X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

 

Муниципальноеказённое общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняяобщеобразовательная школа» Касторенского района Курской области

 

 

 

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

МКОУ «Октябрьская СОШ»

___________/Шуваева И.Н./

 

«_______»____________________2021 г.

Утверждено:

Директор

МКОУ «Октябрьская СОШ»

_____________/Суркова Е.А./

Приказ № ___

от «_______»____________________2021 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Занимательная математика»

 (общеинтеллектуальное направление)

1 класс

 

Рассмотрено:

на Методическом объединении

________________________________

Протокол № ___

от «______»______________________2021 г.

Руководитель МО

________________/__________________/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лачиново,2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА 

Внеурочная деятельность«Занимательная математика» включена в образовательную область «Математика иинформатика» учебного плана МКОУ «Октябрьская СОШ».  

Нормативная основа разработки программы:

      — « Федеральный закон «Обобразовании в РФ», 2012,

      — ФГОС НОО, 2009

      — Примерные программы, созданные наоснове ФГОС НОО,2011

— Авторская программа М.И Моро, Ю.М. Колягиной, М.А. Бантовой«Математика», 2017 г.

— Планируемые результаты НОО, Москва, «Просвещение», 2011г.;

— Базисный учебный план МКОУ «Октябрьская средняяобщеобразовательная школа»,

— Федеральный перечень учебников, рекомендованныхк использованию в образовательном процессе в образовательныхорганизациях,               реализующих программы общего образованиясоответствующей ступени,

— Требования к оснащению образовательногопроцесса  в соответствии с содержательным наполнением учебных предметовфедерального компонента государственного образовательного стандарта ( ПриказМинистерства образования и науки от 04.10.2010 №986)

 

На реализацию программывнеурочной деятельности «Занимательная математика»  в 1 классе отводится 33 часа в год (1 час в неделю).

       Рабочаяпрограмма ориентирована на использование учебно-методического комплекта

« Школа России» ивключает в себя:

 — С.И. Волкова.Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование: 1-4 класс. Пособиедля учителя». – М.: Просвещение, 2010. /umk/perspektiva

 — С.И. Волкова,О.Л. Пчёлкина. «Математика и конструирование: Пособие для учащихся 1 класса». –М.: Просвещение, 2011. /umk/perspektiva

 — Моро М.И.,Волкова С.И. «Для тех, кто любит математику: Пособие для учащихся 1 класса». –М.: Просвещение, 2011. /umk/perspektiva

 — Петерсон Л.Г.,Липатникова И.Г. «Устные упражнения на уроках математики. 1 класс». – М.: «Ювента»,2009.

 — Волина В.В., «Праздник числа. Занимательная математика для детей», — М.: «Знание», 2007.

— Жикалкина Т.К.,«Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса четырехлетнейначальной школы», – М.: Просвещение, 2008.

 

Цель программы:развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение,наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

 

Задачи программы:

—       расширятькругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

—         развитиекраткости речи;

—         умелоеиспользование символики;

—         правильноеприменение математической терминологии;

—         умениеотвлекаться от  всех качественных сторон предметов и явлений,сосредоточивая внимание только на количественных;

—        умениеделать доступные выводы и обобщения;

—         обосновыватьсвои мысли.

         

Планируемые результаты реализациипрограммы

В результате реализации дополнительнойобразовательной программы  дети должны:

—  научитьсялегко решать  занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышеннойтрудности;

— решать логическиеупражнения;

-участвовать  вклассных, школьных и городских викторинах, олимпиадах;

-воспитанники должныуметь общаться с людьми;

— вестиисследовательские записи,

-систематизировать иобобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли,

-уметь составлятьребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскуюработу.

 

Личностные,  метапредметные   и   предметные   результаты  изучения   курса «Занимательная математика»

Личностными   результатами изучения  данного   факультативного   курса являются:

    -развитие  любознательности,   сообразительности   при  выполнении  разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

    -воспитание чувства справедливости,ответственности;

    -развитие самостоятельностисуждений, независимости и нестандартности  мышления.

 Метапредметные

Универсальные учебные действия:

— Сравнивать разные   приемы   действий,  выбирать удобные   способы   для  выполнения конкретногозадания.

— Моделировать в процессесовместного обсуждения алгоритм решения числового  кроссворда;использовать его в ходе самостоятельной работы. 

—    Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений   для работы с числовыми головоломками.

— Анализировать правила   игры. 

— Действовать  в  соответствии   с   заданными  правилами.

  — Включаться в   групповую   работу. 

—         Участвовать в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказыватьсобственное мнение и аргументировать его

     —   Выполнятьпробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  впробном действии.

—       Аргументировать свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использоватькритерии для обоснования своего суждения.

—         Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным  условием.

—         Контролироватьсвою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты

—         Использованиеприобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающихпредметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных ипространственных отношений.

—        Овладениеосновами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения,прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разнойформе (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

—        Умениявыполнять устно  строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать,распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами,графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать иинтерпретировать данные.

—         Приобретениепервоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре,работать с меню, находить информацию по заданной теме).

 

 

 

 

Содержание  программы.

1.      Какпредметы можно измерять на глаз.

Как развиватьглазомер. Измерение предметов сначала на глаз, а потом проверить результатизмерения линейкой. Разъяснение игры «Задумай число», как надо отгадыватьзадуманное число.

     Практическаяработа: упражнения в измерении на глаз (работа в группах). Задачив стихах. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Задумай число», воснову которой положены формулы: а+х= b, х+а=b .

2.  Сравнение фигур.

           Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали. Сравнение геометрическихфигур в виде «человечков». Что такое ребус и как его можно разгадать.

     Практическая работа: упражнения насравнение фигур. Отгадывание простейших ребусов. Задачи в стихах. Задача –смекалка. Загадки. Игра «На 5 больше и на 5 меньше».

4.Игра «Задумай число».

Объяснение игры.Отгадывание полученного результата основано на знании частного случая свойствавычитания числа из суммы вида: (х+а)-х=а, где а — число, которое предлагаетприбавить ведущий эту игру.

Игра «Узнай, на которой парте лежитфлажок». В процессе этой игры дети решают задачи на нахождение неизвестногоуменьшаемого по известным вычитаемому и разности.

     Практическая работа: игра «Задумай число»(отгадывание результата вычислений). В основе игры лежит вычитание числа изсуммы вида: (х+а)-х=а. Задачи в стихах на разностное сравнение. Задача –смекалка. Занимательный квадрат. Задачи – шутки.

Загадки. Игра «Узнай, на которой партележит флажок» (решение задач на нахождение уменьшаемого).

5.Математическаягазета.

Объяснение, каксоставить математическую газету, как подобрать нужный материал для газеты.Объяснение игры, «Какая геометрическая фигура исчезла?» (игра содействуетразвитию у детей внимания, более точного представления о геометрических фигурахи запоминанию терминологии).

     Практическая работа: коллективный выпускматематической газеты. Логическая игра, «Какая геометрическая фигура исчезла?»(развивает логику, внимание, мышление, память).

6.Загадочныеслова.

Чтение загадочнонаписанных слов, как их разгадать, составление ребусов детьми. Игра «Весёлыйсчёт». Перед детьми две одинаковые таблицы с числами от 1 до 24. Числа написаныне по порядку, а разбросаны по всей таблице. Нужно называть числа по порядку ипоказывать их указкой.

       Практическая работа: отгадывание ребусов.Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задача –смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 24).

7.Весёлыезадачки.

Вспоминаем, что такоеребусы и весёлые задачки, как их разгадать. Объяснение игры «Число дополняй, асам не зевай» (развивает внимание, быстроту мышления).

      Практическая работа: отгадывание ребусов.Задачи в стихах на сложение. Упражнения в анализе геометрических фигур. Задача– смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».

8.Любимыефигуры.

Геометрическиефигуры, их виды, почему их так назвали. Как получить новую фигуру из разрезныхчастей. Разгадывание весёлых задачек и как их составить. Объяснение игры«Задумай число», игра основана на решении задач на нахождение неизвестноговычитаемого. В данном случае решаем задачу по уравнению: 15-х=8.

     Практическая работа: разрезываниегеометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры.Задачи в стихах. Задача – смекалка. Загадки. Игра «Задумай число» (нахождениенеизвестного вычитаемого).

10.Викторина.

           Что такое викторина, для чего она нужна, какие задания можно предложить, как еёпровести и как принять в ней участие.

      Практическая работа: викторина. Турнир«смекалистых».

      11.Равно,больше или меньше?

Подведение итоговтурнира «смекалистых», что получилось и не получилось, как готовиться дальше.Значение отношений «больше, меньше, равно». Какие отношения с ними можносоставить.

           Практическая работа: подведение итогов.Задачи в стихах. Логические упражнения на простейшие умозаключения из сужденийс отношениями «равно», «больше», «меньше». Задача – шутка.

12.Весёлыечисла.

Проверка знаний нумерации. Счёт попорядку по 1, 2, 3. Как решать занимательные задачи на сложение и вычитание.Объяснение игры «Задумай число».

Практическая работа: занимательныезадачи на сложение и вычитание. Упражнения на проверку знания нумерации.Загадки, подготовленные детьми. Задача — смекалка. Игра «Задумай число».

13.Развитиеглазомера. 

Как предметы нужноизмерять на глаз. Проведение упражнений для развития глазомера. Составлениеребусов. Вспоминаем правила игры «Задумай число».

        Практическая работа: упражнения дляразвития глазомера. Загадки – шутки. Отгадывание ребусов составленных детьми.Игра «Задумай число».

14.Нашиитоги.

Подведение итогов врешении задач, загадок, ребусов членами кружка, выделение активных исообразительных ребят. Ребята делятся опытом, как быстро и правильно составлятьзагадки, ребусы, весёлые задачи.

      Практическая работа: коллективная работа поорганизации классной выставки (лучшие загадки, ребусы, задачи повышеннойтрудности, задачи составленные детьми взятые из жизни). Проведениематематических игр изученных ранее.

 

Учебно-тематическоепланирование

 

Темы

Всего

Теория

Практика

2

Как предметы можно измерять на глаз. 

3

1

2

3

Сравнение фигур. 

3

1

2

4

Игра «Задумай число». 

3

1

2

5

Математическая газета. 

3

1

2

6

Загадочные слова. 

3

1

2

7

Весёлые задачки. 

3

1

2

8

Любимые фигуры. 

3

1

2

10

Викторина.  

3

1

2

11

Равно, больше или меньше ?

3

1

2

12

Весёлые числа. 

3

1

2

13

Развитие глазомера. 

2

1

1

14

Наши итоги.  

1

1

 

Итого

33

11

22

Календарно-тематическоепланирование.

 

                                             Календарно- тематическое планирование 

 

п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Дата проведения

план

Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

 

    факт

Как предметы можно измерять на глаз (3ч).

1

Как предметы можно измерять на глаз. 

1

08.09.

 

2

Игра «Задумай число»

Задача-смекалка. Задача-шутка

 

1

15.09

 

3

Задача-шутка. Загадки. Игра «Задумай число»

Упражнения в измерении на глаз. Загадки. Задачи-смекалки.

1

 

22.09

 

Сравнение фигур (3 ч)

4

Сравнение фигур. 

1

29.09

 

5

Геометрические фигуры. Их виды. Животные из геометрических фигур. Что такое ребус?

1

06.10

6

Геометрические фигуры. Ребусы.

1

13.10

 

Игра «Задумай число» (3 ч).

7

Игра «Задумай число». 

1

20.10

 

8

Сравнение фигур. Задачи-смекалки.

1

02.11

 

9

 Задача-смекалка. Загадки. Задачи со спичками.

1

09.11

 

Математическая газета (3 ч)

10-12

Математическая газета. 

3

 

 

 

16.11

23.11

30.11

 

Загадочные слова (3 ч).

13

Загадочные слова. 

1

07.12

 

14

Ребусы. Задачи в стихах на сложение. Задача – шутка.

1

14.12

 

15

Математические игры. Загадочные слова. 

1

21.12

 

Весёлые задачки (3 ч).

16

Весёлые задачки. 

1

11.01

 

17

Задачи в стихах на сложение.

1

18.01

 

18

Задача – шутка. Задача-смекалка.

1

25.01

 

Любимые фигуры (3 ч).

19

Любимые фигуры. 

1

01.02

 

20

Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали.

 

1

08.02

 

21

Как получить новую фигуру из разрезных частей.

 

1

22.02

 

Викторина (3 ч).

22-24

Викторина.  

Турнир «смекалистых».

3

01.03

15.03

29.03

 

Равно, больше или меньше? (3 ч)

25-27

Равно, больше или меньше?

3

05.04

12.04

19.04

 

Весёлые числа ( 3ч).

28

Весёлые числа.  Занимательные квадраты. Занимательные задачи.

1

26.04

 

29

Составление  занимательных задач на сложение и вычитание.

1

10.05

 

30

Развитие глазомера.  Как предметы нужно измерять на глаз. Математический КВН

1

17.05

 

Развитие глазомера (2 ч).

31-32

Резерв

2

 

 

Наши итоги (1 ч)

33

Резерв

1

 

 

Аннотацияк рабочей программе

Полное наименование программы (с указанием предмета и класса).

 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»

1 класс

Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы.

 

    Внеурочная деятельность «Занимательная математика» включена в образовательную область «Математика и информатика» учебного плана МКОУ «Октябрьская СОШ».  

 

Нормативная основа разработки программы.

 

      — « Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012,

      — ФГОС НОО, 2009

      — Примерные программы, созданные на основе ФГОС НОО,2011

— Авторская программа М.И Моро, Ю.М. Колягиной, М.А. Бантовой «Математика», 2017 г.

— Планируемые результаты НОО, Москва, «Просвещение», 2011г.;

— Базисный учебный план МКОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»,

— Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях,               реализующих программы общего образования соответствующей ступени,

— Требования к оснащению образовательного процесса  в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта ( Приказ Министерства образования и науки от 04.10.2010 №986)

 

 

Количество часов для реализации программы.

 

На реализацию внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 1 классе отводится 33 часа (1 час в неделю).

Дата утверждения.

 

31.08.2021

Цель реализации программы.

 

развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Используемые учебники и пособия.

 

С.И. Волкова. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование: 1-4 класс. Пособие для учителя». – М.: Просвещение, 2010. /umk/perspektiva

 — С.И. Волкова, О.Л. Пчёлкина. «Математика и конструирование: Пособие для учащихся 1 класса». – М.: Просвещение, 2011. /umk/perspektiva

 — Моро М.И., Волкова С.И. «Для тех, кто любит математику: Пособие для учащихся 1 класса». – М.: Просвещение, 2011. /umk/perspektiva

 — Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. «Устные упражнения на уроках математики. 1 класс». – М.: «Ювента», 2009.

 — Волина В.В., « Праздник числа. Занимательная математика для детей», — М.: «Знание», 2007.

— Жикалкина Т.К., «Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса четырехлетней начальной школы», – М.: Просвещение, 2008.

 

Требования к результатам освоения.

 

 

Личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты   изучения   курса «Занимательная математика»

Личностными   результатами  изучения  данного   факультативного   курса  являются:

    -развитие   любознательности,   сообразительности   при   выполнении  разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

    -воспитание чувства справедливости, ответственности;

    -развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.

 Метапредметные

Универсальные учебные действия:

— Сравнивать  разные   приемы   действий,  выбирать  удобные   способы   для  выполнения конкретного задания.

— Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового  кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. 

—    Применять  изученные способы учебной работы и приёмы вычислений   для  работы с числовыми головоломками.

— Анализировать  правила   игры. 

— Действовать  в   соответствии   с   заданными  правилами.

  — Включаться  в   групповую   работу. 

—         Участвовать  в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его

     —   Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии.

—       Аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения.

—         Сопоставлять  полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным  условием.

—         Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты

—         Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

—        Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

—        Умения выполнять устно  строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

—         Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).

 

 

Методы и формы оценки результатов освоения.

 

В первом классе бальное оценивание знаний не проводится. Используется только      словесная оценка.

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет