X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Пояснительнаязаписка

Настоящаярабочая программа составлена для учащихся 10-11 класса, изучающих химию набазовом уровне. Программа составлена в соответствии сфедеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного)общего образования на базовом уровне, на основе авторской программы: Химия.Рабочие программы. Предметная линия учебников О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова.10-11 класс : учеб. пособиедля общеобразоват. организаций / О. С. Габриелян, С. А. Сладков М. : Просвещение, 2019. 00 с. ISBN

Рабочая программа курса химии разработана к учебнику  О.С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладковадля 10-11 класса общеобразовательных организаций. Структура и содержание рабочей программы соответствуюттребованиям Федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования.

На изучение химии: в10-11 классах – 1 час в неделю, всего 68 часов.

Исходными документами для составления рабочей программыявились:

·        Закон РФ«Об образовании» № 122-ФЗ в редакции от 22 августа 2004 г.

·        Федеральный государственныйобразовательный стандарт среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413(вред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N1645, от 31.12.2015 N 1578, от29.06.2017 N 613, от 11.12.2020);

·        Примерная основнаяобразовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общемуобразованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);

·        Инструкция по ведению деловой документации вобщеобразовательных организациях Республики Крым, утвержденная приказом Министерстваобразования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2021 № 1018.

·        Приказ Минобразования РФ от09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана ипримерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующихпрограммы общего образования»

·        Письмо Минобрнауки РФ от07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федеральногобазисного учебного плана»

  • Приказ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». (Приказ МО от 31.03.2014 г. №253); 

·        Письмо Минобрнауки РФ от01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования дляоснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11илисайт http:/ www. vestnik. edu. ru).

·        Авторская программа: Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова.10—11 классы : учеб. пособиедля общеобразоват. организаций / О. С. Габриелян, С. А. Сладков М. : Просвещение, 2019. 00 с. ISBN

Программа выполняет двеосновныефункции:                                                                          

1.     Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательногопроцесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения,воспитания и развития учащихся средствами данного учебногопредмета.                                       

2.     Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения,структурирование учебного материала, определение его количественных икачественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательногонаполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программаобеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов,теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразныхотраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этомосновное внимание уделяется сущности химических реакций и методам ихосуществления, а также способам защиты окружающей среды.

Программанаправлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков,учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитиелогического мышления на основе формирования умений сравнивать,классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.

 

Программасоставлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваютсявсе виды школьного химического эксперимента: демонстрации, лабораторные опыты ипрактические работы. Рабочая программа по химии реализуется через формированиеу учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности иключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения,опорных конспектов, дидактических материалов и применения технологииграфического представления информации  при структурировании знаний. В целомкурс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единствеживой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современнойестественнонаучной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни ипозволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающегосебя частью природы. Для познания окружающего мира используются: различные методы (наблюдения, измерения, опыты,эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложныхэкспериментов и описание их результатов; использование для решенияпознавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правилповедения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правилздорового образа жизни.

 

Присоставлении программы учтена необходимость, согласнотребованиям ФГОС,  больше уделять внимание практико-ориентированным задачам, втом числе, и расчётного характера, а также развитиюнавыков  исследовательской деятельности, так как в рамках химии это одна изведущих деятельностей.

 

 

Планируемые результаты освоения учебногопредмета, курса

 

          Личностные:

 

·        ориентация обучающихся надостижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив,инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению,способность ставить цели и строить жизненные планы;

·        готовность и способностьобеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной,творческой и ответственной деятельности;

·        принятие и реализация ценностейздорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентноеотношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

·        неприятие вредных привычек:курения, употребления алкоголя, наркотиков.

·        принятие гуманистическихценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другомучеловеку, его мнению, мировоззрению;

·        развитие компетенцийсотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми вобразовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной идругих видах деятельности.

·        мировоззрение, соответствующеесовременному уровню развития науки, значимости науки, готовность кнаучно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовыхдостижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность внаучных знаниях об устройстве мира и общества;

·        готовность и способность кобразованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешнойпрофессиональной и общественной деятельности;

·        экологическая культура,бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной исоциальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения инавыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

·        осознанный выбор будущейпрофессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

·        потребность трудиться, уважениек труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное итворческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

 

Метапредметные:

 

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программыпредставлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

 

Регулятивныеуниверсальные учебные действия

Выпускник научится:

·        самостоятельно определять цели,задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цельдостигнута;

·        оценивать возможные последствиядостижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизниокружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

·        ставить и формулироватьсобственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

·        оценивать ресурсы, в том числевремя и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленнойцели;

·        выбирать путь достижения цели,планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные инематериальные затраты;

·        организовывать эффективныйпоиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

·        сопоставлять полученныйрезультат деятельности с поставленной заранее целью.

 

Познавательныеуниверсальные учебные действия

Выпускник научится:

·        искать и находить обобщенныеспособы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационныйпоиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

·        критически оценивать иинтерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксироватьпротиворечия в информационных источниках;

·        использовать различныемодельно-схематические средства для представления существенных связей иотношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

·        находить и приводитькритические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно иразумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,рассматривать их как ресурс собственного развития;

·        выходить за рамки учебногопредмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкогопереноса средств и способов действия;

·        выстраивать индивидуальнуюобразовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников иресурсные ограничения;

·        менять и удерживать разные позициив познавательной деятельности.

 

Коммуникативныеуниверсальные учебные действия

Выпускник научится:

·        осуществлять деловуюкоммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутриобразовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров дляделовой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, ане личных симпатий;

·        при осуществлении групповойработы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генераторидей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

·        координировать и выполнятьработу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

·        развернуто, логично и точноизлагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных)языковых средств;

·        распознавать конфликтогенныеситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую иобразовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

 

Предметные результаты освоения ООП

В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднегообщего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

Ø раскрывать на примерах рольхимии в формировании современной научной картины мира и в практическойдеятельности человека;

Ø демонстрировать на примерахвзаимосвязь между химией и другими естественными науками;

Ø объяснять причины многообразиявеществ на основе общих представлений об их составе и строении;

Ø понимать физический смыслПериодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснятьзависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ отэлектронного строения атомов;

Ø применять правиласистематической международной номенклатуры как средства различения иидентификации веществ по их составу и строению;

Ø прогнозировать возможностьпротекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи вмолекулах реагентов и их реакционной способности;

Ø использовать знания о составе,строении и химических свойствах веществ для безопасного применения впрактической деятельности;

Ø устанавливать зависимостьскорости химической реакции и смещения химического равновесия от различныхфакторов с целью определения оптимальных условий протекания химическихпроцессов;

Ø приводить примерыгидролиза солей в повседневной жизни человека;

Ø приводить примерыокислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах ижизнедеятельности организмов;

Ø приводитьпримеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простыхвеществ – металлов и неметаллов;

Ø владеть правилами и приемамибезопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;

Ø владеть правилами безопасногообращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;

Ø осуществлять поиск химическойинформации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;

Ø критически оценивать иинтерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средствмассовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точкизрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений иформирования собственной позиции;

Ø представлять пути решенияглобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических,сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.

 

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

Ø использовать методы научногопознания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучениюсвойств, способов получения и распознавания органических веществ;

Ø объяснять природу и способыобразования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной,металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;

Ø устанавливать взаимосвязимежду фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуацийи обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.

 

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса характеризуется целостностью и системностью учебного предмета, на освоение которогоотведено жёстко лимитированное учебноевремя.

Курсделится на две равные по отведённому на их изучение времени части: органическую химию и общую химию.

Структурирование курса органической химии определяется идеей развитияучащихся непрофильных классов средствами учебного предмета. С целью усиления роли дедукции в обучениихимии вначале даются краткие теоретические сведенияо строении, классификации, номенклатуре органических веществ,об особенностях реакций сих участием.

Сформированные таким образом теоретические знания затем развиваются на фактологическом материалепри рассмотрении классоворганических соединений. В свою очередь, такой подход позволяет и глубже изучитьособенности строения и свойств органических веществ разных классов.Так, основные положениятеории химического строенияорганических соединений А. М. Бутлеровазакрепляются при изученииуглеводородов (алканов, алкенов, диенов, алкинов, аренов) и их природных источников (природного газа, нефти икаменного угля), кислородсодержащих органическихсоединений (спиртов, фенола, альдегидов, карбоновых кислот, сложныхэфиров, жиров и углеводов) и азотсодержащих органических соединений (аминов, аминокислот, белков и нуклеиновых кислот).Завершает курс органической химии глава «Органическая химия и общество», где обучающиеся знакомятся с такими важнымив практическом и биологическом отношении веществами и материалами, какпластмассы и волокна, ферменты, витамины, гормоныи лекарства, а также с достижениями биотехнологии.

Следовательно, основным критерием отбора фактического материала курса органической химии является идея реализации практико-ориентированного значения объектоворганической химии (соединений и реакций).

Идеяо ведущей роли теоретических знаний в процессе познания мира веществ и реакций стала основой и дляконструирования курса общей химии. На основе единых понятий, законов и теорий химии устаршеклассников формируетсяцелостное представление о химической науке, о химической картине мира как составной части единой естественно-научной картины мира.

В курсе общей химии вначалеучащиеся знакомятся последними достижениями в областиизучения атома, узнают о современных методах познания строенияатома, углубляют и расширяют знания,полученные в курсеосновной школы, о строении атома и веществана основе Периодического закона и Периодической системы Д. И. Менделеева, об общих свойствахклассов органических и неорганических соединений (кислот, оснований, амфотерных соединений) в свете теории электролитической диссоциации и протоннойтеории. Далее рассматривается классификация химических реакций в органической и неорганической химии.Завершает курс знакомство старшеклассников с перспективами развития химической науки и химического производства, с проблемами охраны окружающей среды от химического загрязнения и путями их решения.

10 класс.

Теория        строения органических          соединений       А.    М.    Бутлерова.     Предмет органической химии.

Органические вещества: природные, искусственные и синтетические. Особенности состава и строенияорганических веществ. Витализм и его крах.   Понятие         об углеводородах.

Основные положения теории химического строенияБутлерова. Валентность. Структурные формулы полные и сокращённые. Простые (одинарные) и кратные (двойныеи тройные) связи.

Изомеры и изомерия. Взаимное влияние атомов вмолекуле.

 Демонстрации. Плавление, обугливание и горение органических веществ.           Модели (шаростержневые     и          объёмные)     молекулорганических соединений разных классов. Определение элементного состава органических соединений.

Лабораторные         опыты.          Изготовление моделей          органических соединений.

Углеводороды и их природныеисточники

Предельные углеводороды. Алканы. Определение. Гомологический ряд алканов и его общая формула. Структурная изомерия углеродной цепи. Радикалы.Номенклатура алканов. Химические свойства алканов: горение, реакции замещения (галогенирование),реакция разложения метана, реакция дегидрирования этана.

Непредельные углеводороды. Алкены. Этилен. Определение. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Структурная и пространственная (геометрическая) изомерия. Промышленное получение алкенов: крекинги дегидрирование алканов.Лабораторное получение этилена реакция дегидратации этанола. Реакции присоединения: гидратация, гидрогалогенирование, галогенирование, полимеризации. Правило Марковникова. Окисление алкенов. Качественные реакции на непредельные углеводороды.

Алкадиены. Каучуки. Определение. Номенклатура. Сопряжённые диены. Бутадиен-1,3, изопрен.Реакция Лебедева. Реакцииприсоединения алкадиенов. Каучуки:натуральный, синтетические (бутадиеновый, изопреновый). Вулканизация каучука.Резина. Эбонит.

Алкины. Определение.Номенклатура. Получение и применение ацетилена. Химические свойства ацетилена: горение, реакции присоединения: гидрогалогенирование, галогенирование, гидратация (реакция Кучерова). Винилхлорид, поливинилхлорид.

Арены. Определение. Бензол:его строение, некоторыефизические и химические свойства (горение, реакциизамещения галогенирование, нитрование), получение и применение. Экстракция.

Природный газ. Состав природного газа. Его нахождение в природе. Преимущества природного газа как топлива. Химическая переработка природного газа: конверсия, пиролиз.Синтез-газ и его использование.

Нефть и способы её переработки. Попутный нефтяной газ, его состав и фракции — газовый бензин,пропан-бутановая, сухой газ. Нефть, её состав и переработка — перегонка, крекинг, риформинг. Нефтепродукты.Октановое число; бензин.

Каменный уголь и его переработка. Ископаемый уголь: антрацит,каменный, бурый. Коксование каменного угля. Коксовыйгаз, аммиачная вода, каменноугольнаясмола, кокс. Газификация и каталитическое гидрирование каменного угля.

Демонстрации. Горение метана,этана, ацетилена. Отношениеметана, этилена, ацетилена ибензола к растворам перманганата калия и бромной воде. Получение этиленареакцией дегидратации этанолаи ацетилена гидролизом карбида кальция. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность, коллекции«Нефть и нефтепродукты», «Каменный уголь и продукты его переработки», «Каучуки».

Лабораторные опыты. Обнаружениепродуктов горения свечи. Исследование свойствкаучуков.

Контрольная работа 1 «Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеводороды»

Кислород- и азотсодержащие органические соединения

Одноатомные спирты. Определение. Функциональная гидроксильная группа. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия положенияфункциональной группы. Водородная связь. Химические свойстваспиртов. Альдегидная группа.Реакция этерификации, сложныеэфиры. Применение спиртов.Действие метилового и этилового спиртов на организм человека.

Многоатомные спирты.Определение. Этиленгликоль. Глицерин.Получение и химические свойства многоатомных спиртов.Качественная реакция на многоатомные спирты. Антифриз.

Фенол. Строение,получение, свойства и применение фенола. Качественные реакции на фенол. Взаимное влияниеатомов в молекулефенола.

Альдегиды. Определение. Формальдегид и ацетальдегид. Химические свойства альдегидов. Качественные реакции на альдегиды. Реакции поликонденсации. Карбонильная группа. Кетоны на примере ацетона.

Карбоновые кислоты. овые кислоты, их гомологический ряд. Получение и применение. Химические свойства карбоновыхкислот. Реакция этерификации.

Сложные эфиры.Жиры. Реакция этерификации. Сложные эфиры. Жиры, их состави гидролиз (кислотный и щелочной). Мыла. Гидрирование жиров.

Углеводы. Углеводы. Моносахариды. Глюкоза как альдегидоспирт. Сорбит. Молочнокислое и спиртовое брожение.Фотосинтез. Дисахариды. Сахароза. Полисахариды:крахмал, целлюлоза.

Амины. Аминогруппа. Амины предельные и ароматические. Анилин.Получение аминов. РеакцияЗинина. Химические свойстваи применение аминов.

Аминокислоты. Белки. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Глицин. Реакция поликонденсации. Пептидная связь.Первичная, вторичная, третичнаяструктуры белков. Качественные реакции на белки.Гидролиз. Денатурация. Биологические функции белков в организме.

Демонстрации. Окисление спирта в альдегид.Качественная реакция на многоатомные спирты.Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Качественные реакции на альдегиды. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) как альдегидоспирта. Качественная реакция на крахмал. Цветныереакции белков

Лабораторные опыты. Сравнение скорости испаренияводы и этанола. Растворимостьглицерина в воде. Химические свойства уксусной кислоты. Определение непредельности растительного масла.

Практическаяработа №1. Правила Т.Б.      Идентификация органических соединений Органическая химия и общество

Контрольная работа №2 «Кислород- и азотсодержащие органические соединения»

Биотехнология. Периоды её развития. Три направления биотехнологии: генная (или генетическая) инженерия; клеточная инженерия;биологическая инженерия. Генетически модифицированные организмы (ГМО) и трансгенная продукция. Клонирование.Иммобилизованные ферменты и их применение.

Полимеры. Классификация полимеров. Искусственные полимеры: целлулоид, ацетатный шёлк, вискоза,целлофан.

Синтетические полимеры. Способы получения полимеров: полимеризация и поликонденсация. Синтетические каучуки. Пластмассы: полистирол, тефлон, поливинилхлорид. Синтетические волокна: капрон, найлон,кевлар, лавсан.

Демонстрации. Коллекции пластмасс, синтетических волокон и изделийиз них. Разложение пероксида водородас помощью каталазыприродных объектов. Коллекция синтетических моющих средств (СМС),содержащих энзимы. Испытаниесреды раствора СМС индикаторами.

Лабораторные опыты. Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков.

Практическая работа 2.Правила Т.Б. Распознавание пластмасс и волокон

11 класс.

Строение веществ

Основные сведения о строении атома. Строениеатома: ядро и электронная оболочка. Изотопы.Химический элемент. Большойадронный коллайдер. Уровнистроения вещества.

Периодическаясистема химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Физическийсмысл номеров: элемента, периода, группы. Валентныеэлектроны. Электронная конфигурация атомов. Закономерности изменениясвойств элементов в периодах и группах. Электронные семейства химических элементов.

Философские основы общности Периодического закона и теории химическогостроения. Предпосылки открытия Периодического закона и теории химического строения.Роль личности в истории химии. Роль практикив становлении и развитиихимической теории.

Ионная химическая связь и ионные кристаллические решётки. Катионы как продуктвосстановления атомов металлов.Анионы как продуктокисления атомов неметаллов. Ионная химическая связь и ионная кристаллическая решётка.Ионы простые и сложные.

Ковалентная химическая связь. Атомные и молекулярные кристаллические решётки. Ковалентная неполярная и полярная связи. Электроотрицательность. Кратностьковалентной связи. Обменныйи донорно-акцепторный механизмыобразования ковалентных связей.Полярность связи и полярность молекулы.Молекулярные и атомныекристаллические решётки.

Металлическая связь. Металлические кристаллические решётки.Металлическая химическая связь: ион-атомы и электронный газ. Физические свойства металлов и их применение наоснове этих свойств. Сплавы чёрные и цветные.

Водородная химическая связь. Водородная химическая связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Значениеводородной связи в природе и жизни человека.

Полимеры. Полимеры, их                получение:           реакции          полимеризации и поликонденсации. Пластмассы. Волокна.Неорганические полимеры

Дисперсные              системы.         Дисперсные         системы:         дисперсная         фаза       и дисперсионная среда. Классификация дисперсныхсистем по агрегатному

состояниюи по размеру частиц фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсныесистемы: золи и гели. Синерезис и коагуляция.

Демонстрации. Различные формы Периодической системы химических элементовД. И. Менделеева. Модель кристаллической решётки хлорида натрия. Образцы минералов с ионнойкристаллической решёткой: кальцита, галита,модели кристаллических решёток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молярногообъёма газа. Образцы различных дисперсных систем:эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис.

Лабораторные опыты. Моделированиеметаллической кристаллической решётки.Денатурация белка. Получениеэмульсии растительного масла. Получение суспензии«известкового молока». Получениеколлоидного раствора куриногобелка и исследование его свойств с помощью лазерной указки.

Химические реакции

Классификация химических реакций. Реакции без изменениясостава веществ: аллотропизации и изомеризации. Причиныаллотропии. Классификация реакцийпо числу и составу реагентови продуктов и по тепловомуэффекту. Термохимические уравнения реакций.

Скорость химических реакций. Скорость химической реакциии факторы её зависимости: природареагирующих веществ, площадьих соприкосновения, температура, концентрация и наличиекатализатора. Катализ. Ферменты.Ингибиторы.

Химическое равновесие и способы его смещения. Обратимые реакции.Общая характеристика реакциисинтеза аммиака и условия смещенияравновесия производственного процессавправо.

Гидролиз. Гидролиз необратимый и обратимый. Три случая гидролиза солей. Роль гидролиза в обмене веществ.Роль гидролиза в энергетическом обмене.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление. Электронный баланс.

Электролиз расплавови растворов. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование.

Демонстрации. Экзо-и эндотермические реакции. Тепловые явления при растворении серной кислоты и аммиачной селитры. Зависимостьскорости реакции от природы веществна примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми кусочками(гранулами) цинка и одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа)с раствором солянойкислоты. Взаимодействие растворовсерной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксидаводорода с помощьюнеорганических катализаторов (солей железа, иодида калия) и природных объектов,содержащих каталазу (сырое мясо, картофель). Простейшие окислительно-восстановительные реакции:взаимодействие цинка с соляной кислотойи железа с сульфатом меди(II). Модель электролизёра. Модель электролизной ванныдля получения алюминия.

Лабораторные опыты. Проведениереакций, идущих до конца, по правилу Бертолле.Разложение пероксида водорода с помощью диоксида марганца. Смещениеравновесия в системеFe3+ + 3CNS Fe(CNS)3. Испытание индикаторами среды растворов солей различных типов. Взаимодействие растворасульфата меди(II) с железом и гидроксидом натрия.

Практическая работа Решение   экспериментальных   задач   по  теме

«Химическая реакция».

Вещества и ихсвойства

Металлы. Общиефизические свойства металлов. Классификация металлов в технике и химии. Общие химические свойства металлов. Условиявзаимодействия металлов с растворами кислоти солей. Металлотермия.

Неметаллы. Благородные газы. Неметаллы как окислители. Неметаллы как восстановители. Ряд электроотрицательности. Инертныеили благородные газы.

Кислоты неорганические и органические. Кислоты с точки зрения атомно- молекулярного учения. Кислоты с точки зрения теорииэлектролитической диссоциации.Кислоты с точки зрения протонной теории. Общие химические свойствакислот. Классификация кислот.

Основания неорганические и органические. Основания с точки зрения атомно-молекулярного учения. Основания                          с                    точки                          зрения        теорииэлектролитической диссоциации.                     Основания   с       точки               зрения               протонной теории. Общие химические свойстваоснований. Классификация оснований.

Амфотерные соединения неорганические и органические. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Получение и свойства амфотерных неорганических соединений.       Аминокислоты      —                                        амфотерные                      органические  соединения. Пептидыи пептидная связь.

Соли. Классификация солей. Жёсткость воды и способыеё устранения. Переход карбоната в гидрокарбонат иобратно. Общие химические свойства солей.

Демонстрации. Коллекция металлов. Коллекциянеметаллов. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Вспышкатермитной смеси. Вспышкачёрного пороха. Вытеснение галогенов из их растворовдругими галогенами. Взаимодействие паров концентрированных растворов соляной кислоты и аммиака («дымбез огня»). Получение аммиака иизучение его свойств. Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств.Получение жёсткой воды и устранение её жёсткости.

Лабораторные опыты. Получение нерастворимого гидроксида и его взаимодействие с кислотой. Исследование концентрированных растворов соляной и уксусной кислот капельнымметодом при их разбавлении водой. Различныеслучаи взаимодействия растворов солей алюминия со щёлочью. Устранение жёсткости воды.

Практическая работа Решение   экспериментальных  задач   по   теме

«Вещества и их свойства».

Химия и современное общество

Химическаятехнология. Производство аммиака и метанола.Химическая технология. Химическиепроцессы, лежащие в основе производства аммиака и метанола. Характеристика этих процессов. Общие научные принципыхимического производства.

Химическая грамотность как компонент общей культуры человека. Маркировка упаковочных материалов, электроники и бытовой техники,экологичного товара, продуктовпитания, этикеток по уходу за одеждой.

Демонстрации. Модель промышленной установкиполучения серной кислоты.Модель колонны синтезааммиака. Видеофрагменты и слайды остепени экологической чистотытовара.

Лабораторные опыты. Изучение маркировок различных видов промышленных и продовольственныхтоваров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 974

10 класс

№ п/п

Наименование раздела

(темы)

Содержание темы (раздела)

Количество часов

Рабочая программа

Контрольные работы

Практические работы

1

Тема 1. Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова (2 ч)

Органические вещества: природные, искусственные и синтетические. Особенности состава и строения органических веществ. Витализм и его крах.   Понятие об углеводородах.

Основные положения теории химического строения Бутлерова. Валентность. Структурные формулы — полные и сокращённые. Простые (одинарные) и кратные (двойные и тройные) связи.

Изомеры и изомерия. Взаимное влияние атомов в молекуле.

2

2

Тема 2. Углеводороды и их природные источники (12 ч.)

Предельные углеводороды. Алканы. Непредельные углеводороды. Алкены.

Алкадиены. Каучуки.

Алкины. Арены.

Природный газ. Нефть и способы её переработки.

Каменный уголь и его переработка.

Контрольная работа 1 «Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеводороды»

12

1

3

Тема 3. Кислород- и азотсодержащие органические соединения (14 ч)

Одноатомные спирты.

Многоатомные спирты.

Фенол. Альдегиды.

Карбоновые кислоты.

Сложные эфиры. Жиры.

Углеводы. Сахароза. Полисахариды.

Амины предельные и ароматические. Анилин.

Аминокислоты. Белки.

Практическая работа №1. Правила Т.Б.      Идентификация органических соединений Контрольная работа №2 «Кислород- и азотсодержащие органические соединения»

14

1

1

4

Тема 4. Органическая химия и общество (5 ч)

Биотехнология.

Полимеры.

Синтетические полимеры. Способы получения полимеров: полимеризация и поликонденсация. Синтетические каучуки. Пластмассы: полистирол, тефлон, поливинилхлорид. Синтетические волокна: капрон, найлон, кевлар, лавсан.

Практическая работа 2. Правила Т.Б. Распознавание пластмасс и волокон

5

1

Итого

 

34

2

2

 

11класс

 

№ п/п

Наименование раздела

(темы)

Содержание темы (раздела)

Количество часов

Рабочая программа

Контрольные работы

Практические работы

1

Тема 1. Строение веществ (11 ч)

Атом. Химический элемент. Изотопы.

Атомные орбитали, s-, p-, d- и f-электроны.

Валентность и валентные возможности атомов. Химическая связь.

Типы кристаллических решеток и свойства веществ.

Контрольная работа 1 «Строение вещества»

11

1

2

Тема 2. Химические реакции (10 ч)

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие.

Практическая работа № 1. Правила Т.Б. Решение экспериментальных  задач по теме «Химическая

реакция»

10

1

3

Тема 3. Вещества и их свойства (9 ч)

Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Сплавы. Электролиз растворов и расплавов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Оксиды и гидроксиды металлов. Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов.

Практическая работа № 2 Правила Т.Б. Решение экспериментальных        задач по теме «Вещества и их свойства»

Контрольная работа № 2 по темам: «Вещества и их свойства»

9

1

1

4

Тема 4. Химия и современное общество (4 ч)

Химическая промышленность.

Бытовая химическая грамотность. Бытовая химия. Влияние химической промышленности на окружающую среду.

4

Итого

 

34

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист корректировки рабочей программы

 

Дата внесения изменений

Раздел, тема

Содержание изменений

Подпись

Согласовано с зам. директора по УВР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 974

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет