Пояснительнаязаписка
Рабочая программа поалгебре 9 класса составленана основе федерального образовательного стандарта и примернойпрограммы для общеобразовательных учреждений: Алгебра.7-9 кл./ Сост. Т.А. Бурмистрова — Москва, «Просвещение» 2015г.
Рабочая программа опирается на УМК:
Алгебра: учебник для 9 класса общеобразовательныхучреждений. Макарычев Ю. Н. и др., 2017г.
Цели изучения:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
§ развитиевычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня,позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежныхпредметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники),усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математическогомоделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовкишкольников. В ходе изучения курса, обучающиеся овладевают приёмами вычислений.
Задачи
· систематизациясведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул;
· совершенствованиепрактических навыков и вычислительной культуры; приобретение практическихнавыков, необходимых для повседневной жизни;
· формированиематематического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов,окружающей реальности;
· развитиеалгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курсаинформатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений;
· развитиевоображения, способностей к математическому творчеству;
· важнойзадачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний офункциях как важнейшей математической модели для описания и исследованияразнообразных процессов (равномерных, равноускоренных), для формирования уучащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры;
· формированиефункциональной грамотности — умений воспринимать и анализировать информацию,представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многихреальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты впростейших прикладных задачах.
Согласно базисному учебному плану наизучение алгебры в 9 классе отводится 102 часа: 3 часа в неделю.
В программу включены все рекомендуемыетемы для 9 класса. В течение года планируется провести 8 контрольных работ.
При организации учебного процессабудет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знанияопираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем споследующей их реализацией с целью обеспечения последовательной подготовки кОГЭ.
При составлении рабочей программы учтеныиндивидуальные способности учащихся.
Планируемые результаты освоения учебногопредмета
Программа обеспечиваетдостижение следующих результатов освоения образовательной программы основногообщего образования:
личностные:
· сформированность ответственного отношенияк учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованиюна основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования набазе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанномупостроению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивыхпознавательных интересов;
· сформированность компонентов целостногомировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки иобщественной практики;
· сформированность коммуникативнойкомпетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшимив образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой идругих видах деятельности;
· умение ясно, точно, грамотно излагать своимысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи,выстраивать аргументацию, приводить примеры и контпримеры;
· представление о математической науке каксфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости дляразвития цивилизации;
· критичность мышления , умение распознаватьлогически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
· креативность мышления, инициатива,находчивость, активность при решении алгебраических задач;
· умение контролировать процесс и результатучебной математической деятельности;
· способность к эмоциональному восприятиюматематических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные УУД
· умение самостоятельно планироватьальтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективныеспособы решения учебных и познавательных задач;
· умение осуществлять контроль по результатуи по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимыекоррективы;умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполненияучебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
· осознанное владение логическими действиямиопределения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основесамостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
познавательные УУД
· умение устанавливать причинно-следственныесвязи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивноеи по аналогии) и выводы;
· умение создавать, применять ипреобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решенияучебных и познавательных задач;
· умение организовывать учебноесотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определятьцели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способыработы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликтына основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра;формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
коммуникативныеУУД
· сформированность учебной иобщепользовательской компетентности в области использованияинформационно-коммуникационных технологий (ИКТ — компетентности);
· сформированность первоначальныхпредставлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке наукии техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
· умение видеть математическую задачу вконтексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
· умение находить в различных источникахинформацию, необходимую для решения математических проблем, ипредставлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной иизбыточной, точной и вероятностной информации;
· умение понимать и использоватьматематические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) дляиллюстрации, интерпретации, аргументации;
· умение выдвигать гипотезы при решенииучебных задач и понимать необходимость их проверки;
· умение применять индуктивные и дедуктивныеспособы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
· понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
· умение самостоятельно ставить цели,выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
· умение планировать и осуществлятьдеятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные:
· умение работать с математическим текстом(структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотновыражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическуютерминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный,символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию,доказывать математические утверждения;
· владение базовым понятийным аппаратом:иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знаниеэлементарных функциональных зависимостей, иметь представление о статистическихзакономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, обособенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
· умение выполнять алгебраическиепреобразования рациональных выражений, применять их для решения учебныхматематических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
· умение пользоваться математическимиформулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами наоснове обобщения частных случаев и эксперимента;
· умение решать линейные и квадратныеуравнения, неравенства первой и второй степени, а также приводимые к нимуравнения, неравенства, системы; использовать графические представления длярешения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученныеумения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
· овладение системой функциональных понятий,функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описыватьих свойства, использовать функционально-графические представления для описанияи анализа математических задач и реальных зависимостей;
· овладение основными способамипредставления и анализа статистических данных; умение решать задачи нанахождение частоты и вероятности случайных событий;
· умение применять изученные понятия,результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числезадач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Содержаниеучебного предмета
№ п.п. |
Название раздела/Содержание |
Кол-во часов |
Конт. раб. |
1 |
Глава 1. Квадратичная функция Функция. Возрастание и убывание функции. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Решение задач путем выделения квадрата двучлена из квадратного трехчлена. Функция у=ах2+вх+с, ее свойства и график. Простейшие преобразования графиков функций. Функция у=хn. Определение корня n-й степени. Вычисление корней –й степени. |
22 |
2 |
2 |
Глава 2. Уравнения и неравенства с одной переменной Целое уравнение и его корни. Биквадратные уравнения. Дробные рациональные уравнения. Решение неравенств второй степени с одной переменной. Решение неравенств методом интервалов. |
14 |
1 |
3 |
Глава 3. Уравнения и неравенства с двумя переменными Уравнение с двумя переменными и его график. Графический способ решения систем уравнений. Решение систем содержащих одно уравнение первой, а другое второй степени. Решение текстовых задач методом составления систем. Неравенства с двумя переменными. Системы неравенств с двумя переменными. |
17 |
1 |
4 |
Глава 4. Арифметическая и геометрическая прогрессии Последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n первых членов прогрессии. |
15 |
2 |
5 |
Глава 5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей Примеры комбинаторных задач. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота случайного события. Равновозможные события и их вероятность. |
13 |
1 |
6 |
Повторение курса алгебры 9 класса |
21 |
1 |
|
Итого: |
102 |
8 |