Муниципальноеказённое общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняяобщеобразовательная школа» Касторенского района Курской области
Согласовано: Заместитель директора по УВР МКОУ «Октябрьская СОШ» ___________/Шуваева И.Н./
«_______»____________________2021 г. |
Утверждено: Директор МКОУ «Октябрьская СОШ» _____________/Суркова Е.А./ Приказ № ___ от «_______»____________________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательная математика»
(общеинтеллектуальное направление)
1 класс
Рассмотрено: на Методическом объединении ________________________________ Протокол № ___ от «______»______________________2021 г. Руководитель МО ________________/__________________/
|
Лачиново,2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Внеурочная деятельность«Занимательная математика» включена в образовательную область «Математика иинформатика» учебного плана МКОУ «Октябрьская СОШ».
Нормативная основа разработки программы:
— « Федеральный закон «Обобразовании в РФ», 2012,
— ФГОС НОО, 2009
— Примерные программы, созданные наоснове ФГОС НОО,2011
— Авторская программа М.И Моро, Ю.М. Колягиной, М.А. Бантовой«Математика», 2017 г.
— Планируемые результаты НОО, Москва, «Просвещение», 2011г.;
— Базисный учебный план МКОУ «Октябрьская средняяобщеобразовательная школа»,
— Федеральный перечень учебников, рекомендованныхк использованию в образовательном процессе в образовательныхорганизациях, реализующих программы общего образованиясоответствующей ступени,
— Требования к оснащению образовательногопроцесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметовфедерального компонента государственного образовательного стандарта ( ПриказМинистерства образования и науки от 04.10.2010 №986)
На реализацию программывнеурочной деятельности «Занимательная математика» в 1 классе отводится 33 часа в год (1 час в неделю).
Рабочаяпрограмма ориентирована на использование учебно-методического комплекта
« Школа России» ивключает в себя:
— С.И. Волкова.Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование: 1-4 класс. Пособиедля учителя». – М.: Просвещение, 2010. /umk/perspektiva
— С.И. Волкова,О.Л. Пчёлкина. «Математика и конструирование: Пособие для учащихся 1 класса». –М.: Просвещение, 2011. /umk/perspektiva
— Моро М.И.,Волкова С.И. «Для тех, кто любит математику: Пособие для учащихся 1 класса». –М.: Просвещение, 2011. /umk/perspektiva
— Петерсон Л.Г.,Липатникова И.Г. «Устные упражнения на уроках математики. 1 класс». – М.: «Ювента»,2009.
— Волина В.В., «Праздник числа. Занимательная математика для детей», — М.: «Знание», 2007.
— Жикалкина Т.К.,«Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса четырехлетнейначальной школы», – М.: Просвещение, 2008.
Цель программы:развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение,наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
— расширятькругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
— развитиекраткости речи;
— умелоеиспользование символики;
— правильноеприменение математической терминологии;
— умениеотвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений,сосредоточивая внимание только на количественных;
— умениеделать доступные выводы и обобщения;
— обосновыватьсвои мысли.
Планируемые результаты реализациипрограммы
В результате реализации дополнительнойобразовательной программы дети должны:
— научитьсялегко решать занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышеннойтрудности;
— решать логическиеупражнения;
-участвовать вклассных, школьных и городских викторинах, олимпиадах;
-воспитанники должныуметь общаться с людьми;
— вестиисследовательские записи,
-систематизировать иобобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли,
-уметь составлятьребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскуюработу.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика»
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-воспитание чувства справедливости,ответственности;
-развитие самостоятельностисуждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные
Универсальные учебные действия:
— Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретногозадания.
— Моделировать в процессесовместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;использовать его в ходе самостоятельной работы.
— Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
— Анализировать правила игры.
— Действовать в соответствии с заданными правилами.
— Включаться в групповую работу.
— Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказыватьсобственное мнение и аргументировать его
— Выполнятьпробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение впробном действии.
— Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использоватькритерии для обоснования своего суждения.
— Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
— Контролироватьсвою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
— Использованиеприобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающихпредметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных ипространственных отношений.
— Овладениеосновами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения,прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разнойформе (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Умениявыполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать,распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами,графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать иинтерпретировать данные.
— Приобретениепервоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре,работать с меню, находить информацию по заданной теме).
Содержание программы.
1. Какпредметы можно измерять на глаз.
Как развиватьглазомер. Измерение предметов сначала на глаз, а потом проверить результатизмерения линейкой. Разъяснение игры «Задумай число», как надо отгадыватьзадуманное число.
Практическаяработа: упражнения в измерении на глаз (работа в группах). Задачив стихах. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Задумай число», воснову которой положены формулы: а+х= b, х+а=b .
2. Сравнение фигур.
Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали. Сравнение геометрическихфигур в виде «человечков». Что такое ребус и как его можно разгадать.
Практическая работа: упражнения насравнение фигур. Отгадывание простейших ребусов. Задачи в стихах. Задача –смекалка. Загадки. Игра «На 5 больше и на 5 меньше».
4.Игра «Задумай число».
Объяснение игры.Отгадывание полученного результата основано на знании частного случая свойствавычитания числа из суммы вида: (х+а)-х=а, где а — число, которое предлагаетприбавить ведущий эту игру.
Игра «Узнай, на которой парте лежитфлажок». В процессе этой игры дети решают задачи на нахождение неизвестногоуменьшаемого по известным вычитаемому и разности.
Практическая работа: игра «Задумай число»(отгадывание результата вычислений). В основе игры лежит вычитание числа изсуммы вида: (х+а)-х=а. Задачи в стихах на разностное сравнение. Задача –смекалка. Занимательный квадрат. Задачи – шутки.
Загадки. Игра «Узнай, на которой партележит флажок» (решение задач на нахождение уменьшаемого).
5.Математическаягазета.
Объяснение, каксоставить математическую газету, как подобрать нужный материал для газеты.Объяснение игры, «Какая геометрическая фигура исчезла?» (игра содействуетразвитию у детей внимания, более точного представления о геометрических фигурахи запоминанию терминологии).
Практическая работа: коллективный выпускматематической газеты. Логическая игра, «Какая геометрическая фигура исчезла?»(развивает логику, внимание, мышление, память).
6.Загадочныеслова.
Чтение загадочнонаписанных слов, как их разгадать, составление ребусов детьми. Игра «Весёлыйсчёт». Перед детьми две одинаковые таблицы с числами от 1 до 24. Числа написаныне по порядку, а разбросаны по всей таблице. Нужно называть числа по порядку ипоказывать их указкой.
Практическая работа: отгадывание ребусов.Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задача –смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 24).
7.Весёлыезадачки.
Вспоминаем, что такоеребусы и весёлые задачки, как их разгадать. Объяснение игры «Число дополняй, асам не зевай» (развивает внимание, быстроту мышления).
Практическая работа: отгадывание ребусов.Задачи в стихах на сложение. Упражнения в анализе геометрических фигур. Задача– смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».
8.Любимыефигуры.
Геометрическиефигуры, их виды, почему их так назвали. Как получить новую фигуру из разрезныхчастей. Разгадывание весёлых задачек и как их составить. Объяснение игры«Задумай число», игра основана на решении задач на нахождение неизвестноговычитаемого. В данном случае решаем задачу по уравнению: 15-х=8.
Практическая работа: разрезываниегеометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры.Задачи в стихах. Задача – смекалка. Загадки. Игра «Задумай число» (нахождениенеизвестного вычитаемого).
10.Викторина.
Что такое викторина, для чего она нужна, какие задания можно предложить, как еёпровести и как принять в ней участие.
Практическая работа: викторина. Турнир«смекалистых».
11.Равно,больше или меньше?
Подведение итоговтурнира «смекалистых», что получилось и не получилось, как готовиться дальше.Значение отношений «больше, меньше, равно». Какие отношения с ними можносоставить.
Практическая работа: подведение итогов.Задачи в стихах. Логические упражнения на простейшие умозаключения из сужденийс отношениями «равно», «больше», «меньше». Задача – шутка.
12.Весёлыечисла.
Проверка знаний нумерации. Счёт попорядку по 1, 2, 3. Как решать занимательные задачи на сложение и вычитание.Объяснение игры «Задумай число».
Практическая работа: занимательныезадачи на сложение и вычитание. Упражнения на проверку знания нумерации.Загадки, подготовленные детьми. Задача — смекалка. Игра «Задумай число».
13.Развитиеглазомера.
Как предметы нужноизмерять на глаз. Проведение упражнений для развития глазомера. Составлениеребусов. Вспоминаем правила игры «Задумай число».
Практическая работа: упражнения дляразвития глазомера. Загадки – шутки. Отгадывание ребусов составленных детьми.Игра «Задумай число».
14.Нашиитоги.
Подведение итогов врешении задач, загадок, ребусов членами кружка, выделение активных исообразительных ребят. Ребята делятся опытом, как быстро и правильно составлятьзагадки, ребусы, весёлые задачи.
Практическая работа: коллективная работа поорганизации классной выставки (лучшие загадки, ребусы, задачи повышеннойтрудности, задачи составленные детьми взятые из жизни). Проведениематематических игр изученных ранее.
Учебно-тематическоепланирование
№ |
Темы |
Всего |
Теория |
Практика |
2 |
Как предметы можно измерять на глаз. |
3 |
1 |
2 |
3 |
Сравнение фигур. |
3 |
1 |
2 |
4 |
Игра «Задумай число». |
3 |
1 |
2 |
5 |
Математическая газета. |
3 |
1 |
2 |
6 |
Загадочные слова. |
3 |
1 |
2 |
7 |
Весёлые задачки. |
3 |
1 |
2 |
8 |
Любимые фигуры. |
3 |
1 |
2 |
10 |
Викторина. |
3 |
1 |
2 |
11 |
Равно, больше или меньше ? |
3 |
1 |
2 |
12 |
Весёлые числа. |
3 |
1 |
2 |
13 |
Развитие глазомера. |
2 |
1 |
1 |
14 |
Наши итоги. |
1 |
— |
1 |
|
Итого |
33 |
11 |
22 |
Календарно-тематическоепланирование.
Календарно- тематическое планирование
№ п/п |
Темы занятий |
Кол-во часов |
Дата проведения |
||
план Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536
|
факт |
||||
Как предметы можно измерять на глаз (3ч). |
|||||
1 |
Как предметы можно измерять на глаз. |
1 |
08.09. |
|
|
2 |
Игра «Задумай число» Задача-смекалка. Задача-шутка |
1 |
15.09 |
|
|
3 |
Задача-шутка. Загадки. Игра «Задумай число» Упражнения в измерении на глаз. Загадки. Задачи-смекалки. |
1
|
22.09 |
|
|
Сравнение фигур (3 ч) |
|||||
4 |
Сравнение фигур. |
1 |
29.09 |
|
|
5 |
Геометрические фигуры. Их виды. Животные из геометрических фигур. Что такое ребус? |
1 |
06.10 |
||
6 |
Геометрические фигуры. Ребусы. |
1 |
13.10 |
|
|
Игра «Задумай число» (3 ч). |
|||||
7 |
Игра «Задумай число». |
1 |
20.10 |
|
|
8 |
Сравнение фигур. Задачи-смекалки. |
1 |
02.11 |
|
|
9 |
Задача-смекалка. Загадки. Задачи со спичками. |
1 |
09.11 |
|
|
Математическая газета (3 ч) |
|||||
10-12 |
Математическая газета. |
3
|
16.11 23.11 30.11 |
|
|
Загадочные слова (3 ч). |
|||||
13 |
Загадочные слова. |
1 |
07.12 |
|
|
14 |
Ребусы. Задачи в стихах на сложение. Задача – шутка. |
1 |
14.12 |
|
|
15 |
Математические игры. Загадочные слова. |
1 |
21.12 |
|
|
Весёлые задачки (3 ч). |
|||||
16 |
Весёлые задачки. |
1 |
11.01 |
|
|
17 |
Задачи в стихах на сложение. |
1 |
18.01 |
|
|
18 |
Задача – шутка. Задача-смекалка. |
1 |
25.01 |
|
|
Любимые фигуры (3 ч). |
|||||
19 |
Любимые фигуры. |
1 |
01.02 |
|
|
20 |
Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали.
|
1 |
08.02 |
|
|
21 |
Как получить новую фигуру из разрезных частей.
|
1 |
22.02 |
|
|
Викторина (3 ч). |
|||||
22-24 |
Викторина. Турнир «смекалистых». |
3 |
01.03 15.03 29.03 |
|
|
Равно, больше или меньше? (3 ч) |
|||||
25-27 |
Равно, больше или меньше? |
3 |
05.04 12.04 19.04 |
|
|
Весёлые числа ( 3ч). |
|||||
28 |
Весёлые числа. Занимательные квадраты. Занимательные задачи. |
1 |
26.04 |
|
|
29 |
Составление занимательных задач на сложение и вычитание. |
1 |
10.05 |
|
|
30 |
Развитие глазомера. Как предметы нужно измерять на глаз. Математический КВН |
1 |
17.05 |
|
|
Развитие глазомера (2 ч). |
|||||
31-32 |
Резерв |
2 |
|
|
|
Наши итоги (1 ч) |
|||||
33 |
Резерв |
1 |
|
|
|
Аннотацияк рабочей программе
Полное наименование программы (с указанием предмета и класса).
|
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» 1 класс |
Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы.
|
Внеурочная деятельность «Занимательная математика» включена в образовательную область «Математика и информатика» учебного плана МКОУ «Октябрьская СОШ».
|
Нормативная основа разработки программы.
|
— « Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012, — ФГОС НОО, 2009 — Примерные программы, созданные на основе ФГОС НОО,2011 — Авторская программа М.И Моро, Ю.М. Колягиной, М.А. Бантовой «Математика», 2017 г. — Планируемые результаты НОО, Москва, «Просвещение», 2011г.; — Базисный учебный план МКОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа», — Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих программы общего образования соответствующей ступени, — Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта ( Приказ Министерства образования и науки от 04.10.2010 №986)
|
Количество часов для реализации программы.
|
На реализацию внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 1 классе отводится 33 часа (1 час в неделю). |
Дата утверждения.
|
31.08.2021 |
Цель реализации программы.
|
развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность. |
Используемые учебники и пособия.
|
С.И. Волкова. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование: 1-4 класс. Пособие для учителя». – М.: Просвещение, 2010. /umk/perspektiva — С.И. Волкова, О.Л. Пчёлкина. «Математика и конструирование: Пособие для учащихся 1 класса». – М.: Просвещение, 2011. /umk/perspektiva — Моро М.И., Волкова С.И. «Для тех, кто любит математику: Пособие для учащихся 1 класса». – М.: Просвещение, 2011. /umk/perspektiva — Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. «Устные упражнения на уроках математики. 1 класс». – М.: «Ювента», 2009. — Волина В.В., « Праздник числа. Занимательная математика для детей», — М.: «Знание», 2007. — Жикалкина Т.К., «Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса четырехлетней начальной школы», – М.: Просвещение, 2008.
|
Требования к результатам освоения.
|
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика» Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются: -развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; -воспитание чувства справедливости, ответственности; -развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные Универсальные учебные действия: — Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. — Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. — Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. — Анализировать правила игры. — Действовать в соответствии с заданными правилами. — Включаться в групповую работу. — Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его — Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. — Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. — Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. — Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Предметные результаты — Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. — Овладение основами логического и алгоритмического мышления, — Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. — Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
|
Методы и формы оценки результатов освоения.
|
В первом классе бальное оценивание знаний не проводится. Используется только словесная оценка. |
