Проблема развития речи является очень актуальной вдошкольном возрасте. Этот процесс взрослым, воспитывающим ребёнка можно и нужнорегулировать. Одно из условий успешного сотрудничества с ребёнком – созданиеэмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновениювзаимодействия, в данном случае речевого общения.
Большевсего на свете дети любят играть. Поэтому имея своей целью научить ребёнкадошкольного возраста чему-либо, мы всегда отталкиваемся прежде всего от игры. Ичем меньше ребёнок, тем обучающая ситуация больше должна быть приближена кигровой.
Этомуусловию и соответствует представляемое нами пособие для развития речи: речевойкуб. Такие кубики могут быть изготовлены из различных материалов (картон,пластмасса, пенопласт и т.д.). Каждый куб имеет своё название и используется сопределённой целью. Например, куб «Сосчитай-ка» помогает усвоить грамматическийстрой родного языка, а именно: согласование числительных с существительными.Куб «Сочиняй-ка» обучает рассказыванию с элементами творчества с опорой напредметные картинки. Каждая грань такого куба является как бы страницей книги ислужит опорой для развития сюжета. Сам куб мягкий, к нему предполагаетсядополнительное оборудование: фигурки персонажей, домашних и диких животных,птиц, сделанных из ткани, с липучками. Вращая куб в любую сторону, ребёнок самвыбирает и прикрепляет к очередной грани куба героев сказки или рассказа. Этопособие может также быть использовано для пересказа, где грани куба будутслужить картинным планом.
Куб«Сенсорик» используется для развития мелкой моторики тактильных ощущений. Наего гранях вместо кармашков располагаются съёмные коврики, сшитые из разныхматериалов и соединённые пуговицами разных размеров. Посередине каждого коврикаесть разъёмные застёжки (молнии, пряжки, ленточки, кнопки, липучки, шнуровки).Задача ребёнка – расстегнуть застёжку и сказать, кто изображён в окошке.
Инаконец, универсальный куб. На каждой грани куба расположены прозрачные карманыдля смены речевого материала, что делает куб многофункциональным. Прииндивидуальной работе на логопедических занятиях такой куб можно использоватьдля артикуляционной гимнастики, автоматизации поставленных звуков в словах ипредложениях развитии лексико-грамматического строя речи и т.д.
Особеннохочется сказать об использовании кубов для развития речи детей раннеговозраста. В этом случае куб привлекается не как дидактическое пособие, а каксредство организации общения, проявления детской инициативы, так как кубики –одна из любимых игрушек малышей.
Такимобразом, использование речевых кубов позволяет расширить речевую среду в группеи на логопункте, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желаниеучаствовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры,легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
ТЕМА: « Работа над развитием речевой активности ребёнка.
Проект «Речевой куб».
ПОДГОТОВИЛИ: воспитатель Ефремова В.Я.
воспитатель Шепелева Т. Н.
учитель-логопед Дубровских Ю.И.
