X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯПРОГРАММА

ПОГЕОГРАФИИ

ДЛЯ 5-9КЛАССОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Рабочая программапо географии для 5-9 класса разработана на основе Федерального государственногообразовательного стандарта основного общего образования; примерной программыосновного общего образования по географии 5-9 классы (базовый уровень). Рабочиепрограммы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. С.В.Курчина. – М.: Дрофа, 2015. в соответствии с требованиями ФГОС ООО; авторскойпрограммы В.В. Николиной: География. Рабочиепрограммы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы: пособиедля учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К.Липкина. — 2-е изд., дополн. — М.: Просвещение, 2013. — 112 с.; программывоспитания учащихся МБОУ СОШ № 40 им. В.А. Скугаря на 2021-2025 уч.год.

Разработанная рабочая программа реализуетсяпо  учебникам:

А.И. Алексеева, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. География. 5-6 классы:учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – М.:Просвещение, 2014. – 192 с.

А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К.Липкина и др. География. Страны и континенты. 7класс / учебник для общеобразовательных учреждений / М.: Просвещение, 2015. — 256 с.: ил. карт.

А.И.Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. География.8 класс.- М.: «Просвещение»,  2016. – 256 с.

А.И.Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. География.9 класс.- М.: «Просвещение»,  2016. – 256 с.

Целиобучения:

 формированиесистемы географических знаний как компонента научной картины мира;

 формированиецелостного географического образа пла­неты Земля на разных его уровнях (планетав целом, терри­тории материков, России, своего региона и т. д.);

 пониманиеособенностей взаимодействия человека и при­роды на современном этапе егоразвития с учётом историче­ских факторов, значения окружающей среды и рационально­гоприродопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабахРоссии и мира;

 познаниеосновных природных, социально-экономиче­ских, экологических, геополитическихпроцессов и законо­мерностей, характерных для географического пространстваРоссии и мира;

 формированиесистемы интеллектуальных, практичес­ких, учебных, оценочных, коммуникативныхумений, обеспе­чивающих безопасное, социально и экологически целесооб­разноеповедение в окружающей среде;

 формированиеобщечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географическогопространства для жизни на Земле;

 формированиеопыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов(план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализа­циюсобственных потребностей, интересов, проектов;

 формирование опыта творческой деятельности по реа­лизациипознавательных, социально-коммуникативных по­требностей на основе созданиясобственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерныепрограм­мы, презентации);

 формированиепознавательных, регулятивных, комму­никативных, личностных универсальныхдействий, обеспечи­вающих возможность самостоятельного усвоения знаний погеографии обучающимися;

пониманиезакономерностей размещения населения и тер­риториальной организации хозяйства всвязи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами,зависимости проблем адаптации и здоровья человека от гео­графических условийпроживания;

 всестороннееизучение географии России, включая раз­личные виды её географическогоположения, природу, насе­ление, хозяйство, регионы, особенностиприродопользования в их взаимозависимости;

 выработка уобучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, атакже формирова­ние у них отношения к географии как возможной области будущейпрактической деятельности;

 формированиенавыков и умений безопасного и эко­логически целесообразного поведения вокружающей среде.

 

Задачи обучения:

освоение знаний о природе и человеке;

овладение начальнымиисследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения,описывать их результаты, формулировать выводы;

—  развитие познавательного интереса кобъектам и процессам окружающего мира; интеллектуальных и творческихспособностей в процессе решения познавательных задач;

—  воспитание положительногоэмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать вокружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровыйобраз жизни;

—  применение полученныхзнаний и умений для решения практических задач о своейместности при изучении раздела «Природа и человек», в повседневной жизни,установление связи в системе географических знаний.

Продолжить формировать: представлениеоб образование Земли как планеты; знания о гипотезах происхождения материков иокеанов; представление о материках и океанах как о крупных природных комплексахЗемли;  навыки работы с тектонической картой и размещением крупнейших формрельефа на материках и в океане; понятия о территориальных сочетаниях природныхресурсов, зависимости размещения полезных ископаемых от строения земной коры.

Сформировать представление опространственных различиях процессов формирования климата; о зональном иазональном  распространении  растительного и животного мира на материках и вокеанах; о  закономерностях распределения вод суши по материкам; обособенностях материальной и духовной культуре народов. Сформировать навыкисоставления типовой характеристики каждого материка, численностью иособенностью размещения населения.

— сформировать у учащихсязнания о родной стране и в мире.

— вооружитьшкольников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельнойработы с различными источниками географической информации как классическими(картами, статистическими материалами и др.), так и современными(компьютерными).

— развиватьпредставление о своем географическом регионе, в котором локализуются иразвиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

— создать образсвоего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и сразличными регионами мира.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Личностныерезультаты:

1)               воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви иуважения к Отечеству, чувства гордос­ти за свою Родину, прошлое и настоящеемногонационально­го народа России; осознание своей этнической принадлеж­ности,знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурногонаследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российскогообщества; вос­питание чувства долга перед Родиной;

2)               формирование целостного мировоззрения, соответству­ющего современномууровню развития науки и обществен­ной практики, а также социальному,культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3)               формирование ответственного отношения к учению, готовности и способностик саморазвитию и самообразова­нию на основе мотивации к обучению и познанию,выбору профильного образования на основе информации о сущест­вующих профессияхи личных профессиональных предпочте­ний, осознанному построению индивидуальнойобразователь­ной траектории с учётом устойчивых познавательных инте­ресов;

4)                формирование познавательной и информационной культуры, в том числеразвитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами,доступными инстру­ментами и техническими средствами информационных техно­логий;

5)                формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательногоотношения к другому человеку, его мне­нию, мировоззрению, культуре, языку,вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам,ценностям народов России и мира;

6)                освоение социальных норм и правил поведения в груп­пах и сообществах,заданных институтами социализации соответственно возрастному статусуобучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-кри­тическогомышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределахвозрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и эко­номическихособенностей;

7)                развитие морального сознания и компетентности в реше­нии моральныхпроблем на основе личностного выбора; фор­мирование нравственных чувств инравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственнымпос­тупкам;

8)                формирование коммуникативной компетентности в обра­зовательной,общественно полезной, учебно-исследователь­ской, творческой и других видахдеятельности;

9)                формирование ценности здорового и безопасного обра­за жизни; усвоениеправил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайныхситуациях, угрожа­ющих жизни и здоровью людей;

10)               формирование экологического сознания на основе признания ценности жизниво всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения кокружа­ю щей среде;

11)               осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностисемейной жизни, уважительное и забот­ливое отношение к членам своей семьи;

12)               развитие эстетического восприятия через ознакомле­ние с художественнымнаследием народов России и мира, творческой деятельности эстетическойнаправленности.

Метапредметныерезультаты:  

1)               овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2)               умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи,выбирать средства реализации цели и при­менять их на практике, оцениватьдостигнутые результаты;

3)                формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипо­тезу и обосновыватьеё, давать определения понятиям, клас­сифицировать, структурировать материал,строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи,аргументировать собственную позицию, формулировать выво­ды, делатьумозаключения, выполнять познавательные и прак­тические задания, в том числепроектные;

4)               формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебнойдеятельности, умения самостоятельно оце­нивать свои действия и действияодноклассников, аргументи­рованно обосновывать правильность или ошибочностьрезуль­тата и способа действия, реально оценивать свои возмож­ности достиженияцели определённой сложности;

5)               умение организовывать и планировать учебное сотруд­ничество и совместнуюдеятельность с учителем и со свер­стниками, определять общие цели, способывзаимодействия, планировать общие способы работы;

6)               формирование и развитие учебной и общепользова­тельской компетентности вобласти использования техниче­ских средств и информационных технологий(компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развитиякоммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формированиеумений рационально ис­пользовать широко распространённые инструменты и техни­ческиесредства информационных технологий;

7)               умение извлекать информацию из различных источни­ков (включая средствамассовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета);умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на элек­тронныхносителях, соблюдать нормы информационной изби­рательности, этики;

8)               умение на практике пользоваться основными логиче­скими приёмами, методаминаблюдения, моделирования, объ­яснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

9)               умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать наоснове координации различных пози­ций при выработке общего решения в совместнойдеятель­ности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение,корректно отстаивать свою позицию и коорди­нировать её с позицией партнёров, втом числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты наоснове учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценкиальтернативных способов разрешения конф­ликтов;

10)               умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями оздоровом образе жизни, правах и обя­занностях гражданина, ценностях бытия,культуры и социаль­ного взаимодействия.

Предметныерезультаты:

1)               формирование представлений о географической науке, её роли в освоениипланеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картинымира, их необхо­димости для решения современных практических задач чело­вечестваи своей страны, в том числе задачи охраны окружа­ющей среды и рациональногоприродопользования;

2)               формирование первичных навыков использования тер­риториального подходакак основы географического мыш­ления для осознания своего места в целостном,многообраз­ном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3)               формирование представлений и основополагающих тео­ретических знаний оцелостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и вовремени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы,жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, эко­логических проблемах наразных материках и в отдельных странах;

4)               овладение элементарными практическими умениями использования приборов иинструментов для определения количественных и качественных характеристиккомпонентов географической среды, в том числе её экологических пара­метров;

5)               овладение основами картографической грамотности и использованиягеографической карты как одного из «язы­ков» международного общения;

6)               овладение основными навыками нахождения, использо­вания и презентации географическойинформации;

7)               формирование умений и навыков использования раз­нообразных географическихзнаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений ипроцессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружа­ющей среды,адаптации к условиям территории проживания;

8)               создание основы для формирования интереса к даль­нейшему расширению иуглублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета наступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своейпрофессиональной деятельности.

 

ПриродаЗемли и человек

Выпускник научится:

                 различать изученные географические объекты, процессы и явления,сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известныххарактерных свойств и про­водить их простейшую классификацию;

                использовать знания о географических законах и зако­номерностях, овзаимосвязях между изученными географиче­скими объектами, процессами иявлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географическихразличий;

                 проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,атмосферного давления, силы и направ­ления ветра, абсолютной и относительнойвысоты, направле­ния и скорости течения водных потоков;

                оценивать характер взаимодействия деятельности чело­века и компонентовприроды в разных географических усло­виях с точки зрения концепции устойчивогоразвития.

Выпускник получит возможность научиться:

                использовать знания о географических явлениях в по­вседневной жизни длясохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту иокружающей среде;

                приводить примеры, показывающие роль географическойнауки в решении социально-экономических и геоэкологических проблемчеловечества; примеры практического использования географических знаний в различныхобластях деятельности

                воспринимать и критически оценивать информацию гео­графическогосодержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

                создавать письменные тексты и устные сообщения о гео­графических явленияхна основе нескольких источников информации, сопровождать выступлениепрезентацией.

НаселениеЗемли

Выпускник научится:

                 различать изученные демографические процессы и явле­ния, характеризующиединамику численности населения Зем­ли и отдельных регионов и стран;

                  сравнивать особенности населения регионов и стран;

                 использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическимипроцессами и явлениями для объяснения их географических различий;

                  проводить расчёты демографических показателей;

                объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

                приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний онаселении в решении социально-­экономических и геоэкологических проблемчеловечества, стран и регионов;

                самостоятельно проводить по разным источникам инфор­мации исследование,связанное с изучением населения.

Материки,океаны и страны

Выпускник научится:

                 различать географические процессы и явления, опреде­ляющие особенностиприроды и населения материков и оке­анов, отдельных регионов и стран;

                сравнивать особенности природы и населения, матери­альной и духовнойкультуры регионов и отдельных стран;

                оценивать особенности взаимодействия природы и об­щества в пределахотдельных территорий;

                описывать на карте положение и взаиморасположение географическихобъектов;

                объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

                создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы,населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источниковинформации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

                выдвигать гипотезы о связях и закономерностях объек­тов, событий,процессов в географической оболочке;

                сопоставлять существующие в науке точки зрения о при­чинах происходящихглобальных изменений климата;

                оценивать положительные и негативные последствия гло­бальных измененийклимата для отдельных регионов и стран;

                объяснять закономерности размещения населения и хо­зяйства отдельныхтерриторий в связи с природными и соци­ально-экономическими факторами.

Особенностигеографического положения России

Выпускник научится:

                различать принципы выделения и устанавливать соот­ношения междугосударственной территорией и исключитель­ной экономической зоной России;

                оценивать воздействие географического положения Рос­сии и её отдельныхчастей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

                 использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнемвремени для решения практико-ориентиро­ванных задач по определению различий впоясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

                 оценивать возможные изменения географического поло­жения России,обусловленные мировыми геодемографически­ми, геополитическими игеоэкономическими изменениями, развитием глобальной коммуникационной системы.

ПриродаРоссии

Выпускник научится:

                 различать географические процессы и явления, опреде­ляющие особенностиприроды страны и отдельных регионов;

                  сравнивать особенности природы регионов страны;

                оценивать особенности взаимодействия природы и об­щества в пределахотдельных территорий;

                описывать по карте положение и взаиморасположение географическихобъектов;

                 объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

                оценивать природные условия и обеспеченность при­родными ресурсамиотдельных территорий России;

создаватьсобственные тексты и устные сообщения (в т. ч. в форме презентаций) обособенностях компонентов природы России на основе нескольких источниковинформации.

Выпускник получит возможность научиться:

                оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорийРоссии, связанные с глобальными изме­нениями климата;

                делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов врезультате изменения их компонентов.

НаселениеРоссии

Выпускник научится:

                 различать демографические процессы и явления, харак­теризующие динамикучисленности населения России и отдель­ных регионов и стран;

                анализировать факторы, определяющие динамику населе­ния России,половозрастную структуру, особенности размеще­ния населения по территорииРоссии, географические разли­чия в уровне занятости, качестве и уровне жизнинаселения;

                сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому,языковому и религиозному составу;

                объяснять особенности динамики численности, поло­возрастной структуры иразмещения населения России и её отдельных регионов;

                находить и распознавать ответы на вопросы, возникаю­щие в ситуацияхповседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографическихи социальных процессов или закономерностей;

                 использовать знания о естественном и механическом дви­жении населения,половозрастной структуре, трудовых ресур­сах, городском и сельском населении,этническом и религиоз­ном составе для решения практико-ориентированных задач вконтексте реальной жизни.

Выпускник получит возможностьнаучиться: выдвигать и обосновывать на основе статистических дан­ныхгипотезы об изменении численности населения России, его половозрастнойструктуры, развитии человеческого капитала;

                  оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.41%
НЕТ
40.59%
Проголосовало: 1158

ХозяйствоРоссии

Выпускник научится:

                различать показатели, характеризующие отраслевую и тер­риториальнуюструктуру хозяйства;

                анализировать факторы, влияющие на размещение от­раслей и отдельныхпредприятий по территории страны;

                объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйстваРоссии;

                 использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностяхразмещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задачв реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

                выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источниковинформации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структурыхозяйства страны;

                обосновывать возможные пути решения проблем раз­вития хозяйства России.

РайоныРоссии

Выпускник научится:

                 объяснять особенности природы, населения и хозяйства географическихрайонов страны;

                 сравнивать особенности природы, населения и хозяй­ства отдельных регионовстраны;

                 оценивать районы России с точки зрения особенностей природных,социально-экономических, техногенных и эколо­гических факторов и процессов.

Выпускник получит возможность научиться:

                 составлять комплексные географические характеристики районов разногоранга;

                 самостоятельно проводить по разным источникам ин­формации исследования,связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов иих частей;

                 создавать собственные тексты и устные сообщения о гео­графическихособенностях отдельных районов России и их частей на основе несколькихисточников информации, сопро­вождать выступление презентацией;

                 оценивать социально-экономическое положение и пер­спективы развитиярегионов;

                 выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оцен­ки и классификацииприродных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов натерритории России.

Россияв современном мире

Выпускник научится:

                 сравнивать показатели воспроизводства населения, сред­ней продолжительностижизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями другихстран;

                  оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

                 выбирать критерии для определения места страны в ми­ровой экономике;

                 объяснять возможности России в решении современных глобальных проблемчеловечества;

                 оценивать социально-экономическое положение и пер­спективыразвития России.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «География»

 

Развитие географических знаний о Земле

 Географическиеметоды изучения окружающей среды. Что изучает география. Значениегеографических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией.Методы географической науки. Способы организации собственной учебнойдеятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационнойсреды.

Развитие географических знаний о Земле.Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель,Эратосфен, Птолемей. Великие географические открытия. Марко Поло, А. Никитин,Васко да Гама. Открытие и исследования материков. Х. Колумб, Ф. Магеллан.

Открытиеи исследование материков. А. Тасман, Дж. Кук, Ф. Беллингаузен и М. Лазарев.Русские землепроходцы-исследователи Сибири и Дальнего Востока: С. Дежнев,Ермак, И. Москвин. Покорение Северного полюса.

Современный этап научных географических исследований.Источники географической информации. Географические информационные системы(ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практическойдеятельности человека.

 

Земля — планета Солнечной системы

Земля – планета Солнечной системы.Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условияжизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки.Форма и размеры Земли.

ДвижениеЗемли. Виды движения. Продолжительность года, високосный год. Экватор, тропики,полярные круги. Солнечный свет на Земле. Неравномерное распределение тепла исвета. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли.Смена дня и ночи, смена времен года. Дни летнего и зимнего солнцестояния;Весеннего и осеннего равноденствия. Пояса освещенности.

 

План и карта

Ориентирование и способы ориентирования на местности. Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентированиепо Солнцу, Полярной звезде, « живым ориентирам». План местности. Изображениеземной поверхности на плоскости. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерениерасстояний с помощью масштаба.

Способыизображения неровностей земной поверхности на плоскости. Относительная иабсолютная высота. Горизонтали.  Определение относительной высоты точек и формрельефа на местности.

Способыглазомерной съёмки местности. Составление плана местности.

Географическая карта– особый источник информации. Глобус – объёмная модель Земли. Географическая карта,её отличие от плана. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карт помасштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизничеловека.

Градусная сетка.Градусная сетка, её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка наглобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте.

Географические координаты.Географические координаты. Широта. Определение географической широты объектов.Долгота. Определение географической долготы объектов. Часовые пояса.

Решение практических задач по плану и карте.Чтение карты. Определение направлений, расстояний, местоположения объектов.Составление описания местности по плану и карте

 

Человек на Земле 

Заселение человеком Земли.Основные пути расселения древнего человека.  Влияние природных условий иресурсов на расселение. Рост населения. Приспособление людей к условиям наразных этапах развития общества. Возникновение земледелия и животноводства.

Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупныегорода. Расы и народы мира. Их отличительныеособенности. Численность населения на Земле. Плотность населения,неравномерность его размещения. Языки. Крупные государства и города мира.Нахождение на политической карте крупнейших государств. Многообразие странмира. Сравнение стран мира по политической карте мира.

 

Литосфера – твердая оболочка Земли 

Земная кора и литосфера.Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли. Типы земной коры,её строение. Литосферные плиты. Горные породы, минералы, полезныеископаемые. Горные породы, минералы их происхождение и свойства. Видыполезных ископаемых, значение их для человека. Охрана недр.

Движение земной коры.Движение земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения  и ихпричины. Сейсмические районы и пояса, условия жизни людей в сейсмоопасныхрайонах. Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанскоеогненное кольцо.

Рельеф Земли. Равнины. Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности какследствие взаимодействия внутренних и внешних процессов. Выветривание. Основныеформы рельефа. Горы и равнины, особенности их образования. Различия равнин поразмеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира иРоссии. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте.

Рельеф Земли. Горы.Различие  гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира иРоссии. Жизнь человека в горах. Изменение гор по времени. Изменение гор иравнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственнойдеятельности людей. Мене крупные формы рельефа. Опасные природные явления, ихпредупреждение. Описание гор по карте.

Решение практических задач по карте.Разработка проектного задания «Скульптурный портрет Земли».  Правила работы с контурнойкартой.

Человеки литосфера. Значение литосферы для человека. Воздействие человека налитосферу.

 

Атмосферавоздушнаяоболочка Земли.

Атмосфера. Составатмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагреваниеатмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные игодовые колебания температуры воздуха. Средние темпера­туры. Изменениетемпературы с высотой.

Влагав атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды,условия образования. Распре­деление влаги на поверхности Земли. Влияниеатмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферноедавление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и силаветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия ихформирования и свойства.

Погодаи климат. Элементы погоды, способы их измере­ния, метеорологическиеприборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды спомощью прибо­ров. Построение графиков изменения температуры и облач­ности,розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решениепрактических задач на опре­деление изменений температуры и давления воздуха свысо­той, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы пого­ды. Климат иклиматические пояса.

Человеки атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правилаобеспечения личной безопас­ности. Пути сохранения качества воздушной среды.Адапта­ция человека к климатическим условиям местности. Особен­ности жизни вэкстремальных климатических условиях.

 

Гидросфераводнаяоболочка Земли.

Водана Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Океаны. Части Мировогоокеана. Методы изучения мор­ских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движениеводы в океане. Использование карт для определения географиче­ского положенияморей и океанов, глубин, направлений мор­ских течений, свойств воды. РольМирового океана в фор­мировании климатов Земли. Минеральные и органическиересурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт,порты, каналы. Источники загрязнения вод Мирового океана, меры по сохранениюкачества вод и органического мира.

Водысуши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система.Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт дляопределения географи­ческого положения водных объектов, частей речных систем,границ и площади водосборных бассейнов, направления тече­ния рек. Значениеповерхностных вод для человека, их рацио­нальное использование.

Происхождениеи виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимостьуровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горныхпород. Минеральные воды.

Ледники— главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники,многолетняя мерзлота: гео­графическое распространение, воздействие нахозяйственную деятельность.

Человеки гидросфера. Источники пресной воды на Зем­ле. Проблемы, связанные сограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятныеи опас­ные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы сними, правила обеспечения личной безо­пасности.

БиосфераЗемли. Разнообразие растительного и живот­ного мира Земли.Особенности распространения живых орга­низмов на суше и в Мировом океане.Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живыхорганизмов к среде обитания. Биологический кругово­рот. Роль биосферы. Широтнаязональность и высотная пояс­ность в растительном и животном мире. Влияниечеловека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюденияза растительностью и животным миром как спо­соб определения качества окружающейсреды.

Почвакак особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого инеживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главныефакто­ры (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородиепочв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности всохранении и улучше­нии почв.

Географическаяоболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки,взаимосвязи меж­ду её составными частями. Территориальные комплексы: при­родные,природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплексЗемли. Широтная зональ­ность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Осо­бенностивзаимодействия компонентов природы и хозяй­ственной деятельности человека вразных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

 

Население Земли

Заселениечеловеком Земли. Расы. Основные пути рас­селения древнегочеловека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различныхисточников информации с целью выявления регионов проживания представителей раз­личныхрас.

Численностьнаселения Земли, её изменение во време­ни. Современная численностьнаселения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определениячис­ленности населения, переписи населения. Различные прогно­зы изменениячисленности населения Земли.

Факторы,влияющие на рост численности населения. Рож­даемость, смертность, естественныйприрост населения, их количественные различия и географические особенности.Влияние величины естественного прироста на средний воз­раст населения стран ипродолжительность жизни. Миграции.

Размещениелюдей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотностьнаселения и её измене­ние со временем. Карта плотности населения. Неравномер­ностьразмещения населения мира.

Факторы,влияющие на размещение населения. Хозяй­ственная деятельность людей в разныхприродных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние навнешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.

Народыи религии мира. Народ. Языковые семьи. Гео­графия народов и языков. Картанародов мира. Мировые и национальные религии, их география.

Хозяйственнаядеятельность людей. Понятие о совре­менном хозяйстве, его составе.Основные виды хозяйствен­ной деятельности людей, их география.

Городскоеи сельское население. Города и сельские посе­ления.Соотношение городского и сельского населения мира.

Многообразиесельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной иполитической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городскиеагломерации.

 

Материки,океаны и страны

Современныйоблик Земли: планетарные географиче­ские закономерности. Материки иокеаны на поверхности Земли. Происхождение материков и впадин океанов. Совре­менноегеографическое положение материков и океанов. Главные черты рельефа Земли.Климатообразующие факторы и климаты. Внутренние воды суши. Зональные природныекомплексы Земли. Мировой океан, его роль в жизни людей. Катастрофическиеявления природного характера.

Материки,океаны и страны. Основные черты рельефа, климата и внутренних водАфрики, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющиеих факторы. Зональные природные комплексы материков. Насе­ление материков.Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влияниемхозяйственной деятельнос­ти человека.

ОкеаныЗемли. Особенности природы, природные богат­ства, хозяйственное освоениеСеверного Ледовитого, Атлан­тического, Индийского и Тихого океанов. Охранаприроды.

Историко-культурныерайоны мира. Памятники природ­ного и культурного наследия человечества.

Многообразиестран, их основные типы. Столицы и круп­ные города. Комплексная географическаяхарактеристика стран (по выбору): географическое положение, население,особенности природы и хозяйства, памятники культуры.

 

ГЕОГРАФИЯРОССИИ

Особенностигеографического положения России

Географическоеположение России. Территория и аквато­рия. Государственная территорияРоссии. Географическое поло­жение страны, его виды. Особенности географическогополо­жения России, его сравнение с географическим положением других государств.Географическое положение России как фактор развития её хозяйства.

ГраницыРоссии. Государственные границы России, их виды, значение. Морские исухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальныйшельф и экономическая зона Российской Федерации.

Россияна карте часовых поясов. Местное, поясное, дек­ретное, летнее время: роль вхозяйстве и жизни людей. Опре­деление поясного времени для разных городовРоссии.

Историяосвоения и изучения территории России. Формирование и освоениегосударственной территории Рос­сии. Выявление изменений границ страны на разныхистори­ческих этапах.

Современноеадминистративно-территориальное уст­ройство страны. Федеративное устройствостраны. Субъек­ты Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

 

Природа России

Природныеусловия и ресурсы России. Природные условия и природныересурсы. Природно-ресурсный капитал и эколо­гический потенциал России. Оценка ипроблемы рациональ­ного использования природных ресурсов. Основные ресурс­ныебазы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнениеприродно-ресурсного потенциала раз- лич ных райо нов России.

Геологическое строение, рельеф и полезныеископаемые.

Основныеэтапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологическогостроения России: основ­ные тектонические структуры. Основные формы рельефа иособенности их распространения на территории России. Выяв­ление зависимостимежду тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезныхископаемых.

Влияниевнутренних и внешних процессов на формирова­ние рельефа. Современные процессы,формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вул­канизма.Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральныересурсы страны и пробле­мы их рационального использования. Изменение рельефапод влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формированиярельефа и его современного развития на при­мере своего региона и своейместности.

Климати климатические ресурсы. Факторы, определя­ющие климатРоссии: влияние географической широты, под­стилающей поверхности, циркуляциивоздушных масс. Опре­деление по картам закономерностей распределения солнечнойрадиации, средних температур января и июля, годового коли­чества осадков,испаряемости по территории страны. Клима­тические пояса и типы климатов России.Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов.Составление прогноза погоды.

Изменениеклимата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека,его жилище, одежду, спо­собы передвижения, здоровье. Способы адаптации человекак разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат ихозяйственная деятельность людей. Оцен­ка основных климатических показателейодного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственнойдеятельности населения.

Опасныеи неблагоприятные климатические явления. Ме­тоды изучения и прогнозированияклиматических явлений. Определение особенностей климата своего региона.

Внутренниеводы и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны.Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России.Выявление зависимости меж­ду режимом, характером течения рек, рельефом иклиматом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные сводами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизнинаселения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной из рекс использованием тематических карт и климатограмм, опре­деление возможностей еёхозяйственного использования.

Крупнейшиеозёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.Объяснение законо­мерностей размещения разных видов вод суши и связанных с нимиопасных природных явлений на территории страны.

Неравномерностьраспределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Путисохранения качества вод­ных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсамикрупных регионов России. Внутренние воды и водные ресур­сы своего региона исвоей местности.

Почваи почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы образованияпочв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещениеосновных типов почв на территории России.

Почва— национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе иххозяйственного использо­вания. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорацияземель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почвсвоей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственногоиспользования.

Растительныйи животный мир. Биологические ресур­сы. Растительный и животный мирРоссии: видовое разно­образие, факторы, его определяющие. Составление прогнозаизменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения другихкомпонентов природного комплек­са. Биологические ресурсы, их рациональноеиспользование. Меры по охране растительного и животного мира. Раститель­ный иживотный мир своего региона и своей местности.

Природно-хозяйственныезоны. Природно-хозяйствен­ные зоны России: взаимосвязь ивзаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундри лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пус­тынь. Анализфизической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей междуними в разных природ­ных зонах.

Природныересурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотнаяпоясность. Особо охраня­емые природные территории России. Памятники Всемирногоприродного наследия.

 

Население России

Численностьнаселения России. Численность населения России в сравнении с другими государствами.Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв.Основные показатели, характеризующие население страны и её отдельныхтерриторий. Прогнозирование изменения чис­ленности населения России и еёотдельных территорий.

Половойи возрастной состав населения страны. Свое­образие полового и возрастногосостава населения России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая про­должительностьжизни мужского и женского населения России.

Народыи религии России. Россия — многонациональное государство.Многонациональное^ как специфический фак­тор формирования и развития России.Определение по ста­тистическим материалам крупнейших по численности наро­довРоссии. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставлениес политико-административ­ным делением РФ. Использование географических знанийдля анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой составнаселения. География религий.

Особенностиразмещения населения России. Географи­ческие особенностиразмещения населения: их обусловлен­ность природными, историческими исоциально-экономиче­скими факторами. Основная полоса расселения. Городское исельское население. Крупнейшие города и городские агло­мерации, их роль в жизнистраны. Сельская местность, сель­ские поселения. Определение и сравнениепоказателей соот­ношения городского и сельского населения в разных частяхстраны по статистическим данным. Выявление закономернос­тей в размещениинаселения России.

Миграциинаселения России. Направления и типы мигра­ции на территории страны.Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапахразвития страны. Определение по статистическим материалам показате­леймиграционного прироста для отдельных территорий России.

Человеческийкапитал страны. Понятие человеческого ка­питала. Трудовые ресурсы иэкономически активное население России. Неравномерность распределениятрудоспособного населения по территории страны. Географические различия вуровне занятости и уровне жизни населения России, фак­торы, их определяющие.Качество населения.

 

Хозяйство России

Особенностихозяйства России. Отраслевая структура, функциональная итерриториальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития.Экономико-географическое положение России как фактор развития её хозяйства.Анализ экономических карт для определения типов территориальной структурыхозяйства.

Производственныйкапитал. Понятие производственного капитала. Распределениепроизводственного капитала по терри­тории страны. Общие особенности географиихозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их осо­бенностии проблемы. Условия и факторы размещения пред­приятий. Важнейшие межотраслевыекомплексы и отрасли.

Топливно-энергетическийкомплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая,угольная промыш­ленность: география основных современных и перспективныхрайонов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций,их особенности и доля в производ­стве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК иохрана окружа­ющей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и угольныхбассейнов по картам и статистическим материалам.

Машиностроение. Состав, местои значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Гео­графияважнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охранаокружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого иметал­лоёмкого машиностроения по картам.

Металлургия. Состав, местои значение в хозяйстве. Чёр­ная и цветная металлургия: факторы размещения пред­приятий.География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов: основныерайоны и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Химическаяпромышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещенияпредприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплек­сы.Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Леснаяпромышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещенияпредприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатыва­ющиекомплексы. Лесная промышленность и охрана окружа­ющей среды.

Агропромышленныйкомплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство.Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства.Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледе­лие иживотноводство: география основных отраслей. Опреде­ление по картам иэколого-климатическим показателям основ­ных районов выращивания зерновых итехнических культур, главных районов животноводства.

Сельскоехозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место изначение в хозяйстве. Фак­торы размещения предприятий. География важнейшихотрас­лей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающейсреды. Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторыразмещения предприя­тий. География важнейших отраслей: основные районы и цен­тры.Лёгкая промышленность и охрана окружающей среды.

Сферауслуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение вхозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. Географияотдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи,крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. Географиянауки. Состав, место и значе­ние в хозяйстве, основные районы, центры, городанауки. Социальная сфера: географические различия в уровне разви­тия и качествежизни населения.

 

Районы России

Природно-хозяйственноерайонирование России. Прин­ципы и видыприродно-хозяйственного районирования стра­ны. Анализ разных видов районированияРоссии.

Крупные регионы и районы России.

РегионыРоссии: Западный и Восточный.

РайоныРоссии: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг,Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточ­ная Сибирь, Дальний Восток.

Характеристикарегионов и районов. Состав, особенности географического положения, еговлияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы:геологическое стро­ение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

Население:численность, естественный прирост и мигра­ции, специфика расселения,национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Местои роль района, региона в социально-экономиче­ском развитии страны. Географияважнейших отраслей хозяй­ства, особенности его территориальной организации. Гео­графическиеаспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района,региона. Внутренние при­родно-хозяйственные различия. Сравнение географическогоположения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлениеи анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодей­ствияприроды и человека на примере одной из территорий региона.

 

Россияв современном мире

Россияв системе международного географического разде­ления труда. Взаимосвязи Россиис другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследияРоссии.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.41%
НЕТ
40.59%
Проголосовало: 1158

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет