РАБОЧАЯПРОГРАММА
ПОГЕОГРАФИИ
ДЛЯ 5-9КЛАССОВ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программапо географии для 5-9 класса разработана на основе Федерального государственногообразовательного стандарта основного общего образования; примерной программыосновного общего образования по географии 5-9 классы (базовый уровень). Рабочиепрограммы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. С.В.Курчина. – М.: Дрофа, 2015. в соответствии с требованиями ФГОС ООО; авторскойпрограммы В.В. Николиной: География. Рабочиепрограммы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы: пособиедля учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К.Липкина. — 2-е изд., дополн. — М.: Просвещение, 2013. — 112 с.; программывоспитания учащихся МБОУ СОШ № 40 им. В.А. Скугаря на 2021-2025 уч.год.
Разработанная рабочая программа реализуетсяпо учебникам:
А.И. Алексеева, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. География. 5-6 классы:учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – М.:Просвещение, 2014. – 192 с.
А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К.Липкина и др. География. Страны и континенты. 7класс / учебник для общеобразовательных учреждений / М.: Просвещение, 2015. — 256 с.: ил. карт.
А.И.Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. География.8 класс.- М.: «Просвещение», 2016. – 256 с.
А.И.Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. География.9 класс.- М.: «Просвещение», 2016. – 256 с.
Целиобучения:
— формированиесистемы географических знаний как компонента научной картины мира;
— формированиецелостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планетав целом, территории материков, России, своего региона и т. д.);
— пониманиеособенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе егоразвития с учётом исторических факторов, значения окружающей среды и рациональногоприродопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабахРоссии и мира;
— познаниеосновных природных, социально-экономических, экологических, геополитическихпроцессов и закономерностей, характерных для географического пространстваРоссии и мира;
— формированиесистемы интеллектуальных, практических, учебных, оценочных, коммуникативныхумений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразноеповедение в окружающей среде;
— формированиеобщечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географическогопространства для жизни на Земле;
— формированиеопыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов(план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализациюсобственных потребностей, интересов, проектов;
— формирование опыта творческой деятельности по реализациипознавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе созданиясобственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерныепрограммы, презентации);
— формированиепознавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных универсальныхдействий, обеспечивающих возможность самостоятельного усвоения знаний погеографии обучающимися;
пониманиезакономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства всвязи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами,зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условийпроживания;
— всестороннееизучение географии России, включая различные виды её географическогоположения, природу, население, хозяйство, регионы, особенностиприродопользования в их взаимозависимости;
— выработка уобучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, атакже формирование у них отношения к географии как возможной области будущейпрактической деятельности;
— формированиенавыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения вокружающей среде.
Задачи обучения:
— освоение знаний о природе и человеке;
— овладение начальнымиисследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения,описывать их результаты, формулировать выводы;
— развитие познавательного интереса кобъектам и процессам окружающего мира; интеллектуальных и творческихспособностей в процессе решения познавательных задач;
— воспитание положительногоэмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать вокружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровыйобраз жизни;
— применение полученныхзнаний и умений для решения практических задач о своейместности при изучении раздела «Природа и человек», в повседневной жизни,установление связи в системе географических знаний.
Продолжить формировать: представлениеоб образование Земли как планеты; знания о гипотезах происхождения материков иокеанов; представление о материках и океанах как о крупных природных комплексахЗемли; навыки работы с тектонической картой и размещением крупнейших формрельефа на материках и в океане; понятия о территориальных сочетаниях природныхресурсов, зависимости размещения полезных ископаемых от строения земной коры.
Сформировать представление опространственных различиях процессов формирования климата; о зональном иазональном распространении растительного и животного мира на материках и вокеанах; о закономерностях распределения вод суши по материкам; обособенностях материальной и духовной культуре народов. Сформировать навыкисоставления типовой характеристики каждого материка, численностью иособенностью размещения населения.
— сформировать у учащихсязнания о родной стране и в мире.
— вооружитьшкольников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельнойработы с различными источниками географической информации как классическими(картами, статистическими материалами и др.), так и современными(компьютерными).
— развиватьпредставление о своем географическом регионе, в котором локализуются иразвиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
— создать образсвоего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и сразличными регионами мира.
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностныерезультаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви иуважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящеемногонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурногонаследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российскогообщества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современномууровню развития науки и общественной практики, а также социальному,культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способностик саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,выбору профильного образования на основе информации о существующих профессияхи личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальнойобразовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числеразвитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами,доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательногоотношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам,ценностям народов России и мира;
6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах,заданных институтами социализации соответственно возрастному статусуобучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критическогомышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределахвозрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономическихособенностей;
7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральныхпроблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств инравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственнымпоступкам;
8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной,общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видахдеятельности;
9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоениеправил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайныхситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
10) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизниво всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения кокружаю щей среде;
11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностисемейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
12) развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественнымнаследием народов России и мира, творческой деятельности эстетическойнаправленности.
Метапредметныерезультаты:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи,выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оцениватьдостигнутые результаты;
3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновыватьеё, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал,строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи,аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делатьумозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числепроектные;
4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебнойдеятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действияодноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочностьрезультата и способа действия, реально оценивать свои возможности достиженияцели определённой сложности;
5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместнуюдеятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способывзаимодействия, планировать общие способы работы;
6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности вобласти использования технических средств и информационных технологий(компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развитиякоммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формированиеумений рационально использовать широко распространённые инструменты и техническиесредства информационных технологий;
7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средствамассовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета);умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронныхносителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методаминаблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
9) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать наоснове координации различных позиций при выработке общего решения в совместнойдеятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение,корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, втом числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты наоснове учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценкиальтернативных способов разрешения конфликтов;
10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями оздоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия,культуры и социального взаимодействия.
Предметныерезультаты:
1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоениипланеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картинымира, их необходимости для решения современных практических задач человечестваи своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рациональногоприродопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подходакак основы географического мышления для осознания своего места в целостном,многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний оцелостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и вовремени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы,жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах наразных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов иинструментов для определения количественных и качественных характеристиккомпонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использованиягеографической карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географическойинформации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географическихзнаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений ипроцессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды,адаптации к условиям территории проживания;
8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению иуглублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета наступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своейпрофессиональной деятельности.
ПриродаЗемли и человек
Выпускник научится:
• различать изученные географические объекты, процессы и явления,сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известныххарактерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
• использовать знания о географических законах и закономерностях, овзаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами иявлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географическихразличий;
• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительнойвысоты, направления и скорости течения водных потоков;
• оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентовприроды в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивогоразвития.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни длясохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту иокружающей среде;
• приводить примеры, показывающие роль географическойнауки в решении социально-экономических и геоэкологических проблемчеловечества; примеры практического использования географических знаний в различныхобластях деятельности
• воспринимать и критически оценивать информацию географическогосодержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явленияхна основе нескольких источников информации, сопровождать выступлениепрезентацией.
НаселениеЗемли
Выпускник научится:
• различать изученные демографические процессы и явления, характеризующиединамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
• сравнивать особенности населения регионов и стран;
• использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическимипроцессами и явлениями для объяснения их географических различий;
• проводить расчёты демографических показателей;
• объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
• приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний онаселении в решении социально-экономических и геоэкологических проблемчеловечества, стран и регионов;
• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование,связанное с изучением населения.
Материки,океаны и страны
Выпускник научится:
• различать географические процессы и явления, определяющие особенностиприроды и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
• сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовнойкультуры регионов и отдельных стран;
• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределахотдельных территорий;
• описывать на карте положение и взаиморасположение географическихобъектов;
• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
• создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы,населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источниковинформации, сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях объектов, событий,процессов в географической оболочке;
• сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящихглобальных изменений климата;
• оценивать положительные и негативные последствия глобальных измененийклимата для отдельных регионов и стран;
• объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельныхтерриторий в связи с природными и социально-экономическими факторами.
Особенностигеографического положения России
Выпускник научится:
• различать принципы выделения и устанавливать соотношения междугосударственной территорией и исключительной экономической зоной России;
• оценивать воздействие географического положения России и её отдельныхчастей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
• использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнемвремени для решения практико-ориентированных задач по определению различий впоясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать возможные изменения географического положения России,обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими игеоэкономическими изменениями, развитием глобальной коммуникационной системы.
ПриродаРоссии
Выпускник научится:
• различать географические процессы и явления, определяющие особенностиприроды страны и отдельных регионов;
• сравнивать особенности природы регионов страны;
• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределахотдельных территорий;
• описывать по карте положение и взаиморасположение географическихобъектов;
• объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсамиотдельных территорий России;
создаватьсобственные тексты и устные сообщения (в т. ч. в форме презентаций) обособенностях компонентов природы России на основе нескольких источниковинформации.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорийРоссии, связанные с глобальными изменениями климата;
• делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов врезультате изменения их компонентов.
НаселениеРоссии
Выпускник научится:
• различать демографические процессы и явления, характеризующие динамикучисленности населения России и отдельных регионов и стран;
• анализировать факторы, определяющие динамику населения России,половозрастную структуру, особенности размещения населения по территорииРоссии, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизнинаселения;
• сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому,языковому и религиозному составу;
• объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры иразмещения населения России и её отдельных регионов;
• находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуацияхповседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографическихи социальных процессов или закономерностей;
• использовать знания о естественном и механическом движении населения,половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении,этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач вконтексте реальной жизни.
Выпускник получит возможностьнаучиться: выдвигать и обосновывать на основе статистических данныхгипотезы об изменении численности населения России, его половозрастнойструктуры, развитии человеческого капитала;
• оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.
Выпускник научится:
• различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальнуюструктуру хозяйства;
• анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельныхпредприятий по территории страны;
• объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйстваРоссии;
• использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностяхразмещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задачв реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источниковинформации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структурыхозяйства страны;
• обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.
Выпускник научится:
• объяснять особенности природы, населения и хозяйства географическихрайонов страны;
• сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионовстраны;
• оценивать районы России с точки зрения особенностей природных,социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.
Выпускник получит возможность научиться:
• составлять комплексные географические характеристики районов разногоранга;
• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования,связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов иих частей;
• создавать собственные тексты и устные сообщения о географическихособенностях отдельных районов России и их частей на основе несколькихисточников информации, сопровождать выступление презентацией;
• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развитиярегионов;
• выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификацииприродных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов натерритории России.
Выпускник научится:
• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительностижизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями другихстран;
• оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;
• объяснять возможности России в решении современных глобальных проблемчеловечества;
• оценивать социально-экономическое положение и перспективыразвития России.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «География»
Развитие географических знаний о Земле
Географическиеметоды изучения окружающей среды. Что изучает география. Значениегеографических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией.Методы географической науки. Способы организации собственной учебнойдеятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационнойсреды.
Развитие географических знаний о Земле.Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель,Эратосфен, Птолемей. Великие географические открытия. Марко Поло, А. Никитин,Васко да Гама. Открытие и исследования материков. Х. Колумб, Ф. Магеллан.
Открытиеи исследование материков. А. Тасман, Дж. Кук, Ф. Беллингаузен и М. Лазарев.Русские землепроходцы-исследователи Сибири и Дальнего Востока: С. Дежнев,Ермак, И. Москвин. Покорение Северного полюса.
Современный этап научных географических исследований.Источники географической информации. Географические информационные системы(ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практическойдеятельности человека.
Земля — планета Солнечной системы
Земля – планета Солнечной системы.Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условияжизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки.Форма и размеры Земли.
ДвижениеЗемли. Виды движения. Продолжительность года, високосный год. Экватор, тропики,полярные круги. Солнечный свет на Земле. Неравномерное распределение тепла исвета. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли.Смена дня и ночи, смена времен года. Дни летнего и зимнего солнцестояния;Весеннего и осеннего равноденствия. Пояса освещенности.
План и карта
Ориентирование и способы ориентирования на местности. Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентированиепо Солнцу, Полярной звезде, « живым ориентирам». План местности. Изображениеземной поверхности на плоскости. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерениерасстояний с помощью масштаба.
Способыизображения неровностей земной поверхности на плоскости. Относительная иабсолютная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и формрельефа на местности.
Способыглазомерной съёмки местности. Составление плана местности.
Географическая карта– особый источник информации. Глобус – объёмная модель Земли. Географическая карта,её отличие от плана. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карт помасштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизничеловека.
Градусная сетка.Градусная сетка, её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка наглобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте.
Географические координаты.Географические координаты. Широта. Определение географической широты объектов.Долгота. Определение географической долготы объектов. Часовые пояса.
Решение практических задач по плану и карте.Чтение карты. Определение направлений, расстояний, местоположения объектов.Составление описания местности по плану и карте
Человек на Земле
Заселение человеком Земли.Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий иресурсов на расселение. Рост населения. Приспособление людей к условиям наразных этапах развития общества. Возникновение земледелия и животноводства.
Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупныегорода. Расы и народы мира. Их отличительныеособенности. Численность населения на Земле. Плотность населения,неравномерность его размещения. Языки. Крупные государства и города мира.Нахождение на политической карте крупнейших государств. Многообразие странмира. Сравнение стран мира по политической карте мира.
Литосфера – твердая оболочка Земли
Земная кора и литосфера.Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли. Типы земной коры,её строение. Литосферные плиты. Горные породы, минералы, полезныеископаемые. Горные породы, минералы их происхождение и свойства. Видыполезных ископаемых, значение их для человека. Охрана недр.
Движение земной коры.Движение земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и ихпричины. Сейсмические районы и пояса, условия жизни людей в сейсмоопасныхрайонах. Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанскоеогненное кольцо.
Рельеф Земли. Равнины. Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности какследствие взаимодействия внутренних и внешних процессов. Выветривание. Основныеформы рельефа. Горы и равнины, особенности их образования. Различия равнин поразмеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира иРоссии. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте.
Рельеф Земли. Горы.Различие гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира иРоссии. Жизнь человека в горах. Изменение гор по времени. Изменение гор иравнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственнойдеятельности людей. Мене крупные формы рельефа. Опасные природные явления, ихпредупреждение. Описание гор по карте.
Решение практических задач по карте.Разработка проектного задания «Скульптурный портрет Земли». Правила работы с контурнойкартой.
Человеки литосфера. Значение литосферы для человека. Воздействие человека налитосферу.
Атмосфера — воздушнаяоболочка Земли.
Атмосфера. Составатмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагреваниеатмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные игодовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменениетемпературы с высотой.
Влагав атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды,условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияниеатмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферноедавление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и силаветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия ихформирования и свойства.
Погодаи климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологическиеприборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды спомощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности,розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решениепрактических задач на определение изменений температуры и давления воздуха свысотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат иклиматические пояса.
Человеки атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правилаобеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды.Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни вэкстремальных климатических условиях.
Гидросфера — воднаяоболочка Земли.
Водана Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мировогоокеана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движениеводы в океане. Использование карт для определения географического положенияморей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. РольМирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органическиересурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт,порты, каналы. Источники загрязнения вод Мирового океана, меры по сохранениюкачества вод и органического мира.
Водысуши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система.Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт дляопределения географического положения водных объектов, частей речных систем,границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значениеповерхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождениеи виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимостьуровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горныхпород. Минеральные воды.
Ледники— главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники,многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие нахозяйственную деятельность.
Человеки гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные сограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятныеи опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы сними, правила обеспечения личной безопасности.
БиосфераЗемли. Разнообразие растительного и животного мира Земли.Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане.Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живыхорганизмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтнаязональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияниечеловека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюденияза растительностью и животным миром как способ определения качества окружающейсреды.
Почвакак особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого инеживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главныефакторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородиепочв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности всохранении и улучшении почв.
Географическаяоболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки,взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные,природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплексЗемли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенностивзаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека вразных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Население Земли
Заселениечеловеком Земли. Расы. Основные пути расселения древнегочеловека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различныхисточников информации с целью выявления регионов проживания представителей различныхрас.
Численностьнаселения Земли, её изменение во времени. Современная численностьнаселения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определениячисленности населения, переписи населения. Различные прогнозы изменениячисленности населения Земли.
Факторы,влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественныйприрост населения, их количественные различия и географические особенности.Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран ипродолжительность жизни. Миграции.
Размещениелюдей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотностьнаселения и её изменение со временем. Карта плотности населения. Неравномерностьразмещения населения мира.
Факторы,влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разныхприродных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние навнешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.
Народыи религии мира. Народ. Языковые семьи. География народов и языков. Картанародов мира. Мировые и национальные религии, их география.
Хозяйственнаядеятельность людей. Понятие о современном хозяйстве, его составе.Основные виды хозяйственной деятельности людей, их география.
Городскоеи сельское население. Города и сельские поселения.Соотношение городского и сельского населения мира.
Многообразиесельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной иполитической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городскиеагломерации.
Материки,океаны и страны
Современныйоблик Земли: планетарные географические закономерности. Материки иокеаны на поверхности Земли. Происхождение материков и впадин океанов. Современноегеографическое положение материков и океанов. Главные черты рельефа Земли.Климатообразующие факторы и климаты. Внутренние воды суши. Зональные природныекомплексы Земли. Мировой океан, его роль в жизни людей. Катастрофическиеявления природного характера.
Материки,океаны и страны. Основные черты рельефа, климата и внутренних водАфрики, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющиеих факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков.Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влияниемхозяйственной деятельности человека.
ОкеаныЗемли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоениеСеверного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Охранаприроды.
Историко-культурныерайоны мира. Памятники природного и культурного наследия человечества.
Многообразиестран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическаяхарактеристика стран (по выбору): географическое положение, население,особенности природы и хозяйства, памятники культуры.
ГЕОГРАФИЯРОССИИ
Особенностигеографического положения России
Географическоеположение России. Территория и акватория. Государственная территорияРоссии. Географическое положение страны, его виды. Особенности географическогоположения России, его сравнение с географическим положением других государств.Географическое положение России как фактор развития её хозяйства.
ГраницыРоссии. Государственные границы России, их виды, значение. Морские исухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальныйшельф и экономическая зона Российской Федерации.
Россияна карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль вхозяйстве и жизни людей. Определение поясного времени для разных городовРоссии.
Историяосвоения и изучения территории России. Формирование и освоениегосударственной территории России. Выявление изменений границ страны на разныхисторических этапах.
Современноеадминистративно-территориальное устройство страны. Федеративное устройствостраны. Субъекты Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Природа России
Природныеусловия и ресурсы России. Природные условия и природныересурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка ипроблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсныебазы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнениеприродно-ресурсного потенциала раз- лич ных райо нов России.
Геологическое строение, рельеф и полезныеископаемые.
Основныеэтапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологическогостроения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа иособенности их распространения на территории России. Выявление зависимостимежду тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезныхископаемых.
Влияниевнутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы,формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма.Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральныересурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефапод влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формированиярельефа и его современного развития на примере своего региона и своейместности.
Климати климатические ресурсы. Факторы, определяющие климатРоссии: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляциивоздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения солнечнойрадиации, средних температур января и июля, годового количества осадков,испаряемости по территории страны. Климатические пояса и типы климатов России.Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов.Составление прогноза погоды.
Изменениеклимата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека,его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человекак разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат ихозяйственная деятельность людей. Оценка основных климатических показателейодного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственнойдеятельности населения.
Опасныеи неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозированияклиматических явлений. Определение особенностей климата своего региона.
Внутренниеводы и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны.Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России.Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом иклиматом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные сводами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизнинаселения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной из рекс использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей еёхозяйственного использования.
Крупнейшиеозёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с нимиопасных природных явлений на территории страны.
Неравномерностьраспределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Путисохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсамикрупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона исвоей местности.
Почваи почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы образованияпочв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещениеосновных типов почв на территории России.
Почва— национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе иххозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорацияземель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почвсвоей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственногоиспользования.
Растительныйи животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мирРоссии: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Составление прогнозаизменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения другихкомпонентов природного комплекса. Биологические ресурсы, их рациональноеиспользование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный иживотный мир своего региона и своей местности.
Природно-хозяйственныезоны. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь ивзаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундри лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Анализфизической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей междуними в разных природных зонах.
Природныересурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотнаяпоясность. Особо охраняемые природные территории России. Памятники Всемирногоприродного наследия.
Население России
Численностьнаселения России. Численность населения России в сравнении с другими государствами.Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв.Основные показатели, характеризующие население страны и её отдельныхтерриторий. Прогнозирование изменения численности населения России и еёотдельных территорий.
Половойи возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастногосостава населения России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительностьжизни мужского и женского населения России.
Народыи религии России. Россия — многонациональное государство.Многонациональное^ как специфический фактор формирования и развития России.Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народовРоссии. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставлениес политико-административным делением РФ. Использование географических знанийдля анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой составнаселения. География религий.
Особенностиразмещения населения России. Географические особенностиразмещения населения: их обусловленность природными, историческими исоциально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское исельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизнистраны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнениепоказателей соотношения городского и сельского населения в разных частяхстраны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещениинаселения России.
Миграциинаселения России. Направления и типы миграции на территории страны.Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапахразвития страны. Определение по статистическим материалам показателеймиграционного прироста для отдельных территорий России.
Человеческийкапитал страны. Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы иэкономически активное население России. Неравномерность распределениятрудоспособного населения по территории страны. Географические различия вуровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие.Качество населения.
Хозяйство России
Особенностихозяйства России. Отраслевая структура, функциональная итерриториальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития.Экономико-географическое положение России как фактор развития её хозяйства.Анализ экономических карт для определения типов территориальной структурыхозяйства.
Производственныйкапитал. Понятие производственного капитала. Распределениепроизводственного капитала по территории страны. Общие особенности географиихозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенностии проблемы. Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевыекомплексы и отрасли.
Топливно-энергетическийкомплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая,угольная промышленность: география основных современных и перспективныхрайонов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций,их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК иохрана окружающей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и угольныхбассейнов по картам и статистическим материалам.
Машиностроение. Состав, местои значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Географияважнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охранаокружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого иметаллоёмкого машиностроения по картам.
Металлургия. Состав, местои значение в хозяйстве. Чёрная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий.География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов: основныерайоны и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
Химическаяпромышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещенияпредприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы.Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Леснаяпромышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещенияпредприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающиекомплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Агропромышленныйкомплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство.Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства.Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие иживотноводство: география основных отраслей. Определение по картам иэколого-климатическим показателям основных районов выращивания зерновых итехнических культур, главных районов животноводства.
Сельскоехозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место изначение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейшихотраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающейсреды. Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторыразмещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры.Лёгкая промышленность и охрана окружающей среды.
Сферауслуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение вхозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. Географияотдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи,крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. Географиянауки. Состав, место и значение в хозяйстве, основные районы, центры, городанауки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качествежизни населения.
Районы России
Природно-хозяйственноерайонирование России. Принципы и видыприродно-хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районированияРоссии.
Крупные регионы и районы России.
РегионыРоссии: Западный и Восточный.
РайоныРоссии: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг,Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.
Характеристикарегионов и районов. Состав, особенности географического положения, еговлияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы:геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.
Население:численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Местои роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. Географияважнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географическиеаспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района,региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географическогоположения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлениеи анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействияприроды и человека на примере одной из территорий региона.
Россияв современном мире
Россияв системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи Россиис другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследияРоссии.