Класс: 3
УМК: «Гармония»
Темаурока: Русскаянародная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»
Типурока: Урокусвоения новых знаний
Цель: ознакомлениеучащихся с русской народной сказкой «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с новым разделом учебника.
2. Формировать умение находить информациюв тексте по заданию учителя.
3. Способствовать формированию уменияпрогнозировать содержание читаемого текста.
Развивающие:
1. Формировать умение анализировать текстна основе художественного произведения.
2. Развивать связную устную речь учащихсяв процессе ответов на вопросы учителя.
3. Развивать умение сравнивать и сопоставлятьпри сравнении главных героев художественного произведения.
Воспитательные:
1. Способствоватьвоспитанию чувства патриотизма, товарищества и смелости на примере главногогероя Ивана – крестьянского сына.
Планируемыерезультаты:
Предметные:
Умеют находить информацию в тексте позаданию учителя; умеют прогнозировать содержание читаемого текста.
Метапредметные:
Регулятивные:
— понимаюти принимают учебную задачу;
-осуществляют самоконтроль при чтении произведения;
-оценивают результаты своей деятельности.
Познавательные:
— выясняют значение новых слов;
— выдвигают гипотезы в процессе прогнозированиячитаемого;
— выполняют действия анализа.
Коммуникативные:
— умеютслышать и слушать собеседника;
— вступаютв диалог с учителем;
-аргументируют свою точку зрения.
Личностные:
Оборудование:учебник, презентация,аудиосказка, раздаточный материал (карточки с заданиями).
Планурока
1.Организационный этап. (1 минута)
2.Проверка домашнего задания. (9 минут)
3.Подготовка к восприятию текста. (7 минут)
4.Первичное восприятие (12 минут)
5. Анализхудожественного произведения. (11 минут)
6.Подведение итогов. Рефлексия. (4 минуты)
7. Домашнеезадание. (1 минута)
Ход урока
Этап урока |
Задача этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы, приемы, формы и средства |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||
1.Организационный этап. |
Создание положительной мотивации. |
— Прозвенел и смолк звонок, — Здравствуйте ребята, садитесь. Проверьте готовность к уроку, у вас на партах должен быть учебник, дневник и простой карандаш. |
|
Форма: фронтальная. Средства: речь учителя, стихотворение. |
ЛУУД: Мотивация к целенаправленной познавательной деятельности. |
||||||||||||||||||
2. Проверка домашнего задания. |
Определение степени усвоения изученного. |
— Вашим домашним заданием был пересказ по частям «Сказки Простого Карандаша». Но прежде чем мы приступим к проверке домашнего задания, давайте проведем речевую разминку.
ОЛУ – ОЛУ – ОЛУ — мы приходим в школу КИ – КИ – КИ — мы ученики ШИ – ШИ – ШИ — подточу карандаши АТЬ – АТЬ – АТЬ — буду я читать ИГИ – ИГИ – ИГИ — мы читаем книги НЕЙКА – НЕЙКА – НЕЙКА — узкая линейка АШ – АШ – АШ — длинный карандаш АТЬ – АТЬ – АТЬ – я хочу все знать ЧУ – ЧУ – ЧУ – пятерку получу НИК – НИК – НИК – в школе нужен нам дневник
— Прочитайте чистоговорку хором. — Теперь давайте прочитаем с восклицательной интонацией. — Перейдём к проверке домашнего задания. Поиграем в игру «Волшебный микрофон». Правила вы уже знаете. Пересказ начнёт Рябова Варя. А все остальные внимательно слушают. — Спасибо, … . — Чей пересказ вам понравился больше всего? Почему? |
Читают чистоговорку
Пересказывают по частям произведение «Сказки простого карандаша» |
Методы: беседа. Форма: фронтальная. Средства: речь учителя, чистоговорка, слайд презентации. Приёмы: приём проговаривания чистоговрки с разной интонацией |
КУУД: умение оформлять свои мысли в устной форме. |
||||||||||||||||||
3.Подготовка к восприятию текста. |
Организация настроя на восприятие текста; актуализация знаний и эмоций, которые помогут лучше усвоить произведение. |
— Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел учебника, а чтобы узнать его название вам нужно выполнить задание: подобрать к словам, которые вы видите на слайде, слова с противоположным значением, предлог менять не нужно. За злое безделье двигайся трусливо (за доброе дело стой смело) — Какой раздел мы начинаем изучать? Прочитайте все вместе. — Правильно, сегодня мы познакомимся с разделом «За доброе дело стой смело». — Как вы понимаете эту фразу? — Как вы думаете, про что будут произведения в этом разделе?
-Верно! — Первое произведение, которое мы начнем изучать, будет русская народная сказка, а её главный герой – Иван. — Какие произведения вы уже читали, в которых главным героем тоже был Иван?
— Какими качествами обладал этот персонаж? (Каким был Иван в этих произведениях?)
— А как вы думаете, каким он будет в этой сказке? — Давайте откроем учебник, на странице 4 и прочитаем про себя название сказки. — Как вы понимаете слова «Иван – крестьянский сын?» — Посмотрите, в названии упомянули ещё одного персонажа «чудо-юдо», как вы думаете, кто это такой?
— Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в этой сказке?
— В тексте вам встретятся слова, которые могут вызвать у вас затруднения, давайте потренируемся в их прочтении. ЦАРСТВО-ГОСУДАРСТВО ЧУДО-ЮДО ГОРОДА-СЁЛА ХЛЕБ-СОЛЬ ЖЖЁТ-ПАЛИТ ОГНЁМ-ПЛАМЕНЕМ ОДЕВАТЬСЯ-ОБУВАТЬСЯ — Читать их нужно слитно, как одно слово. — Прочитайте про себя эти слова. — Теперь давайте прочитаем их, все вместе с обычной скоростью. — Посмотрите на слайд. Сначала прочитаем эти слова по слогам, потом целым словом с ударением. ПЕРЕНОЧЕВАЛИ ЧУЖЕДАЛЬНЮЮ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ ПРИГЛЯДЫВАТЬСЯ ВЗВОЛНОВАЛИСЬ НЕ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ
— Так же в тексте вам могут встретиться не только трудные для прочтения слова, но и незнакомые. — Предлагаю вам поработать в парах. Ваша задача — подобрать к словам из 1 столбика, их значение из 2 столбика и соединить стрелочкой.
— Давайте проверим, на слайде появляется слово, а вы зачитываете значение, которое выбрали. (слова появляются по очереди) Без устали — не испытывая усталости Истребить – уничтожить, погубить Котомки — дорожные сумки, которые носят за плечами Лютой — злой, беспощадный Дозор – обход для осмотра Встрепенулся – вздрогнул Ощетинился — поднял шерсть дыбом Супротивник — противник, враг Мечи булатные — сделанные из твердой и прочной стали. — В сказке вам встретится словосочетание КАЛИНОВЫЙ МОСТ – это сказочный символ, граница между добром и злом. |
— За доброе дело стой смело.
— Про подвиги. — Про героические поступки.
— «Иван-царевич и серый волк» — «Иван-дурак» — «Сивка-бурка» — Он был, решительным, честным, понимающим, добрым, умным
— Таким же
— Иван сын крестьян.
— Это выдуманный персонаж сказок.
— О том, как Иван – крестьянский сын будет бороться с чудом-юдом.
Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1167
Читают про себя.
Читают все вместе.
|
Методы: беседа, упражнение. Формы: фронтальная, парная Средства: речь учителя, учебник, раздаточный материал (карточки со словами), слайд презентации. Приёмы: приём разгадывания темы через антонимы, приём прогнозирование, приём подбора к слову его лексического значения. |
РУУД: умение понимать и принимать учебную задачу; умение прогнозировать; ПУУД: умение выяснять значение новых слов; КУУД: умение слышать и слушать собеседника в процессе парной работы; умение вступать в диалог с учителем |
||||||||||||||||||
4.Первичное восприятие
|
Организация чтения текста.
|
— Сейчас я включу вам аудиозапись этой сказки, а вы следите внимательно по тексту и отмечайте слова, которые вы не услышите в записи. — Понравилось вам начало сказки? — Как вы думаете, что может случиться дальше? — А хотите узнать, что на самом деле произойдёт? — Но прежде, чем узнать, давайте проведём разминку для глаз.
— Вы видите на слайде расчерченное игровое поле, на поле дрессированная муха. Муха может передвигаться только по моим командам. По одной из возможных команд (вверх, вниз, вправо или влево), муха перемещается на одну клетку. Давайте поиграем с мухой, я буду говорить команды, а вы следите за её передвижением, потом скажете мне, в какой клетке она оказалась. Вправо, вниз, влево, вверх, влево, вверх, вправо, вниз, влево. — Где оказалась муха?
— Продолжаем чтение. Дальше читает Лиза, а все остальные внимательно следят. — Достаточно, спасибо, Лиза. Чтение продолжает Крайнов Влад. — Достаточно, спасибо, дальше читает Арина. — Достаточно, спасибо, Арина. Продолжает Варя Веретенникова. — Достаточно, Варя, спасибо. Дальше читает Андрей Шаманов. — Достаточно, спасибо. Продолжает Маргарита. — Закончили, спасибо, Маргарита. — Мы прочитали фрагмент сказки, какое впечатление он на вас произвёл? Что вам запомнилось? — Какие чувства он у вас вызвал? |
Слушают сказку
— Да.
— Да.
1 ряд, посередине |
Методы: беседа, работа с учебником Форма: фронтальная Средства: речь учителя, учебник, аудиосказка. Приёмы: приём прогнозирования дальнейшего развития событий, приём «Муха», приём чтение с остановками.
|
РУУД: умение осуществлять самоконтроль при чтении. ПУУД: умение понимать прочитанное; умение выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого. КУУД: умение вступать в диалог с учителем. |
||||||||||||||||||
5.Анализ художественного произведения.
|
Создание условий для понимания содержания произведения, характера героев, замысла автора. |
— Давайте проверим, как вы поняли содержание сказки. — Какой была семья Ивана?
— Сколько сыновей было у деда со старухой? — Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке? Найдите слова из текста, подтверждающие ваш ответ. (1 часть)
— Где братья сделали остановку? В чьем доме переночевали? — Как старушка отреагировала на решение братьев сражаться со злодеем? Подтвердите словами из текста. — Какая картина представилась братьям, когда они подъехали к реке Смородине?
— Как ведут себя на чужой стороне братья? (Какое решение принимают?) (2 часть)
— Кто идёт в дозор в первую ночь? — Каким предстаёт чудо-юдо во время 1 боя? — Как ведёт себя старший брат в дозоре? Что он делает? — Найдите в тексте слова, описывающие поведение главных героев во время боя. — Как вёл себя чудо-юдо, зачитайте этот фрагмент.
— А как вёл себя Иван, зачитайте.
— Что делает после боя Иван? (3 часть)
— Кто отправляется в дозор во вторую ночь? — Почему Иван опять отправляется на бой вместо брата? — Как удалось спастись Ивану от чуда-юда? Что он сделал?
— Молодцы! Вы очень внимательно слушали сказку. Плохо, сказку почти никто не слушал.
— За работу на уроке, получают отметки…
|
— Это обычная крестьянская семья, трудолюбивая и дружная. — Трое.
— Братьям пришлось уехать для того чтобы не допустить нападение чуда-юда на их землю. «Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть … ». «Не горюйте, батюшка и матушка, пойдём мы …». — В деревне, в доме у старушки. — «Ох, молодцы, за доброе дело взялись!»
— По всему берегу реки лежали мечи поломанные и кости человеческие. — Братья решают ходить в дозор, чтобы чудо-юдо не пропустить через калинов мост. — Старший брат. — Шестиголовый, страшный, хвастливый — Он ложится спать.
— Чудо-юдо: « Стой, Иван – крестьянский сын! – кричит чудо-юдо. – Дай мне передохнуть!» Иван: « Что за отдых! У тебя, чудо-юдо, три головы…» — Туловище чуда-юда выбрасывает в реку, головы складывает под мостом, возвращается в избушку и ложится спать. — Средний брат — Потому что он ему не доверяет. — Иван бросил горсть песка в глаза чуду-юду и пока тот прочищал их, Иван срубил ему головы. |
Методы: беседа, работа с учебником Форма: фронтальная Средства: речь учителя, учебник Приёмы: приём поисковое чтение |
ПУУД: умение осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; умение выполнять действия анализа; умение извлекать необходимую информацию из текста. КУУД: умение слышать и слушать собеседника; умение вступать в диалог с учителем; умение аргументировать свою точку зрения при ответах на вопросы. |
||||||||||||||||||
6. Подведение итогов. Рефлексия. |
Выявление уровня понимания прочитанного.
|
— Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги. — Как называется сказка, с которой мы познакомились сегодня? — Кто её автор?
— Какой раздел учебника открывает эта сказка? — Назовите главных героев сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».
— Сейчас каждый из вас получит карточку, в которой нужно будет подчеркнуть слова, описывающие вашу работу на уроке.
— Полина, скажи, пожалуйста, что ты выбрала в 1-ом столбике. Почему? — А во 2-ом? Почему? — Саша, а ты что выбрал? — Остальные, кого мы не успели послушать, положите карточки после урока на стол, я посмотрю, что вы выбрали. |
— «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» — Это русская народная сказка, у неё нет автора. — За доброе дело стой смело. — Иван, его два брата, чудо-юдо. |
Методы: беседа Форма: фронтальная Средства: речь учителя, раздаточный материал (индивидуальные карточки) |
РУУД: умение оценивать результаты своей деятельности. КУУД: умение вступать в диалог с учителем; умение осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. |
||||||||||||||||||
7. Домашнее задание. |
Информирование о д.з. |
— Дома вам нужно будет дочитать эту сказку до конца и ответить после неё с 1 по 4 вопрос. — Открываем дневники, записываем домашнее задание, со слайда. — Урок окончен, всем спасибо за работу! |
|
Форма: фронтальная Средства: речь учителя, дневник |
|
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
ОЛУ – ОЛУ – ОЛУ — мы приходим в школу
КИ – КИ – КИ — мы ученики
ШИ – ШИ – ШИ — подточу карандаши
АТЬ – АТЬ – АТЬ — буду я читать
ИГИ – ИГИ – ИГИ — мы читаем книги -
2 слайд
НЕЙКА – НЕЙКА – НЕЙКА — узкая линейка
АШ – АШ – АШ — длинный карандаш
АТЬ – АТЬ – АТЬ – я хочу все знать
ЧУ – ЧУ – ЧУ – пятерку получу
НИК – НИК – НИК – в школе нужен нам дневник -
3 слайд
За злое безделье двигайся трусливо
За доброе дело стой смело -
4 слайд
ЦАРСТВО-ГОСУДАРСТВО
ЧУДО-ЮДО
ГОРОДА-СЁЛА
ХЛЕБ-СОЛЬ
ЖЖЁТ-ПАЛИТ
ОГНЁМ-ПЛАМЕНЕМ
ОДЕВАТЬСЯ-ОБУВАТЬСЯ -
5 слайд
ПЕРЕНОЧЕВАЛИ
ЧУЖЕДАЛЬНЮЮ
ПРИСЛУШИВАТЬСЯ
ПРИГЛЯДЫВАТЬСЯ
ВЗВОЛНОВАЛИСЬ
НЕ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ -
6 слайд
Без устали —
не испытывая усталости
Истребить —
уничтожить, погубить
Котомки —
дорожные сумки, которые носят за плечами -
7 слайд
Лютой —
злой, беспощадный
Дозор —
обход для осмотра
Встрепенулся —
вздрогнул
Ощетинился —
поднял шерсть дыбом
Супротивник —
противник, враг -
8 слайд
Мечи булатные —
сделанные из твердой и прочной стали. -
9 слайд
КАЛИНОВЫЙ МОСТ
-
10 слайд
-
11 слайд
Домашнее задание:
Дочитать сказку до конца, с. 9-18. Ответить на вопросы с 1 по 4.