытия. По мнению И.С.Кона, стоящий перед юношей вопрос заключается не только и даже не столько в том,кем быть в рамках существующего разделения труда (выбор профессий), сколько в том,каким быть (моральное самоопределение) [7].
Исследования А.С. Гаязова, Т.Н. Османкина и др. позволяют говоритьо том, что важными гражданскими качествами в старшем школьном возрасте являютсяи такие чувства высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также такиевысокие морально-политические качества: порядочность, морально-политическая чистоплотностьв отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательная дисциплинированность,ответственность, политическое чутье, критичность, способность исправить свои ошибки[5, 8].
Средидуховно-нравственных ценностей в гражданском воспитании учащихся особая роль отводитсяпатриотизму. Патриотизм, в понимании К.Д. Ушинского, это отрадная черта семейногобыта, сильная, глубоко коренящаяся в сердце россиянина. Патриотизмом он считаетне только одни проявления любви к родине, которые выражаются в битвах с внешнимиврагами: высказать смелое слово истины бывает иногда гораздо опаснее, чем подставитьлоб под вражескую пулю. Он считал, что подлинная любовь к родине должна соединятьсясо знанием ее языка, истории, природы, искусства, ее лучших нравов и обычаев, ицелью образования является воспитание души ребенка на примерах любви и уваженияк национальной истории и культуре. Воспитывать патриотов — значит прививать детямчувство долга перед Родиной, чувство ответственности перед ней, то есть чувствогражданственности, высокого достоинства [1].
Патриотизм — основа гражданственности, в нем сила государства, егонарода. Патриотизм может выступать как в форме государственного, так и массового,всенародного явления. Идея государственного патриотизма вдохновляет на созданиематериальных и духовных ценностей общества, решение каких-либо государственных проблеми интересов (война, развитие научно-технического потенциала, укрепление обороноспособностии т.д.), если она значима на определенный отрезок времени, когда необходимо сосредоточитьсяи собраться с силами (консолидация нации) [4].
Гражданско-правовое воспитание не только пересекается с патриотическим,но последнее может быть одним из его содержательных компонентов [9].
В.В. Буткевич, рассматривая процесс гражданско-правового воспитаниякак целенаправленное влияние на мотивационно-ценностную сферу старшеклассников,выделил его особенности:
· повышенная неопределенность ценностногополя общества;
· социальная дифференциация общества;
· смена социальных кодов, в которыхфиксируется история и культура общества [4].
При организации гражданско-правового воспитания в современных условияхэти особенности необходимо учитывать и использовать.
Гражданско-правовое образование в общеобразовательной школе включаетв себя три ступени: начальное образование, основная школа, старшие классы.В старших классах с целью гражданского воспитания расширяются знания о процессах,происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданскаяпозиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача этого этапа состоитв том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовностьи умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальнуюи коллективную деятельность [6].
Таким образом, гражданско-правовое воспитание старшеклассников — этоцеленаправленный процесс воздействия на учащихся, который должен активно способствоватьформированию у них гражданско-правовой позиции, гражданских качеств. Особенностигражданско-правового воспитания старшеклассников: повышенная неопределенность ценностногополя общества, социальная дифференциация, смена социальных кодов и пр.
Список использованной литературы:
1. Арканов, А.К. ИдеиУшинского [Текст] /А.К. Арканов. — М.: Просвещение, 2012. — 312 с.
2. Басюк, C.B.Воспитание гражданско-правовой позиции личности старшеклассника [Текст]/ C.B.Басюк // Педагогический журнал Башкортостана. — 2010. — № 4. — С. 197-206.
3. Бим-Бад, Б.М.Педагогический энциклопедический словарь [Текст] /Б.М. Бим-Бад.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2008.- 528с.
4. Буткевич, В.В. МоеОтечество: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования[Текст]/ В.В. Буткевич, О.В. Толкачева. — Минск: Национальный институтобразования, 2012. — 223 с.
5. Гаязов, А.Я. Формирование гражданских качеств школьниковв процессе трудовой деятельности: учебное пособие к спецкурсу [Текст] / А.Я.Гаязов. — Куйбышев: Куйбышевский пед. ин-т, 1990. — 93 с.
6. Казаева, Е.А.Основные направления развития гражданского воспитания [Текст]/ Е.А. Казаева,Л.А. Дорошук // Известия Уральского государственного университета. – 2009. – №4. – С. 154-163.
7. Маркин, В.Н.Личность в категориальном ряду: индивид, субъект, личность, индивидуальность (психолого-акмеологическийанализ) [Текст]/ В.Н. Маркин // Мир психологии. — 2007. — №1. — С.45-55.
8. Османкина, Т.Н;Формирование гражданственности старшеклассников в условиях общеобразовательнойшколы: дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Османкина Т.Н. Оренбург, 2000. — 186с.
9. Сластенин, В.А. идр. Педагогика [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.:Академия, 2002. — 576с.