Патриотическоевоспитание
обучающихся науроках и внеурочных занятиях
по истории,обществознанию и краеведению.
«Нашепризвание — сеять семена, сеять всегда,
сеятьдаже в знойную почву и даже тогда,
когданаверняка знаешь, что не взойдёт»
К.Д. Ушинский.
Мне как учителюистории и обществознания не нужно говорить Вам о том, в чём польза патриотизма,за меня это уже сказали мудрецы, писатели, педагоги.
Патриотическоевоспитание детей в школе направлено на формирование успешной социализацииподрастающего поколения в современных условиях и саморазвитии человека каксубъекта деятельности, как индивидуальности.
Уроки, внеурочныемероприятия, классные часы на обществоведческие, исторические и краеведческие темывсегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма уобучающихся. Усвоение ребятами идеи любви к Родине, ко всему человечеству,привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формированиягражданственности, воспитания Гражданина России.
Мне кажется, чтоэто особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры,утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашемсовременном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием имогуществом Отечества, забыли его историю, не знают государственные символы, Конституцию, не понимают, что “ без прошлого нет настоящего, не может бытьбудущего, что без любви к Отечеству нет, и не может быть любви к Человечеству”.
В своей работе по гражданско-патриотическомувоспитанию я использую и тот огромный потенциал, который несёт в себекраеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней,бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений.Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретнойисторической почве. Подобные темы оказывают огромное эмоциональное воздействиена ребят, вызывают чувство гордости за своих близких — участников величайшихсобытий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины.
Таким образом,используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я как учитель, стараюсьпривить своим ученикам чувство патриотизма, любви к Родине, своему селу, семье,воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может бытьбудущего.
Методическая разработка Урок гражданственности (6класс).
«С чего начинается Родина?»
Цель урока:
способствовать воспитанию у обучающихсяуважения к социальным нормами ценностям, к законам и символам государства, воспитывать чувство патриотизма,любви и гордости за свою Родину.
Задачи урока:
Ø актуализировать знания обучающихся о своейРодине;
Øрасширятькругозор, изучая исторический краеведческий материал о своей малой Родине;
Ø воспитывать у детей уважительное отношениек государственным символам России (флаг, герб, гимн);
Ø способствовать формированию гражданскойпозиции, чувства принадлежности к своей стране — России.
Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельностиучащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Методы обучения:
информационно-коммуникационный,
частично-поисковый,
исследовательский.
Средства обучения: наглядные(презентация с демонстрацией наглядного материала) и печатно-словесные(картинки, высказывания).
Технологии:
1.Информационно-коммуникационная.
2.Личностно-ориентированная.
3.Игровая.
4.Деятельностная.
Подготовительный этап:
для учителя:
1.Подготовка материала.
2.Создание презентации.
3.Побормузыкального сопровождения.
для обучающихся:
1.Найтиопределения «Родина».
2.Раскраситьрисунки речка, отец, дом, ивушка, небо, аист.
Основные понятия:
Родина,малая Родина, патриотизм, символы, флаг, герб, гимн.
Оборудование:
· демонстрационно-компьютерный комплекс;
· раздаточный материал;
· тексты гимна РФ и песни «С чего начинается Родина?»;
· высказывание на доске «Нет земли краше, чем Родина наша»;
· изображение герба и флага РФ;
· фотографии – виды родного посёлка (природа, животные, здания,жители…)
Конспект урока.
Учитель: Добрый день, ребята! Давайте начнём нашуработу с улыбки. Пусть сегодняшний урок принесёт всем радость общения. Васожидают новые знания и интересные задания, а помощниками вам будут внимание,находчивость и ваше творчество.
(На доске прикреплены вразброс картинки: речка, отец, дом,ивушка, небо, аист)
Учитель: Внимательно посмотрите на картинки и, используя первуюбукву названия картинки, попробуйте разложить их так, чтобы получилось слово.
(Дети на доске раскладывают картинки, учитель пишет илиприкрепляет готовые буквы)
Учитель: Какое слово у нас сложилось?
Ученики: Сложилось слово Родина.
Учитель: Правильно. Родина. Как вы думаете, что такое Родина? Счего она начинается?
Ученики: (Ответы детей о Родине, подготовленные дома,прикрепляются на доске) Начинается с дома, с родных, с берёзок и т.д.
Учитель: А мне хочется вспомнить песню (включается видео «С чегоначинается Родина?» в исполнении М. Бернеса).
Учитель: Кто мне поможет, о чём наш сегодняшний урок?
Ученики: Мы будем говорить о Родине, с чего начинается Родина.
Учитель: Правильно. Мы поговорим о том, с чего начинается Родина,о символах нашего государства. (На доске прикрепляется надпись «С чегоначинается» и текс песни «С чего начинается Родина»). Обратите внимание навысказывание, которое есть на доске. Как вы его понимаете?
Ученики: Наша Родина самая красивая, самая богатая. У каждогочеловека своя малая Родина и она самая лучшая и т.д.
Учитель: Я раздам вам карточки с ответами.Буду задавать вопрос, и показывать картинку, а вы мне найдите правильный ответ.
Учитель: (прикрепляет готовую надпись надоске) Что мы Родиной зовём? (показывает картинку: дом, берёзка удороги)
Ученики: Дом, где мы с тобой растём,
И берёзку у дороги,
По которой мы идём
(Учитель прикрепляет картинку на доске)
Учитель: Что мы Родиной зовём? (показываеткартинку: солнышко, небо, каравай)
Ученики: Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
(Учитель прикрепляет картинку на доске)
Учитель: Что мы Родиной зовём? (показываеткартинку России, села, города, Кремля)
Ученики: Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды.
Звёзды мира над Кремлём.
(Учитель прикрепляет картинку на доске)
Учитель: А где находится Кремль?
Ученики: В Москве.
Учитель: А что вы знаете ещё о Москве?
Ученики: Это столица нашего государства,там живёт наш Президент, есть Красная площадь и т.д.
Учитель: Как называется наше государство?
Ученики: Россия, Российская Федерация.
Учитель: Россия – это наша большая Родина.Мы – граждане Российской Федерации. Как это звучит гордо! Каждый гражданинРоссии должен знать, уважать и беречь историю своего государства, егогосударственные символы. Кто знает, что относится к символам государства?
Ученики: Флаг, Герб, Гимн.
(Учитель на доске прикрепляет надпись «Символыгосударства»)
Учитель: Давайте поговорим о каждом изних.
Флаг России (Прикрепляет надоске изображение флага РФ) В переводе с греческого слово флаг означает«озарять», «гореть». Сколько государств на земле, столько существует флагов.Все они разные: одноцветные, многоцветные, с узорами, звёздами, крестами.Каждый знак, фигура, цвет имеют своё значение. У каждого флага своя судьба,своя история. Посмотрим небольшое видео о нашем российском флаге.
(после просмотра видео небольшой опрос)
Учитель: Что нового вы узнали для себя изпросмотренного видео?
Ученики: Флаг ещё называют стяг и знамя…
Флаг – государственный символ, имеет трицвета, называется триколор…
День флага – 22 августа и т.д.
Учитель: Следующий символ – это нашГерб (Прикрепляет на доске изображение Герба РФ). Герб в переводе снемецкого означает «наследство». Это символ отличия, эмблема государства.Существует целая наука – геральдика, которая знает все правила составлениягербов. Гербы могут быть различными по форме (треугольными, квадратными, в видеромба). Могут быть различными по цвету, и каждый цвет что-то означает. Япредлагаю вам посмотреть видео о российском гербе.
(после просмотра видео небольшой опрос)
Учитель: Скажите, менялся ли герб РФ илибыл таким, каким изображён сейчас с самого начала? Что вы ещё узнали нового огербе РФ?
Ученики: Наш герб со временем изменялся. Вразные времена изображение были другими.
День герба – 30 ноября и т.д.
(Включается небольшая физминутка
Раз, два, три,четыре
Будем всех сильнее в мире Руки в стороны и с силой к плечам.
Будем мир мызащищать, Поднимают прямые руки вверх и в стороны
Будем маму обнимать. Обнимают себя
На носочки встанем,
Солнышкодостанем. Поднимаются на носочках.
До пяти считаем, Шагают на месте
Дружно приседаем. Присаживаютсяза парты)
Учитель: И ещё один символгосударства – Гимн РФ (Прикрепляет на доске текст Гимна РФ).
Гимн – это торжественная, хвалебная песня,прославляющая народ и его государство. Слова гимна написал С.В. Михалков,музыку – А.В. Александров. День гимна РФ – 30 декабря. При исполнении гимнаполагается вставать и слушать его стоя. (Звучит гимн РФ видео в исполнении Л.Долиной).
(после просмотра видео небольшой опрос)
Учитель: Какие чувства у вас вызвалоисполнение гимна и просмотр видео?
Ученики: Чувства гордости за свою страну,уважение к её истории, народу и т.д.
Учитель: Многое может родная земля! Можетнакормить нас тёплым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своейкрасотой, но защитить себя она сама не может. Поэтому защита Отечества – этонаш долг. Мы – граждане России (прикрепляется запись на доске Мы – гражданеРоссии).
Учитель: А сейчас проверим, насколько вы запомнили то, что мысегодня изучали на уроке. Я предлагаю вам выполнить небольшую творческуюработу, которая состоит из 3 заданий. (Раздаются задания).
1. Составь эти пословицы, соединив части линиями.
Нет ничего на свете краше, |
…во сне снится |
Родимая сторона — мать, |
…Родина — малина |
Всякому мила |
…как мать любимую |
Чужбина — калина, |
…своя сторона |
На чужбине родная землица |
…чем родина наша |
Береги землю родимую, |
…а чужая — мачеха |
2. Раскраситьфлаг России, написать, что означает каждый цвет.
|
Белый цвет — __________________________________
Синий цвет — __________________________________
Красный цвет – __________________________________ |
3. Ответить на вопросы теста.
1.Какоеиз предложенных понятий наиболее соответствует определению: «Официальнаяэмблема государства, которая изображается на государственных документах имонетах»?
А)гимн Б) флаг В) герб Г) печать
2.Кто является автором слов гимна Российской Федерации:
А)В.А. Жуковский
Б)А.Ф. Львов
В)М.И. Глинка
Г)С.В. Михалков
3. В правой лапе орла – жезл, один из почётных знаков носителяверховной власти, а в левой?
А)метроном Б) держава В) штандарт Г) знамя
Учитель: Очень хорошо. Все с заданием справились. Оцените своюработу на уроке, поставив себе отметку.
Учитель: Посмотрите, как красиво и познавательно мы оформили нашудоску. Сегодня мы изучили материал о нашем государстве, символы государства.Выяснили, что от нас зависит будущее нашей страны. На следующих уроках мыпоговорим о малой Родине, о нашей области, районе. Домашним заданием будетнарисовать свои самые любимые места в селе (городе, посёлке и т.д.). Найтиинформацию о символах нашего региона.
Учитель: Подведём итог урока. Прикрепите смайлики, выбрав одну изграф.
Всё понял, было интересно |
Ничего не понял |
Было интересно, хочу узнать подробнее. |
|
|
|