Урок по теме: «Глаз, как оптическая система» 8 класс.
Цель урока:
Формирование понятия о гигиене зрения,систематизация знаний по теме «Оптика».
Задачи урока:
Образовательные:закрепить знания об особенностях получения изображений в собирающих линзах, обобщитьи систематизировать знания о распространении света в различных средах, создатьусловия для осознанного применения знаний.
Развивающие:продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы,структурировать изученный материал, развивать умения учащихся работатьсамостоятельно и в группах, объективно оценивать знания.
Воспитательные:воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своеготруда, соблюдение гигиены зрения.
ФормируемыеУУД:
ü регулятивные(формирую умение определять цель своей работы, определять успешность своей работы);
ü коммуникативные(формирую умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленнымизадачами, умение наладить учебное сотрудничество);
ü личностные(осуществлять личностную рефлексию)
ü познавательные(смысловое чтение, составление целого изчастей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающихкомпонентов)
Форма организации познавательнойдеятельности: групповая, индивидуальная.
Тип урока: комплексный(урок открытия нового знания и применения)
Форма проведения: урок дискуссия с применением технологии групповой работы ипроблемного обучения.
Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, авторская презентация, карточки.
Учебник: А. ВПёрышкин., Физика. 8 класс. Дрофа
Структура урока
- Организационный момент
- Мотивация познавательной деятельности
- Актуализация знаний
- Целеполагание
- Пробное действие
- Формирование нового знания
- Включение в систему знаний и повторение
- Рефлексия
- Подведение итогов, домашнее задание.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Цель данного этапа |
Содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время |
1.Организационный момент |
Создать эмоционально-психологическую готовность учащихся к общению и предстоящей учебно-познавательной деятельности. |
Приветствие, информационный настрой на урок |
Уильям Блейк (англ.поэт и художник) «Посредством глаза, а не глазом Смотреть на мир умеет разум!»
|
Приветствие партнеров взглядом.
|
1 мин.
|
2. Мотивация познавательной деятельности.
|
Создание условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность. |
|
Просмотр видео «Все живое тянется к свету» ü Как растения определяют направление источника света? ü А как это делает человек? Слово учителя ü В древности глазам приписывали мистические свойства. Они символизировали смысл и суть жизни, их изображение считали амулетами и оберегами. Древние греки рисовали красивые вытянутые глаза на носу кораблей, а египтяне на пирамидах изображали всевидящее око бога Ра. Большую часть информации об окружающем мире мы получаем благодаря зрению. Органом зрения человека является глаз — один из самых совершенных и вместе с тем простых оптических приборов.
|
Слушают и смотрят на экран, отвечают на вопросы |
2 мин |
3. Актуализация знаний |
Установление тематических рамок деятельности. Активизировали мыслительные операции и познавательные процессы. К первым, в частности, относят синтез, анализ, обобщение, сравнения, аналогию, классификацию и пр. Познавательные процессы — внимание, память и пр |
Линзы, их виды, фокус, ход основных лучей, оптическая сила |
Задает вопросы. ü Как можно сформулировать тему нашего урока? ü Какие физические понятия из раздела оптика, по вашему мнению, имеют отношение к теме урока? ü Что же вам не известно про глаз как оптической системы? Что надо узнать? Это и есть цель нашего урока |
Вспоминают теорию (понятия, характеристики, величины, ход лучей) Фиксируют понятия на гранях кубов Выстраивают из кубов пирамиды «Знаем» и «Хотим узнать»
|
5 мин |
4. Целеполагание. |
Подготовка мышления детей и организация понимания ими собственной потребности к формированию новых знаний |
|
ü Какая пирамида больше? ü Почему? ü Что надо сделать, чтобы кирпичи из пирамиды «Хотим узнать» вы смогли переместить на пирамиду «Знаем»? ü Какова цель урока? |
Оценивают объем своих знаний, определяют информационное поле ближайшего познания |
2 мин |
5. Пробное действие |
Подготовка мышления детей и организация понимания ими собственной потребности к формированию новой модели действий. |
Строение глаза, функции элементов |
Опираясь на знания, полученные на уроках биологии, выполните карточку № 1
ü Какой элемент глаза является экраном оптической системы? ü Хрусталик – это какого типа линза? ü Какие виды изображений может она давать? ü Каким будет изображение, если предмет находится в двойном фокусном расстоянии собирающей линзы? ü Каким будет изображение, если предмет находится за двойным фокусным расстоянием собирающей линзы? ü Как изменится изображение на неподвижном экране, если отодвинуть предмет от линзы еще дальше? |
Определяют элемент глаза, подписывают названия
Сверяют свои ответы с шаблоном на экране
Соотносят знания, полученные на уроках биологии и физики
Анализируют, рассуждают.
|
3 мин
5 мин
|
6. Формирование нового знания |
Организация проблемной ситуации и формирование пути выхода из нее
Перенос теоретических знаний на практические действия через групповую деятельность: обмен информацией посредством взаимоконтроля.
|
Аккомодация, предел аккомодации, расстояние наилучшего видения, дефекты зрения |
ü Если предметы всегда находятся на различных расстояниях от хрусталика, то, как глазу удается фокусировать изображение на сетчатке? (меняется фокус, оптическая сила линзы) ü Где найти ответ?
ü Каков предел аккомодации? ü Что такое предел наилучшего видения? Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297
Существуют отклонения в строении глаза или же в работе хрусталика. Здоровый глаз световые параллельные лучи фокусирует на сетчатке.
При близорукости изображение фокусируется перед сетчаткой вследствие избыточной кривизны хрусталика или же удлинения оси глаза. При дальнозоркости изображение фокусируется за сетчаткой вследствие недостаточной кривизны хрусталика или же укороченной оси глаза. ü Как же заставить точку фокусировки сместится в ту или иную сторону? ü Какая должна быть линза при дальнозоркости? Близорукости?
Упражнение для зрения |
Работают с текстом учебника (стр.214) При рассматривании близкорасположенных предметов у хрусталика уменьшается радиус кривизны, и он действует как короткофокусная линза. При рассматривании удаленных объектов у хрусталика увеличивается радиус кривизны, и он действует как длиннофокусная линза. И в том, и в другом случае это необходимо для того, чтобы изображение всегда фокусировалось на сетчатке. Способность четко видеть предметы, удаленные на разные расстояния, благодаря изменению кривизны хрусталика, называется аккомодацией (учащиеся записывают определение в тетради).
Применять линзы (очки)
|
10 мин
5 мин |
7. Включение в систему знаний и повторение |
Тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным, выявить причины ошибок и наметить пути коррекции |
|
Выполните карточку №2 Определите вид дефекта зрения
Выполните карточку № 3 С целью закрепления изученного |
Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа по вариантам. Обмениваются с соседом по парте — взаимоконтроль
Работа в парах |
5 мин
5 мин |
8. Рефлексия |
Самостоятельная оценка полученных результатов коррекционной и самостоятельной работы
|
|
Давайте вернемся к нашим пирамидам. ü Можете ли вы какие-то кирпичи переложить?
Если вам все было понятно и интересно на уроке – нарисуйте два глаза Не все понятно – один глаз Если ничего не поняли – закрытые глаза |
Рассуждают, делают выводы по уроку. |
2 мин |
9.Подведение итогов, домашнее задание. |
Обеспечить понимание личностно – значимых знаний в жизни обучающихся.
|
Мы смотрим не глазами, а мозгом. |
Создание проблемной ситуации. Синие предметы кажутся более удаленными, чем красные, будучи расположенными на одинаковом расстоянии, светлые предметы кажутся более объемными, чем темные. Подумайте, в чем опасность обмана зрения для человека.
|
Поиск пути решения проблемной ситуации.
|
1мин.
|
