Пояснительнаязаписка
Настоящаярабочая программа составлена для учащихся 10-11 класса, изучающих химию набазовом уровне. Программа составлена в соответствии сфедеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного)общего образования на базовом уровне, на основе авторской программы: Химия.Рабочие программы. Предметная линия учебников О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова.10-11 класс : учеб. пособиедля общеобразоват. организаций / О. С. Габриелян, С. А. Сладков— М. : Просвещение, 2019.— 00 с. — ISBN
Рабочая программа курса химии разработана к учебнику О.С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладковадля 10-11 класса общеобразовательных организаций. Структура и содержание рабочей программы соответствуюттребованиям Федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования.
На изучение химии: в10-11 классах – 1 час в неделю, всего 68 часов.
Исходными документами для составления рабочей программыявились:
· Закон РФ«Об образовании» № 122-ФЗ в редакции от 22 августа 2004 г.
· Федеральный государственныйобразовательный стандарт среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413(вред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N1645, от 31.12.2015 N 1578, от29.06.2017 N 613, от 11.12.2020);
· Примерная основнаяобразовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общемуобразованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
· Инструкция по ведению деловой документации вобщеобразовательных организациях Республики Крым, утвержденная приказом Министерстваобразования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2021 № 1018.
· Приказ Минобразования РФ от09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана ипримерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующихпрограммы общего образования»
· Письмо Минобрнауки РФ от07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федеральногобазисного учебного плана»
- Приказ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». (Приказ МО от 31.03.2014 г. №253);
· Письмо Минобрнауки РФ от01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования дляоснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11илисайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
· Авторская программа: Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова.10—11 классы : учеб. пособиедля общеобразоват. организаций / О. С. Габриелян, С. А. Сладков— М. : Просвещение, 2019.— 00 с. — ISBN
Программа выполняет двеосновныефункции:
1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательногопроцесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения,воспитания и развития учащихся средствами данного учебногопредмета.
2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения,структурирование учебного материала, определение его количественных икачественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательногонаполнения промежуточной аттестации учащихся.
Программаобеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов,теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразныхотраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этомосновное внимание уделяется сущности химических реакций и методам ихосуществления, а также способам защиты окружающей среды.
Программанаправлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков,учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитиелогического мышления на основе формирования умений сравнивать,классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.
Программасоставлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваютсявсе виды школьного химического эксперимента: демонстрации, лабораторные опыты ипрактические работы. Рабочая программа по химии реализуется через формированиеу учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности иключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения,опорных конспектов, дидактических материалов и применения технологииграфического представления информации при структурировании знаний. В целомкурс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единствеживой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современнойестественнонаучной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни ипозволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающегосебя частью природы. Для познания окружающего мира используются: различные методы (наблюдения, измерения, опыты,эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложныхэкспериментов и описание их результатов; использование для решенияпознавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правилповедения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правилздорового образа жизни.
Присоставлении программы учтена необходимость, согласнотребованиям ФГОС, больше уделять внимание практико-ориентированным задачам, втом числе, и расчётного характера, а также развитиюнавыков исследовательской деятельности, так как в рамках химии это одна изведущих деятельностей.
Планируемые результаты освоения учебногопредмета, курса
Личностные:
· ориентация обучающихся надостижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив,инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению,способность ставить цели и строить жизненные планы;
· готовность и способностьобеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной,творческой и ответственной деятельности;
· принятие и реализация ценностейздорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентноеотношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
· неприятие вредных привычек:курения, употребления алкоголя, наркотиков.
· принятие гуманистическихценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другомучеловеку, его мнению, мировоззрению;
· развитие компетенцийсотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми вобразовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной идругих видах деятельности.
· мировоззрение, соответствующеесовременному уровню развития науки, значимости науки, готовность кнаучно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовыхдостижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность внаучных знаниях об устройстве мира и общества;
· готовность и способность кобразованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешнойпрофессиональной и общественной деятельности;
· экологическая культура,бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной исоциальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения инавыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
· осознанный выбор будущейпрофессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
· потребность трудиться, уважениек труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное итворческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
Метапредметные:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программыпредставлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивныеуниверсальные учебные действия
Выпускник научится:
· самостоятельно определять цели,задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цельдостигнута;
· оценивать возможные последствиядостижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизниокружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
· ставить и формулироватьсобственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
· оценивать ресурсы, в том числевремя и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленнойцели;
· выбирать путь достижения цели,планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные инематериальные затраты;
· организовывать эффективныйпоиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
· сопоставлять полученныйрезультат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательныеуниверсальные учебные действия
Выпускник научится:
· искать и находить обобщенныеспособы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационныйпоиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
· критически оценивать иинтерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксироватьпротиворечия в информационных источниках;
· использовать различныемодельно-схематические средства для представления существенных связей иотношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
· находить и приводитькритические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно иразумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,рассматривать их как ресурс собственного развития;
· выходить за рамки учебногопредмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкогопереноса средств и способов действия;
· выстраивать индивидуальнуюобразовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников иресурсные ограничения;
· менять и удерживать разные позициив познавательной деятельности.
Коммуникативныеуниверсальные учебные действия
Выпускник научится:
· осуществлять деловуюкоммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутриобразовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров дляделовой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, ане личных симпатий;
· при осуществлении групповойработы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генераторидей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
· координировать и выполнятьработу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
· развернуто, логично и точноизлагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных)языковых средств;
· распознавать конфликтогенныеситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую иобразовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения ООП
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднегообщего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Ø раскрывать на примерах рольхимии в формировании современной научной картины мира и в практическойдеятельности человека;
Ø демонстрировать на примерахвзаимосвязь между химией и другими естественными науками;
Ø объяснять причины многообразиявеществ на основе общих представлений об их составе и строении;
Ø понимать физический смыслПериодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснятьзависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ отэлектронного строения атомов;
Ø применять правиласистематической международной номенклатуры как средства различения иидентификации веществ по их составу и строению;
Ø прогнозировать возможностьпротекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи вмолекулах реагентов и их реакционной способности;
Ø использовать знания о составе,строении и химических свойствах веществ для безопасного применения впрактической деятельности;
Ø устанавливать зависимостьскорости химической реакции и смещения химического равновесия от различныхфакторов с целью определения оптимальных условий протекания химическихпроцессов;
Ø приводить примерыгидролиза солей в повседневной жизни человека;
Ø приводить примерыокислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах ижизнедеятельности организмов;
Ø приводитьпримеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простыхвеществ – металлов и неметаллов;
Ø владеть правилами и приемамибезопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
Ø владеть правилами безопасногообращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
Ø осуществлять поиск химическойинформации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
Ø критически оценивать иинтерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средствмассовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точкизрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений иформирования собственной позиции;
Ø представлять пути решенияглобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических,сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Ø использовать методы научногопознания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучениюсвойств, способов получения и распознавания органических веществ;
Ø объяснять природу и способыобразования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной,металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
Ø устанавливать взаимосвязимежду фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуацийи обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса характеризуется целостностью и системностью учебного предмета, на освоение которогоотведено жёстко лимитированное учебноевремя.
Курсделится на две равные по отведённому на их изучение времени части: органическую химию и общую химию.
Структурирование курса органической химии определяется идеей развитияучащихся непрофильных классов средствами учебного предмета. С целью усиления роли дедукции в обучениихимии вначале даются краткие теоретические сведенияо строении, классификации, номенклатуре органических веществ,об особенностях реакций сих участием.
Сформированные таким образом теоретические знания затем развиваются на фактологическом материалепри рассмотрении классоворганических соединений. В свою очередь, такой подход позволяет и глубже изучитьособенности строения и свойств органических веществ разных классов.Так, основные положениятеории химического строенияорганических соединений А. М. Бутлеровазакрепляются при изученииуглеводородов (алканов, алкенов, диенов, алкинов, аренов) и их природных источников (природного газа, нефти икаменного угля), кислородсодержащих органическихсоединений (спиртов, фенола, альдегидов, карбоновых кислот, сложныхэфиров, жиров и углеводов) и азотсодержащих органических соединений (аминов, аминокислот, белков и нуклеиновых кислот).Завершает курс органической химии глава «Органическая химия и общество», где обучающиеся знакомятся с такими важнымив практическом и биологическом отношении веществами и материалами, какпластмассы и волокна, ферменты, витамины, гормоныи лекарства, а также с достижениями биотехнологии.
Следовательно, основным критерием отбора фактического материала курса органической химии является идея реализации практико-ориентированного значения объектоворганической химии (соединений и реакций).
Идеяо ведущей роли теоретических знаний в процессе познания мира веществ и реакций стала основой и дляконструирования курса общей химии. На основе единых понятий, законов и теорий химии устаршеклассников формируетсяцелостное представление о химической науке, о химической картине мира как составной части единой естественно-научной картины мира.
В курсе общей химии вначалеучащиеся знакомятся последними достижениями в областиизучения атома, узнают о современных методах познания строенияатома, углубляют и расширяют знания,полученные в курсеосновной школы, о строении атома и веществана основе Периодического закона и Периодической системы Д. И. Менделеева, об общих свойствахклассов органических и неорганических соединений (кислот, оснований, амфотерных соединений) в свете теории электролитической диссоциации и протоннойтеории. Далее рассматривается классификация химических реакций в органической и неорганической химии.Завершает курс знакомство старшеклассников с перспективами развития химической науки и химического производства, с проблемами охраны окружающей среды от химического загрязнения и путями их решения.
10 класс.
Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Предмет органической химии.
Органические вещества: природные, искусственные и синтетические. Особенности состава и строенияорганических веществ. Витализм и его крах. Понятие об углеводородах.
Основные положения теории химического строенияБутлерова. Валентность. Структурные формулы — полные и сокращённые. Простые (одинарные) и кратные (двойныеи тройные) связи.
Изомеры и изомерия. Взаимное влияние атомов вмолекуле.
Демонстрации. Плавление, обугливание и горение органических веществ. Модели (шаростержневые и объёмные) молекулорганических соединений разных классов. Определение элементного состава органических соединений.
Лабораторные опыты. Изготовление моделей органических соединений.
Углеводороды и их природныеисточники
Предельные углеводороды. Алканы. Определение. Гомологический ряд алканов и его общая формула. Структурная изомерия углеродной цепи. Радикалы.Номенклатура алканов. Химические свойства алканов: горение, реакции замещения (галогенирование),реакция разложения метана, реакция дегидрирования этана.
Непредельные углеводороды. Алкены. Этилен. Определение. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Структурная и пространственная (геометрическая) изомерия. Промышленное получение алкенов: крекинги дегидрирование алканов.Лабораторное получение этилена— реакция дегидратации этанола. Реакции присоединения: гидратация, гидрогалогенирование, галогенирование, полимеризации. Правило Марковникова. Окисление алкенов. Качественные реакции на непредельные углеводороды.
Алкадиены. Каучуки. Определение. Номенклатура. Сопряжённые диены. Бутадиен-1,3, изопрен.Реакция Лебедева. Реакцииприсоединения алкадиенов. Каучуки:натуральный, синтетические (бутадиеновый, изопреновый). Вулканизация каучука.Резина. Эбонит.
Алкины. Определение.Номенклатура. Получение и применение ацетилена. Химические свойства ацетилена: горение, реакции присоединения: гидрогалогенирование, галогенирование, гидратация (реакция Кучерова). Винилхлорид, поливинилхлорид.
Арены. Определение. Бензол:его строение, некоторыефизические и химические свойства (горение, реакциизамещения — галогенирование, нитрование), получение и применение. Экстракция.
Природный газ. Состав природного газа. Его нахождение в природе. Преимущества природного газа как топлива. Химическая переработка природного газа: конверсия, пиролиз.Синтез-газ и его использование.
Нефть и способы её переработки. Попутный нефтяной газ, его состав и фракции — газовый бензин,пропан-бутановая, сухой газ. Нефть, её состав и переработка — перегонка, крекинг, риформинг. Нефтепродукты.Октановое число; бензин.
Каменный уголь и его переработка. Ископаемый уголь: антрацит,каменный, бурый. Коксование каменного угля. Коксовыйгаз, аммиачная вода, каменноугольнаясмола, кокс. Газификация и каталитическое гидрирование каменного угля.
Демонстрации. Горение метана,этана, ацетилена. Отношениеметана, этилена, ацетилена ибензола к растворам перманганата калия и бромной воде. Получение этиленареакцией дегидратации этанолаи ацетилена гидролизом карбида кальция. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность, коллекции«Нефть и нефтепродукты», «Каменный уголь и продукты его переработки», «Каучуки».
Лабораторные опыты. Обнаружениепродуктов горения свечи. Исследование свойствкаучуков.
Контрольная работа № 1 «Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеводороды»
Кислород- и азотсодержащие органические соединения
Одноатомные спирты. Определение. Функциональная гидроксильная группа. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия положенияфункциональной группы. Водородная связь. Химические свойстваспиртов. Альдегидная группа.Реакция этерификации, сложныеэфиры. Применение спиртов.Действие метилового и этилового спиртов на организм человека.
Многоатомные спирты.Определение. Этиленгликоль. Глицерин.Получение и химические свойства многоатомных спиртов.Качественная реакция на многоатомные спирты. Антифриз.
Фенол. Строение,получение, свойства и применение фенола. Качественные реакции на фенол. Взаимное влияниеатомов в молекулефенола.
Альдегиды. Определение. Формальдегид и ацетальдегид. Химические свойства альдегидов. Качественные реакции на альдегиды. Реакции поликонденсации. Карбонильная группа. Кетоны на примере ацетона.
Карбоновые кислоты. овые кислоты, их гомологический ряд. Получение и применение. Химические свойства карбоновыхкислот. Реакция этерификации.
Сложные эфиры.Жиры. Реакция этерификации. Сложные эфиры. Жиры, их состави гидролиз (кислотный и щелочной). Мыла. Гидрирование жиров.
Углеводы. Углеводы. Моносахариды. Глюкоза как альдегидоспирт. Сорбит. Молочнокислое и спиртовое брожение.Фотосинтез. Дисахариды. Сахароза. Полисахариды:крахмал, целлюлоза.
Амины. Аминогруппа. Амины предельные и ароматические. Анилин.Получение аминов. РеакцияЗинина. Химические свойстваи применение аминов.
Аминокислоты. Белки. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Глицин. Реакция поликонденсации. Пептидная связь.Первичная, вторичная, третичнаяструктуры белков. Качественные реакции на белки.Гидролиз. Денатурация. Биологические функции белков в организме.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид.Качественная реакция на многоатомные спирты.Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Качественные реакции на альдегиды. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) как альдегидоспирта. Качественная реакция на крахмал. Цветныереакции белков
Лабораторные опыты. Сравнение скорости испаренияводы и этанола. Растворимостьглицерина в воде. Химические свойства уксусной кислоты. Определение непредельности растительного масла.
Практическаяработа №1. Правила Т.Б. Идентификация органических соединений Органическая химия и общество
Контрольная работа №2 «Кислород- и азотсодержащие органические соединения»
Биотехнология. Периоды её развития. Три направления биотехнологии: генная (или генетическая) инженерия; клеточная инженерия;биологическая инженерия. Генетически модифицированные организмы (ГМО) и трансгенная продукция. Клонирование.Иммобилизованные ферменты и их применение.
Полимеры. Классификация полимеров. Искусственные полимеры: целлулоид, ацетатный шёлк, вискоза,целлофан.
Синтетические полимеры. Способы получения полимеров: полимеризация и поликонденсация. Синтетические каучуки. Пластмассы: полистирол, тефлон, поливинилхлорид. Синтетические волокна: капрон, найлон,кевлар, лавсан.
Демонстрации. Коллекции пластмасс, синтетических волокон и изделийиз них. Разложение пероксида водородас помощью каталазыприродных объектов. Коллекция синтетических моющих средств (СМС),содержащих энзимы. Испытаниесреды раствора СМС индикаторами.
Лабораторные опыты. Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа№ 2.Правила Т.Б. Распознавание пластмасс и волокон
11 класс.
Строение веществ
Основные сведения о строении атома. Строениеатома: ядро и электронная оболочка. Изотопы.Химический элемент. Большойадронный коллайдер. Уровнистроения вещества.
Периодическаясистема химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Физическийсмысл номеров: элемента, периода, группы. Валентныеэлектроны. Электронная конфигурация атомов. Закономерности изменениясвойств элементов в периодах и группах. Электронные семейства химических элементов.
Философские основы общности Периодического закона и теории химическогостроения. Предпосылки открытия Периодического закона и теории химического строения.Роль личности в истории химии. Роль практикив становлении и развитиихимической теории.
Ионная химическая связь и ионные кристаллические решётки. Катионы как продуктвосстановления атомов металлов.Анионы как продуктокисления атомов неметаллов. Ионная химическая связь и ионная кристаллическая решётка.Ионы простые и сложные.
Ковалентная химическая связь. Атомные и молекулярные кристаллические решётки. Ковалентная неполярная и полярная связи. Электроотрицательность. Кратностьковалентной связи. Обменныйи донорно-акцепторный механизмыобразования ковалентных связей.Полярность связи и полярность молекулы.Молекулярные и атомныекристаллические решётки.
Металлическая связь. Металлические кристаллические решётки.Металлическая химическая связь: ион-атомы и электронный газ. Физические свойства металлов и их применение наоснове этих свойств. Сплавы чёрные и цветные.
Водородная химическая связь. Водородная химическая связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Значениеводородной связи в природе и жизни человека.
Полимеры. Полимеры, их получение: реакции полимеризации и поликонденсации. Пластмассы. Волокна.Неорганические полимеры
Дисперсные системы. Дисперсные системы: дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсныхсистем по агрегатному
состояниюи по размеру частиц фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсныесистемы: золи и гели. Синерезис и коагуляция.
Демонстрации. Различные формы Периодической системы химических элементовД. И. Менделеева. Модель кристаллической решётки хлорида натрия. Образцы минералов с ионнойкристаллической решёткой: кальцита, галита,модели кристаллических решёток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молярногообъёма газа. Образцы различных дисперсных систем:эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис.
Лабораторные опыты. Моделированиеметаллической кристаллической решётки.Денатурация белка. Получениеэмульсии растительного масла. Получение суспензии«известкового молока». Получениеколлоидного раствора куриногобелка и исследование его свойств с помощью лазерной указки.
Химические реакции
Классификация химических реакций. Реакции без изменениясостава веществ: аллотропизации и изомеризации. Причиныаллотропии. Классификация реакцийпо числу и составу реагентови продуктов и по тепловомуэффекту. Термохимические уравнения реакций.
Скорость химических реакций. Скорость химической реакциии факторы её зависимости: природареагирующих веществ, площадьих соприкосновения, температура, концентрация и наличиекатализатора. Катализ. Ферменты.Ингибиторы.
Химическое равновесие и способы его смещения. Обратимые реакции.Общая характеристика реакциисинтеза аммиака и условия смещенияравновесия производственного процессавправо.
Гидролиз. Гидролиз необратимый и обратимый. Три случая гидролиза солей. Роль гидролиза в обмене веществ.Роль гидролиза в энергетическом обмене.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление. Электронный баланс.
Электролиз расплавови растворов. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование.
Демонстрации. Экзо-и эндотермические реакции. Тепловые явления при растворении серной кислоты и аммиачной селитры. Зависимостьскорости реакции от природы веществна примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми кусочками(гранулами) цинка и одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа)с раствором солянойкислоты. Взаимодействие растворовсерной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксидаводорода с помощьюнеорганических катализаторов (солей железа, иодида калия) и природных объектов,содержащих каталазу (сырое мясо, картофель). Простейшие окислительно-восстановительные реакции:взаимодействие цинка с соляной кислотойи железа с сульфатом меди(II). Модель электролизёра. Модель электролизной ванныдля получения алюминия.
Лабораторные опыты. Проведениереакций, идущих до конца, по правилу Бертолле.Разложение пероксида водорода с помощью диоксида марганца. Смещениеравновесия в системеFe3+ + 3CNS− ↔ Fe(CNS)3. Испытание индикаторами среды растворов солей различных типов. Взаимодействие растворасульфата меди(II) с железом и гидроксидом натрия.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме
«Химическая реакция».
Вещества и ихсвойства
Металлы. Общиефизические свойства металлов. Классификация металлов в технике и химии. Общие химические свойства металлов. Условиявзаимодействия металлов с растворами кислоти солей. Металлотермия.
Неметаллы. Благородные газы. Неметаллы как окислители. Неметаллы как восстановители. Ряд электроотрицательности. Инертныеили благородные газы.
Кислоты неорганические и органические. Кислоты с точки зрения атомно- молекулярного учения. Кислоты с точки зрения теорииэлектролитической диссоциации.Кислоты с точки зрения протонной теории. Общие химические свойствакислот. Классификация кислот.
Основания неорганические и органические. Основания с точки зрения атомно-молекулярного учения. Основания с точки зрения теорииэлектролитической диссоциации. Основания с точки зрения протонной теории. Общие химические свойстваоснований. Классификация оснований.
Амфотерные соединения неорганические и органические. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Получение и свойства амфотерных неорганических соединений. Аминокислоты — амфотерные органические соединения. Пептидыи пептидная связь.
Соли. Классификация солей. Жёсткость воды и способыеё устранения. Переход карбоната в гидрокарбонат иобратно. Общие химические свойства солей.
Демонстрации. Коллекция металлов. Коллекциянеметаллов. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Вспышкатермитной смеси. Вспышкачёрного пороха. Вытеснение галогенов из их растворовдругими галогенами. Взаимодействие паров концентрированных растворов соляной кислоты и аммиака («дымбез огня»). Получение аммиака иизучение его свойств. Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств.Получение жёсткой воды и устранение её жёсткости.
Лабораторные опыты. Получение нерастворимого гидроксида и его взаимодействие с кислотой. Исследование концентрированных растворов соляной и уксусной кислот капельнымметодом при их разбавлении водой. Различныеслучаи взаимодействия растворов солей алюминия со щёлочью. Устранение жёсткости воды.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме
«Вещества и их свойства».
Химия и современное общество
Химическаятехнология. Производство аммиака и метанола.Химическая технология. Химическиепроцессы, лежащие в основе производства аммиака и метанола. Характеристика этих процессов. Общие научные принципыхимического производства.
Химическая грамотность как компонент общей культуры человека. Маркировка упаковочных материалов, электроники и бытовой техники,экологичного товара, продуктовпитания, этикеток по уходу за одеждой.
Демонстрации. Модель промышленной установкиполучения серной кислоты.Модель колонны синтезааммиака. Видеофрагменты и слайды остепени экологической чистотытовара.
Лабораторные опыты. Изучение маркировок различных видов промышленных и продовольственныхтоваров.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ п/п |
Наименование раздела (темы) |
Содержание темы (раздела) |
Количество часов |
||
Рабочая программа |
Контрольные работы |
Практические работы |
|||
1 |
Тема 1. Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова (2 ч) |
Органические вещества: природные, искусственные и синтетические. Особенности состава и строения органических веществ. Витализм и его крах. Понятие об углеводородах. Основные положения теории химического строения Бутлерова. Валентность. Структурные формулы — полные и сокращённые. Простые (одинарные) и кратные (двойные и тройные) связи. Изомеры и изомерия. Взаимное влияние атомов в молекуле. |
2 |
— |
— |
2 |
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (12 ч.) |
Предельные углеводороды. Алканы. Непредельные углеводороды. Алкены. Алкадиены. Каучуки. Алкины. Арены. Природный газ. Нефть и способы её переработки. Каменный уголь и его переработка. Контрольная работа № 1 «Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеводороды» |
12 |
1 |
— |
3 |
Тема 3. Кислород- и азотсодержащие органические соединения (14 ч) |
Одноатомные спирты. Многоатомные спирты. Фенол. Альдегиды. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. Углеводы. Сахароза. Полисахариды. Амины предельные и ароматические. Анилин. Аминокислоты. Белки. Практическая работа №1. Правила Т.Б. Идентификация органических соединений Контрольная работа №2 «Кислород- и азотсодержащие органические соединения» |
14 |
1 |
1 |
4 |
Тема 4. Органическая химия и общество (5 ч) |
Биотехнология. Полимеры. Синтетические полимеры. Способы получения полимеров: полимеризация и поликонденсация. Синтетические каучуки. Пластмассы: полистирол, тефлон, поливинилхлорид. Синтетические волокна: капрон, найлон, кевлар, лавсан. Практическая работа № 2. Правила Т.Б. Распознавание пластмасс и волокон |
5 |
— |
1 |
Итого |
|
34 |
2 |
2 |
11класс
№ п/п |
Наименование раздела (темы) |
Содержание темы (раздела) |
Количество часов |
||
Рабочая программа |
Контрольные работы |
Практические работы |
|||
1 |
Тема 1. Строение веществ (11 ч) |
Атом. Химический элемент. Изотопы. Атомные орбитали, s-, p-, d- и f-электроны. Валентность и валентные возможности атомов. Химическая связь. Типы кристаллических решеток и свойства веществ. Контрольная работа № 1 «Строение вещества» |
11 |
1 |
— |
2 |
Тема 2. Химические реакции (10 ч) |
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие. Практическая работа № 1. Правила Т.Б. Решение экспериментальных задач по теме «Химическая реакция» |
10 |
— |
1 |
3 |
Тема 3. Вещества и их свойства (9 ч) |
Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Сплавы. Электролиз растворов и расплавов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Оксиды и гидроксиды металлов. Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Практическая работа № 2 Правила Т.Б. Решение экспериментальных задач по теме «Вещества и их свойства» Контрольная работа № 2 по темам: «Вещества и их свойства» |
9 |
1 |
1 |
4 |
Тема 4. Химия и современное общество (4 ч) |
Химическая промышленность. Бытовая химическая грамотность. Бытовая химия. Влияние химической промышленности на окружающую среду. |
4 |
— |
— |
Итого |
|
34 |
2 |
2 |
Лист корректировки рабочей программы
Дата внесения изменений |
Раздел, тема |
Содержание изменений |
Подпись |
Согласовано с зам. директора по УВР |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
